В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Пора повышать сложность Назад
Пора повышать сложность
Российская индустрия полистирола успешно справляется с наращиванием выпуска стандартных продуктов. Рынок ожидает от нее рывка в качественном развитии
Во вторник, 20 сентября в отеле "Балчуг Кемпински" состоялась VIII Международная конференция "Полистирол и АБС-пластики 2011". Золотыми спонсорами мероприятия стали компании "Сибур" и "Европластик". Мероприятие прошло при партнерской поддержке информационного центра "Кортес". Рынок полистирола один из немногих в российской промышленности, тенденции в развитии которого отличаются стабильностью и существенным прогрессом, аудитория конференции с каждым годом растет. С середины 2010 года и по сей день спрос на все виды полистирола возрастает, причем наибольший интерес к этому продукту проявляют строительная индустрия и автомобильная промышленность. Именно поэтому компания "Креон" собрала на мероприятии представителей всех сегментов рынка: производителей, трейдеров, дистрибьюторов и переработчиков. Об этом в приветственном слове сказал генеральный директор компании Санджар Тургунов.

Обзор российского рынка полистиролов и АБС-пластиков, который был подготовлен совместно Creon и ИАЦ "Кортес", представил директор конференции Антон Антонов. В 2010 году в стране было произведено 286 тыс. т всех видов полистирола и АБС-пластиков, что на 12% больше чем в 2009 году. По прогнозам на 2015 год, суммарная мощность по производству полистирола и АБС-пластиков будет равна 277 тыс. т в год. Во многом рост мощностей происходит благодаря запуску новой линии по производству ПСВ на "Сибур-Химпроме" и росту мощностей по полистиролу общего назначения и УПС на "Нижнекамскнефтехиме". Особенно это актуально для ПСВ, объемы производства которого после кризиса существенно не увеличились. Для ударопрочного полистирола ситуация прямо противоположна: в посткризисный период данный полимер имеет максимальный прирост мощностей. При этом четко прослеживается тенденция сокращения экспорта, в связи с восстановлением потребительской активности и увеличением спроса на внутреннем рынке. Г-н Антонов подчеркнул, что объемы экспорта сокращаются, а основным потребителем (80%) российского полистирола за пределами страны является Белоруссия. В целом для внешней торговли полистиролом характерен марочный обмен продукцией: на экспорт поставляют одни марки, импортируются другие. Отчасти это связано с отсутствием или дефицитом ряда качественных и специальных марок в России, отчасти - с недоверием отечественных переработчиков к отечественным производителям. К примеру, несмотря на ввод новых мощностей по выпуску ПСВ внутри страны, импорт этого материала вырос в 2010 году на 8%. При этом из-за спада в строительной индустрии, где в основном используется вспененный полистирол, быстрого восстановления рынка ПСВ в России не ожидается, тем более, что он конкурирует с минеральной ватой и другими альтернативными утеплителями. На рынке АБС-пластиков присутствие импорта еще заметнее, поскольку половину спроса удовлетворяет корейская LG Chem.
За последний год на российском рынке вспенивающегося полистирола произошли значительные изменения. В конце прошлого года на "Сибур-Химпроме" в Перми было запущено новое производство ПСВ. Запуск нового производства призван улучшить надежность поставок потребителям качественного полимерного сырья и снизить зависимость рынка от импорта. О перспективах развития российского рынка вспенивающегося полистирола рассказал Павел Ляхович, заместитель руководителя дирекции пластиков и органического синтеза по продажам и маркетингу "Сибура". По его словам, рынок растет не только за счет увеличения объемов жилищного строительства, но и за счет реализации программ энергосбережения. Главная задача сейчас - увеличить теплоэффективность старых жилых домов, которые были построены в советский период. Это дает надежды на полную загрузку второй очереди производства ПСВ мощностью 50 тыс. тонн в год, строительство которой ведется в настоящее время. Производство будет начато в 2012 году. На сегодняшний день доля "Сибура" в российском производстве ПСВ составляет 20%, помимо "Сибур-Химпрома" выпуск ведет и завод "Пластик" в Узловой. Пермский полистирол под торговой маркой Alphapor преимущественно используется для теплоизоляции зданий, также находит широкое применение при производстве пищевой упаковки и декоративных формованных изделий.
О пуске производства ПСВ на "Сибур-Химпроме" рассказал Игорь Нуждин, главный технолог предприятия. Строительство установки по производству вспенивающегося полистирола мощностью 50 тыс. т началось в 2008 году по технологии австрийской фирмы Sunpor, пуск производства состоялся в ноябре 2010 г. Г-н Нуждин в выступлении рассказал о проблемах, которые возникли при пуско-наладочных работах, и том, как они были решены. Также он ответил на вопросы переработчиков о повышении качества продукции.
На европейском рынке полистирола ситуация неоднозначная, поскольку структура спроса отличается в разных странах. Томаш Биедрава, менеджер по развитию компании Synthos сравнил рынки полистирола в Германии и Польше. Ситуацию на рынке Польши можно охарактеризовать как преобладание количества над качеством: полистирол используется в больших количествах и идет в основном на нужды строительства и упаковочной индустрии, в Германии же велика доля более сложных и качественных сополимеров стирола, которые используются в выпуске бытовой техники и автомобилей. В строительной индустрии Европы используется в основном ПСВ с антипиренами, 42% пенопласта идет на фасадное утепление, 21% - на утепление полов, 15% - на утепление крыш.
О развитии производства полистиролов рассказал Руслан Бородин, начальник производства завода полистиролов крупнейшего в стране производителя, "Нижнекамскнефтехима". Решение о создании полистирольного производства было принято в 2000 году, запуск первой линии состоялся в 2003 году. Суммарная мощность предприятия, продукция которого насчитывает более 120 видов, составляет более 180 тыс. тонн в год. С 2010 года ведется строительство линии по производству АБС-пластиков. Основу продукции сейчас составляют УПС и полистирол общего назначения. Некоторые марки идут преимущественно на внутреннюю отделку автомобилей, производство игрушек, упаковки, бытовой техники и электроприборов. Крупные переработчики полистирола (Indesit, Комус-упаковка и др.) помимо сырья НКНХ используют и зарубежную продукцию, поскольку завод пока не может полностью удовлетворить их потребности.
Вопрос конкурентоспособности российского полистирола также стал главной темой выступления Максима Никифорова, начальника отдела продаж полистирола компании "Европластик". По утверждению г-на Никифорова, за 2010 год компания обеспечивала половину всех поставок полистирола в России. Ситуация с ценообразованием в России, по мнению специалиста, складывается из растущих цен на нефть и газ, увеличения транспортных тарифов, что приводит к тому, что покупать отечественное сырье становится не выгодным. Кроме того, отечественные предприятия зачастую не производят полистирол, нужный переработчикам. Ко всему прочему, сейчас происходит укрепление российского рубля, что в совокупности приводит к ситуации все большего обращения к импортной продукции, преимущественно азиатской. Однако, азиатские страны зачастую требуют предоплаты, кроме того, рассчитывать на долгосрочные контракты не приходится, да и доставка осуществляется в течение 45 дней. Все эти условия порождают ситуацию, при которой переработчики часть продукции приобретают у отечественных производителей, а часть у зарубежных. Генеральный директор компании "Европластик" Сергей Арбузов подчеркнул, что ситуация вытеснения импорта или его частичной замены продукцией отечественного производства возможна только при бесперебойной работе предприятий и налаженного сбыта.
О выборе поставщика сырья рассказал менеджер отдела закупок компании "Индезит Интернэшнл" Евгений Букатин, который подчеркнул, что пока компания не может позволить себе заменить определенные марки ПС, закупаемые у Polimeri Europa, продукцией НКНХ. Приоритет импортной продукции в данном случае отдается в связи с тем, что переработчики не могут работать с сырьем, которое приводит к дефектности изделий более 10%. Однако, в отличие от других крупных производителей бытовой техники, таких как LG, Vestel, Beco, работающими почти исключительно на иностранном сырье, "Индезит" значительную часть продукции закупает у НКНХ (30-40%) и ждет запуска производства АБС-пластиков на комбинате.
Об украинском рынке XPS (экструзионного пенополистирола) рассказал Дмитрий Михайлиди, руководитель направления "ТехноНИКОЛЬ XPS" службы технической поддержки корпорации "ТехноНИКОЛЬ". Компания производит как экструзионный пенополистирол, так и минеральную вату. По словам эксперта, на Украине 70% рынка утеплителей приходится на каменную и стекловату, лишь 7% достается XPS, 20% - EPS. Вообще две трети рынка СНГ по производству XPS приходится на две компании: "Пеноплэкс" и "ТехноНИКОЛЬ". Данные показатели дают основание полагать, что украинский и российский рынки еще находятся в стадии, когда то ли нет понимания, то ли возможности использовать XPS в качестве достойной замены вате, несмотря на то, что данный материал обеспечивает хорошую теплоизоляцию. Пока этот материал активно применяется только в малоэтажном коттеджном строительстве.
Директор Ассоциации производителей и поставщиков пенополистирола Юрий Савкин также рассказал о преимуществах использования полистирола и его производных в малоэтажном строительстве, объемы которого в последнее время существенно выросли. Кроме того, по его словам, полистирол интегрируется в энергоэффективные технологические решения по всему миру. Однако в России рынок данного полимера упал с 6,5 млрд. куб. м в 2008 году до 4,6 куб. м в 2009, сейчас наблюдается прирост на 10%, т.е. около 5,5 млрд. куб. м. При этом три четверти рынка утеплителей по-прежнему принадлежит стекловате и минеральной вате. Доля EPS составляет лишь 16-18%, а XPS - около 9%. Столь низкая доля EPS обусловлена тем, что данный продукт запрещен МЧС для использования в фасадном укреплении. В связи с этими событиями Ассоциация, взаимодействуя с несколькими организациями, подготовила первую редакцию европейского гармонизированного стандарта качества пенополистирола. Кроме того, для повышения эффективности коммуникаций и совместного достижения общих целей, сейчас разрабатывается Единый Кодекс поведения участников рынка теплоизоляционных материалов.
Иван Чернышев, эксперт Управления взаимодействия с инвесторами "ОЭЗ ППТ "Алабуга", рассказал о деятельности этой особой экономической зоны промышленно-производственного типа. "Алабуга" была создана в 2005 году и на данный момент является одной из успешных площадок для организации бизнеса, в том числе для производителей и поставщиков изделий из полистирола. Низкая арендная плата, соседство с НКНХ и г. Набережные Челны, развитая инфраструктура, работающие на территории парка предприятия автопрома, а также близлежащие предприятия-производители повышают привлекательность территории для инвестиций в переработку сополимеров стирола для выпуска автокомплектующих и другой продукции.
Несмотря на спокойную и позитивную атмосферу мероприятия, участники конференции согласились, что в отрасли существует ряд проблем, которые не решаются годами. Это и качественное доминирование импорта, и нестабильное качество конечной продукции, и неспособность российских производителей удовлетворить спрос. О путях их совместного решения игроки индустрии полистирола расскажут на следующих мероприятиях Creon, посвященных рынку этого продукта.

viperson.ru

Док. 646714
Перв. публик.: 08.12.11
Последн. ред.: 29.05.12
Число обращений: 0

  • Кильзие Фарес Нихадович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``