В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Маша - наша! Назад
Маша - наша!
Опубликовано еженедельное спортивное приложение к газете "Кузбасс" 21 июля 2011 года

Легендарной гимнастке Марии Филатовой на днях исполнилось 50 лет. В 1976 году эта хрупкая девочка из сибирского города Ленинск-Кузнецкий сразила наповал канадскую публику, став самой юной победительницей Олимпийских игр. Потом была череда мировых побед, еще один триумф на Играх (теперь уже в Москве), и все это в 19-летнем возрасте! После завершения блестящей спортивной карьеры Мария занялась тренерской деятельностью. Жила и работала в Белоруссии, Северной Ирландии, а последние 15 лет - в США. Интервью у нашей прославленной землячки корреспондент "Спортивной арены" взял по телефону, позвонив Марии Евгеньевне накануне юбилея в город Рочестер штата Нью-Йорк.

Очень ранняя специализация

Заниматься спортивной гимнастикой Филатова начала в шесть лет.

- У нас в детском саду были гимнастические упражнения на часе физкультуры, - вспоминает она сейчас. - Моя подруга сказала, что в городе есть специальная секция, и я попросила папу отвести меня туда.

Первым тренером юной Марии стала Татьяна Иванова, чемпион мира-1967 и обладательница Кубка мира-1970. Она полтора года тренировала Филатову, а потом талантливую девочку заметил Иннокентий Иванович Маметьев. Это был уникальный тренер, он разработал методику ранней специализации гимнастов, за что выслушал немало критических замечаний от спортивных функционеров. В Ленинск-Кузнецкий даже приезжала с проверкой специальная комиссия во главе с Зоей Сергеевной Мироновой, заведующей отделением спортивной травмы ЦИТО и главврачом олимпийской сборной СССР. Но Маметьев все-таки сумел доказать свою правоту.

Вместе с Иннокентием Ивановичем работала его жена Галина Николаевна. Именно этот дуэт и смог "выковать" из Филатовой будущую олимпийскую чемпионку.

- Тренерский подход держался на дисциплине, неизменных требованиях к подготовке и при этом - определенной заботе, - рассказывает Мария Евгеньевна. - И еще было фанатичное следование распорядку. Если надо было заниматься до одиннадцати вечера, то мы оставались в зале, пока все не выполним. Уже потом, когда я завершила спортивную карьеру, Иннокентий Иванович говорил: "Маша, ты понимаешь, какое это было чудесное время? Таких спортсменов, как ты, уже больше нет".



День рожденья -яркий праздник

На начало 1976 года Мария была четвертым номером в сборной СССР и должна была по праву поехать в Монреаль на Олимпиаду. Однако на последнем сборе в Минске было объявлено, что Филатову "отцепляют" от сборной. Тогда Маметьев срочно вернулся в Кемерово и оттуда вместе с председателем облисполкома Парфентием Гузенко прилетел в Москву, где добился приема в ЦК партии. Лишь после этого тренерскому составу сборной было рекомендовано взять Марию Филатову как "запасную". И вот на пробных соревнованиях в Монреале кузбасская гимнастка за свое выступление удостоилась таких оваций от публики и первых полос в североамериканских печатных изданиях, что не поставить ее в основной состав команды было уже никак нельзя.

- В день командного первенства мне исполнилось 15, девочки из сборной подарили мне цветы и игрушку-котенка. И сказали, что главный сюрприз ожидает меня вечером. И я выиграла золотую медаль!

Правда, никаких правительственных наград после Олимпиады Филатова так и не увидела, первые люди в нашем спорте посетовали на ее слишком ранний возраст. Впрочем, звание "заслуженный мастер спорта" Мария получит уже в 16 лет.

Московские сложности

За четыре года между Олимпиадами Филатова смогла собрать коллекцию всех возможных трофеев - начиная от победы на чемпионате СССР и заканчивая Кубком мира. Это, впрочем, не мешало руководителям нашей гимнастики время от времени отлучать Филатову от сборной. И все же Игры 1980 года Мария встретила как лидер советской команды. И возрастом она стала постарше, и опыта прибавилось, однако возникли непредвиденные трудности.

- Думала, что в Москве-то все должно быть в идеальном состоянии. Ошибалась. Нас так ни разу и не сводили на все снаряды, не дали их попробовать. Уже на тренировках выяснились некоторые нарушения. Например, расстояние от пола до жерди брусьев было на пять сантиметров выше, чем полагается. И бревно было кривое-кривое. Удивительно, что даже на Олимпиаде не смогли все нормально сделать! В итоге меня на бревне болтануло, и в финал я не попала. А на брусьях стала третьей. И снова выиграла "золото" в командном первенстве.

После Олимпиады-80 Мария продолжила выступать и даже держала в уме предстоящие Игры в Лос-Анджелесе. Увы, не только Филатовой, но и всем другим спортсменам из СССР не суждено было там выступить...



Жизнь после

- Тяжело ли было заканчивать спортивную карьеру?

- Этого словами не объяснишь. Мы, советские спортсмены, все потерянные люди. Нас никто и никогда не готовил к тому, что будет потом. Может быть, сейчас все изменилось. Я же очень долго не могла адаптироваться к нормальной жизни. Даже по телевизору гимнастику больше года не смотрела.

Помогла работа - сначала инструктором в цирке, а затем тренером. Вот здесь Мария и поняла, каково это - учить и воспитывать ребят. К тому времени она уже была в Минске. Встретила своего будущего мужа - гимнаста Александра Курбатова. Потом у Марии родилась дочь Саша. Восьмидесятые подходили к концу, и положение в стране становилось все тревожнее.

- В начале девяностых муж работал тренером в национальной сборной Германии. И вот на сборах с Александром на контакт вышел один человек и предложил контракт в североирландской федерации. Мы ухватились за эту возможность, потому что дальше в Белоруссии оставаться было просто нельзя.

Белфаст принял Марию настороженно. Противостояние католиков и протестантов еще не думало затухать. Беспорядки, отряды полицейских, бронетехника на улицах - в Северной Ирландии в 1991 году все это было обыденным явлением. Но семья советских тренеров приехала туда работать, а не разбираться в политических и конфессиональных разногласиях.

- Спортивная гимнастика была там убогой. Просто на нулевом уровне, - вспоминает Мария Евгеньевна. - Мы отработали пять лет и добились некоторых успехов. Например, Холли Мердок попала в сборную Великобритании и смогла завоевать медали на европейских соревнованиях.



Американская мечта

- США сразу произвели ошеломляющее впечатление, - рассказывает Филатова о новом этапе жизни. - Это можно было только во сне увидеть, чтобы столько детей в гимнастику шло. Не ленись, выбирай, работай. Здесь естественный отбор. Все просто: у родителей есть деньги, они платят, приводят детей, которые хотят заниматься. В Союзе таких детей близко к гимнастике не подпустили бы, основываясь на спортивных показателях. А эти дети потом начинают такие трюки выделывать, что понимаешь - многое зависит не от комплекции, а от желания.

В Штатах Мария и Александр бывали каждое лето, пока работали в Белфасте. В 1996 году они поняли, что готовы к переезду. В американских спортсменах Мария Филатова увидела что-то схожее с ее собственной ментальностью:

- У них есть спортивная злость, заряд на победу. Они вкалывают, они тренируются, они хотят. А у нас, что при Союзе, что сейчас, у многих в глубине души живет потаенный страх: "Вдруг упаду, вдруг будут сильно ругать, вдруг накажут не только меня, но еще и тренера?!"

- Сложно было адаптироваться?

- Не совсем. Английский язык я хорошо выучила еще в Северной Ирландии. К стилю жизни тоже быстро привыкли. У нас главенствуют традиции, а здесь традиции и обычаи создаются на ходу. Проблема была в другом - я слишком честная и доверчивая. Например, четыре года назад открыли мы как партнеры клуб "Zenith", а в итоге нас использовали и просто выкинули на улицу. И последние 15 месяцев мы без зарплаты. Но все-таки для дочери смогли открыть еще один зал - "Kour Magic" (по-английски фамилия дочери Марии, Саши пишется как Kourbatova. - Прим. авт.), и ребята к нам потянулись. Так что понемногу встанем на ноги.



Родина слышит? Родина знает?

Так получилось, что на данный момент у Марии Филатовой нет паспорта. Никакого. Советский больше недействителен. Есть штатовская "зеленая карта" (удостоверение личности, подтверждающее вид на жительство и право трудоустройства на территории США) и возможность пройти тест на получение американского гражданства. Что же касается родного, российского подданства, то Мария Евгеньевна уже десять лет пытается добиться положительного ответа от наших властей. Но безуспешно.

- В 2005 году мне пришел официальный бланк из администрации президента. В нем говорилось, что мне отказывается в гражданстве "за недостаточностью заслуг перед Российской Федерацией". Знаете, я не понимаю: если не мне, то кому вообще тогда положено?!

С другой стороны, уже не первый год Александр Цимерман, заслуженный тренер России и директор областной СДЮСШОР по спортивной гимнастике, уговаривает Марию Евгеньевну вернуться на родину. Как олимпийскому чемпиону ей положены президентские и губернаторские выплаты. Но как приехать без паспорта?

- Я знаю, что президент России и премьер-министр устраивают телемост. Может быть, во время подобного им вопрос задать? - размышляет вслух двукратная олимпийская чемпионка.

- Как вы себя чувствуете в канун юбилея?

- С одной стороны, 15 лет, проведенных здесь, дают о себе знать - мы прочно укрепились в Штатах. Все-таки уезжали сюда ради дочери, чтобы жизнь у нее сложилась счастливее, чем у нас. С другой стороны, я была и остаюсь чистокровной русской. И знаете, я абсолютно счастлива. И если была бы у меня еще одна жизнь, то прожила бы ее точно так же.

Беседовал Сергей СПИЦЫН.

НА СНИМКЕ: именно супруги Маметьевы сумели "выковать" будущую чемпионку.

Фото Виктора Грызыхина.

Док. 646872
Перв. публик.: 20.07.11
Последн. ред.: 13.02.12
Число обращений: 0

  • Филатова Мария Евгеньевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``