В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Масштабы незаконных вырубок сильно преувеличены (Архангельская область) Назад
Масштабы незаконных вырубок сильно преувеличены (Архангельская область)
В газете "Независимое обозрение - Архангельск" от 23 октября опубликовано интервью с руководителем лесной службы Архангельской области Николаем Кротовым "Масштабы незаконных вырубок сильно преувеличены". Приводим его полностью.

"В 2003 году количество лесных пожаров снизилось вдвое - 315. Прежде всего, лесники связывают это с проводимой профилактической работой. Но, как известно, область теряет лес не только по этой причине.

Как живет сегодня бюджетообразующая отрасль области, какие проблемы и перспективы? Этому посвящена наша беседа с руководителем лесной службы Архангельской области Николаем Кротовым.

- Николай Степанович, как обстоят дела с незаконными вырубками леса?

- Есть браконьеры, которые хотят поживиться за счёт дешевой древесины, особенно в южных придорожных районах. Но мы совместно с правоохранительными органами этот вопрос решаем. Я не сказал бы, что таких вырубок много. К примеру, по Вельскому району зарегистрировано 2l7 случаев. Раскрывать их, конечно, сложно. А рядом Шенкурский район, там всего десяток лесонарушений. На севере области еще меньше. Так что ситуация рабочая.

- Тем не менее, цифры по потерям лесных ресурсов впечатляют.

- Недавно представители "Гринпис" сказали, что 30 процентов леса в Архангельской области заготавливается нелегально. Я с этими цифрами не согласен. Они имеют право на существование, но "Гринпис" называет нелегальным любой лес, заготовленный с точки зрения этой экологической структуры, с нарушением даже не действующего законодательства, а мировых принципов экологической безопасности. У нас работает российское законодательство, поэтому мы официально признаем, как незаконно заготовленный объем - 19 тысяч кубометров, а это далеко не 30 процентов.

- Получается, что у нас мягче законы?

- Что касается экологии - да, а лесное законодательство - одно из самых жестких в мире. Но, к сожалению, не только оно регулирует отношения в этой сфере. Есть уголовное и административное законодательство, и здесь прослеживается некоторая нелогичность, в результате привлечь к ответственности нарушителя практически невозможно.

- Каким же образом этот лес восстанавливается, ведь он неучтен при планировании лесозаготовительных работ?

- Это одна из серьезных проблем. Когда лесники предъявляют нарушителю сумму ущерба, в которую входит стоимость леса на корню, умноженная на 20 или 50 процентов, в зависимости от группы леса, суд не принимает эти цифры. И мы никого не можем убедить, что эта кратность позволяет ликвидировать вред, нанесенный природе в целом.

В общем, объем лесовосстановительных работ очень большой - 41 тысяча гектаров ежегодно. Финансируются работы за счет средств областного бюджета.

- Все ли площади, разрешенные под лесозаготовки, сегодня используются?

- По схеме передачи лесов в аренду мы работаем более 10 лет, и практически все экономически доступные и продуктивные лесные массивы переданы в аренду. Оставшаяся расчетная лесосека, которую можно осваивать, - это Лешуконский район, восток Пинеги, Верхнетоемского и Виноградовского районов. Но эти местности не используются, и вообще для освоения они неперспективны, потому что там нет дорог.

- Насколько я знаю, в ближайшее время предполагаются изменения в финансировании лесовосстановления?

- Очень болезненный для нас, лесников, вопрос - это финансирование лесовосстановления в следующем году. Проект федерального бюджета предусматривает, что с 1 января 2004 года минимальные ставки за древесину на корню, которые на сегодняшний день поступают в бюджеты муниципальных образований, будут поступать в федеральный бюджет. Для Архангельской области это означает, что 300 миллионов рублей уйдут в федеральный бюджет. Конечно, это вопрос межбюджетных отношений и какие-то замещения будут найдены. Но если в предыдущие годы при решении вопроса в областном Собрании и в администрации области о выделении средств на лесовосстановление всем было понятно: лесникам дают З6 миллионов, но за это они заработают для областного бюджета 300 миллионов, то есть была очень четкая, ясная и понятная арифметика. Сейчас нас немножко тревожит такое состояние дел. Деньги будут уходить в федеральный бюджет, а лесовосстановление финансировать будет областной.

Подобная схема прохождения финансовых потоков предполагается не только в лесной отрасли. В последнее время наметилась четкая тенденция к централизации региональных средств в федеральный бюджет с последующим перераспределением. Столица и центр России развиваются с невероятной скоростью, требуя все новых вложений. Поэтому и возвращаются к привычной схеме: сначала всевозможные сборы с регионов, а потом скромный возврат самых необходимых сумм в местные бюджеты. Естественно, в более непривлекательной позиции оказываются дотационные области. Конечно, в результате этих перемен не будет легче, главное, чтобы не стало хуже".


http://www.regnum.ru/news/171412.html

Док. 646820
Перв. публик.: 23.10.03
Последн. ред.: 10.02.12
Число обращений: 0

  • Кротов Николай Степанович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``