В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Проблемы финансовых расследований Назад
Проблемы финансовых расследований
В.А. Гамза,
председатель Наблюдательного совета
Центра финансовых расследований

- Владимир Андреевич, как Вы оцениваете ситуацию, сложившуюся сегодня в российском финансовом секторе?

- В настоящий момент Россия переживает последствия и рецидивы мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов. Раны, нанесенные российской финансовой системе, были действительно достаточно серьезными. Это произошло по причине того, что перед кризисом финансовый сектор развивался очень высокими темпами, я бы даже сказал излишне высокими. Необходимо обратить внимание на специфику российского финансового сектора: примерно на 90% процентов - это банки, и только 10% - все остальное: фондовый рынок, страховые, лизинговые, факторинговые и другие финансовые компании. Учитывая, что многие банки и другие финансовые компании перед кризисом вели агрессивную политику, прежде всего в кредитной сфере, на фондовом рынке и в сфере страхования, то они, естественно, брали на себя очень большие риски, стараясь захватить те или иные сегменты на этом рынке, игнорировали риски, наверное, полагая, что такой бурный рост экономики будет продолжаться нескончаемо. Поэтому, когда вдруг неожиданно грянул кризис, оказалось, что те активы, в которые были вложены деньги, оказались недостаточно надежными и обеспеченными, либо у активов и обеспечения по этим активам оказалось слишком завышенная стоимость (оценка), либо такого обеспечения вообще не было в надежде на то, что у клиента всегда будет успешно развиваться его бизнес. В результате банковский и другие финансовые секторы достаточно сильно пострадали. Объем проблемных активов доходил до сорока процентов в определенные периоды, когда было непонятно, что будет с этими активами. И на сегодняшний день в финансовом секторе сохраняется объем проблемных финансовых активов на уровне от пятнадцати до двадцати процентов.

Все это вызывает необходимость уделять вопросам безопасности деятельности финансовых организаций самое пристальное внимание и активно этим заниматься по нескольким причинам. Во-первых, исходя из уроков кризиса, все поняли, что система безопасности и система управления рисками не работала, а существовала чисто формально. Это обусловило необходимость заново выстраивать как систему безопасности, так и систему управления рисками. Во-вторых, проблемные активы требуют решения задач, которые не могут быть решены вне системы безопасности, потому что очень многие клиенты старались вывести активы из своих компаний, сделать компании пустышками, очень многие спрятали эти активы, многие нецелевым образом использовали те денежные средства, которые им выделяли кредитные организации. Это все предполагает использование специальной системы мер безопасности для того, чтобы либо вернуть эти активы, либо получить денежные компенсации, либо, в некоторых случаях, просто соответствующим правовым образом наказать тех, кто совершил противоправные, прежде всего криминальные действия.

- Как Вы оцениваете роль услуг по проведению финансового расследования и финансово-экономической экспертизы как неотъемлемых элементов системы безопасности финансового сектора?

- Там, где проблемные активы превратились в настоящую головную боль кредитных организаций, ситуация вызвана тем, что те, кто создавал эту проблему, старались сделать так, чтобы до этих активов банк не добрался. Поэтому для того, чтобы действительно найти решение по возврату этих активов требуется комплекс мер, и прежде всего, необходимо проводить именно комплексные финансовые расследования, тщательно исследуя те механизмы, которые применяли недобросовестные заемщики для того, чтобы спрятать активы, выведя их из компании, спрятать денежные средства и так далее. Поэтому здесь нужно проведение серьезных профессиональных финансовых расследований. До этого кризиса, и сейчас, после кризиса таких серьезных системных расследований, да и компаний, которые могли бы проводить такие системные расследования, на рынке в целом не существовало. Есть различные детективные и коллекторские агентства, которые оказывают те или иные услуги по возврату проблемных активов, но системно, с позиции специфической профессиональной деятельности, к вопросу финансовых расследований до сегодняшнего дня еще никто не подходил. Ни одно из этих агентств в своей работе не выстраивало вертикально-интегрированную систему, которая бы работала на конечный результат, а не на оказание тех или иных разрозненных услуг. Необходимо, чтобы компания бралась за расследование и завершала его решением вопросов, связанных с возвратом выведенных активов, а таких компаний на рынке пока не было. Поэтому решение Финансового университета при Правительстве РФ о создании такой дочерней структуры, как Центр финансовых расследований, которая бы использовала самые современные профессиональные инновационные методы проведения финансовых расследований, было абсолютно правильным, поскольку это даст возможность банкам и другим финансовым институтам использовать эти возможности. Кроме того, это даст необходимую основу для подготовки в Финансовом университете соответствующих специалистов по проведению финансовых расследований.

- Как Вы оцениваете механизм защиты инвестиций в современной России? Каковы перспективы его развития?

- Инвестиции - это одна из ахиллесовых пят российской финансовой системы. К сожалению, вопрос защиты инвестиций не решен в современной России. У нас часто и пострадавшей, и одновременно виновной стороной становится кредитор. Когда банк обращается в суд с иском к заемщику, суд нередко признает виновным сам банк, потому что он якобы не выполнил те или иные требования закона. А затем иногда к расследованию подключаются еще и правоохранительные органы с целью выяснить, какие именно нормы права и кем конкретно из сотрудников банка были нарушены. К сожалению, так пока устроена вся наша система защиты инвесторов, что и пострадавшей, и виновной стороной чаще всего оказывается инвестор. Поэтому очень часто банки просто не связываются с нашей судебно-правоохранительной системой в целях возврата финансовых активов.

Здесь требуется целый комплекс мер. Во-первых, изменение законодательства, по которому защита кредиторов, инвесторов была бы государственной задачей. Если государство решит, что это его задача, ситуация исправится. А сейчас позиция государства такова, что защита инвестиций считается частным делом: пусть предприниматели сами между собой как-нибудь разбираются. Это все приводит к тому, что все эти разборки происходят "по понятиям". Это неправильно. Все должно быть на основе закона и деятельности судебной системы. Пока мы это не изменим, проблемы с защитой и привлечением инвестиций будут такими, какие они есть. Иностранные инвесторы, как только появляется даже небольшое кризисное явление в России, мгновенно испаряются в течение очень короткого промежутка времени: они понимают, что в России защитить инвестиции очень сложно. Во-вторых, идея создания международного финансового центра - очень правильная идея, и есть надежда, что в рамках реализации этой идеи все эти вопросы, связанные с защитой инвестора, будут комплексно и профессионально решены. В-третьих, создание таких компаний, как Центр финансовых расследований, это тоже серьезный, пусть и технологический, вклад в защиту инвестора. Ведь если на рынке будут функционировать эффективные компании, которые будут работать совместно с кредитором по защите его финансовых вложений и иных активов, то, я уверен, будет меньше желающих запустить руку в карман инвестора и что-то оттуда безнаказанно утащить.

http://cfrrf.ru/analytics.html

viperson.ru

Док. 646615
Перв. публик.: 07.01.12
Последн. ред.: 07.02.12
Число обращений: 0

  • Гамза Владимир Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``