В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Российские банки вышли из кризиса ликвидности Назад
Российские банки вышли из кризиса ликвидности
За последние девять месяцев ликвидность банковской системы увеличилась примерно на 1 триллион рублей. Это означает, что в самое ближайшее время кредитная активность в банках начнёт нарастать. Появятся новые кредиты, которые позволят снизить проблемы старых кредитных портфелей. При этом объём проблемных кредитов начинает снижаться. Банки поняли, что самое важное в кредитной деятельности - это управление рисками. Это поняли и банки, и заёмщики, и регулятор. Последние конференции и форумы с участием всех трёх сторон говорят о том, что у всех есть настрой искать общее решение и находить баланс интересов... Каким образом происходит формирование ресурсной базы банков в России? Насколько радужны перспективы развития банковской системы в целом? И каковы главные уроки кризиса для системы управления банковскими рисками? Об этом DF рассказал профессор, директор института финансово-экономических исследований Финансовой академии при Правительстве РФ, вице-президент Ассоциации региональных банков "Россия" Владимир Гамза.

- DF: Владимир Андреевич, за счёт чего сегодня происходит формирование ресурсной базы банков в России?

- Самый большой объём при формировании ресурсной базы банков в России дают корпоративные клиенты - как нефинансового, так и финансового сектора. Средства физических лиц пока только приближаются к половине пассивов кредитных организаций. Финансовый сектор сегодня занимает примерно половину корпоративных ресурсов - это межбанковский кредит, средства Центрального банка, средства Правительства РФ и внешние заимствования. На втором месте находятся срочные вклады граждан и остатки на счетах физических лиц. Остальное - это нефинансовый сектор. Кстати, если разделить весь корпоративный сектор на его отдельные части, то по сравнению с ними окажется, что средства физических лиц составляют всё же самый большой объём пассивов кредитных организаций. Несмотря на то, что те средства, которые предоставил Центральный банк РФ кредитным организациям кажутся огромными, на самом деле они на сегодняшний день не превышают 5% от объёма всех пассивов. Хотя в разгар кризиса они превышали 10%. В целях формирования стабильной ресурсной базы банков необходимо сделать так, чтобы средства физических лиц в пассивах кредитных организаций были стабильными и долгосрочными.

- DF: В формировании ресурсной базы банков большая роль отводится долгосрочным вкладам. В России уже давно ведутся разговоры о принятии законопроекта о безотзывных депозитах. Насколько на сегодняшний день этот закон актуален в нашей стране?

- Активное обсуждение этого закона в России ведётся уже года три-четыре, началось его обсуждение ещё до кризиса. Мое глубокое убеждение, что сегодня закон о безотзывных депозитах принят не будет - время упущено. Сейчас необходимо внести изменения в законодательство о депозитных (сберегательных) сертификатах. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Правительстве РФ. В целом, у органов власти сложилось положительное отношение к этому законопроекту. Я считаю, что принять такой законопроект надо было давно. Вместо того, чтобы тратить время на придумывание разных вариантов безотзывных депозитов, которые точно не пройдут в России, надо было сосредоточиться на законопроекте о сберегательном сертификате. Надеюсь, что в ближайшее время закон всё-таки будет принят.
- Я лично глубоко убеждён, что весь мир поступает абсолютно правильно, используя такой эффективный инструмент, как депозитный (сберегательный) сертификат. К примеру, в большинстве развитых стран такой сертификат является полноценной ценной бумагой. На Западе создан целый рынок депозитных сертификатов, который успешно работает, и которым успешно пользуются вкладчики. В результате - у банков есть возможность формировать долгосрочные пассивы, у вкладчиков - размещать деньги на большой срок, у инвесторов - иметь на фондовом рынке надежный инструмент. Поэтому считаю, что в России не надо изобретать никакого велосипеда. Надо просто взять зарубежный опыт, грамотно перенести его в Россию и сформировать рынок депозитных (сберегательных) сертификатов.

- DF: Как вы считаете, не испугает ли вкладчиков появление безотзывного вида хранения финансовых средств?

- Совершенно очевидно, что сберегательный сертификат не сразу привлечет наших граждан, привыкших относиться к новым государственным инициативам настороженно. Учитывая нашу историю последних 20 лет, у народа при появлении чего-то нового сразу (небезосновательно) возникает мысль: "Сейчас будут грабить?!". Однако я глубоко убеждён, что этот рынок у нас быстро сформируется и будет эффективно работать в качестве инструмента формирования долгосрочных пассивов из средств граждан. Для этого нужно решить несколько задач. Первая - сберегательный сертификат должен стать полноценной ценной бумагой с точки зрения её передачи другим владельцам, использования в качестве платежного средства и продажи на рынке. То есть нужно устранить нюансы, ограничивающие сегодня статус депозитного (сберегательного) сертификата как ценной бумаги. Сегодня любой гражданин, несмотря на срочность вложений по сберегательным сертификатам, может предъявить его к досрочному погашению. А при таком подходе формирование стабильной базы долгосрочных пассивов просто невозможно. Вторая задача - признать статус вклада средств, размещенных по сберегательному сертификату. Они должны страховаться как обычный вклад и иметь все те преимущества, которые имеют вклады в случае банкротства. Ну, и наконец, третья задача - придать сертификату такой же статус по налогообложению, как у вклада. Тогда сберегательный сертификат заработает как эффективный финансовый инструмент и никакого страха у граждан вызывать не будет.
- Как правило, судя по опыту других стран, никто сберегательный сертификат до конца срока у себя не держит. Граждане кладут на очень большой срок средства под сберегательный сертификат, прекрасно зная, что в любой момент могут его продать. Для этого есть рынок, брокеры, которые работают с этими сертификатами, поэтому, как правило, никто не держит их до конца срока. Используют сертификаты для того, чтобы рассчитаться с их помощью при совершении каких-то сделок, или в качестве обеспечения по каким-то сделкам. Средства в такие сертификаты, как правило, вкладываются на срок более пяти лет.

- DF: Какие инструменты и методы формирования ресурсной базы банков, по-вашему, необходимы помимо безотзывных вкладов и депозитных сертификатов?

- Депозитные сертификаты - очень эффективный инструмент, но для создания долгосрочных пассивов на базе ресурсов населения было бы правильным решить ещё две задачи. Прежде всего, это введение специальных накопительных счетов под особые дорогостоящие приобретения. Это может быть жильё, земельные участки и даже движимое имущество. К примеру, на Западе очень распространён такой вид предпринимательской деятельности и вложений, как владение большегрузными автомобилями - это классика, особенно в Америке. Как правило, в начале своей карьеры у человека нет средств для того, чтобы выкупить такой автомобиль полностью (его стоимость колеблется от 500 до 1000 тысяч долларов). Он накапливает необходимый взнос и берёт кредит. Открывает целевой счёт в банке и несколько лет накапливает необходимую сумму для внесения под заранее согласованный кредит этого банка.
- От обычного накопительного вклада в банке специальный накопительный счёт отличается системой защиты имеющихся на нём средств. Такая система создана для того, чтобы граждане не боялись накапливать деньги долгосрочно, она четко прописана в законодательстве на случай банкротства кредитной организации. Такие вклады выводятся из общей конкурсной массы и становятся средствами, которые возвращаются в первую очередь. Это защита вне системы страхования вкладов. Ещё одно отличие от обычного банковского вклада - это изначальное подписание соглашения с кредитной организацией - если гражданин накапливает определённую сумму, то ему будет выдан соответствующий потребительский кредит.
- Кроме того, для формирования ресурсной базы банков не менее важна секьюритизация банковских активов - когда кредитная организация имеет возможность заместить на рынке кредитный актив денежными ресурсами. В результате у кредитной организации появляется возможность в любое время продать на рынке кредитный актив, то есть появляются "длинные" деньги. Причём, под этот актив кредитная организация всегда получит необходимые ресурсы на новое кредитование. Это позволяет спокойно кредитовать, не думая о том, где завтра банк возьмёт те или иные ресурсы под нового заёмщика. Как только появляются новые качественные заёмщики, кредитная организация продаёт на рынке портфель кредитных активов через выпуск соответствующих облигаций. И под эти облигации приобретает нужный денежный ресурс.

- DF: Какими должны быть ставки по долгосрочным вкладам?
- На этот счёт в российском финансовом сообществе имеется два противоречивых мнения. С одной стороны, вклад должен обеспечивать вкладчику хотя бы сохранность покупательной способности денег, то есть ставка по вкладу должна быть выше инфляции. С другой стороны, учитывая высокий уровень инфляции в России, ставка выше инфляции становится практически запретительной ставкой для кредитования реального сектора экономики. Это противоречие невозможно искоренить ничем, кроме как снижением инфляции. Понятно, что кредитные организации сами по себе ничего с этим сделать не могут. Это вопрос макроэкономический, касающийся денежно-кредитной политики в целом.
- Несмотря на то, что денег на рынке много, ставки не могут упасть низко, потому что есть высокая инфляция, которая подпирает эти ставки снизу. Вот если инфляция будет низкой, при большом объёме ресурсов на рынке, в силу соотношения спроса и предложения, ставки по вкладам и кредитам будут падать. Граждане не хотят размещать деньги по низким ставкам. Порой доходит до абсурда - деньги держат в чулках, но не отдают под низкие проценты в банк. Изменить ситуацию может только низкая инфляция.

- DF: С учётом влияния инфляции на ставки по вкладам, охарактеризуйте тенденции инфляции в России.

- Инфляция - это серьёзное макроэкономическое ограничение социально-экономического развития. С одной стороны, Правительство РФ и Центральный банк всё делают правильно, стараясь как можно быстрее снизить инфляцию. Но, с другой стороны, те инструменты денежно-кредитной политики, которые использовались как до кризиса, так и сейчас, не совсем верны. Потому что искусственное подавление инфляции ни к чему хорошему в экономике не приводит. Ведь инфляция - это производное явление от экономического роста. Когда будет высокий стабильный и качественный экономический рост, тогда и инфляция будет низкая. В целом, стремление правительства и денежных властей к тому, чтобы инфляция была низкой - правильное. Она должна быть низкой, тогда инструменты денежного рынка и, прежде всего, вклады населения, станут более эффективными. Соответствующими будут и кредитная ставка, и кредитная активность, и экономический рост. Не надо только подавлять инфляцию исключительно укреплением рубля - это резко снижает конкурентоспособность национальной экономики, увеличивает импорт и препятствует модернизации.

- DF: Каковы главные уроки кризиса для системы управления банковскими рисками?

- Все три субъекта финансового рынка - регулятор, банки и заёмщики до кризиса наделали много глупостей. На то есть масса причин. Первая и главная причина - отсутствие необходимого правового регулирования взаимоотношений трёх субъектов. У нас не было ни закона о кредите, ни закона о потребительском кредитовании, ни закона о банкротстве физических лиц, ни многих других правовых нормативных актов в сфере кредитной деятельности. Кроме того, мы проводили жёсткую денежную и мягкую кредитную политику - делали всё для того, чтобы на рынке денег было мало и они были очень дорогие. Вспомните: первое, что сделал Центральный банк, когда начался кризис - поднял ставку рефинансирования, хотя весь мир её наоборот снизил и сделал почти нулевой. Осложнило ситуацию и то, что в условиях отсутствия в России закона о потребительском кредитовании и практически при полной финансовой безграмотности населения данный вид кредита начал развиваться в стране безудержными темпами.

- На самом деле надо проводить обратную политику - жёсткую кредитную и очень мягкую денежную. Надо делать так, чтобы денег на рынке и в кредитных организациях было много, тогда они будут дешёвыми. Тогда ставка по кредитам будет низкая. Тогда несырьевая экономика будет развиваться эффективно. Тогда предприятия не будут попадать в процентную петлю при возникновении малейших проблем в обслуживании кредита. В условиях высокого уровня закредитованности предприятий по большим процентным ставкам они не имеют возможности накапливать капитал для качественного роста и снижения зависимости от банковского кредита.
- В российском кризисе виноваты все три основных субъекта кредитных отношений. В какой-то момент банки посчитали, что приток денег в экономику за счёт избыточной сырьевой ренты будет бесконечен. Банки увлеклись нездоровой конкуренцией между собой, увеличивая любой ценой кредитные портфели как юридических, так и физических лиц. Банки считали, что приток денег будет огромный и постоянный за счёт роста цен на энерго-сырьевые ресурсы. В свою очередь, корпоративные клиенты тоже усердно привлекали кредиты в свои пассивы, ведя инвестиционную деятельность на кредитные средства. Дело в том, что во всём мире есть коэффициент разумного объёма привлечённых средств: если у компании менее 40% средств привлечённых, а более 60% - собственных, то она считается стабильной. Многие наши предприятия довели объём привлечённых (причем - краткосрочных) средств аж до 80%! Понятно, что как только исчезла возможность перекредитоваться, они попали в кризис. Заёмщики - физические лица тоже хороши. Они не оценили свои реальные возможности, набирая множество кредитов. Вместо того, чтобы научиться читать кредитные договоры, разбираться в правилах кредитования и рассчитывать свою кредитоспособность, начали брать потребительские кредиты, не задумываясь о том, что может наступить кризис, в результате которого они не смогут расплатиться.

- DF: В связи с полученными уроками кризиса, какими вы видите перспективы развития банковской системы в России?

- Сегодня банки поняли, что самое важное в кредитной деятельности - это управление рисками. Это поняли и банки, и заёмщики, и регулятор. Последние конференции и форумы с участием всех трёх сторон говорят о том, что у всех есть настрой искать общее решение и находить баланс интересов. Без него финансовая система не будет эффективной. В этом плане один из хороших симптомов - это понимание необходимости поиска баланса. При этом важно, чтобы было правовое регулирование такой важной сферы, как потребительское кредитование. На сегодняшний день органы власти выражают чёткую заинтересованность в необходимости законодательства по потребительскому кредиту. В этой связи Ассоциация региональных банков России давно уже подготовила свой законопроект по потребительскому кредитованию. Без такого закона баланса интересов не будет. Иначе будет продолжаться то, что было раньше - банки будут обманывать заёмщиков, заёмщики - банки, а все вместе - Центральный банк, который на всякий случай будет проводить жесткую денежную политику.

- В целом перспективы развития банковской системы я вижу хорошие по нескольким причинам. Во-первых, принятые Центральным банком и Правительством РФ меры по поддержанию ликвидности кредитных организаций позволили избежать какого либо системного кризиса в банковской системе. Во-вторых, цены на энергоносители удержались на приемлемом для России уровне и избыточная сырьевая рента поступает в страну в необходимых для поддержания ликвидности экономики объемах. В-третьих, банковская система ускоренными темпами снижает объём заимствований у Центрального банка. По последним данным, объём долга по необеспеченным кредитам Банка России кредитным организациям составляет меньше 100 миллиардов рублей. Поэтому, скорее всего, в ближайшее время банковская система перейдёт к нормальному цивилизованному рефинансированию со стороны Центрального банка РФ. А далее последует восстановление докризисного уровня кредитования экономики, что вызовет рост социально-экономического развития России. Если наметившийся тренд сохранится, то примерно в 2012 году мы выйдем на докризисный уровень развития страны, что станет основой нового этапа качественного развития российской банковской системы.

viperson.ru

Док. 646600
Перв. публик.: 07.01.12
Последн. ред.: 07.02.12
Число обращений: 0

  • Гамза Владимир Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``