Владимир Путин в статье "Демократия и качество государства" предлагает пути активизации общества по контролю за властью.
С момента, когда общества стали крупными и на площади уже не могли собраться все его граждане, - на смену прямому участию пришла система представительства, главным недостатком которой было то, что делегированные даже на самых честных выборах представители (депутаты) оказывались вне контроля тех, кто поручил им представлять свои интересы.
А система выборной конкуренции превратилась в выборный постановочный спектакль одного дня.
Чем были действительно самые честные за последние четверть века выборы 1989-1990 годов? Голосованием за более яркие речи. За клоунаду, объявленную гражданской смелостью.
Чем, по сути, был тогда феномен Жириновского? По-своему честным обращением к избирателям. Он тогда сказал: "Если все вы сошли с ума настолько, что верите тому, кто больше наврёт - то я навру больше всех и на восьми языках".
Депутаты в массе своей оказывались часто бесчестными проходимцами, делавшими карьеру и забывавшими об избирателях на следующий день после получения мандата.
Ведь всего лишь 6 человек из состава Верховного Совета РСФСР в декабре 1991 года проголосовали против ратификации Беловежского соглашения. А ведь народ не давал согласия на демонтаж СССР.
Потом большинство депутатов обвиняли Ельцина в экономической катастрофе 1992 года. Но перед этим они сами наделили его чрезвычайными полномочиями и правом издавать указы, противоречащие существующему законодательству.
А депутаты Государственной Думы 1990-х годов из страха досрочного роспуска утверждали всех премьер-министров, представляемых Ельциным.
И все представляемые правительством бюджеты.
Объективно стоит вопрос - надо поставить власть под прямой контроль общества. И власть представительную, и власть исполнительную.
Для этого существуют два основных пути, на которые резонно указывает Владимир Путин.
Первый - это включение в механизм участия и управления максимально широкого круга граждан.
Второй - развитие местного самоуправления.
Ещё лет двадцать, если не тридцать, назад Элвин Тоффлер говорил о тех возможностях, которые для развития демократии и участия открывает возникновение национальных компьютерных сетей.
Они, с одной стороны, позволяют гражданам получать доступ ко всему объёму необходимой управленческой информации. С другой - открывают новые возможности в оперативном принятии решений путём электронного голосования и электронных референдумов.
Но этот путь, взятый отдельно на сегодня пока имеет и ряд ограничений.
Во-первых, если свести всё к нему, он окажется опять-таки "демократией для меньшинства". Большая часть населения, которая на сегодня Интернетом не пользуется, окажется изолированной от принятия решений.
Во-вторых, для прямого участия граждан в управлении необходимы и развитие их навыка такого участия, и их привычка к активному участию. Привычка эта, в первую очередь, может быть развита на уровне местного самоуправления.
В этом отношении участие в местном самоуправлении можно считать своего рода "школой демократии" и её основой.
И с точки зрения развития навыка участия, и с точки зрения развития структур гражданского контроля над властью - тех же низовых организаций политических партий.
Без последних любая партия неизбежно оказывается внешней имитационной структурой, больше существующей на виртуальном уровне телеэкрана, а не в действительной жизни общества.
Если мы будем иметь сильную структуру местных органов, и местных партийных и общественных организаций - у нас будет реальная основа для того, чтобы политическая система работала не на выражение воли элит, а на выражение воли масс.
Чтобы система соответствовала главному смыслу демократии - выражению и исполнению воли большинства.
Соответствовала главному смыслу социальной демократии - выражению воли не имущих, а находящихся в большинстве работников.
Соответствовала главному смыслу социального государства - обеспечению условий для развития каждого человека, а не только состоятельных и, тем более, паразитических слоёв общества, живущих за его счёт.