В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Случайных людей Назад
Случайных людей
Сегодня в Колонном зале Дома союзов пройдет первый Всероссийский съезд адвокатов.

Стряпчие России, как предписывает недавно принятый закон об адвокатуре, окончательно выстроятся по вертикали: образуют Федеральную палату адвокатов - высший орган самоуправления профессионального сообщества (в регионах такие палаты уже созданы), а также изберут Совет палаты и своего президента.

Чего следует ждать от реформы российской адвокатуры, газете "Время МН" рассказывает заместитель министра юстиции Михаил Кислицын.

- Михаил Кондратьевич, вы занимали пост главного военного прокурора. Теперь в числе прочих обязанностей курируете процесс реорганизации адвокатуры. Сложно было переключаться?

- Не сказал бы. Я же по долгу своей работы и службы постоянно был связан с адвокатами. Это была моя "супротивная" сторона в процессе. Мы постоянно сотрудничали: когда я был следователем, прокурором и даже главным военным прокурором. Самым главным нашим судьей был Уголовно-процессуальный кодекс. А уж теперь, с принятием нового УПК, основанного на принципе состязательности сторон, - тем более. Теперь я всем адвокатам говорю: сейчас у вас самое широкое поле деятельности и все возможности доказать свой профессионализм. Ведь у нас пока, чего греха таить, подготовка государственного обвинения иногда оставляет желать лучшего...

- А чего требует государство от адвокатуры?

- Прежде всего адвокатура теперь - это самоуправляемая и саморегулируемая организация. Ее главная задача - оказание квалифицированной юридической помощи населению. На второе место я бы поставил доступность этой помощи. Третье - это организация юридической помощи, которая оказывается населению бесплатно. Теперь адвокатские палаты за это несут ответственность. И последнее: более профессиональный отбор, более качественная подготовка самих адвокатов. Если раньше в адвокатуру могли попасть и случайные люди, то сейчас статус адвоката будет присваивать созданная при палате квалификационная комиссия, в которую входят и представители министерств, заинтересованных в том, чтобы адвокат был профессионально подготовлен, чтобы он соблюдал этические нормы.

Уже на первоначальном этапе, когда мы вводили в действие закон об адвокатуре, региональные управления юстиции составляли реестры и одновременно каждого проверяли - достоин он внесения в реестр или нет. И на этом этапе многим было отказано. Сейчас действует новое положение: адвокат должен иметь высшее юридическое образование, полученное в учреждении, имеющем государственную регистрацию. Выяснилось, что оно есть не у всех.

- Первый всероссийский съезд адвокатов должен принять кодекс профессиональной этики. Он писался под чутким руководством Минюста?

- Минюст ведущей роли здесь не играет. Создан оргкомитет съезда, куда вошли и представители Минюста, разумеется, но в основном это президенты, вице-президенты адвокатских палат субъектов РФ. В законе указаны 12 пунктов, которые в обязательном порядке должен рассмотреть съезд. Оргкомитетом разрабатываются устав федеральной палаты, регламент всероссийского съезда, регламент Совета адвокатской палаты и другие документы.

В то же время кодекс профессиональной этики адвоката - это не тот документ, который члены оргкомитета вот так просто сели и издали. Мы взяли мировой опыт - то, что уже есть в Германии, Испании, в Великобритании, в конце концов, у нас была своя замечательная российская присяжная адвокатура. Мы взяли все самое лучшее, что там было. Примет съезд этот кодекс - и он станет уже руководством для деятельности как адвокатских палат, так и каждого конкретного адвоката. Нарушение принципов, изложенных в кодексе, может стать основанием для прекращения деятельности адвоката.

- Выборы главы столичной адвокатской палаты проходили в обстановке жесткой конкуренции - это мягко говоря. Развернется ли борьба за власть на предстоящем съезде?

- У нас очень много хороших адвокатов, и конкуренция будет, безусловно. Но я думаю, что адвокаты должны сделать правильный выбор. Сначала съезд должен выбрать 36 самых достойных представителей, которые войдут в совет палаты и уже из своего состава выберут президента. Оргкомитет провел предварительную работу: каждому федеральному округу предложили определиться с самыми достойными кандидатурами, которые могут войти в Совет. У нас и в регионах, повторюсь, очень много блестящих адвокатов: Дмитрий Баранов - глава Ассоциации адвокатов юга России, президент адвокатской палаты Татарстана Людмила Дмитревская, Владимир Калитвин (Воронеж), Евгений Семеняка (Санкт-Петербург), Николай Рогачев (Нижний Новгород), Алексей Галаганов (Московская область), Владимир Дука (Камчатка).

- В чем будет заключаться контролирующая роль Минюста после того, как закончится реорганизация?

- Министерство юстиции не контролирует работу адвокатов. Минюст и подчиненные органы будут вести реестр адвокатов, участвовать в квалификационных комиссиях. Кроме того, они имеют право вносить представление в адвокатскую палату о прекращении статуса адвоката - если, допустим, установлено, что он нарушает кодекс профессиональной этики - и в суд, если Совет палаты не примет соответствующего решения.


Беседовала Анастасия Корня

http://www.kadis.ru/daily/dayjust.phtml?id=5534

Док. 646321
Перв. публик.: 31.01.03
Последн. ред.: 31.01.12
Число обращений: 0

  • Кислицын Михаил Кондратьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``