В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Совершенствование механизма обеспечения безопасности участников рынка ценных бумаг Назад
Совершенствование механизма обеспечения безопасности участников рынка ценных бумаг
Аналитический журнал
"Управление в кредитной организации",
2011, N 5 (63)

В.А. Гамза, Финансовый университет при Правительстве РФ, советник ректора
И.Б. Ткачук, Финансовый университет при Правительстве РФ, Институт финансово-экономических исследований, старший научный сотрудник.

Совершенствование механизма обеспечения безопасности участников рынка ценных бумаг

Задачи привлечения инвестиций в экономику страны могут быть успешно решены лишь при условии уверенности инвесторов в сохранности своих средств. По этой причине обеспечение безопасности инвесторов (владельцев акций) и обслуживающих их профессиональных участников финансового рынка1 является важным направлением государственной экономической политики.

Исследование отечественного и зарубежного опыта показывает, что все виды противоправных угроз безопасности финансового рынка можно разделить на две основные группы. Первую из них составляют посягательства на имущество инвесторов в виде акций, денежных средств и других активов. Вторую - преступления, посягающие на порядок функционирования финансового рынка.
Все виды угроз безопасности финансового рынка можно разделить на две группы: посягательства на имущество инвесторов в виде акций, денежных средств и других активов и преступления, посягающие на порядок функционирования финансового рынка.

Посягательства на имущество инвесторов
Характер взаимосвязей между преступными посягательствами на имущество инвесторов и на порядок функционирования рынка ценных бумаг позволяет сделать обоснованный вывод о том, что на практике количество противоправных действий первого и второго видов приблизительно равно. Такое соотношение формируется объективными условиями и характерно для финансовых рынков разных стран.
В частности, на рынке ценных бумаг Соединенных Штатов Америки, наиболее близком российскому финансовому рынку по характеру организации и методам регулирования, посягательства на имущество инвесторов составляют 51% от общего числа преступлений в указанной сфере2.
В Российской Федерации официальных систематизированных данных относительно числа преступных посягательств на безопасность участников финансового рынка, к сожалению, не имеется.
Отсутствие всесторонней, полной и достоверной информации о количестве и видах преступных посягательств в указанной сфере, о механизме их совершения и причастных к ним лицах существенно затрудняет разработку адекватных мер защиты.
Анализ имеющихся официальных сообщений позволяет сделать вывод о том, что хищения имущества инвесторов (физических лиц, акционерных обществ и государства) на отечественном финансовом рынке - явление весьма распространенное.
---вынос
Анализ имеющихся официальных сообщений позволяет сделать вывод о том, что хищения имущества инвесторов на отечественном финансовом рынке - явление весьма распространенное.

Основным способом неправомерного завладения эмиссионными ценными бумагами в России является мошенничество (ст. 159 УК РФ). Ряд таких преступлений носит резонансный характер в силу размеров причиненного ущерба и отрицательных социальных последствий противоправных деяний. Так, в результате хищения акций ЗАО "Корпорация "Уралинвестэнерго", принадлежавших 35 тысячам акционеров, была прекращена деятельность крупнейшего в регионе энергостроительного треста, без работы остались 12 тысяч человек (приговор по делу вынесен в 2011 г.). В другом случае, расследованном в 2010 г., в управляющей компании ОАО "Фонд Ямал" мошенники из числа руководителей названного фонда похитили акции ОАО "Газпром", принадлежавшие 11 тысячам акционеров. Эти ценные бумаги были проданы на рынке за 2,1 млрд руб.
Проведенный анализ показывает, что совершение подобных преступлений в ряде случаев можно было предотвратить или пресечь на начальной стадии при условии более эффективного участия ФСФР России в организации и функционировании механизма безопасности рынка ценных бумаг.

Субъекты обеспечения безопасности участников финансового рынка в России
Субъектами обеспечения безопасности участников российского финансового рынка являются: государство в лице законодательных, исполнительных (в т.ч. правоохранительных) и судебных органов власти, саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее - саморегулируемые организации), общественные объединения инвесторов, а также каждый профессиональный участник финансового рынка в отдельности.
Особое место в ряду федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих безопасность участников финансового рынка, занимает Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России).

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России)
Нормативной основой деятельности ФСФР России служат Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", регламентирующий организацию (ст. 40), функции (ст. 42), права (ст. 44) и обязанности (ст. 44.1) федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2011 г. N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" (далее - Положение).
---вынос
Являясь федеральным органом исполнительной власти в сфере финансовых рынков, ФСФР России призвана играть ведущую роль в сфере обеспечения безопасности их участников.
---
Являясь федеральным органом исполнительной власти в сфере финансовых рынков, ФСФР России призвана играть ведущую роль в сфере обеспечения безопасности их участников. В соответствии со ст. 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" ФСФР России выполняет функции координатора деятельности всех федеральных органов исполнительной власти (в т.ч. правоохранительных) по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, в том числе выпуска и безопасного обращения акций.
В соответствии с нормативными предписаниями, регламентирующими участие службы в противодействии преступлениям и административным правонарушениям на рынке ценных бумаг, ФСФР России уполномочена выполнять следующие прямо оговоренные законодателем функции.
1.В сфере выявления преступных посягательств:
- обеспечивать государственный контроль за соблюдением требований Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ч. 1 ст. 13 указанного закона) и выявление нарушений (ч. 2 ст. 13);
- инициировать в случае необходимости проведение органами внутренних дел оперативно-розыскных мероприятий для предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком (ч. 7 ст. 14 названного закона);
- контролировать порядок проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, на основании предписаний ч. 11 ст. 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
2. В сфере предупреждения преступных посягательств:
- принимать меры по предупреждению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком (ч. 3 ст. 13);
- обобщать и анализировать практику применения закона, разрабатывать методические рекомендации по его применению (п. 11 ч. 1 ст. 14).
3. В сфере самостоятельного расследования правонарушений:
- рассматривать в соответствии с порядком, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 23.47), и в необходимых случаях проводить расследование (ст. 28.7) дел об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг.
Прямых предписаний об участии службы в расследовании преступлений российское законодательство не содержит. В то же время п. 6.2 Положения указывает на ее право "организовывать проведение необходимых расследований".
4. В сфере защиты прав и законных интересов участников финансового рынка в судебном порядке в рамках гражданского судопроизводства:
- при рассмотрении в суде споров по искам или заявлениям о защите прав и законных интересов инвесторов вступать в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на нее обязанностей и для защиты прав инвесторов - физических лиц и интересов государства.
Из сказанного выше следует, что прямые предписания законодателя, обязывающие ФСФР России противодействовать преступлениям на финансовом рынке, относятся лишь к трем названным выше составам УК РФ3, посягающим на порядок функционирования рынка. Функции службы в сфере противодействия другим, отдельно не оговоренным, видам преступлений вытекают из общего содержания законодательных и иных нормативных предписаний.
В частности:
- в соответствии с п. 6.6 Положения служба уполномочена пресекать нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности (без указания на их вид - прим. авт.), а также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований по вопросам, отнесенным к компетенции службы;
- п. 5.12. Положения устанавливает обязанность службы обобщать практику применения законодательства в установленной сфере деятельности;
п. 5.14 устанавливает обязанность службы издавать методические материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к ее компетенции.
---вынос
В рамках противодействия противоправным посягательствам в сфере финансового рынка ФСФР России должна обеспечивать участников системы безопасности информацией о совершенных и возможных правонарушениях на рынке ценных бумаг.
--
В рамках противодействия противоправным посягательствам в сфере финансового рынка ФСФР России должна участвовать в обеспечении участников системы безопасности информацией о совершенных и возможных правонарушениях на рынке ценных бумаг: вести информационные базы данных, содержащие открытую и доступную информацию о санкциях, примененных ею в отношении лиц, совершивших правонарушения на рынке ценных бумаг, и лицах, совершивших указанные правонарушения. Эта обязанность возложена на нее ст. 8 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".

Проблемы организации деятельности ФСФР России
В качестве регулятора финансового рынка ФСФР России обладает определенными полномочиями, специальными механизмами регулирования рынка ценных бумаг, необходимым кадровым потенциалом и организационной структурой. Это позволило службе внести значительный вклад в создание и развитие рынка ценных бумаг в России и приблизить характеристики его безопасности к уровню мировых стандартов. Однако количество преступных посягательств в сфере отечественного финансового рынка остается значительным, а изучение обстоятельств их совершения свидетельствует о том, что возможности ФСФР России в противодействии криминалу используются не полностью.
Причины такого положения заключаются в первую очередь в ряде недостатков нормативного правового регулирования деятельности службы, в частности в необоснованном сужении направлений ее участия в противодействии преступным посягательствам на рынке ценных бумаг, а также в недостаточно качественном выполнении отдельных функций, возложенных на службу действующим законодательством.

Недостатки законодательного регулирования участия ФСФР России в противодействии преступлениям
Современное уголовное законодательство содержит семь статей, предусматривающих ответственность за посягательство на порядок функционирования финансового рынка. Это следующие статьи УК РФ: ст. 185 "Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг"; ст. 185.1 "Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах"; ст. 185.2 "Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги"; ст. 185.3 "Манипулирование рынком"; ст. 185.4 "Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг"; ст. 185.5 "Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества"; ст. 185.6 "Неправомерное использование инсайдерской информации".
Опосредствованно к ним примыкают также ст. 170.1 "Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета"; ст. 174 "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем".
Однако, как сказано выше, прямо оговоренная законодателем обязанность службы противодействовать посягательствам указанного вида относится лишь к трем из названных выше преступлений - манипулированию рынком, неправомерному использованию инсайдерской информации и легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем. За пределами нормативных предписаний, вопреки принципам законодательной логики, остается обязанность службы противодействовать другим видам преступлений, посягающих на порядок функционирования рынка ценных бумаг.

Отсутствие норм, предписывающих ФСФР России участвовать в противодействии преступлениям
Преступления имущественного характера - наиболее опасный и распространенный вид угроз правам и законным интересам участников финансового рынка. Однако обязанность службы противодействовать им не установлена вовсе. Указанный пробел законодательного регулирования, по мнению авторов, является наиболее существенным в организации системы безопасности финансового рынка.
---вынос
Преступления имущественного характера - наиболее опасный и распространенный вид угроз правам и законным интересам участников финансового рынка. Однако обязанность ФСФР России противодействовать им не установлена вовсе.
---

Полномочия ФСФР России в сфере расследования правонарушений

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 28.7) ФСФР России, как сказано выше, предоставлено право расследования дел об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг4. Такие расследования не являются обязательными в силу незначительной общественной опасности административных правонарушений и проводятся лишь при необходимости "...осуществления экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат...>>. Право службы проводить какие-либо другие виды расследований, кроме административных, законодательно не установлено.
---вынос
Ограничение сферы правоприменительных полномочий ФСФР России рамками административного процесса является заметным просчетом в обеспечении безопасности участников финансового рынка.
---
Ограничение сферы правоприменительных полномочий ФСФР России рамками административного процесса является заметным просчетом в обеспечении безопасности участников финансового рынка. За пределами функциональных обязанностей ФСФР России остается участие в расследовании хищений имущества инвесторов, равно как и преступлений, посягающих на порядок регулирования рынка ценных бумаг. Указанное обстоятельство существенно снижает уровень защищенности участников финансового рынка России.
Отстраненность службы от участия в расследовании преступных посягательств на финансовом рынке не позволяет ей получать в полном объеме сведения о реальных проблемах противодействия криминалу, затрудняет выполнение возложенных на нее функций координатора действий федеральных органов власти в сфере безопасности рынка ценных бумаг, препятствует полноценному выполнению обязанностей информационного обеспечения участников системы безопасности рынка в целях выявления, предупреждения и пресечения правонарушений и преступлений, а также разработке необходимых для этого методических рекомендаций.
В настоящее время официальный сайт ФСФР России не содержит какой-либо информации о количестве и видах преступлений, совершенных на рынке ценных бумаг, о способах их совершения и причастных к ним лицах. В числе изданий службы отсутствуют методические материалы по вопросам выявления, предупреждения и пресечения противоправных посягательств, адресованные участникам финансового рынка.
Указанное обстоятельство, по мнению авторов, свидетельствует о неполном выполнении службой обязанности обобщения практики применения законодательства в сфере финансового рынка и издания методических материалов и рекомендаций, установленных соответственно п. 5.12 и 5.14 Положения.
Опубликованные на официальном сайте в соответствии с требованиями п. 5.11 названного Положения сведения об
---вынос
Опубликованные на официальном сайте ФСФР России в соответствии с требованиями п.5.11 Положения сведения об административных правонарушениях, рассмотренных и расследованных службой, страдают существенной неполнотой, поскольку не раскрывают содержания правонарушений и даже их квалификации в соответствии со статьями КоАП РФ.
---
Опубликованные на официальном сайте сведения об административных правонарушениях, рассмотренных и расследованных службой, страдают существенной неполнотой, поскольку не раскрывают содержания правонарушений и даже их квалификации в соответствии со статьями КоАП РФ. Этот недостаток не позволяет использовать их для обобщения и последующей разработки приемов и методов противодействия правонарушениям.
Перечисленные недостатки правового регулирования деятельности ФСФР России и организации ее функционирования, конечно же, будут устранены в процессе дальнейшего развития системы обеспечения безопасности участников финансового рынка. Определенным подспорьем при этом может служить зарубежный опыт, в том числе представленный в материалах проведенного исследования роли и места регулятора финансового рынка США в противодействии преступлениям и правонарушениям, посягающим на права и законные интересы участников рынка ценных бумаг.
Комиссия по ценным бумагам и биржам США - федеральный орган регулирования рынка ценных бумаг

Комиссии по ценным бумагам и биржам США - U.S. Securities and Exchange Commission (далее - Комиссия) отведена ведущая роль в обеспечении безопасности участников финансового рынка. Правовой основой функционирования Комиссии является Закон о ценных бумагах и биржах 1934 г. с дополнениями от 5 октября 2010 г.5 Главную роль в защите прав и законных интересов инвесторов играет отдел правоприменения Комиссии, выполняющий задачи выявления, пресечения и расследования правонарушений на рынке ценных бумаг.
Расследованиям Комиссии подвергаются все факты правонарушений на национальном рынке ценных бумаг, включая те из них, которые содержат признаки преступления, выявлены и расследуются параллельно правоохранительными органами.
Отдел правоприменения Комиссии и условия расследований, которые он проводит

Отдел правоприменения Комиссии проводит расследование в рамках процедуры подготовки гражданского иска о защите прав и законных интересов инвесторов. Однако в отличие от обычной стороны в гражданском процессе Комиссия наделена рядом властных полномочий в сферах сбора доказательств, пресечения противоправных действий ответчика и возмещения ущерба, причиненного инвесторам или интересам общества.
---вынос
Перечень видов противоправных посягательств, подследственных Комиссии по ценным бумагам и биржам США, включает в себя: хищение денежных средств и ценных бумаг инвесторов; неправомерное использование инсайдерской информации; манипулирование рынком ценных бумаг; подкуп должностных лиц иностранных государств и др.
---
Перечень видов противоправных посягательств, подследственных Комиссии, включает в себя: хищение денежных средств и ценных бумаг инвесторов; неправомерное использование инсайдерской информации; манипулирование рынком ценных бумаг; подкуп должностных лиц иностранных государств и др.6
Законодательство США относит к числу инвесторов, права и законные интересы которых охраняются Комиссией, правоохранительными органами и негосударственными организациями, лиц, денежные средства и ценные бумаги которых привлечены для осуществления какого-либо инвестиционного проекта. Объектом контроля со стороны Комиссии является любая деятельность по привлечению и использованию денежных средств в целях инвестиций.
Поводами для начала расследования Комиссии служат: непосредственное обнаружение признаков правонарушения структурными подразделениями Комиссии; заявления лиц и организаций, а также сообщения правоохранительных органов (в т.ч. основанные на материалах оперативных мероприятий), прокурора или суда.
Доказательства и доказывание
В качестве доказательств при подготовке гражданского иска Комиссия использует пояснения предполагаемого ответчика, показания свидетелей, вещественные доказательства, документы, заключения экспертов, а также материалы уголовного расследования или оперативно-розыскной деятельности, проведенных правоохранительными органами. В целях доказывания допускаются материалы контроля телефонных переговоров, электронной почты, проверочных действий с участием негласных сотрудников ФБР.
В процессе поисковой деятельности и сбора доказательств в целях расследования Комиссия использует специально разработанные методики и программно-аппаратные комплексы.7
Полномочия лиц, ведущих расследование
В соответствии со ст. 21 Закона о ценных бумагах и биржах лицо, назначенное для проведения расследования, уполномочено вызывать свидетелей повесткой, записывать показания свидетелей и лиц, которым предъявлена претензия в нарушении закона, истребовать в целях расследования информацию, содержавшуюся в финансовых отчетах любого клиента финансового учреждения, в том числе такую, доступ к которой ограничен в соответствии со ст. 1105 и 1107 Закона о праве на неприкосновенность частной финансовой информации 1978 г.8
Противодействие расследованию со стороны ответчика рассматривается Комиссией как обстоятельство, отягчающее его вину. Факт противодействия фиксируется в исковом заявлении Комиссии, в частности в обосновании предложений о видах и содержании санкций, которые может назначить суд. Кроме того, такие действия, при наличии достаточных оснований, могут квалифицироваться как преступление против правосудия и повлечь за собой уголовное наказание.
Так, в сообщении Комиссии от 14 января 2011 г. о результатах расследования в отношении менеджера Коннектикутского страхового фонда Ф. Марраменди, обвинявшегося в создании финансовой пирамиды и хищении средств инвесторов в размере $53 миллионов, было указано следующее.
"В ходе расследования, в декабре 2010 и январе 2011, I Марраменди пытался скрыть хищение, представив персоналу Комиссии ложное письмо бухгалтера из Венесуэлы, подтверждающее, что часть средств инвесторов в размере приблизительно $275 миллионов находится в распоряжении одного из тамошних фондов. Однако в действительности таких активов не существует. В связи с этим сегодня прокурор округа Коннектикут, США возбудил уголовное дело против Марраменди по факту противодействия правосудию путем умышленного введения в заблуждение персонала Комиссии в процессе проводившегося расследования"9.

И напротив, содействие расследованию служит обстоятельством, смягчающим наказание (снижение размера штрафа до 50% или отсрочка запрета на занятие профессиональной деятельностью).
Например, в иске Комиссии от 14 января 2011 г. против бывшего директора одного из банков в Нью -Джерси Бриана Хайга и бухгалтера того же банка Анн Десковик, обвинявшихся в неправомерном использовании инсайдерской информации, указано: "При определении суммы штрафа, предлагаемой в отношении Хайга, Комиссия учитывает существенное сотрудничество, которое он осуществлял в связи расследованием этого дела, включая обеспечение информации о соучастниках и помощь в выдвижении дополнительных обвинений. Окончательное решение должно быть утверждено судом"10.
Готовность сотрудничать с Комиссией в интересах расследования оформляется официальным соглашением по установленной форме и заключается с участием адвоката ответчика. Информация о заключении всех подобных соглашений публикуется в постоянном разделе на официальном сайте Комиссии с указанием фамилии, имени и рода занятий ответчика. Однако по желанию последнего личные данные могут не оглашаться. В таких случаях ответчик фигурирует в информации, как "лицо пожелавшее остаться неназванным". Соглашения о сотрудничестве могут заключаться также и со свидетелями.

Меры предупреждения противоправных посягательств на интересы инвесторов
---вынос
Главным инструментом предупреждения противоправных посягательств Комиссия по ценным бумагам и биржам США считает обучение и информирование участников рынка о способах выявления мошенничества и противодействия ему.
---
Главным инструментом предупреждения противоправных посягательств Комиссия считает обучение и информирование участников рынка о способах выявления мошенничества и противодействия ему. В рамках программы обучения Комиссия публикует на своем официальном сайте систематически обновляющуюся информацию о типичных и вновь появившихся видах преступлений на рынке ценных бумаг, а также способах их совершения, предупреждает потенциальных инвесторов о признаках противоправной деятельности в поведении отдельных участников рынка ("объявляет тревогу"), размещает сведения о конкретных фактах совершенных правонарушений и преступлений, о виновных лицах, результатах проведенных расследований и вынесенных судебных решениях.

Выводы
Результаты исследования механизма обеспечения безопасности финансового рынка современной России свидетельствуют о наличии неиспользованных возможностей его совершенствования, в первую очередь за счет повышения роли в указанном процессе ФСФР России.
В этих целях необходимо принятие ряда мер нормативного и организационного характера, которые позволят службе расширить направления ее непосредственного участия в противодействии противоправным посягательствам, более эффективно координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти (в т.ч. правоохранительных органов) и других субъектов обеспечения безопасности рынка.
Такими мерами, по мнению авторов, должны стать следующие.

1. В сфере законодательного обеспечения: устранение неполноты регулирования непосредственного участия службы в противодействии преступным посягательствам на финансовом рынке.

В этих целях представляется необходимым:
- включить в число обязанностей ФСФР России противодействие преступным посягательствам на имущество участников финансового рынка - наиболее распространенному и опасному виду угроз безопасности;
- обязать службу участвовать в противодействии всем без исключения видам преступлений, посягающих на порядок функционирования рынка ценных бумаг;
- распространить законодательно установленные полномочия ФСФР России по инициированию проведения оперативно-розыскной деятельности в целях предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком на сферу противодействия всем другим видам преступлений, посягающих на права и законные интересы участников рынка ценных бумаг;
- обязать правоохранительные органы направлять в ФСФР России в рамках межведомственного взаимодействия сведения обо всех выявленных и расследующихся преступных посягательствах на рынке ценных бумаг и причастных к ним лицах. Сведения указанного содержания в настоящее время публикуются на сайтах Генеральной прокуратуры России, Следственного комитета России и ДЭБ МВД России, однако для практического использования в целях организации противодействия преступным посягательствам они нуждаются в систематизации и определенной аналитической обработке.

ФСФР России необходимо использовать указанные сведения в целях совершенствования информационного и методического обеспечения деятельности участников системы безопасности финансового рынка;
- включить ФСФР России в число участников расследования преступлений в сфере финансового рынка. Реализация этого предложения не требует радикальных изменений действующего законодательства и обязательного наделения службы статусом правоохранительного органа. Широкие возможности для эффективной деятельности ФСФР России в указанном направлении предоставляют Гражданский процессуальный кодекс РФ11 и ст. 14 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Такой подход позволит службе собирать доказательства в рамках гражданского процесса параллельно с уголовно-процессуальным расследованием, которое проводится правоохранительными органами. О перспективности указанного направления свидетельствует описанный выше опыт участия в правоохранительной деятельности Комиссии по ценным бумагам и биржам США (регулятора рынка ценных бумаг США). Этот опыт может быть также использован для разработки возможных дополнений отечественного законодательства в части регламентации условий сбора доказательства в рамках гражданского процесса (расследования в рамках гражданского процесса), проводимого службой, полномочий лиц, ведущих расследование, и мер обеспечения расследования.

2. В сфере организационного совершенствования деятельности ФСФР России: усовершенствовать содержание и структуру информационного обеспечения участников системы безопасности рынка ценных бумаг в целях профилактики правонарушений и преступлений. Публиковать на сайте службы сведения, раскрывающие результаты правоприменительной деятельности ФСФР России, в объеме, позволяющем участникам рынка использовать эту информацию в целях организации противодействия противоправным посягательствам.

3.В сфере нормативного, методического и научно-технического обеспечения профессиональных участников рынка ценных бумаг службе следует:
- распространить нормативные требования, обязывающие участников рынка принять меры для предотвращения, выявления и пресечения случаев неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком12, на сферы противодействия всем другим видам противоправных посягательств на безопасность рынка ценных бумаг;
- подготовить методические рекомендации участникам финансового рынка об организации предупреждения и выявления всех видов противоправных посягательств на имущество участников и порядок функционирования рынка;
- принять участие в разработке программно-аппаратных комплексов анализа информации, предназначенных для выявления признаков преступлений, посягающих на интересы безопасности рынка ценных бумаг.

viperson.ru

Док. 646370
Перв. публик.: 01.05.11
Последн. ред.: 07.02.12
Число обращений: 0

  • Гамза Владимир Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``