В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Про малую нужду Назад
Про малую нужду
Проект областной целевой программы поддержки малого предпринимательства на 2007-2009 годы находится в очень интересном положении: одобренный правительством области, он тем не менее продолжает оставаться предметом для споров, впрочем, заочных.

Думается, в этом есть вина и разработчиков проекта (в качестве "общественных объединений предпринимателей" привлекших Торгово-промышленную палату и Союз промышленников и предпринимателей Ивановской области, которые имеют к объекту поддержки очень опосредованное отношение), и, несомненно, самого малого бизнеса. Это значит, что основное обсуждение программы состоится в рамках ее рассмотрения Ивановской областной думой. Предприниматели и законодатели, похоже, к этому готовы. Во всяком случае и депутаты ИОД, и все общественные организации малого и среднего бизнеса, поддержали идею создания рабочей группы по работе над проектом соответствующего областного закона.
Успехи малого предпринимательства - основной залог успешного экономического развития региона. Этот тезис прозвучал в докладе начальника областного департамента экономического развития и торговли Владимира Сокова во время обсуждения проекта целевой программы развития и господдержки малого предпринимательства в Ивановской области на 2007-2009 годы. Программа обсуждалась на заседании регионального правительства во вторник, 17 октября.
В этом году поддержка малого бизнеса осуществляется согласно аналогичной программе, рассчитанной на 2003-2006 годы. Главную роль "поддерживателя" играет Ивановский государственный фонд поддержки малого предпринимательства (ИГФПМП).
Руководитель ИГФПМП Глеб Габузов сообщил, что за время существования фонда (с 1996 по 2006 годы) выдано 67 млн рублей на реализацию 180 инвестпроектов, создано 2000 новых рабочих мест, обеспечен прирост налоговых поступлений примерно в 5 млн рублей. Сегодня активно работают муниципальные фонды поддержки предпринимательства, объем выданных ими за последние три года займов уже практически сравнялся с количеством средств, предоставленных областным фондом.
Новый вариант программы во многом повторяет действующую. Основные бюджетные затраты будут направлены на предоставление налоговых льгот и субсидирование части процентной ставки по коммерческим кредитам. На три года на эти цели запланировано 56 млн рублей (на 2007 год - 16,4 млн). Также планируется уделить внимание системе кредитования без залога - под государственные гарантии правительства области, предусмотрены средства на обучение предпринимателей, оказание им консультативной помощи, содействии в организации выставок, ярмарок, налаживании контактов с партнерами из других регионов.
Депутат Ивановской областной думы Евгений Нестеров проинформировал, что в думе готовится к принятию во втором чтении законопроект о поддержке малого предпринимательства. По словам депутата, он не будет столь декларативным, как ныне действующий закон. Говоря о недостатках проекта программы, Нестеров указал на то, что она повторяет все слабые места действующей. По мнению депутата, "не прописаны" критерии, по которым определяется, каким инвестиционным проектам следует отдавать приоритет, а также порядок и критерии отбора проектов вообще (впрочем, как и методика определения их эффективности). До сих пор не составлен реестр субъектов малого предпринимательства региона. Е. Нестеров попросил включить в перечень организаций, контролирующих исполнение программы поддержки предпринимательства, и Ивановскую областную думу.
Президент Торгово-Промышленной палаты Ивановской области Леонид Иванов предложил использовать наиболее оптимальную, на его взгляд, форму имущественной поддержки - бизнес-инкубаторы, которые будут способствовать созданию востребованных товаров и услуг, а также привлечению федеральных средств. Иванов выступил за то, чтобы предоставить малому бизнесу право первоочередного выкупа муниципальных площадей, которые он арендует, компенсировать ему часть расходов на ярмарочно-выставочную деятельность и ввести в единый налог на вмененный доход (ЕНВД) коэффициент, который учитывал бы размер "белой" зарплаты, которую выплачивает предприниматель работнику.
Генерального директора Союза промышленников и предпринимателей Ивановской области Алексея Жбанова смутила неравномерность выделения средств. В частности, увеличение бюджетных расходов с 19 млн рублей в 2007 году до 20 млн в 2008 году не покроет даже запланированного уровня инфляции, заметил он.
В целом целевая программа развития и господдержки малого предпринимательства в Ивановской области на 2007-2009 годы была одобрена правительством и готовится к внесению в Ивановскую областную думу.

Только цифры
По данным департамента экономического развития и торговли Ивановской области, в последние годы в области отмечается поступательное увеличение числа субъектов малого предпринимательства - от примерно 30 тысяч в 2000 году до 32,8 тысяч в 2005 году, причем положительная динамика обусловлена как ростом числа индивидуальных предпринимателей, так и малых предприятий. Количество малых предприятий ежегодно увеличивается на 5-8%.
Однако в Ивановской области, как и в целом в Российской Федерации, доминирующей отраслью, в которой функционирует более 49% малых предприятий, является торговля и общественное питание. На промышленность и строительство приходится соответственно 18 и 9%. Эффективность функционирования малых предприятий, а также основные показатели их финансового состояния пока недостаточно высоки.
Уровень развития малого предпринимательства в регионе можно оценить общепринятыми в экономически развитых странах показателями: на 1000 жителей там приходится около 30 субъектов малого предпринимательства, в том числе 3 малых предприятия. Количество малых предприятий на 100 тысяч человек населения по состоянию на 1 января 2006 года в Ивановской области составляет 484 единиц. По этому показателю наш регион занимает 39 место в РФ и 9 место в ЦФО.
Доля работающих на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых в Ивановской области на 1 января 2006 года составляет 13,4% (29 место в РФ и 6 место в ЦФО).
К концу 2009 года предполагается увеличить численность занятых в сфере малого предпринимательства на 3-6%, оборот по малым предприятиям на 4,5-8%, объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет области на 20- 25%.

Василий Скворцов: "Нужна программа, которая действительно будет помогать малому бизнесу"

Председатель Ивановского областного некоммерческого партнерства поддержки предпринимателей (ИОНППП) "Центр" Василий Скворцов удивлен подходом областных властей к разработке целевой программы по поддержке малого предпринимательства, которая была осуществлена без участия тех, кого собираются поддерживать. По словам Скворцова, о готовящейся программе общественные объединения предпринимателей узнали "совершенно случайно". Неудивительно, что в правительстве проект программы обсуждался без особого энтузиазма. Еще одно следствие - появился альтернативный предпринимательский вариант программы, разработанный общественными организациями ("Центр", "ОПОРА", "Инициатива") при участии "Межрегионального маркетингового центра" и института системных экономико-психологических исследований.
"Одобренная правительством программа - слабо трансформированная старая, - говорит Василий Скворцов. - Ее основная идея - перевод денег из областного бюджета в фонд поддержки малого предпринимательства, причем в отличие от прошлых лет, без постатейной росписи. Сама идея фонда, на наш взгляд, уже неактуальна: федеральный фонд поддержки упразднен, а структура, подменяющая собой банк, каково сегодня является фонд областной, не очень-то и нужна. Когда фонд выдает займы под низкие проценты, то предъявляет требования, аналогичные банковским. Как только риски повышаются, то процент вырастает до 30% и более. При этом ИГФПМП находится в заведомо лучших условиях, чем коммерческие банки, поскольку ежегодно бюджет перечисляет средства, которые становятся собственностью фонда, безвозмездно пополняя его оборотные средства и уставный капитал. Получается, что, по сути, фонд - это банк, работающий в "шоколадных" условиях.
"Центр" уверен, что поддерживать малый бизнес важно и нужно, но по-другому. Альтернативная программа в качестве приоритетного направления поддержки предлагает субсидирование процентной ставки по кредитам. Сегодня кредиты в банках довольно дорогие, а благодаря субсидированию можно компенсировать до 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая сегодня составляет 11,5%. Власть может регулировать бизнес-процессы, стимулируя таким образом проекты, приоритетные для области, для отдельно взятых муниципальных образований.
Еще один метод стимуляции развития малого бизнеса - бизнес-инкубаторы, создающие хорошие условия для стартовых проектов. Необходимы и информподдерджка, поддержка имиджевых мероприятий, выставочной деятельности и, конечно, обучение.
Еще один большой недостаток правительственного проекта программы - он не учитывает ни одного вида поддержки, который позволил бы получить федеральные средства (которые выделяются на условиях софинансирования). Между тем, на уровне Федерации на поддержку малого бизнеса выделяются огромные средства, и, насколько я знаю, в текущем году порядка 1,5 млрд из них не востребовано.
Мы настроены серьезно работать над проектом программы уже в Ивановской областной думе. От лица "Центра" мы написали письмо заместителю председателя областной думы Елене Пожигайло с предложением создать рабочую группу. Она поддержала нашу инициативу. К обсуждению проекта программы должен подключиться Экономический совет, работающий при ИОД, а также все заинтересованные лица, чтобы принять программу, которая действительно будет помогать малому бизнесу".

Александр Тремасов: "У ивановских предпринимателей есть товар, который конкурентоспособен даже на международном рынке"

Александр Тремасов возглавляет общественную региональную ассоциацию малого и среднего бизнеса "Инициатива". Сам бизнесмен, он на практике решил реализовать президентский призыв "самоорганизовываться", обращенный к бизнесу. Теперь Тремасов добивается, чтобы результаты "самоорганизации" нашли отражение в областной целевой программе по поддержке малого предпринимательства. В частности, ведение реестра субъектов малого и среднего бизнеса региона, по его мнению, должно быть доверено именно такой организации, как "Инициатива".

"Предприниматели лучше других знают о своих нуждах и теперь могут донести их до власти, - говорит Александр. - Кроме того, распределение бюджетных средств должно быть согласовано с теми, кому помогают, осуществляться по четким критериям, быть открытым и прозрачным. Только тогда эти деньги будут работать эффективно. Сегодня казенные деньги выделяются на то, где чиновникам легче их освоить. Не спорю, микрокредитование и субсидирование процентной ставки по кредитам - меры важные и нужные, однако ими нельзя решить большинство проблем малого бизнеса.
Мелкие предприниматели реально страдают от того, что не имеют доступа к информации, новым бизнес-технологиям, не могут позволить себе иметь квалифицированного юриста, психолога, маркетолога, не в состоянии работать по международным стандартам. Бывает, у них есть товар, который конкурентоспособен даже на международном рынке, а механизмов вывести его на рынок - нет. Так, в Ивановской области есть уникальные инновационные разработки: компьютерное обеспечение, медицинское оборудование, которому нет аналогов, станки для деревообработки, текстильные материалы с особыми свойствами, которые востребованы в медицине и оборонной промышленности (в том числе ткани с совершенно уникальными свойствами, которые, например, позволяют сделать бойца не видимым для приборов ночного видения) и др. Подобные технологии могли бы осваиваться в первую очередь малым бизнесом, так как он более мобилен и готов реализовывать наиболее инновационные и рискованные проекты. Считаю, действенная поддержка подобных перспективных производств просто необходима.
Также малому бизнесу необходимы гарантии. Сейчас мы выходим с предложениями к ивановским банкам ввести льготную систему кредитования индивидуальных предпринимателей, под моральную ответственность ассоциации - Ивановской гильдии предпринимателей. К сожалению, существующие организации малого и среднего бизнеса пока не готовы предоставлять финансовые гарантии. Однако решение и этой проблемы, на мой взгляд, - вопрос времени.
Формы поддержки, подобные такому "моральному поручительству", не новы: еще до революции в России купцы сообща поручались за членов своей гильдии, и это было эффективным механизмом взаимодействия сообщества предпринимателей с банками. Насколько нам известно, в настоящее время ряд ивановских банков рассматривают возможность использовать подобные механизмы в работе с малым и средним бизнесом.
На областной уровень мы выходим с предложениями создать фонд, имущество которого область сможет использовать в качестве залога для обеспечения гарантий по кредитам малому предпринимательству, а также - увеличить финансирование за счет выпуска облигаций.
Важная практическая сторона предлагаемого бизнесом проекта программы - то, что она соответствует требованиям, согласно которым мы можем рассчитывать на федеральное софинансирование. Кстати, федеральные деньги мы можем получить и в рамках действующей программы поддержки малого предпринимательства, в текущем году".

Сергей Мишуров: "Необходимо определить место малого бизнеса в экономике Ивановской области"

Директор института системных экономико-психологических исследований, доктор экономических наук Сергей Мишуров уверен, что малому предпринимательству Ивановской области нужна самоорганизация и системная программа поддержки. В плане самоорганизации ситуация в последнее время существенно меняется: малый бизнес структурируется и объединяется (пример - ассоциация "Инициатива"). Это важно и в свете диалога с властью, и в свете поиска путей взаимодействия с более крупным бизнесом.

"Сегодня назрела необходимость дифференцировать малый и средний бизнес, так как их интересы разнятся, - считает Сергей Мишуров. - Мировой опыт показывает, что оптимальной является "цеховая" модель организации малого бизнеса, когда предприниматели объединяются (самоорганизуются) по видам деятельности. На основе таких бизнес-сообществ могут возникать кластеры, подобные тем, что были созданы, к примеру, в Италии, где малые предприятия, производящие обувь, одежду, мебель объединяются, создавая общую складскую инфраструктуру, логистику, сбытовую систему. Это позволяет им не только снижать издержки, но и, что особенно важно, на равных общаться с крупными потребителями и сбытовыми сетями.
Другой важный аспект, на который необходимо обратить внимание не только правительству Ивановской области, но и крупному бизнесу, - вопрос о месте и роли малого и среднего бизнеса в экономике региона. В настоящее время в нем занято по официальным данным около 10% трудоспособного населения области (по другим оценкам - от 20% до 30%). Увеличение доли малого предпринимательства в общей структуре производства до европейского (или среднемирового уровня) потребует перетока в эту сферу значительной части рабочей силы из крупного бизнеса, который и так испытывает острый дефицит кадров. И приведет к жесткой конкуренции в части борьбы за трудовые ресурсы.
При отсутствии внятной позиции государства и бизнес-сообщества это противостояние может негативно сказаться как на экономическом, так и на социальном развитии: существенно затормозить реализацию крупных инвестиционных проектов, о которых столько говорится в последнее время, будет сдерживать частную инициативу в создании собственного бизнеса. Чтобы разный по величине бизнес не конфликтовал, чтобы небольшие предприятия имели возможность координировать свою деятельность с планами и проектами крупного бизнеса, дополняя его, необходимо определить место и роль малого бизнеса (а также механизмы его взаимодействия с крупным капитало) в рамках стратегии социально-экономического развития Ивановской области, которая в настоящее время разрабатывается региональным правительством".

Глеб Габузов: "В программе учтены все виды поддержки"

Директор Ивановского государственного фонда поддержки малого предпринимательства (ИГФПМП) Глеб Габузов говорит, что при разработке новой программы были взяты за основу ключевые направления ныне действующей программы, за исключением "не совсем внятных и трудно выполнимых пунктов".

"Из нового варианта программы исключен мониторинг, - приводит он конкретный пример. - На эти цели в текущем году предусмотрено 200 тысяч рублей. Если мы действительно хотим проводить анализ ситуации в области, то нужно это делать постоянно и профессионально, что выливается в гораздо большие затраты, которые мы сегодня себе позволить не можем. Поэтому в новой программе сделан упор на обучение, организацию деловых предпринимательских миссий, но главное - на прямое финансирование (на эти цели в программе заложено 56,1 млн из 64 млн рублей).
Большим достижением считаю то, что при разработке проекта программы учтено предложение фонда о выделении бюджетных гарантий, под которые можно привлекать для поддержки малого бизнеса внебюджетные средства, в том числе - банковские кредиты (используя гарантии как обеспечение). Мы просим 150 млн рублей гарантий на три года.
Введен пункт "Предоставление краткосрочных займов для пополнения оборотных средств СМП". Небольшие суммы востребованы предпринимателями и, как правило, идут на пополнение оборотных средств. Такие займы предоставляют обычно муниципальные фонды, однако собственных средств ввиду востребованности таких денег им не хватает.
Более четко сформулирован пункт, что средства областного фонда могут идти на финансирование создания новых и поддержание действующих муниципальных фондов.
В целом могу сказать, что Ивановский фонд поддержки малого предпринимательства работает уже более десяти лет, накопил определенный опыт, в том числе в плане выработки программных документов. Те предложения, которые мы направили в областной департамент экономического развития и торговли, в программе учтены. В действующей программе достаточно полно прописаны все виды поддержки, проект программы на 2007-2009 годы разработан ДЭРиТ на ее основе и согласован со всеми заинтересованными организациями, которые дали по ней свои замечания и дополнения. Поверьте, что те, кто принимал участие в разработке программы, отлично представляют себе проблемы малого предпринимательства области и в своей работ, безусловно, учитывали мнение предпринимателей".

Елена НОВГОРОДОВА
http://www.chastnik.ru/info.html?section=30&id=18075&module=6

Док. 646810
Перв. публик.: 26.10.06
Последн. ред.: 10.02.12
Число обращений: 0

  • Габузов Глеб Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``