В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Проблема личной физической безопасности во все времена являлась приоритетной... Креативный класс, за редким исключением, оказывается самым беззащитным... Назад
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Проблема личной физической безопасности во все времена являлась приоритетной... Креативный класс, за редким исключением, оказывается самым беззащитным...
Задача N 4. Решение проблемы безопасности граждан как острейшая задача, стоящая перед креативным классом

Политико-философский дискурс последних десятилетий
характеризуется повышенным вниманием с проблемам
справедливости[1].

Н Печёрская, философ


Власть, устроенная так, что ей нельзя вверить
все полномочия, которые свободный народ должен
делегировать своему правительству, не является
надежным и надлежащим попечителем национальных
интересов[2].

А. Гамильтон, 1787 г.


Рост социальной напряженности и радикализма в России в 2007-2011 годах достиг, кажется, своего предела. Отчасти это явилось отражением общих тенденций (в 2011 году, например, произошли вопиющие случаи в благополучных странах, таких, как: Норвегия, Великобритания, Греция, Франция) игнорирования национальной специфики и неадекватной социальной политики в условиях кризиса. Но в значительной мере это стало прямым следствием проводимой правящей элитой России антисоциальной и антинациональной политики.

По сути дела нация находится в состоянии войны. И не только с террористами, но и техногенными катастрофами, авиапроисшествиями, автоавариями, злобным чиновничеством, вымогателями и бандитами. Ее наименее защищенной частью является интеллигенция и креативный класс: в созданном либералами мире страдает больше всех не богатый (он покупает безопасность) и не нищий (у того ее просто нет), а тот, кто занят творческим трудом. У него мышц, паткости и наплевательского отношения к человеку и морали меньше, чем у других.

Проблема личной физической безопасности во все времена являлась приоритетной. Среди всех обязанностей государства обеспечение личной безопасности - самая прямая, непосредственная и бесспорная. Очевидно, что любые, даже самые острые, экономические и социальные проблемы отступают на второй план, когда появляется угроза смерти или здоровью. Тем более, если эта угроза носит массовый и продолжительный характер. Это - нормально, ведь биологический интерес выживания всегда генетически стоял выше других интересов - экономических, социальных, личных. Лишь иногда, на высшем духовном подъеме, человек готов жертвовать жизнью и безопасностью ради еще более высоких целей. Так случается во время войн, религиозного или гражданского проявления - высшего из духовных качеств человека.

Креативный класс, за редким исключением, оказывается самым беззащитным. Он не может ни защитить себя физически, ни эффективно обратиться за помощью к государству - такова природа интеллигенции. И этот класс наиболее страдающий. Не случайно ведь на экранах появились герои типа "Бэтмана" и другие.

Важное стратегическое значение для сохранения государства имеет решение проблемы безопасности именно этих социальных групп граждан. Существует очевидная и прямая взаимосвязь между количеством убийств, суицидов и демографической ситуацией. Более того, считается, что до 80% в решении демографической проблемы России зависит от нематериальных факторов, прежде всего от духовно-нравственного состояния общества (Сколько из них приходится на социально активные группы, никто не считал!) Социальный пессимизм, страхи, уныние и депрессии сегодня являются главными негативными демографическими факторами. Обращает на себя внимание, например, приоритетность тревог и страхов среди москвичей (оговоримся, что в других регионах ситуация иная)[3].



Эксперт В. Овчинский пишет: "Произошла вещь совершенно дикая. Начиная с 1981 года количество преступлений за каждые десять лет увеличивалось на один миллион. Но с введением в 2002 году нового УПК, направленного на уменьшение количества уголовных дел, эту же дистанцию мы прошли за три года! Криминологи называют это "криминальным взрывом". Это значит, что действующая уголовная политика не срабатывает, несет обратный эффект. В 2005 году мы вышли на первое место в мире по количеству убийств на долю населения (21,5 на 100 тыс.). Кроме того, 18 тыс. человек в 2005 году умерли от тяжкого причинения вреда здоровью - это те же убийства фактически, а 20 тыс. - пропали без вести (среди них, по оценкам экспертов, убитых не менее трети), 50 тыс. покончили жизнь самоубийством - в т.ч. не менее 5% закамуфлированных убийств. Реальное минимальное число убитых за 2005 год, по нашим данным, - 60 тыс.! Это - кризис всей социальной политики государства. Это значит, что государство фактически не справляется со своей главной функцией - защитой граждан от посягательств на их жизнь и здоровье.

Все это результат отсутствия вразумительной национальной политики в целом и, в частности, радикально-либерального подхода к уголовной политике"[4].

Сегодня физическая, правовая, материальная безопасность граждан в России реально не существует. Убивают и грабят на улице, в метро, в собственных квартирах, на работе. И больше всего от этого страдают, естественно, те, кто создает интеллектуальный, культурный и духовный потенциал. Социальная защищенность предполагает и физическую защищенность граждан, их уверенность в безопасности общества и государства. Чувство безопасности, уверенности решительно добавляет потенциалу социального оптимизма, которого, надо признать, становится год от года все меньше.

С экономической точки зрения, мероприятия в этой области не требуют сверхзатрат. Речь идет, прежде всего, о том, чтобы власть и общество сделали человеческую жизнь, здоровье высшей ценностью государства и общества, когда каждая потерянная жизнь или здоровье каждого человека воспринимались бы как национальная трагедия, будь то смерть от отравления некачественными продуктами, травматизм, несчастье от ДТП или ошибка врача.

Собственно НЧП, измеряемый разными индексами, может отражать уровень безопасности граждан и их настроения. Не только в стране, но и в каждом отдельно взятом регионе, районе, даже органе местного самоуправления. Технически это задача не сложная и в 2011 году я со своими коллегами создал такую систему мониторинга на портале www.viperson.ru. Позже на сайте "Рейтинги регионов".

Если бы власть этого захотела, то полноценную систему, которая описывала бы в постоянном режиме состояние общества в отдельных регионах и районах страны, можно было бы не только создать, но и использовать для оценки эффективности управления.


________________

[1] "Правда": дискурсы справедливости в русской интеллектуальной истории / под ред. Н.С. Плотникова. М.: Ключ-С, 2011. С. 16.

[2] Гамильтон А. К народу штата Нью-Йорк // Теория и практика демократии: избранные тексты / пер. с англ., под ред. В.Л. Иноземцева, Б.Г. Капустина. М.: Ладомир. 2006. С. 164.

[3] Игнатьева Ю. Чего боятся жители больших городов? // Известия. 2006. 2 августа. С. 5.

[4] Овчинский В. Коррупция пожирает Россию! // Завтра. 2006. N 31. С. 5.


Алексей Подберезкин - профессор МГИМО

26.01.2012

www.allrus.info

 



Док. 646092
Перв. публик.: 26.01.12
Последн. ред.: 27.01.12
Число обращений: 0

  • Подберезкин Алексей Иванович
  • Овчинский Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``