В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Россия и мир: посткризисные перспективы Назад
Россия и мир: посткризисные перспективы
Россия стоит перед историческим выбором: продолжить развитие как сырьевой источник экономик других стран и жить на сырьевую ренту, сжав перерабатывающую промышленность до уровня, минимально необходимого сырьевому сектору, или провести глобальную модернизацию экономики в направлении развития инновационных секторов, став реальным участником клуба развитых стран мира. Россия не может быстро перескочить из сырьевой экономики в инновационную, более того, она не сможет построить инновационную экономику без опоры на финансовые ресурсы сырьевого сектора, но она должна сейчас сделать выбор и начать строить новую экономику.

Мировой финансово-экономический кризис предоставляет России уникальный шанс воспользоваться кризисным состоянием экономик большинства развитых и развивающихся стран мира (см. прилагаемые Таблицы 2 и 3). Последствия кризиса в мировой экономике приведут к тому, что в течение 1,5-2 лет мы будем наблюдать медленный (без второй кризисной волны-цунами, но со значительными отливами и приливами) выход из мировой рецессии. Еще более длительный период (2-3 года) займет преодоление высоких уровней безработицы и инфляции, которая непременно возникнет в силу накачки экономики дешевыми антикризисными денежными ресурсами, и восстановление докризисного уровня стабильного экономического развития. Все эти процессы будут сопровождаться высоким уровнем волатильности (с малыми и большими пузырями) на мировых сырьевых, товарных и финансовых рынках в течение 2-3 лет.

Восстановление докризисного уровня промышленного производства с вовлечением свободных мощностей будет носить затяжной характер (3-4 года), что объективно отложит на 4-5 лет переход к массовой плановой модернизации инфраструктуры и основных средств производства. В этой связи полное восстановление стабильного мирового рынка прямых инвестиций произойдет не ранее 5-6 лет. Только после этого можно будет начать полномасштабную работу по созданию (возможно, в течение 10 лет) новой международной финансово-экономической архитектуры.

Как видим, отрицательные последствия кризиса для мировой экономики колоссальные, но это лишь означает, что у России есть и колоссальные возможности для прорыва в своем развитии в условиях глобальной конкуренции. Конечно, нельзя не учитывать, что мировой кризис вызвал существенные негативные явления и в экономике Росси (см. Таблицу 1), лечение которых без правильного диагноза на основе глубокого финансово-экономического анализа невозможно (см. Таблицы 4, 5 и 6). Попробуем выделить, на наш взгляд, самые существенные причины нынешних проблем экономики России:

* сохранение сырьевой основы национальной экономики (в настоящее время, как это ни печально, единственным реальным источником ресурсов для выхода из кризиса является энерго-сырьевой экспорт);
* высокие дефицит бюджета, базовая инфляция и укрепление рубля, сопряженные со значительными объемами некредитной эмиссии;
* низкий уровень трудовых доходов населения, сбережений и инвестиций; отсутствие системы институциональных источников инвестиций;
* высокая доля в ВВП налогов и иных обязательных платежей в бюджет; обременительные и неэффективные расходы бюджета на аппарат управления;
* в основном, спекулятивный и краткосрочный характер иностранных заимствований, полностью обеспеченных стабильными российскими валютными резервами;
* отсутствие системы (а не отдельных госкорпораций) государственных институтов развития и рефинансирования в основных отраслях экономики;
* слабость, непрозрачность и высокорискованность банковской системы, запредельно высокие кредитные ставки, отсутствие долгосрочных и дешевых ресурсов;
* низкий уровень управления, эффективности и открытости, а также значительный объем теневого сектора в национальной экономике;
* значительная изношенность основных производственных фондов и низкая производительность труда;
* чрезмерная затратность экономики по энергии, материалам, использованию инфраструктуры и иным накладным расходам;
* критическая монополизация экономики и крайне низкий уровень экономической конкуренции;
* высокая степень коррупции и криминализации бизнеса в его отношениях как с государством, так и внутри самого бизнеса.

Попробуем сформулировать основные предложения и рекомендации по модернизации сырьевой экономики России и ее выводу на устойчивый инновационный путь развития:

1. с участием научной общественности и бизнес-сообщества разработать 20-летнюю Стратегию социально-экономической модернизации России, придав этому документу статус государственного индикативного плана; изменения в Стратегию вносить каждые 3 года после проведения Всероссийского экономического совещания с широким представительством;
2. создать необходимые правовые, финансовые и организационные условия формирования в России финансового центра мирового уровня, обеспечивающего прямые иностранные инвестиции в достаточных для модернизации экономики объемах;
3. подготовить и реализовать программу использования избыточной сырьевой ренты, накапливаемой в национальном фонде развития, в целях финансирования развития инфраструктуры и перевода экономики на инновационный путь развития;
4. единую государственную денежно-кредитную политику формировать в аппарате Президента РФ и проводить исключительно в целях обеспечения эффективного и стабильного экономического развития (а не только ради подавления инфляции);
5. не допускать резких колебаний и существенного укрепления (более 5% в год) курса рубля относительно корзины основных валют; свободно плавающий курс рубля может быть установлен только после полномасштабного запуска в России международного финансового центра;
6. избыточную экспортную сырьевую ренту изымать в бюджет в иностранной валюте и оперировать ею в соответствии с денежно-кредитной политикой и общими правилами валютных операций на открытом рынке;
7. создать стимулирующую экономическое развитие регионов и муниципалитетов систему налогообложения: предприятия должны платить налоги по месту своей деятельности (а не регистрации), а граждане - по месту жительства (регистрации);
8. установить минимальную оплату труда для различных категорий работников и отраслей (использовать значительный иностранный опыт), стимулировать внутреннюю миграцию трудовых ресурсов, обеспечить качественную внешнюю трудовую иммиграцию;
9. в рамках государственно-частного партнерства реализовать специальную программу формирования эффективной системы институциональных инвесторов и институтов развития во всех ведущих отраслях экономики, а также для малого и среднего бизнеса;
10. подготовить специальную программу социально-экономической модернизации моногородов и создать государственное агентство по реорганизации, санации и банкротству градообразующих и моноотраслевых предприятий.

Главное сегодня: не растерять, а аккумулировать все те преимущества, которые у России были и которые ей предоставил мировой кризис; сформулировать понятную всем слоям общества и в целом поддерживаемую ими единую государственную экономическую политику на долгосрочный период; создать комфортные условия развития гражданского общества и бизнеса; обеспечить открытое и справедливое распределение общественных благ; исправить вопиюще негативные для граждан решения 90-х годов.

viperson.ru

Док. 646628
Перв. публик.: 07.07.10
Последн. ред.: 07.02.12
Число обращений: 0

  • Гамза Владимир Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``