В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
К вопросу о новой банковской Стратегии Назад
К вопросу о новой банковской Стратегии
В.А.Гамза,
И.В.Пашковская,
Финансовый университет при Правительстве РФ

Необходимость принятия новой Стратегии развития российского банковского сектора обусловлена существенным изменением внешних и внутренних экономических условий в России и, соответственно, новыми задачами, стоящими перед банками в настоящее время. Мировой финансовый кризис обозначил новые условия развития национальной финансовой сферы.

В предкризисные годы построение основных сценариев и программ развития национальной экономики отечественными аналитиками осуществлялось на основе двух групп факторов, достаточно устойчивых с точки зрения набора показателей. Первую группу составляют внешние, экзогенные переменные, динамика которых не зависит от действий и возможностей, как российского правительства, так и крупнейших национальных компаний. В данную группу включаются:
-    темпы роста мирового ВВП и основных экономик, формирующих потенциальный спрос в физических объемах на российские товары - сырьевые и отчасти с добавленной стоимостью;
-    уровень мировых цен на сырье, который определяет не столько уровень реального спроса на продукцию российских компаний, сколько объем доходов и финансовых поступлений в бюджет;
-    объем внешних капитальных операций, определяющий потенциальный приток в Россию внешних инвестиций (прямых и портфельных) и займов, а также возможность рефинансирования имеющейся внешней задолженности.

Внешние факторы определяют 15-17% выпуска национальной экономики, до 30% поступлений в бюджет, 15-18% ресурсной базы банковской системы. При сбалансированном развитии экономики воздействие внешних факторов не должно быть критичным для российской экономики.

Вторая группа - внутренние факторы, то есть непосредственно российская экономическая политика. Однако в большинстве современных прогнозов российских аналитиков эти факторам, с нашей точки зрения, не уделяется должного внимания.
Финансовый кризис отчетливо высветил наиболее слабые стороны организации российской экономики, роль банков в их возникновении, усилении существующих диспропорций.

В посткризисных условиях возрастает роль банковской системы в модернизации российской экономики, как основного источника инвестиционных ресурсов. Поэтому при определении новой Стратегии развития банковской системы России, с нашей точки зрения, должны быть учтены два основных аспекта:
- потребности экономики в денежных ресурсах для динамичного развития, модернизации на основе современного уровня технической оснащенности производства;
- способности банковской системы удовлетворить эти потребности посредством проведения эффективной денежно- кредитной политики, направленной на аккумуляцию ресурсов и использование их на приоритетные направления развития экономики.
Постепенное восстановление российской экономики показывает, что у неё сохраняются слабые стороны, обусловившие её повышенную восприимчивость к кризисным явлениям. В настоящее время состояние российской экономики постепенно улучшается, но для её успешного развития и полного преодоления последствий кризиса необходима активизация деятельности банковской системы. Инфляция на протяжении 2010 года оставалась на приемлемом уровне. При росте нефтяных котировок происходило укрепление платежного баланса. На фоне стабилизации внешнеэкономических условий и снижающейся инфляции ЦБР неуклонно снижал процентные ставки.

Для улучшения инвестиционной привлекательности российской экономики требуется проведение структурных реформ. В отсутствие реформ и даже в условиях повышения цен на нефть потенциальные темпы экономического роста, скорее всего, будут невысокими. Экономика России по-прежнему в значительной степени зависит от экспорта сырьевых товаров. Сектор российской экономики, не связанный с внешней торговлей, уязвим для перегрева (с учетом его небольшой емкости и ограниченного числа кредитоспособных клиентов), а внешнеторговый сектор в последние годы практически не развивается.

Накануне мирового кризиса в России в условиях дефицита финансово-кредитных ресурсов сложилась ситуация, когда иностранный капитал поступал в Россию не через банковскую систему. Крупные государственные экспортные структуры получали необходимое им внешнее финансирование, не пользуясь услугами отечественной банковской системы, напрямую как через рынок синдицированных кредитов, так и через рынок облигаций. Отсутствие должного регулирования процессов перелива капитала и валютного контроля способствовал тому, что корпорации получали кредиты преимущественно в иностранной валюте, а не в рублях. Подразумеваемые государственные гарантии облегчали государственным компаниям крупномасштабное заимствование практически на уровне суверенных заемщиков. В результате высокий уровень задолженности на начало кризиса наблюдался преимущественно у корпоративного сектора, а не у депозитных учреждений.

На начало 2008г. можно выделить несколько очевидных факторов повышения риска российской экономики: искусственно созданный денежно-кредитными мерами воздействия дефицит ресурсов в банковской системе, рост долгового бремени банков и госкомпаний в инвалюте, быстрый рост потребительского кредитования, перегрев рынка недвижимости (особенно московского), высокие показатели инфляции, рост импорта и сокращение активного сальдо торгового баланса, а также начавшееся в середине 2008 года снижение цен на нефть.

Предпринятые Правительством и Банком России меры по насыщению ликвидностью банковского сектора с целью преодоления кризисных явлений, обеспечили высокие показатели состояния ликвидности большинства российских кредитных организаций в 2010году. В целом риск потери ликвидности банковским сектором остаётся низким, особенно с учётом существующих инструментов рефинансирования кредитных организаций.

Краткосрочные риски в настоящее время в целом сбалансированы. Положительные факторы - более благоприятное развитие ситуации во внешнеэкономическом секторе (в особенности рост цен на нефть и усиление притока капитала) или более быстрое восстановление кредита - могут в еще большей степени повысить темпы экономического роста. Но негативные внешние факторы (неопределенность динамики нефтяных цен, изменение настроения инвесторов), дополняющиеся действием внутренних факторов риска (проблема "плохих" кредитов, связанного кредитования, недостаток "длинных" денег, фрагментарность российской банковской системы и т.д.), могут в перспективе привести к росту проблем в российском банковском секторе.

Усиливающимся фактором развития российской банковской системы является её сегментация (под которой понимаются нарастающие различия между группами банков - банками, контролируемыми государством, иностранными банками, крупными частными банками средними и мелкими банками). В настоящее время банки, контролируемые государством, имеют наибольшую долю в совокупных активах, а также в совокупном капитале банковского сектора. На долю крупных частных банков приходится около трети от объема совокупных активов и участия в совокупном капитале банковского сектора. В то же время активы малых и средних банков (как московских, так и региональных) составляют около 6% совокупных активов банковского сектора, а и их доля в совокупном капитале чуть больше 6% от совокупного капитала банковского сектора. Однако численное большинство в России имеют мелкие и средние банки, на них приходится свыше 70% от совокупной численности кредитных организаций в России. С начала мирового кризиса тенденции расслоения российской банковской системы только усиливаются. Предлагаемые меры, по укрупнению российской банковской системы в условиях кризиса могут привести к диспропорциям её развития, расширению доли иностранного присутствия на российском рынке. Расширение иностранного присутствия произойдет и в результате приватизации крупных государственных структур, привлечения для этих целей иностранных инвесторов. Поэтому необходимо просчитать вероятные плюсы и минусы их участия, как привлечение иностранных участников может отразиться на конкурентоспособности российского банковского сектора.

Низкая конкурентоспособность российских банков по отношению к ведущим кредитным организациям Европы, Америки и Азии была обусловлена ограниченностью ресурсной базы российских кредитных организаций, её краткосрочным характером, высокими издержками банковской деятельности, недостатками банковского регулирования и надзора.

Острой проблемой российской банковской системы остается недостаточность ресурсной базы отечественных банков. Нехватку ресурсов на внутреннем рынке отечественные банки компенсировали привлечением внешних ресурсов, причем компенсировали со значительным избытком. Это нашло отражение в росте валового оттока капитала и увеличении свободных остатков в Банке России.

Однако ресурсная база российских банков, как известно, складывается как из внутренних, так и из внешних источников. Крупные нефинансовые корпорации обладали доступом к внешнему финансированию через рынок синдицированных кредитов и рынок облигаций и почти не пользовались услугами российских коммерческих банков. Мелкие российские банки накануне кризиса не смогли аккумулировать внутренние ресурсы или привлечь ресурсы мирового финансового рынка для обеспечения кредитных потребностей крупных российских нефинансовых структур.

Проблема ресурсной базы российских коммерческих банков обусловлена множественностью факторов: недостатком "длинных" пассивов, порогами ликвидности и ограниченностью межбанковского рынка, неразвитостью механизма секьюритизации, позволяющего расширять ресурсную базу банков. Кроме того, как известно, активы банков определяют состояние их ресурсов. Процесс кредитования, структура и качество выданных кредитов определяют как рентабельность банковского бизнеса, так и финансовое состояние заемщиков, что опосредованно также расширяет ресурсную базу банков.

Решение проблемы ресурсной базы отечественных коммерческих банков, с нашей точки зрения, связано повышением доступности банковских кредитов для отечественных заемщиков, ростом кредитования и снижением степени риска.

Однако в настоящее время рентабельность большинства отраслей реального сектора остается низкой, что не позволяет им использовать дорогие банковские ресурсы для финансирования своей деятельности, а это обстоятельство сужает круг потенциальных клиентов российских банков. По данным Госкомстата в первом полугодии 2010 года доля убыточных организаций в целом по российской экономике составляла 34,4%. Кроме того, доля убыточных предприятий с 2008г. продолжает неуклонно увеличиваться. Банковские ресурсы недоступны для значительного числа потенциальных заемщиков, поэтому в источниках финансовых вложений предприятий доля банковских кредитов за первое полугодие 2010г. в целом не превышала 3%.
Российские коммерческие банки не могут предоставлять кредиты по ставке ниже уровня рентабельности кредиторов. Однако по состоянию на 01.07.2010г. в российской экономике отдельные отрасли в целом являются убыточными, их дальнейшее функционирование в существующем виде не соответствует базовым принципам рыночной экономики.

В настоящее время крупные компании-заемщики перекредитованы, мелкий и средний бизнес не определился с перспективами своего развития и банковское кредитование продолжает оставаться достаточно дорогим источником ресурсов его развития. Слабые предприятия смогут получить кредиты банков только под государственные гарантии, но государство должно определиться с необходимостью модернизации или банкротства нерентабельных производств.

Поэтому усиление кредитной экспансии коммерческих банков возможно только при условии, если будет принята программа действий государства по проведению промышленной и инновационной политики и созданию рыночных механизмов снижения уровня рисков при кредитовании на основе имеющегося зарубежного опыта.

Процесс активизации кредитования как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе должен сопровождаться комплексом мер по:
o    стимулированию покупательского спроса;
o    формированию общегосударственной программы развития производства, способной стать ориентиром для предприятий и банков;
o    формированию механизма предоставления гарантий по кредитам как стратегическим отраслям экономики, так и для мелкого и среднего бизнеса, как это сделано во многих странах;
o    совершенствованию ресурсной базы отечественных банков, в том числе и путем развивая механизма секьюритизации активов;
o    развитию системы страхования экспортно-импортных контрактов;
o    преодолению монополизма, совершенствованию процентной политики коммерческих банков, в том числе мерами пруденциального контроля со стороны Банка России.

Кредитная деятельность банков в России в посткризисный период должна основываться не только на рыночных, но и директивно регулируемых условиях организации общественного производства. Кредит резко активизирует экономику, но может усилить и диспропорции в её развитии. Опережающий рост кредитов по отдельным отраслям в сравнении с темпами расширения кредитования экономики в целом могут положить начало роста пузырей активов. Правильно и своевременно принятые меры денежно-кредитного регулирования могут "растянуть" экономический цикл, отсрочить период наступления и остроту кризисных событий.

В условиях кризиса государство может проводить эффективную политику денежно-кредитного регулирования экономики, стимулируя развитие национальной экономики, расширяя спрос и экспортные производства. Это тем более актуально, что предоставленные банкам в рамках антикризисных мер Правительства централизованные ресурсы, в полном объеме не дошли до реального сектора экономики.
Анализ состояния и современного развития российской банковской системы позволяет сформулировать и выделить несколько основных стратегических направлений совершенствования условий функционирования российской банковской системы.
Для полного преодоления последствий кризиса необходимо провести модернизацию структуры банковской системы России. Модернизация должна затронуть все виды банков в России с учетом особенностей их организации и деятельности.

Несмотря на многочисленные побочные эффекты от деятельности госбанков, в ближайшей перспективе принципиально изменить структуру собственности в банковском секторе в условиях сохранения кризисных явлений не представляется возможным.
Неблагоприятные макроэкономические условия и частые шоки способствовали тому, что госбанки остались на рынке в силу вымывания с него других игроков. Разрастание государственной собственности на активы банковского сектора неуклонно продолжалось в течение последних десяти лет. В настоящее время не принято единой программы развития сектора госбанков. В результате между ведомствами, курирующие госбанки, отсутствует согласие в отношении их перспектив.

Потенциальными альтернативными собственниками в случае приватизации государственных банков, как показывает опыт других стран, могут быть нерезиденты. Однако последствия снижение доли государственных банков в банковской системе за счет увеличения иностранного присутствия требуют дополнительного осмысления. При ограничении иностранных инвестиций в капитал госбанков существует риск их рыночной недооценки в силу слабого внутреннего инвестиционного спроса. В случае активного привлечения при приватизации иностранных инвестиций наиболее вероятным сценарием является потеря национального контроля над значительной частью банковского сектора.

Кроме того, многие иностранные инвесторы в ближайшие годы не смогут принять активное участие в новой российской приватизации, так как большинство глобальных портфельных инвесторов Европы и Америки в среднесрочной перспективе будут избегать вложений в рискованные активы.

Поэтому можно утверждать, что в перспективе кардинальная смена собственности в крупнейших государственных банках невозможна. Ее целесообразно рассматривать как долгосрочную цель, достижимую после 2015 года. В настоящее же время необходимо рассматривать варианты частичной приватизации крупнейших госбанков, позволяющей диверсифицировать их структуру собственности. Необходимо оптимизировать государственную собственность в банковском секторе, снизив или ликвидировав доли государства в мелких и средних банках.

Приватизацию можно рассматривать как инструмент для:
o    оптимизации размеров госсектора;
o    улучшения структуры госсектора;
o    повышения доходов федерального бюджета;
o    повышение конкурентоспособности частных банков;
o    привлечения прямых иностранных инвестиций;
o    развития фондового рынка внутри страны;
o    улучшения корпоративного управления в банках.
Проблема преобладания в банковской системе России банков с государственным участием в капитале ставит в неравноценное положение их с рядовыми коммерческими банками. Подобное положение вещей ставит вопрос об усилении антимонопольного регулирования банковского сектора.

Модернизация российского банковского сектора предполагает совершенствование регулирования деятельности системообразующих банков. Особое отношение и значительные объемы помощи для финансовых организаций, которые считались слишком большими, чтобы допустить их банкротство, подчеркивают критическую роль, которую играют сис?темообразующие банки (СОБ) и значимые финансовые организации в на?циональном экономическом развитии и в ста?бильности финансовой системы.
Значимость крупных кредитных учреждений для национальной экономики необходимо рассматривать по двум основным направлениям: необходимость выработки мер, направленных на предотвращение кризисных ситуаций (более качественное регулирование и надзор в отношении СОБ) и возможность их санации (оптимальные спосо?бы поддержки СОБ или допущения их банк?ротства).

При разработке мер политики в отноше?нии системообразующих банков дирек?тивным органам необходимо также учиты?вать проблему морального риска - то есть, не ведет ли спасение проблемных СОБ к их росту и снятию с них ответственности за последствия рискованного поведения. Однако в условиях кризиса именно на крупные банковские структуры приходилась основная нагрузка по выведению национальных банковских систем из кризиса, поддержанию устойчивости и недопущению возможности возникновения системного кризиса в экономике. Это определило необходимость принятия на себя крупными банками ещё больших рисков, что происходило с согласия надзорных органов.

Необходимо более детально определить полномочия руководства системообразующих банков (особенно для банков с государственным участием в капитале). В России эта проблема стоит достаточно остро, так как планы спасения нерентабельных убыточных производств могут оказаться губительными для СОБ, что может спровоцировать возникновение масштабного кризиса в российской банковской системе.
Решить вопрос функционирования крупных банковских структур можно как за счет повышения налогов, так и за счет прямого ограничения на проведение СОБ определенных видов операций. Однако полное раздробление крупных банков в настоящее время нецелесообразно, так как для развития современных технологий, модернизации производства требуются инвестиции в таких объемах, которые мелкие и средние банки не в состоянии обеспечить.

Особое внимание в этом плане должно быть уделено Сбербанку России. В долгосрочной перспективе размер пакета акций Банка России в капитале Сбербанка может опуститься ниже контрольного только в ситуации, если Сбербанк перестанет доминировать на рынке вкладов. В отношении других крупных банков федерального значения снижение доли государственного участия может происходить путем проведения IPO (SPO) или продажи небольших пакетов акций банков на открытом рынке существующими акционерами.

Универсальные и специализированные банки - два параллельно развивающихся типа банков, две модели, их функционирование не должно противоречить друг другу, и определяется определенными традициями, кадровым обеспечением, условиями конкуренции и др. Следует учитывать, что, приспосабливаясь к условиям окружающей среды, меняющимся потребностям своих клиентов, каждая из данных моделей может успешно развиваться в долгосрочной перспективе.

Однако, с нашей точки зрения, нельзя сформировать эффективную коммерческую банковскую систему до тех пор, пока будут доминировать государственные универсальные коммерческие банки. Государство никогда не сможет одинаково равно относиться к своим собственным и ко всем остальным банкам (налицо конфликт интересов). В любом случае они будут пользоваться гарантиями государства, будут обеспечиваться его бесплатными ресурсами, будут иметь массу иных преференций.
Применительно к крупным универсальным банкам довольно распространенным стало применение термина "мультиспециализированные банки", поскольку у них стали выделяться, как правило, три функциональных подразделения, занимающихся розничным бизнесом (обслуживание частных лиц и предприятий), инвестиционной деятельностью и управлением активами.

Решить задачу модернизации банковского сектора невозможно без привлечения иностранных инвестиций, и, в этом контексте, роль банков с иностранным участием в капитале нельзя переоценить. Но необходимо регулировать деятельность банков с иностранным участием с тем, чтобы приток инвестиций не приводил к появлению диспропорций в российской экономике.

Последний финансовый кризис показал, что характер участия иностранного капитала на национальном рынке (филиал или дочерние подразделение) существенно влияет на уровень рисков местных заемщиков. Кредиторы, в лице иностранных банков, способны доставить серьезные проблемы национальным экономикам в результате внезапного сокращения объемов кредитования. Банки, осуществляющие деятельность на основе местных кредитных ресурсов, оказались более гибкими и устойчивыми в условиях последнего финансового кризиса. Однако привлечение местных источников финансирования предполагает длительный период пребывания и освоения местных рынков со стороны иностранных банков, а на новых рынках им проще привлекать ресурсы мирового финансового рынка.

В России банки с участием иностранного капитала составляют лишь пятую часть российской банковской системы (21,5% от числа всех зарегистрированных КО). Банки с иностранным участием работают на российском финансовом рынке в основном за счет привлечения ресурсов международного финансового рынка, а не опираются на внутренние источники. Доля банков с иностранным участием в общем объеме привлеченных ресурсов от банков-нерезидентов составила за 2009г.-50,2%.

Посредническая деятельность банков с иностранным участием на межбанковском рынке способствует переливу капитала, но не направлена на увеличение долгосрочных инвестиций в российскую экономику. Доля кредитов, предоставленных банками с 100% участием иностранного капитала, нефинансовым предприятиям за 10 месяцев 2010года составляла только 10,1% от всех кредитов, предоставленных российскими банками.
Только запрещение открытия филиалов не решит проблем обеспечения приемлемого уровня конкуренции и поддержания устойчивости российского банковского сектора. Можно предположить, что для действенного контроля за присутствием иностранного капитала в российской банковской системе необходимы не только ограничительные меры, но и контроль за международными потоками капитала со стороны денежных властей.

Роль и место региональных банков в модернизации банковского сектора должна возрастать. В 2009 году сокращение числа действующих кредитных организаций было характерно для большинства российских регионов: количество региональных банков снизилось с 552 до 523. При этом темпы прироста активов региональных банков (15,9%) в 2009 году были выше темпов прироста совокупных активов банковского сектора в целом (5,0%). В результате доля региональных банков в совокупных активах банковского сектора в течение года выросла и по состоянию на 01.01.2010 составила 14,1% (против 12,8% на 01.01.2009).

Наметившаяся тенденция со стороны российских регулирующих органов по укрупнению и консолидации российского банковского сектора, прежде всего, затронет мелкие региональные банки, которые предоставляют возможность пользоваться банковскими услугами мелким и средним региональным предприятиям, обслуживают свою уже сложившуюся клиентуру за счет перераспределения внутренних кредитных ресурсов. Однако развитие системы региональных банков сдерживается неравноправным доступом к ликвидности. Поэтому для поддержания стабильности и устойчивого развития региональной банковской системы предлагается применить следующие механизмы обеспечения равноправного доступа к ликвидности:
o    На федеральном уровне предоставление ресурсов региональным банкам через специализированные институты - Российский банк развития и АИЖК - должно расширяться, в том числе за счет выкупа государством и государственными банками долговых ценных бумаг этих институтов. Кроме того, этот важнейший канал представления ликвидности должен регулироваться долгосрочными соглашениями и обеспечивать стабильные объемы притока ликвидных ресурсов вне зависимости от ситуации на рынке.
o    При слабости таких механизмов распределения ликвидности внутри банковского сектора, как двустороннее и синдицированное межбанковское кредитование, могут быть использованы дополнительные схемы принудительного перераспределения ликвидности внутри банковского сектора:
1)    обязательный выкуп крупными банками облигационных займов малых банков;
2)    заключение долгосрочных соглашений о выкупе крупными банками части кредитных портфелей малых банков.

Следует предоставить субъектам Федерации больше свободы в использовании механизмов поддержки местных банков, как посредством обеспечения источников финансирования, так и путем участия в кредитном риске. Местные органы власти должны иметь право на договорных отношениях устанавливать заказ на размещение кредитных организаций на своей территории, предлагать желаемый набор банковских услуг, совместное финансирование отраслей и предприятий.

Необходимость модернизации банковского сектора России заставляет задуматься о перспективах саморегулирования в данной сфере, и о роли банковских объединений в решении задачи модернизации.

Реальными направлениями развития саморегулирования в банковской сфере при разработке Стратегии развития можно назвать следующие:
o    выработка единых обязательных правил поведения банков на рынке услуг;
o    взаимоконтроль членов системы гарантирования вкладов;
o    выработка и внедрение стандартов внутреннего контроля в банках;
o    выработка и внедрение стандартов корпоративного управления в банках;
o    обмен информацией о заемщиках (в рамках кредитных бюро);
o    подготовка современных профессиональных и добросовестных банковских руководителей.
В качестве приоритетных направлений работы банковских ассоциаций в настоящее время можно выделить следующие:
o    содействие обеспечению системной устойчивости и ликвидности российской банковской системы;
o    формирование и апробация эффективных инициатив и предложений по преодолению кризисной ситуации на рынке банковских услуг;
o    содействие расширению объемов инвестирования и укрепления ресурсной базы отечественной банковской системы;
o    содействие развитию эффективной конкуренции на рынке банковских услуг и повышению конкурентоспособности банковского сектора;
o    содействие повышению доступности финансовых услуг и уровню финансовой грамотности предпринимателей и населения.
o    расширение международной деятельности федеральных банковских объединений.
В рамках работы по повышению надежности и обеспечению стабильности российской банковской системы следует учитывать основополагающие аспекты.

Худшие прогнозы по росту просроченной задолженности не подтверждаются. Об этом свидетельствуют как официальные отчетные данные Банка России, так и оценки ведущих отечественных экономистов. Хотя оценка уровня просроченной задолженности по официальным данным и экспертным оценкам существенно расходятся.
В настоящее время можно констатировать процесс перемещения части проблемной задолженности путем её пролонгации или переоформления на внебалансовые счета. О последствиях таких мер можно будет судить только с течением времени, если не будет повторных кризисов, спровоцированных внешними факторами.

Уровень просроченной задолженности выше у крупных кредитных учреждений, однако, мелкие и средние банки могут подвергнуться заражению кризисной нестабильностью, если начнется массовое банкротство кредитных учреждений в России.
Отчетные данные показывают, что российские коммерческие банки все больше стали вкладывать имеющиеся свободные ресурсы в операции с долговыми и долевыми ценными бумагами, доля которых в совокупных активах российских коммерческих банках за последние полтора года возросла 7 до 15,7%. Ситуацию с ростом вложений российских банков в долговые ценные бумаги резидентов в условиях деформированной экономики можно расценивать как рост нового пузыря активов. На практике идентифицировать спекулятивные пузыри достаточно трудно, так как существуют некоторые концептуальные проблемы, мешающие их интерпретации, начиная с отсутствия общего определения ценовых пузырей.

Сдерживать рост операций банков с долговыми ценными бумагами Банка России нужно и за счет развития операций межбанковского кредитования. Наличие на банковском рынке изолированных эшелонов препятствует распределению ликвидности.

Для снижения уровня рисков в банковской системе необходимо совершенствовать залоговое законодательство. Решение нормативно-правовых вопросов налогового законодательства снизит потребность для банков создавать дополнительные резервы и отвлекать ресурсы от кредитования, повысит эффективность процессов санации и реорганизации банковского сектора, особенно актуальных в посткризисных условиях. Решение проблем залогового законодательства облегчит внедрение комплексной системы гарантий по кредитам и сделает российский банковский сектор более транспарентным.
Для решения снижения проблем ликвидности банковского сектора можно использовать уже имеющийся зарубежный опыт секьюритизации банковских активов.
В развитых странах в последние 10-15 лет процесс банковского кредитования существенно видоизменился за счет вовлечения дополнительных участников, распределения рисков между ними, привлечения средств финансовых рынков. Эти нововведения позволили удлинить сроки кредитования. Секьюритизация активов, несмотря на кризис последних лет, стала неотъемлемой частью кредитного процесса, инструментом долгосрочного кредитования коммерческих банков Америки, Европы и Азии. Кризис внес определенные коррективы, показал слабый контроль со стороны надзорных органов за этими операциями. Но процессы секьюритизации активов продолжают развиваться, уже не ограничиваются только ипотечными кредитами, а получают новое применение.
В России практика проведения операций секьюритизации только формируется, но уже сейчас крупные структуры, такие как АИЖК и Российский банк развития наращивают объемы проведения подобных сделок. Российские банки смогут составить равноценную конкуренцию иностранным только тогда, когда их деятельность будет соответствовать международным аналогам банковской деятельности развитых стран, поэтому российские банки должны внедрять тот же кредитный инструментарий и оказывать хотя бы приблизительно такой же, как и у зарубежных банков, объем услуг своим клиентам.
Однако процесс внедрения операций секьюритизации способен коренным образом изменить сложившийся в России кредитный механизм, оттеснить "традиционное" банковское кредитование. Поэтому расширение инструмента секьюритизации активов на российском финансовом рынке должно осуществляться постепенно.
Для расширения ресурсной базы национальной банковской системы многие эксперты банковского сообщества считают необходимым сформировать комплексную систему рефинансирования и поддержания ликвидности кредитных организаций, которая должна включать:
o    Организованный рынок межбанковского кредитования.
o    Единый механизм рефинансирования Банком России.
o    Рефинансирование кредитных организаций государственными институтами развития.
Важным направлением работы по расширению ресурсной базы банков является поддержка активности вкладчиков, поскольку именно вклады населения являются долгосрочным ресурсом для банковской системы.
Полагаем, что сберегательные сертификаты будут выгодны как банкам, так и населению: банки получат долгосрочный ресурс, который можно будет направить на модернизацию экономики, а население - гарантированный доход при отсутствии рисков.
Проблемы расширения кредитования экономики российскими банками связаны с решением нескольких приоритетных задач.
Для снижения уровня кредитных рисков необходимо введение системы их частичной компенсации для банков. Системы гарантии кредитов позволяют снизить уровень кредитного риска за счет привлечения дополнительных участников в процесс кредитования. Их основная задача - способствовать налаживанию активного взаимодействия между отдельными субъектами финансового рынка практически не претерпела принципиальных изменений. В настоящее время системы гарантии кредитов представляют собой составную часть кредитно-финансовых структур как развитых, так и развивающихся стран.

Национальные банки развития (НБР) как инструмент экономической политики государства действуют более чем в 30 странах мира. Во многих странах НБР стали неотъемлемой инструментом государственной экономической политики, которым принадлежит ключевая роль в финансировании приоритетных отраслей и программ структурной, перестрой?ки экономики. Это означает, что добиваться оптимальных пропорций в экономике только рыночными методами зачастую недостаточно продуктивно. Особенно эффективны, полезны банки развития в условиях восстановления, переустройства и модернизации экономики, когда необходима концентрация ресурсов для решения ключевых задач. Именно в таком состоянии находится в настоящее время российская экономика, когда требуется как модернизация экономики в целом, так и структурная перестройка банковской системы России.

В июне 2010г. Государственная дума приняла во втором чтении законопроект о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях. Микрофинансирование решает две важнейшие задачи: во-первых, помогает развивать малый бизнес, приучая предпринимателей работать с заемными средствами и формировать кредитную историю, а во-вторых, содействует преодолению бедности и безработицы. Это тенденция мирового развития. В нашей стране происходит только становление микрофинансовых отношений.

Развитие ипотеки в посткризисный период должно осуществляться преимущественно за счет привлечения финансовых ресурсов на рыночных условиях с внутреннего и внешнего рынков капитала. По мере развития и укрепления рынка капитала всем классам инвесторов должны быть предложены приемлемые по срочности, надежности и доходности ипотечные инструменты. Перечень ипотечных инструментов необходимо расширить с целью обеспечения максимального удовлетворения потребностей различных групп инвесторов. При этом особое внимание следует уделить решению проблемы несоответствия срочности имеющихся на внутреннем рынке ресурсов и ипотечных жилищных кредитов.

Для создания устойчивой системы привлечения долгосрочных ресурсов с рынка капитала необходимо развивать внутреннюю базу институциональных консервативных инвесторов, создавать условия кредиторам для секьюритизации, развивать альтернативные формы привлечения долгосрочных ресурсов и повышать привлекательность отечественного рынка для иностранных инвесторов.
Расширение взаимоотношений банков с реальной экономикой во многом определяется качеством банковской работы. Задача повышения качества работы банковской системы России требует комплексного подхода.

В условиях кризиса достаточно высокую степень эффективности продемонстрировали методики управления финансовыми рисками кредитных организаций.
Улучшение практики корпоративного управления и риск-менеджмента в российских банках должно стать одним из приоритетных направлений деятельности любого банка. Снизить риски банковского бизнеса позволят институциональные улучшения - организованный рынок межбанковского кредитования, консолидация кредитных бюро, развитие синдицированного кредитования.

Банковский сектор был и остается доминирующим поставщиком финансовых услуг населению. На него приходится подавляющий объем операций по кредитованию и приему во вклады сбережений населения. Географическая и (или) ценовая недоступность финансовых услуг, усугубляя различия в уровне образования, жилья, медицинских услуг, консервирует отсталость целых регионов страны. Ситуация улучшается, но и сегодня России необходима разветвленная финансовая инфраструктура, охватывающая всю страну, как для обеспечения социальных гарантий, так и для содействия социальному развитию - вертикальной мобильности, формированию среднего класса, реализации предпринимательских способностей россиян.

Развитие платежных отношений в рамках создания платежной системы подразумевает усиление деятельности и взаимодействие различных организаций- операторов по переводу денежных средств, включая операторов электронных денег, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (операционных, клиринговых и расчетных центров). Расширение спектра предоставляемых платежных услуг происходит, в том числе, и за счет небанковских учреждений, предоставляющих своим клиентам услуги как по проведению международных (трансграничных) операций, так и широкие возможности для расчетов внутри страны посредством проведения электронных платежей. Расширение числа и состава участников кредитных и расчетных отношений предполагает повышение качества работы российских банков.
Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из необходимости развития в банковском секторе условий для справедливой конкуренции, расширения спектра банковских услуг, повышения привлекательности и доступности банковских услуг для населения. Стратегическая перспектива развития структуры банковского сектора состоит в оптимальном сочетании крупных многофилиальных банков, региональных банков средней и небольшой величины, банков, специализирующихся на отдельных услугах (потребительском кредитовании, ипотеке, кредитовании малого и среднего бизнеса), расчетных и депозитно-кредитных небанковских кредитных организаций.

Создание равных условий для ведения банковского бизнеса всем кредитным организациям обеспечивается, прежде всего, антимонопольным регулированием на федеральном и региональном уровнях. При этом целесообразно уделять достаточное внимание деятельности региональных малых и средних банков, выравниванию для них условий конкуренции. Благодаря активности малых и средних банков решаются две важные задачи: снимаются ограничения по заимствованию для малых предприятий, а также повышается обеспеченность регионов банковскими услугами.
Российские банки (в т.ч. региональные) заинтересованы в создании института банковского омбудсмена, так как этот инструмент разрешения споров может существенно сократить издержки кредитных организаций на ведение дел в судах. По оценкам экспертов, внесудебное разрешение спора с участием омбудсмена может стоить банку в 10 раз дешевле, чем участие в судебном процессе. Кроме того, с участием омбудсмена банк может разрешить спор и не потерять клиента.
Реструктуризация проблемных банков и модернизация российской банковской системы также нацелены на повышение устойчивости российской банковской системы. Принятие адекватных превентивных мер противодействия разрастающемуся кризису дает возможность быстрее осознать причины его возникновения, облегчается вероятность использования доступных альтернативных инструментов. Действия, предпринятые в начале кризиса, могут существенно снизить уровень потерь в финансовой системе.
Обычно в ходе реструктурирования банковской системы используется несколько вариантов стратегий, но окончательный результат проводимой политики при использовании аналогичных методов в развитых и развивающихся странах может привести к совершенно различным результатам. Поэтому дублировать ситуацию, используя только положительный опыт некоторых развитых стран не следует.
Принимаемый порядок рекапитализации банковского сектора отражает эффективность работы правительства и в основном нацелен на увеличение капитала банков во время кризиса. При этом, банки могут быть рекапитализированы несколькими способами в зависимости от финансовых возможностей правительства страны.

Решение структурных проблем банковской системы предполагает улучшение качества надзора за деятельностью банков. Это предполагает как совершенствование принятых норм регулирования, так и введение новых правил регулирования банковской деятельности.

Российские банки в своём большинстве уже соблюдают требования Базеля-3. По оценкам ЦБ, сейчас уровень достаточности капитала первого уровня банков составляет 12,4% против требуемых 6%. Но к 2013 году, когда процесс перехода на Базель III начнется, и тем более к 2019 году, когда по плану он должен быть завершен, ситуация с достаточностью капитала российских игроков может быть иной. С ростом кредитной активности банков после выхода из кризиса этот показатель, соответственно, будет снижаться.

Следует предвидеть общее снижение достаточности капитала российских банков. Поэтому во избежание негативного воздействия Базеля-III на кредитную и финансовую активность в целом, необходимо предусмотреть не только переход к новым нормам по капиталу, но и выработать новые соответствующие им требования по текущей ликвидности, риск-менеджменту и транспарентности банков (в части снижения зависимости от их собственников).

Улучшение классификации кредитов и системы создания резервов является важнейшим условием для того, чтобы адекватно оценить достаточность банковского капитала. В частности, необходимо усовершенствовать оценку кредитных рисков и сделать так, чтобы обеспечение резервами было в большей степени ориентировано на перспективу и учитывало вероятные будущие убытки по кредитам.
Более того, Банк России необходимо наделить большими надзорными полномочиями, особенно для ведения надзора на консолидированной основе, а также надзора за кредитованием аффилированных лиц, так как эти проблемы представляют серьезную угрозу для стабильности российской банковской системы.

Расширение спектра проводимых российскими банками кредитных и расчетных операций, вовлечение в эти процессы дополнительных участников, в том числе небанковских кредитных организаций, диктует необходимость усиления контроля за их деятельностью со стороны Банка России.

Глобализация требует принятия согласованных мер по финансовому оздоровлению экономики. Это предполагает необходимость сближения понимания сути происходящих процессов, универсализации трактовки их содержания большинством стран.
Проблемы определения степени устойчивости финансовой системы являются центральным звеном макропруденциального анализа, проводимого большинством центральных банков экономически развитых стран.

В 2009 году Банк России начал работу по проекту МВФ по определению показателей финансовой устойчивости (ПФУ), но только для банковского сектора. Но было бы правильно рекомендовать Банку России проводить анализ устойчивости финансового сектора России в целом, в соответствии с международными стандартами.
Принятие перечисленных мер в перспективе будет способствовать достижению качественно нового состояния банковской системы и позволит ей более адекватно реагировать на возрастающие запросы отечественной экономики.

Изменение характера российской экономики, перевод её на инновационный путь развития предполагает и соответствующую модернизацию банковской системы. При этом показатели российского банковского сектора должны постепенно приблизиться к средним показателям европейских банковских систем, наименее пострадавших от последствий финансового кризиса.
При успешном осуществлении перечисленных мероприятий к 1 января 2015 года могут быть достигнуты следующие совокупные показатели российской банковской системы:
o    активы/ВВП- 100-150%,
o    капитал/ВВП-15-20%,
o    кредиты нефинансовым организациям/ВВП- 50-60%.
Кроме того, реализация предлагаемых мер в рамках Стратегии развития банковского сектора позволит создать надежную, стабильную, прозрачную банковскую систему, обеспечивающую:
- расширение возможностей для аккумуляции дополнительных ресурсов и размещения их в соответствии с возрастающими потребностями модернизации отечественной экономики,
- исправление допущенных диспропорций и перекосов в экономике, накопленных в предкризисные годы, за счет более адресного размещения имеющихся в распоряжении банков ресурсов,
- расширение кредитования как юридических, так и физических лиц российскими банками и небанковскими кредитными учреждениями,
- повышение устойчивости банковской системы Российской Федерации за счет введения механизмов снижения уровня рисков по проводимым банками операциям и совершенствования контроля за уровнем рисков со стороны Банка России,
- расширение продуктового ряда, предлагаемого российскими банками своим клиентам, обеспечивающего равные конкурентные возможности на рынке для банков и небанковских кредитных организаций,
- создание условий, способствующих равноценной конкуренции для различных категорий российских банков независимо от размера их капитала, типа собственности, страновой принадлежности их владельцев (резиденты и нерезиденты).

viperson.ru

Док. 646592
Перв. публик.: 07.12.11
Последн. ред.: 07.02.12
Число обращений: 0

  • Гамза Владимир Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``