В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Базалева, художественный руководитель и главный дирижер Государственного концертного оркестра Якутии Назад
Наталья Базалева, художественный руководитель и главный дирижер Государственного концертного оркестра Якутии
У нас в гостях художественный руководитель и главный дирижер Государственного концертного оркестра, заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия) Наталья БАЗАЛЕВА.

- Наталья Владимировна, который раз вы уже в Благовещенске?

- С оркестром мы уже в четвертый раз.

- Примерные промежутки между поездками?

- Примерно раз в два года, но бывает и ежегодно. Но чаще раз в два года.

- Изменяется ли наш слушатель или нет?

- У вас удивительно хороший слушатель, доброжелательный. Мы всегда сюда приезжаем с большим удовольствием. И не могу сказать, что они кардинально изменились. Но то, что они приходят к нам с удовольствием, мы чувствуем по реакции зала.

- А не лукавите ли, говоря о том, что наш слушатель один из лучших? Недавно закончился концерт-лекторий, во время которого в зале сидели и переговаривались люди, жевали чипсы, у кого-то звонили телефоны.

- Сейчас я говорила о взрослой публике. А вы присутствовали на музыкально-литературной композиции. Она направлена в адрес, пожалуй, самой проблемной сегодня аудитории - юношей, подростков. А это самое слабое сегодня звено в России, и над ним надо работать нам всем вместе.
Чему я была сегодня рада, в отличие от взрослых встреч, так это тому, что зал был полон: было и студенчество, были и старшеклассники. А то, что они шумели и жевали чипсы, я думаю, что если в следующий раз будут эти же ребята, а через раз опять они, то, наверное, чипсы им надоедят, и они захотят понять, что происходит вообще, для чего мы приехали именно для них. Это часть нашей просветительской работы, и мы выбираем такие темы, которые не оставляют равнодушными. Это процесс, это воспитание.

- Кого вы исполняете в этой конкретной программе и вообще?

- В этой программе мы исполняем совершенно незнакомое адажио Николая Котова, нашего композитора. Это такая медленная восточная музыка. Очень интересная вещь. Он писал ее специально для постановки. Все остальное мы просто подобрали. Сочли, что будет инетресно и отобразит содержание предложенного ребятам текста. Звучали грузинская музыка, два вальса Грибоедова - и в фортепьянном изложении, и в оркестровом, а также ария Бибиргана для фортепьяно с оркестром. Звучала музыка Ардити. Вообще "Вальс" Ардити исполняется в основном вокалистами, но мы решили его включить. Немного мы использовали и фоновую музыку.

- Мастерское, актерское исполнение текста. Кто читал этот текста, и кто его автор?

- Я хочу сказать, что оркестр - удивительное явление в природе, и я его безумно люблю. Все, что мы делаем, делаем сами. Все, кто сидит за инструментами, что-то еще делает для оркестра как не музыкант. Этот удивительный текст написала первая виолончелистка Маргарита Захарченко, а читала Юлия Швецова. Это наша артист на домре, это второй дирижер оркестра, воспитанница филиала Якутского музыкального колледжа, которым мне тоже приходится руководить в Алдане, которому уже десять лет. Она выпускница Арктического института искусств, и, чему я очень рада, моя ученица поступила в аспирантуру в Новосибирской консерватории на специальность дирижера.

- Просветительская деятельность входит в задачу оркестра?

- Это входило в задачу с самых первых дней существования нашего коллектива.

- Которому уже 15 лет?

- Да, которому 15 ноября будет уже 15 лет. Мы концертно-просветительское учреждение.

- Где в Алдане люди получают образование, чтобы так хорошо исполнять такую музыку? Все-таки это не "Фабрика звезд".

- Конечно, это не "Фабрика звезд". И к ней я отношусь с ироний, но, тем не менее, мы готовим для себя артистов. Те, кто молод, получили образование в нашем филиале. Затем они только по заочной форме обучаются в вузах. Сегодня это пока два вуза: Хабаровский институт искусства и культуры и Арктический институт культуры и искусства в Якутске. Далее мы расширяем свое пространство. У нас уже будут поступать во Владивостокский вуз. И, кстати, есть те, кто учатся в аспирантурах.

- Как оркестр вы самодостаточны? У вас есть свое помещение, концертные залы, вы получаете хорошую, достойную зарплату?

- У вас такие интересные вопросы! Насчет достойной зарплаты - нам хотелось, чтобы она была еще достойней, как и у всех бюджетников. В отношении помещения мы надеемся, что ситуация изменится в лучшую сторону. Пока что мы все арендуем.

- Концертный зал у вас всегда полон?

- Нет, бывает, что не всегда.

- Почему? Это ваша вина, беда или состояние культуры в России?

- Я полагаю, что это состояние культуры вообще.

- Я слышал, что вы стажируетесь у самого Гергиева. Если можно, расскажите, почему, для чего, каким образом?

- Как оперный симфонический дирижер я получила образование уже после того, как создала Государственный концертный оркестр. Училась в консерватории и в аспирантуре Арнольда Каца - народного артиста Советского Союза, профессора Новосибирской консерватории. А затем появилась в Мариинском театре. Когда я увидела, как работает маэстро Гергиев, решила, что дальше должна получать образование под его руководством, чему я очень рада, и это происходит уже четвертый год. Из этого времени самым активным был третий год, когда, спасибо родному Министерству культуры, мне позволили стажироваться очно. И мой любимый оркестр в эту пору ничуть не снизил концертной активности. Я приезжала иногда на несколько дней, и мы справились с этой задачей.

- Что увидят и услышат наши слушатели?

- Впервые для благовещенского слушателя мы привезли программу, на мой взгляд, очень интересную. Ранее мы приезжали только своим составом, своими возможностями. Теперь мы предложим вниманию слушателей удивительных мастеров, заслуженных артистов России. Это Сергей Айзенштадт (рояль), Александр Боргард (скрипка), Александр Капитан (баян). Эти удивительные музыканты будут играть сольные интереснейшие произведения с нашим Государственным концертным оркестром.

- Спасибо за беседу.
У нас в гостях была художественный руководитель и главный дирижер Государственного концертного оркестра Якутии Наталья Базалева.

http://www.alphatv.ru/easy/2006/11/14/

Док. 646783
Перв. публик.: 14.11.06
Последн. ред.: 09.02.12
Число обращений: 0

  • Базалева Наталья Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``