В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Полипропиленовые оптимисты Назад
Полипропиленовые оптимисты
Российский рынок полипропилена на подъеме и это заставляет его игроков забывать о конъюнктурных и сырьевых рисках

В четверг 24 марта в Москве в отеле "Балчуг Кемпински" состоялась организованная Creon Международная конференция "Полипропилен 2011". Золотым спонсором мероприятия стал "Сибур", спонсорскую поддержку оказали "Европластик" и "Центрополимер", партнерскую помощь предоставили Milliken и "Полипластик", информационным партнером конференции выступил ИАЦ "Кортес". Рынок полипропилена воодушевляет его участников - потребление выросло на 10%, цены остаются ниже европейских, действующие мощности производителей полностью загружены и готовятся к запуску новые. За последние пять лет выпуск полипропилена в России удвоился, потребление выросло в 1,7 раза, доля отечественной продукции на рынке достигла трех четвертей. При этом практически весь прирост производства связан не с дозагрузкой старых, а с запуском новых мощностей на НКНХ и "Ставролене". Главной проблемой внутреннего рынка является растущее несоответствие между марочным ассортиментом производства и потребления - избыток российского гомополимера направляется на экспорт (в основном, в Белоруссию), тогда как импортируются в основном сополимеры. Именно поэтому, несмотря на растущее внутреннее производство, импорт полипропилена в Россию не сокращается. При реализации инвестиционных проектов в отрасли (расширение мощностей в Москве и Томске, строительство новых установок в Омске, Тобольске и Ангарске) к 2015 году мощности по выпуску полипропилена в России могут утроиться и превысить 2 млн т. В результате уже в 2013 году выпуск полипропилена в России превысит объемы потребления, и Россия станет нетто-экспортером этой продукции. О тенденциях развития российского рынка полипропилена участникам конференции рассказал главный редактор отдела цен и региональных рынков ИАЦ "Кортес" Михаил Турукалов.

Российские производители намерены бороться и за рынок сополимеров. В России интенсивно растет спрос на волокна, трубы, листы и посуду из полипропилена, при этом спрос на сополимерные марки увеличивается в полтора раза быстрее, чем на традиционные. Заместитель руководителя дирекции пластиков и оргсинтеза "Сибура" Сергей Комышан сообщил, что с учетом реализации новых проектов компания будет оптимизировать марочный ассортимент продукции по площадкам. В частности, строящийся завод в Тобольске будет рассчитан на производство крупнотоннажных марок полипропилена, а ныне работающий "Томскнефтехим" планируется ориентировать на обслуживание узкоспециализированных сегментов спроса. Начальник отдела развития и технической поддержки "Томскнефтехима" Александр Бушков пояснил собравшимся, что предприятие сейчас развивает марочный ассортимент: наряду с расширением ассортимента гомополимеров, осваиваются статистические сополимеры и уже найдены потенциальные клиенты, готовые их перерабатывать. Также участники конференции узнали, что холдинг рассматривает возможность создания нового производства сополимеров полипропилена в Нижегородской области мощностью 200 тыс.т. в год.

Александр Раппопорт, начальник управления координации газоэнергетической деятельности и продаж продуктов нефтехимии и газопереработки "ЛУКойла", чьи мощности по выпуску полипропилена составляют 200 тыс. т, рассказал о сценариях развития российского рынка полипропилена, роли государства в стимулировании спроса на наукоемкую полимерную продукцию. По его словам, Россия сейчас отстает по душевому потреблению пластиков даже от таких стран как Турция и Бразилия и потенциал для роста рынка полипропилена в России достаточно большой, однако всех интересует качество этого роста, то, за счет каких марок он будет продолжаться. "ЛУКойл", как и "Сибур", сейчас меняет марочный ассортимент в зависимости от потребностей потенциальных потребителей, но при этом компания хотела бы иметь гарантии сбыта продукции и даже готова рассматривать создание совместных предприятий с крупными потребителями.

О новых технологиях в индустрии полипропилена участникам форума рассказал региональный менеджер Milliken Chemical Дариуш Лукашевский. Добавки Milliken, которые успешно продаются в России и потребляются в частности НКНХ и "Сибуром", позволяют получать полипропилен повышенной прозрачности и разных цветов, что особенно важно для пищевой упаковки. Кроме того, поставляемые компанией нуклеаторы существенно повышают жесткость изделий без потери ударопрочности. В Европе до 70% производимого полипропилена приходится на нуклеированные марки, которые в России пока не выпускаются. Также компания предлагает волоконные армирующие материалы, которые позволяют заменить многих традиционные автокомплектующие более легкими даже по сравнению с такими пластиками как АБС и поликарбонаты.

К сожалению, российская автомобильная индустрия, которая по оценкам может потреблять до 100 тыс. т полипропилена ежегодно, пока находится на более низком технологическом уровне. Подтверждением этому является стабильный рост рынка полипропиленовых композитов, который не прерывался даже обвальным снижением производства автомобилей в России в 2009 году, то есть роль автопрома для этого сегмента рынка в сравнении с другими отраслями не столь велика. В прошлом году объем рынка составил 82 тыс. т, до 2014 года спрос может вырасти еще в полтора раза. Однако пока этот спрос практически полностью удовлетворяется за счет импортных поставок. Причин этого две. Во-первых, в России нет качественного сырья, которое могло бы удовлетворить требования тех же западных автопроизводителей, таких как Volkswagen и Toyota, а во-вторых, более трети композитов в России потребляют компании с иностранным акционерным капиталом, которые ориентируются на собственные технологические стандарты и собственных поставщиков. Об этом участникам мероприятия рассказал Михаил Кацевман, директор по науке и развитию группы "Полипластик", компании, которая реализует более 45 тыс. т полипропиленовых композитов ежегодно. Аудитория конференция согласилась, что без стабильного сырьевого обеспечения заниматься бизнесом на рынке полипропиленовых композитов сложно. Так, заместитель генерального директор по снабжению и ВЭД "Дёке экстружн" Артем Кассин заявил, что без содействия "Полипластика" компания не смогла бы реализовать проект строительства завода мощностью 3,6 тыс. т сайдинга. Представители Омской инвестиционной компании Дмитрий Дмитриев и Ольга Никифорова сообщили, что среди потенциальных резидентов промышленного парка вокруг нового производства ПП в Омской области есть и производители композитов, которые рассчитывают на стабильное сырьевое обеспечение с нового предприятия. О большом интересе переработчиков к стабильному сырьевому обеспечению говорил и начальник управления сбыта "Нижнекамскнефтехима" Валерий Валк. По его словам, в Татарстане региональными властями поставлена задача довести переработку полимеров в республике до 30% от производства, и гарантии поставок гранулята стимулируют переработчиков создавать там новые предприятия.

Руководитель направления инженерных и специальных пластиков BASF Александр Хворост рассказал о вспененном полипропилене Neopolen P для автопрома, инновационном материале, который сочетает повышенную прочность, легкость и упругость. В сравнении с вспененным полистиролом материал легче, эластичнее, стоек к действию бензина и высоких температур, что важно при выпуске деталей интерьера и различных деталей. Помимо автопрома, вспененный полипропилен используется и в упаковочной индустрии вместо вспененного полиэтилена. Главная проблема материала - его стоимость, около 4000 евро за тонну, из-за чего его популярность среди упаковщиков падает.

Директор текстильного департамента "Колтек Интернешнл" Эмиль Айзенштейн рассказал о современном состоянии российского рынка волоконных материалов из полипропилена, другого перспективного направления его использования. Во всем мире на полипропилен приходится около 8% всего текстильного сырья, причем быстрее всего растет спрос на нетканые материалы спанбонд и мелтблаун. Доля полипропилена в структуре сырья для выпуска нетканых материалов уже достигла 30%. Главной проблемой полипропиленовых волокон является их несмачиваемость, что затрудняет окрашивание. В России на долю полипропиленовых волокон приходится около трети всего выпуска химических волокон и нитей, однако мощности производителей недогружены и в основном ориентированы на выпуск спанбонда. Мощности по выпуску последнего оцениваются в 70 тыс. т в год. При этом г-н Айзенштейн с сожалением отметил, что производство современных бутылочных марок полипропилена в России фактически отсутствует, а вместо этого выпускаются ПЭТ-бутылки, лишающие индустрию полиэфирных волокон сырьевых ресурсов. Это обстоятельство, по мнению докладчика, является существенным препятствием для развития российской легкой промышленности.

Глава компании Creon Фарес Кильзие с оптимизмом смотрит на развитие отрасли, однако тренд на вертикальное сращивание производства и переработки полипропилена считает опасным - это подрывает рыночные принципы и создает большие риски и усиливает конфликт интересов внутри отрасли. Нынешняя радужная картина динамичного роста индустрии продержится недолго и производителям придется бороться с дефицитом сырья и выдерживать растущую конкуренцию, причем как с импортерами, так и друг с другом.

viperson.ru

Док. 646649
Перв. публик.: 27.03.11
Последн. ред.: 29.05.12
Число обращений: 0

  • Кильзие Фарес Нихадович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``