В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Страсти в Думе: Жириновский грозит вилами..... Назад
Страсти в Думе: Жириновский грозит вилами.....
Гость - Александр Гусев, политолог, доктор политических наук, профессор, директор Института стратегического планирования.
Ведущие - Александр Яковлев и Андрей Рябцев.

Яковлев:
- У Андрея Рябцева сегодня (7 февраля. - Ред.) вид уставший... Он сегодня дежурил сначала в Госдуме, а потом побывал на встрече Владимира Путина со своими доверенными лицами. Начнем с заседания в Госдуме.

Рябцев:
- Там приключился скандал. Владимир Вольфович чуть не устроил падучую... В общем, завелся на ровном месте. Вроде как его неправильно расслышали, неправильно поняли коллеги из "Единой России". И началось! Фактически заблокировали трибуну на пару минут сторонники Жириновского, которые выскочили на зов своего лидера. Он пытался сцепиться с единороссом, так и непонятно с кем именно. Но потом он стал наскакивать уже на лидера фракции Андрей Воробьева, который должен был выступать после Жириновского.

Яковлев:
- "Единая Россия" сегодня приняла политическое заявление. О чем?

Рябцев:
- Коротко так: не раскачивайте лодку. Вот такой смысл. А говорили все сегодня с самого утра. Есть такая процедура в Госдуме: пятиминутное заявление от каждой фракции на политическую тему. Всех, естественно, интересовало, все говорили о том, что происходило в субботу - митинги.

Яковлев:
- А какова позиция ЛДПР нам расскажет депутат Госдумы от фракции Сергей Иванов. Добрый вечер!

Иванов:
- Добрый вечер! ЛДПР проводила все время свои митинги. И то, о чем говорится на этих митингах, ЛДПР говорит уже 21 год. То, что граждане выходят на митинги, это их полное право. Мы поддерживаем их в этом отношении. Нас только не устраивает, что эти митинги пытаются оседлать люди, которые не имеют к ним никакого отношения. Они сами не ходят на выборы, и преследует свои шкурные интересы.

Яковлев:
- А что сегодня произошло с лидером вашей партии? Что так не понравилось господину Жириновскому?

Иванов:
- Я думаю, что это не понравится каждому человеку. В Госдуме есть определенный порядок. Когда выступает с трибуны депутат, то его слушают. Если в это время депутат Кармазин, который известный провокатор, сидит все время на первом ряду и постоянно мешать выступать, то это не понравится не только Жириновскому. Это всем не нравится. И, кстати, очень многие делают замечания, чтобы она прекратила комментировать выступления.

Яковлев:
- В социальных сетях пишут после этого эпизода, что Дума вновь вернулась в девяностые. Дума вновь место для дискуссий. Вы согласны с этим утверждением?

Иванов:
- Нет. Сейчас в Думе нет дискуссий. Новый состав, некоторые не разобрались, что к чему, не вошли в ритм работы. Сейчас Дума - это место для монологов. Прибывшие, вновь избранные депутаты считают, что главное для них - выступить, получить диск с записью, а потом показать избирателям, как он с трибуны выступать.

Дискуссия своим итогом предполагает результат. Но пока в Думе не приняты изменения в регламент, этого результата быть не может. Фракция ЛДПР указывает на недостатки законопроектов, это делают и коммунисты, и "Справедливая Россия". Но итог одинаков: к нам не прислушиваются. И принимают законопроект в том виде, в котором он поступил из правительства. Это, как раз, то, что выводит людей на митинги.

Я сейчас слышал эфир, что приняли постановление и заявление "Единой России". Оно не было принято и обсуждено еще, потому что очень много выступающих не по делу. И очень медленно идет пленарное заседание. Но фракция ЛДПР внесла альтернативное заявление по поводу происходящих событий, которое так же не было рассмотрено. Надеюсь, что это будет завтра.

Яковлев:
- Спасибо. Мне вспомнились 90-е годы... Это признак новой Думы? Дискуссий? Знаете, я думаю, что это признак того, что у нас с вами через месяц выборы президента. А Жириновский является одним из кандидатов на эту должности. И все, что делают сейчас кандидаты, связано с их позиционированием в рамках этого политического процесса. Напоминает ли это 90-е? Отчасти да. И люди правы, когда пишут в "Твиттере" о том, что "мы вернулись"... Дума - отражение политической ситуации в стране. Понятно, что и митинги, и процесс голосования, избирательный процесс, а Дума - она фенотип. Есть генотип, что внутри организма скрыто, а политическая система - это тоже организм определенный. И это фенотипический, внешнее проявление тех политических процессов, которые происходят в стране. А Дума это наглядно показывает.

Меня смущают не 90-е. Они были сложные и непростые. Мы постепенно выходим из этого процесса. Зреет гражданское общество. Это надо признать. Люди становятся... Выросло новое поколение, совершенно другое, нежели то, которое задавало тон в 90-е и 80-е годы. Пришли новые люди. Они более рациональные, активные, продуманные. Здесь очень много факторов. Но мне сегодняшняя ситуация напомнила двух-трехлетней давности Верховную Раду Украины. Там же постоянно эти баталии, бросание чем-то в кого-то... Атрибутику, эти флажки, мы у них уже взяли.

Гусев:
- Рада показала... Это наши соседи, братья. И это позволяет сегодня говорить, что мы находимся на пути взросления...

Яковлев:
- Это взросление?

Гусев:
- Но по одному случаю здесь судить нельзя. Но - конечно.
Это частный случай. И, тем не менее, общество взрослеет. Постепенно выходит из политического коллапса. 90-е и начало 2000-х годов. Общество меняется. Оно уже изменилось.

Яковлев:
- Общество, по существу, расколото. Десятки тысяч вышли на Болотную, десятки - на Поклонную. И они друг против друга.

Гусев:
- Ни о каком расколе речь не идет! Никакого раскола в обществе нет. И там, и там были люди одной политической формации. Они все заинтересованы в том, мы не берем людей крайних взглядов, но в основе своей и те, и другие хотят, чтобы в нашей стране стало лучше. Люди ищут, как выпустить пар своей активности.

То, что "Единая Россия" вывела своих сторонников на Поклонную гору, в этом нет ничего страшного. Власть должна себя защищать. Я все время не перестаю это говорить. Все говорят, что альтернативно вышли... В этом нет ничего страшного. В этом и заключается плюрализм мнений. А плюрализм, как и преемственность - два основных признака, характеризующих политическую систему. И власть должна задумываться над тем, что происходит в обществе. Да, она будет себя защищать. Это говорит о силе власти.

Яковлев:
- Андрей, какая атмосфера? Дух?

Рябцев:
- Вы говорите, что нет никакого раскола. На мой взгляд, он есть. И если говорить о тех событиях, которые мы в субботу наблюдали, то там, действительно, собрались люди, которые хотят перемен, честных выборов, сторонники и несторонники революции. НО были люди и на Поклонной горе, которые вроде бы как за власть, часть осознанно, часть, вероятно, проплаченная, и получается, что власть сама создает такой раскол. Она собрала в противовес Болотной Поклонку.

Гусев:
- Не согласен с Андреем. Никакого раскола в обществе нет.

Рябцев:
- В обществе нет. Но власть пытается сделать, противопоставить: здесь "болотные", здесь - наши.

Гусев:
- Я не думаю, что перед действующей властью стоит задача раскола политического в обществе. Она за консолидацию. Более того, что происходит, это тоже характеризует позицию правящей партии. И руководство страны. И это не значит, что кто-то кому-то разрешил. Нет. Это инициатива снизу. Либеральная политическая элита, о которой мы говорим, она расколота, можно представить. С одной стороны, я не хочу называть фамилий... Эта группа, другая... Мы же знаем, кто выступал на Болотной, на Сахарова. Мы знаем этих политических лидеров. Это группа либерально-демократической элиты страны

Рябцев:
- Там не только либералы выступали. Несистемные оппозиционеры.

Гусев:
- Оппозиционеры или оппоненты власти? Вот здесь нужно различать. Любая оппозиция стремится к власти. Это политическая борьба, которая заканчивается властью. Основная часть людей, которые пришли, никакие не оппозиционеры. Это не оппозиция. Это оппоненты. В чем заключается смысл оппозиции и оппонентов? Дело в том, что оппозиционеры борются за власть. Любыми способами, путями. А оппоненты... Я - человек науки. Я - профессор. И у нас есть такое понятие, как "оппонирование". В чем его смысл? Подсказать. Показать на конкретном примере. Это не значит, что голосовать против. А именно показать. И найти механизмы, которые позволили бы сделать что-то, изменить к лучшему и так далее.

Рябцев:
- Поправить вектор развития.

Гусев:
- Конечно. Причем, оппозиция тоже подсказывает им, как себя вести. Люди там разные. Нельзя их под одну гребенку...

Яковлев:
- Как все-таки атмосфера в Госдуме?

Рябцев:
- Оживление царит. Этот созыв более живой... Сейчас стало меньше серых пиджаков, которые незапоминающиеся...

Яковлев:
- Жириновский чуть не подрался с представителем "Единой России". Где были депутаты Карелин и Валуев?

Рябцев:
- К счастью, они сидели на своих местах. Далеко от президиума.

Яковлев:
- Мы дали слово представителю ЛДПР. И как не дать слово члену фракции "Единая Россия" Иосифу Кобзону.

Кобзон:
- Безобразное происшествие. Не имеющее никаких аналогов. Вспомните причудливые драки с Немцовым Жириновского. Его драки с женщинами в Думе. Он оскорбил Воробьева, который стоял на трибуне, женщину разными словами оскорблял. Потом вышел и мне мои помощницы рассказали, что такой стоял крик, мать и перемат! Как можно? Это Госдума! Есть мундир, который ты надел. Снимешь мундир и дома делай все, что ты хочешь. Не имеем права господин Жириновский... Самое страшное, что палата не реагирует на его хулиганское поведение.

Яковлев:
- Все-таки там, действительно, правит "Единая Россия"? Или вы видите какие-то изменения? По сравнению с прошлой молчаливой Госдумой.

Гусев:
- Конечно, есть изменения. Они касаются численности "Единой России". Если их было конституционное большинство, то сейчас их тоже больше, чем половина... Я бы сказал, что количественное изменение привело к качественным изменениям.

Яковлев:
- С нами на связи председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции член фракции "Единая Россия" Ирина Яровая. Здравствуйте! Будете ли вы в дальнейшем реагировать на скандал с Владимиром Вольфовичем? Он и женщину оскорбил, и наехал на лидера вашей фракции. Вы планируете что-то делать в это отношении?

Яровая:
- Мне кажется, очень важно обсуждать причины. Вы сейчас обсуждаете следствие и некорректность поведения, которое совершенно очевидно. И здесь неважно, идет ли речь о политике, о руководителе фракции или о рядовом гражданине. Такое поведение недопустимо в принципе. Но, намой взгляд, очень важно разобраться в причинах. И здесь, если говорить о том, какая инициатива предложена "Единой Россией", какое заявление предложено принять парламенту страны в обеспечении национальной безопасности, и если какая-то оппозиционная фракция не готова работать на обеспечение национальных интересов, вот это уже проблема, которая достойна общественного обсуждения.

А рассуждать на тему, хорош или плох Владимир Вольфович, мне кажется, это дело неблагодарное.

Яковлев:
- Лидер вашей фракции господин Воробьев, обращаясь к лидерам других фракций, заметил, что сегодня в стране есть очень узкая группа лиц, которая фактически призывает к революции в России. Вы опасаетесь революции в стране? И назовите фамилии, кто готовит ее в России?

Яровая:
- Поскольку вы представляете СМИ и если вы помните, с самого начала законодатели при всей разности позиций поработали на то, чтобы предоставить максимальную свободу СМИ. И в этой связи всегда очень важно и полезно достоверно подавать информацию. И то, что сегодня было заявлено руководителем нашей фракции, можно быть слепым и глухим, чтобы не видеть, что сегодня есть совершенно реально действия, которые трудно назвать патриотичными. Они связаны с тем, чтобы вторгнуться во внутреннюю политику страны. Те люди, которые работают на гранты, которые финансируются зарубежными организациями под видом псевдодемократической деятельности, заботы о нашем государстве пытаются привносить сюда деструктивную позицию, выдвигать лозунги, далекие от Конституции РФ, от интересов граждан страны. Это вещи очевидные. И поэтому вопрос к СМИ. Если мы сегодня вместе представляем государство Россию, то наша позиция должна быть одинакова в понимании того, что у нас есть суверенное государство, общие интересы. И мы их должны отстаивать.

Яковлев:
- Угрожает России революция? Повторяю вопрос. И назовите, пожалуйста, фамилии. Кто это делает?

Яровая:
- Вы хотите, чтобы я с помощью СМИ пиарила тех, кто стоял на митинге на Болотной на сцене? Их не интересовали те люди, которые были перед ними. Их интересовало то, ради чего они туда пришли. Тот же господин Рыжков, господин Немцов, господин Касьянов, который, на мой взгляд, имеет достаточно проблемную репутацию с точки зрения отстаивания интересов России. Все имеют историю своей жизни. Кто-то имеет опыт финансовой поддержки в разных грантовых программах. Очень важно, чтобы люди, которые выходят на сцену перед всей страной, перед этим говорили: я участник такой-то организации, которая использует финансовую поддержку такого-то государства, получила такие-то средства. Чтобы люди хотя бы понимали, от чьего имени они говорят. И чью идею несут. Потому что после их выступления следует заявление господина Маккейна в "Твиттере", его мысли вслух... И если не видеть какой-то логической связи во всем этом, то это странно.

Яковлев:
- Спасибо. Вы как относитесь к словам Ирины Яровой?

Гусев:
- Знаете, безусловно, в ее словах есть здравый смысл. Понятно, что есть в обществе люди, которые заинтересованы в дестабилизации политической ситуации в стране. Но я бы не стал конкретно называть фамилии, здесь я могу не согласиться, наверное, зная этих людей, а она называла по-фамильно. Я не думаю, что эти люди все-таки призывают к каким-то революционным действиям. Я внимательно ознакомился с резолюцией митинга. Там пять пунктов. Какие-то из них можно принять, какие-то не принять.

Рябцев:
- К свержению строя там, по-моему, никто не призывает.

Гусев:
- Там таких слов вообще нет. Там ест пункт четвертый, который гласит о том, что к весне 2012 года нам необходимо реформировать политическую систему в стране.

Рябцев:
- А что здесь такого?

Гусев:
- Все остальное касается освобождения политзаключенных, отставки Чурова, признания выборов в Госдуму нелегитимными, и так далее. А четвертый пункт, а он достаточно сложный и противоречивый, но там нет никаких призывов. И люди проголосовали за эту резолюцию. Не знаю, единогласно или нет, но в этой части я не очень согласен. А что касается реформирования к весне 2012 года политической системы, это настолько сложный процесс. Он должен затрагивать, по крайней мере, более длительный период, чем до весны 2012 года.

Яковлев:
- Прямо сейчас на связи с нами первый заместителя председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам, член фракции "Справедливая Россия" Оксана Дмитриева. Как вы относитесь к заявлению "Единой России" об "оранжевой угрозе"?

Дмитриева:
- Оно вызывает, мягко говоря, недоумение. Если разобраться, против чего протестуют люди, которые выходят на улицы? Они протестуют против фальсификации выборов. Фальсификация - это есть нарушение Конституции. И подрыв конституционного строя. Именно это и создает угрозу национальной безопасности. Тогда, когда нет мирной смены власти через свободное волеизъявление граждан на выборах, т о тогда создается угроза того, что если нет конституционной смены власти, то тогда она будет неконституционной. Но люди-то, которые выходят, они что требуют? Только соблюдения Конституции и честных выборов. Вот и все.

Яковлев:
- А как вам сегодня скандал с Жириновским?

Дмитриева:
- Это полное нарушение всяких принципов этики, стилистики, парламентаризма. Как с одной, так и с другой стороны.

Яковлев:
- Как со стороны "Единой России", так и со стороны ЛДПР?

Дмитриева:
- Да. Достаточно было слышать эти речи. Это, действительно, были истерики. И, на мой взгляд, это продолжение той вакханалии, которая была на выборах в Госдуму при подсчете голосов. И если не работают конституционные принципы свободного волеизъявления граждан, не работает парламент или работает так, как сегодня, когда была ужасная сцена и безобразное, на мой взгляд, выступление, которое не может быть в стенах парламента. Такого крика, истерики быть не может.

Яковлев:
- Спасибо. И в завершении. Как вам предвыборная кампания. В двух словах, один или два тура будет?

Гусев:
- Я думаю, что будет один тур. По крайней мере, наш прогноз показывает, что если так будут развиваться события, как они развиваются сейчас, то второго тура не будет. Путин дистанцировался от "Единой России", за ним не стоит партия. На самом деле, тут интересный вопрос. Но больше того, мы стоим на пороге очень серьезной политической реформы, о которой заявляет и оппозиция, и действующая власть, и президент. Все говорят о реформировании, о кардинальных изменениях в политическую систему страны. Знаете, мне кажется, что 2012 год, я его называю годом бифуркации, когда крупные многочисленные партии будут уступать свои позиции более мелким партиям. Кстати, Путин об этом говорил и вчера, и сегодня...

Яковлев:
- На этом мы ставим запятую... Спасибо вам за этот разговор.

Профессор Александр Гусев в прямом эфире телерадиокомпании "Комсомольская правда" www.kp.ru/radio/

viperson.ru

Док. 646754
Опублик.: 09.02.12
Число обращений: 0

  • Карелин Александр Александрович
  • Кобзон Иосиф Давыдович
  • Путин Владимир Владимирович
  • Дмитриева Оксана Генриховна
  • Жириновский Владимир Вольфович
  • Воробьев Андрей Юрьевич
  • Чуров Владимир Евгеньевич
  • Валуев Николай Сергеевич
  • Гусев Александр Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``