В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Баев: Нынешнее состояние медицины устраивает всех, кроме больных и медиков Назад
Владимир Баев: Нынешнее состояние медицины устраивает всех, кроме больных и медиков
Я много слышала о нем: известный кардиолог, доктор медицинских наук, в Хакасии непререкаемый авторитет в своей области. Воображение рисовало степенного и седого профессора в очках, а вместо него появился еще молодой мужчина в песцовой ушанке, спортивного телосложения, непоседливый и разговорчивый. Итак, знакомьтесь: Владимир Владимирович Баев.
- Владимир Владимирович, это Ваше первое "хождение во власть". Почему решили пойти в политику?

- Хочу изменить ситуацию в здравоохранении Хакасии. Сегодня система здравоохранения находится в тупике. За последние годы ухудшилось состояние не только пациентов, но и персонала - низкий уровень заработной платы, оснащенности, разобщенность. Посмотрите, разные медицинские учреждения - городская больница, республиканская, железнодорожная, поликлиника МВД и другие между собой конкурируют, а не взаимодействуют. Эта порочная система порождает неоправданные расходы. Например, в республиканской больнице есть замечательный томограф, но Абаканская городская больница тоже собирается приобрести такой же аппарат. Зачем? В Хакасии не такое большое население. Да, в республиканской больнице на томограмму очередь. Так пусть он работает круглосуточно. Давайте объединим все лечебные учреждения в одну цепь, и многие проблемы будут решены. Например, у человека инсульт. Томограмму ему нужно сделать срочно, а не через сутки, потому что при правильной быстрой диагностике и лечении больной может восстановиться полностью, при неправильной - погибнуть.

В республике необходимо создавать крупные профильные диагностические центры. Кардионеврологический, например.
- На какие средства?

- Да средств в медицине достаточно, просто расходуются они неразумно. Возьмите, к примеру, диспансеризацию. Как это должно быть? Несколько узких специалистов приезжают на предприятие, обследуют работников, обнаруживают у кого-то, скажем, проблемы с позвоночником. Они должны направить его на обследование и предложить, если это возможно, нехирургическое лечение: массаж, занятия в лечебно-физкультурном диспансере и т.п. А вместо этого те же самые специалисты приезжают, смотрят, записывают, но никого никуда не направляют. То есть, по сути, диспансеризация у нас проходит формально. А деньги на нее выделяются приличные: умножьте пятьсот рублей на количество работающих в Хакасии - получится кругленькая сумма. Поэтому, чтобы навести порядок в здравоохранении, нужны не столько деньги, сколько умная организация труда и желание властей.
- Но существует еще проблема кадров...

- Да, существует. Узкие специалисты сегодня вообще выдавливаются из здравоохранения. Низкая заработная плата и тяжелые условия труда могут вынудить врачей сменить профессию. Ни для кого не секрет, что все специалисты работают на полторы-две ставки. Молодой хирург в Абакане получает пять тысяч с небольшим. Я же, как заведующий отделением, доктор медицинских наук - десять тысяч рублей. Мой друг работает в Германии по той же специальности, его зарплата в месяц составляет около семи тысяч евро, это без малого триста тысяч в рублях. Понятно, что о подобных зарплатах мы даже не мечтаем, но нужно что-то менять, чтобы удержать хотя бы тех профессионалов, кто еще не ушел на "сытные" хлеба. Специалисты есть, и они будут работать, если им нормально платить.

- И все же в здравоохранении есть масса других проблем, экономических и нравственных. Какие из них, на Ваш взгляд, требуют первостепенного решения?

- Уже около пятнадцати лет медицина находится в кризисе. Старая система сломана, а новая не создана. Страховая медицина не работает в том объеме, в котором должна. Она не оплачивает коммунальные услуги и инвентарь. Эти затраты оплачивают муниципальные бюджеты. А почему? Кроме того, если больной попал в больницу, например, с сотрясением мозга, а в процессе обследования выяснилось, что у него есть, скажем, заболевание сердца, то лечить его можно только от чего-то одного, потому что оплачивается лечение только одного заболевания. У нас нет страхования рисков, то есть наши врачи не застрахованы. На западе, если врач ошибся: поставил неверный диагноз или назначил неправильное лечение - за него платит страховая компания, в России пока подобной практики нет.

"Скорой помощи" в том виде, в каком она существует у нас, нет почти нигде в мире. Там в службе "Скорой помощи" работают не врачи, а специально обученные люди. Это, действительно, нерационально: учить человека семь лет, чтобы он ездил и уколы ставил. Прошли новогодние праздники, и "скорая" зачастую откапывает тех, кто болеет с перепоя. Это нормально? В Ирландии вызов "скорой" стоит триста евро (а семейного доктора - пятьдесят). Если ты действительно болен - страховая компания оплатит вызов, а если просто перепил - плати сам.

- Вы сторонник применения дорогостоящих лекарств. Почему?

- Я занимаюсь фармакоэкономикой. Уже давно подсчитано, что выгоднее пролечить человека дорогим, но эффективным препаратом и полностью (или почти полностью) восстановить его, чем пролечить дешевым, малоэффективным лекарством, потом долго реабилитировать, выплачивать пособие по инвалидности или, в худшем случае, похоронить. Поступает к нам больной с инфарктом. У него тромбоз. Ему вводят препарат, который стоит около тысячи евро. Тромб растворяется. Человек почти полностью восстанавливается (80-100%). На Западе так поступают в семидесяти случаях из ста, в Москве - в пяти, а в Абакане - в тридцати шести. Почувствуйте разницу!

- Почему Вы стали доктором?

- Во многом на мое решение повлияли родители. Мама в свое время мечтала стать врачом, но у нее не получилось. Выходит, я реализовал мамину мечту. В 9 и 10 классе ходил в кружок юного биолога, опыты разные ставил. Очень хотел быть травматологом - там удовлетворение от работы получаешь быстро - привезли человека со сломанной рукой или ногой, он пролечился, встал и пошел - вот и результат. Но в травматологию не прошел из-за зрения. Стал кардиологом. Здесь тоже результат осязаемый: спас человека после инфаркта - значит, он жить дальше будет.

Вообще, все, что есть во мне хорошего - от мамы и папы. Мои родители - педагоги, учили нас с братом доброму и светлому, всегда стремились помочь людям, изменить жизнь к лучшему. Наша семья жила по принципу: "все лучшее - детям" и в духовном, и в материальном плане. Несмотря на то, что родители были людьми занятыми, их вниманием мы не были обделены - нас с братом водили по театрам, концертам, мы весте гуляли, разговаривали. Летом отдыхали у дедушек и бабушек. Так что детство у меня было счастливое.

- Как Вы отдыхаете?

- Еще со школы я занимаюсь горным туризмом. В повседневной жизни не хватает положительных эмоций. Хорошего адреналина. Мой личный рекорд - пик Евгении Корженевской на Памире. Он входит в четверку самых высоких вершин на территории бывшего СССР. Дважды падал в трещины. Один раз метров на семь улетел. Вытаскивать меня не стали в воспитательных целях, пришлось самому выбираться. Это, наверно, самое сильное переживание, связанное с горами.

Очень нравится отдых за границей. Я был на международных симпозиумах в Ирландии, Хорватии, Греции и совмещал полезное с приятным. Люблю теплое море, особенно когда у нас зима.

Когда нахожусь в дороге - обычно читаю детективы. Недавно прочитал "Кысь" Т.Толстой. Классиков, к сожалению, не люблю, видимо, перечитал в детстве. "Войну и мир" Льва Толстого прочитал в пятом классе - очень понравилось, а сейчас в основном читаю специальную литературу.

Люблю пересматривать старые советские фильмы: "Ирония судьбы", "Бриллиантовая рука" и т.п. Они добрые. В современных лентах этой доброты нет.
- Ваша любимая цитата.


- Если больной ушел от врача и ему не стало легче - то это не врач, если стало - то это не больной.
- Ваша самая большая удача.

- Что я родился и стал тем, кто есть. Сейчас, оглядываясь назад, я бы не хотел ничего изменить.

- Что такое для Вас старость?

- Состояние духа, когда отсутствуют всякие желания. От возраста это не зависит.

- Ваша цель?

- Спасти мир. Я это делаю в своем кругу - лечу людей, спасаю их от смерти. Хотя болезнь - сознательный выбор каждого человека - его образ жизни, питание. Винить тут некого. Каждый сам кузнец своего счастья и несчастья. Если тебе не нравится экология - уезжай в другой регион, не нравится режим - уезжай в другую страну. Человек может все изменить сам - в этом я уверен.

- Почему Вы не выдвигались в Верховный или городской Совет депутатов раньше?

- Потому что считал, что нормальные люди туда не ходят.

- Сейчас Вы так не думаете?

- Я решил, что пора это изменить. Надеюсь поменять и положение вещей в нашем здравоохранении, хотя бы на уровне Хакасии. Это трудно, на первый взгляд - невозможно! Но побеждает тот, кто борется. В списке "Патриотов России" - известные люди, порядочные, деятельные, неравнодушные. Надеюсь, все у нас получится, и, работая в парламенте Хакасии, мы сможем многое изменить в лучшую сторону.

Беседовала Наталья ЕФРЕМОВА

http://www.19rus.info/news.php?news_id=37532

Док. 646827
Перв. публик.: 25.02.09
Последн. ред.: 10.02.12
Число обращений: 0

  • Баев Владимир Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``