В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Надежда Брестовицкая: О проблемах российского образования в современных условиях Назад
Надежда Брестовицкая: О проблемах российского образования в современных условиях
16 января 2012г. в "Известиях" была опубликована статья В. Путина "Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить". В статье изложена предвыборная программа премьер-министра, в которой говорится: "Мы вступаем в новую социальную реальность. "Образовательная революция" меняет сам облик российского общества и российской экономики. Если даже в настоящий момент нашей экономике и не нужно столько работников с высшим образованием назад вернуться нельзя".1
Программа, заявляющая об искреннем стремлении премьер-министра к диалогу с обществом и оппозицией, не может не вызывать должного понимания и уважения соотечественников, вполне разделяющих и следующее утверждение: "Не люди должны подстраиваться под существующую структуры экономики и рынка труда - экономика должна стать такой, чтобы граждане с высоким уровнем образования, с высоким уровнем запросов могли бы найти себе достойное место"2.
Россия, действительно, пережила "образовательную революцию", разрушившую отечественную систему образования "до основанья".3 В результате, сегодня проблема не в количестве образованных, а в качестве. Поэтому актуальной проблемой современного общества является создание концепции образования, отвечающей вызовом III тысячелетия - непременного условия выведения отечественного образования на передовые позиции, способные обеспечить России достойное место в мире.
Поставленная проблема предполагает необходимость обращения к опыту, накопленному человечеством в области образования.
Античная традиция
Что было до античной традиции образования?
Известно, что у истоков европейской цивилизации начало системы образования связывают с античным полисом. Исследования более ранних периодов, отмечая высочайший уровень созданных памятников материальной культуры, никоим образом не останавливаются на проблеме способа передачи знания о социальном опыте и совершенствования мастерства. Но именно этому доступному для того периода способу передачи знания человечество обязано не только фондом морально-этических норм, поражающим воображение уровнем достигнутых древнейшими цивилизациями высот, но и социальным расслоением, ставшим результатом необходимого для выживания процесса общественного разделения труда. В период устной культуры каждая семья была носителем и хранителем знания о родовом ремесле, обеспечивая естественный процесс воспроизводства, обучения азам и совершенствования мастерства. Поистине судьбоносными для человечества стали издержки этой системы, направленной на культивирование того, что позднее получило название сословно обусловленного разума, ставшего результатом целенаправленного ограничения интеллектуальных способностей, подчиненных требованиям узкой специализации.
Ученые отметили плавную постепенность вырастания в процессе общественного разделения труда основ будущего неравенства как характерную особенность генезиса большинства форм эксплуатации.4 Однако не учитывается основополагающая роль в этом процессе системы передачи знания в первобытном обществе, получившем в зарубежной историографии, как представляется, более адекватное название - общества равных, поскольку характеризовалось изначально естественной равнозначностью всех отраслей общественного производства. Это послужило поводом для создания теории так называемой "взаимной эксплуатации".
Остается не озвученной и проблема значения этой системы, направленной на ограничение интеллектуальных способностей человека, в отлучении фонда морально-этических норм от области рационального.

Античная концепция образования:
мифы и реальность

Миф Образование античного полиса относится к исключительным достижениям древних греков, направленным на воспитание гармонично развитой личности.
Реальность Процесс идеализации наследия древнегреческой цивилизации не позволяет рассмотреть судьбоносные для будущего человечества процессы,5 оставшиеся в тени внушительных памятников материальной и не материальной культуры. Однако эта внушительность не позволяет заподозрить творцов древнейших цивилизации в недостаточной образованности, о которой, казалось бы, должно свидетельствовать отсутствие привычных для последующих эпох образовательных учреждений. Принципиальное отличие системы образования древних Афин, выведенное, наконец, за пределы семьи, обусловливалось не нацеленностью на гармоничное развитие личности, как то принято считать. Исключительной заслугой системы образования античного полиса является переведение программирования сословной ограниченности способностей человеческого разума из плоскости естественно сложившегося в процессе разделения труда древнейших цивилизаций, продиктованного скромными возможностями того этапа развития общества, в плоскость целенаправленного процесса программирования, необходимого для обеспечения бесперебойного воспроизводства реальных основ социального неравенства.6
? "Греки изобрели демократию - слов нет!"7
Обращение к античной традиции, ставшее в отечественной науке обязательным после признания кризиса марксизма, требует серьезной коррекции и не может более ограничиваться апелляциями к авторитетам античных философов, предполагая отказ от прежних временных пределов и устаревших представлений о рациональности. Углубление исторической перспективы и открытие культурного контекста исследований позволяет сделать вывод, что античная политическая традиция представила своего рода "точку невозврата", достигнутую человечество в процессе эволюции. Именно древнейшая же система передачи знания, направленная на ограничение человеческого разума, стала тем "архимедовым" рычагом, который "перевернул мир", определив парадигму развития, поставившую человечество перед угрозой самоуничтожения. Однако проблема эволюция самого homo sapiens остается за пределами интереса исследователей, начиная с древних философов, уверенных в использовании Зевсом различного качества материала при создании смертных, что полностью соответствует идее естественности социального неравенства, но противоречит сути демократической идеи.
Древние греки изобрели демократию, но ..формальную8
Выведение культурного наследия, представленного в древнегреческом эпосе за пределы рационального знания, определяет постоянное присутствие недоверия к объективности информации, закодированной в слове и образе мифа. Тем не менее, созданные древними варианты эпоса в интерпретациях Гомера и Гесиода свидетельствуют о состоявшемся разделении человечества на утратившие способность к диалогу разности. Древнегреческий миф подтвердил необходимость в создании теоретические обоснования альтернативных концепций справедливости и соответствующих им концепции социальности, права, закона, образования, семьи и человека. Таким образом, теологическое наследие античной мыслителей - "предтечей философии" - оставило опыт, подтверждающий понимание древними состоявшихся принципиальных изменений в человеке,9ознаменовавших начало новой эпохе в развитии цивилизации - справедливости права сильного.
Эволюционный характер перемен засвидетельствован картиной смены поколений, представленной Гесиодом в известном мифе о пяти поколениях. Следует признать отсутствие в отечественной науке должной оценки его произведений, которым в зарубежной науке посвящен ряд весьма интересных исследований. Но пока в них не озвучена готовность признать правомерность перенесения проблемы деградации из области мифа и судьбы древнегреческой цивилизации на судьбу всего человечества. Одна из концепций, безусловно, достойных внимания. Прогноз закономерного исхода современного автору поколения звучит в следующих строках:
Зевс поколенье людей говорящих погубит и это
После того, как на свет они станут рождаться седыми.10
Причину неуклонной деградации автор видит в отказе "людей говорящих" от морально-этических норм, впервые возведенных им ранг Закона:
Ибо такой установлен Закон Громовержцем:
Звери, крылатые птицы и рыбы, пощады не зная,
Пусть поедают друг - друга; сердца их не ведают правды,
Людям же правду Кронид даровал - величайшее благо..11
Подчеркнуто презрительная характеристика современного поколения "людей говорящих" указывает на царящее в тот период раздражение к искусникам красноречия. Слово из средства передачи знания, определившее содержание величайшего блага - Закона, превращается в средство манипуляции общественным сознанием - абсолютное зло, определившее содержание обычая в интерпретации власти "царей - дароядцев".
Бессмертные боги являются главными героями мифа, представившего альтернативные идеальные модели политических оппонентов. Действо мифа разворачивается в условиях семьи. Таким образом, перед нами варианты "семейных историй" смертных и бессмертных, соответствующие альтернативным концепциям справедливости - равных и силы.
Итак, использование сочетания люди говорящие позволяет сделать вывод, что Гесиод видит причину деградации человечества в издержках системы передачи знания посредством слова. Согласно его концепции, единственное средство, способное вернуть соотечественникам законы предков и спасти от неминуемой гибели, - труд:
Если к богатству в груди твое сердце стремится, то делай
Как говорю я, свершай работу одну за другою..12
В этой связи возникает естественное вопрошание относительно причины утраты авторитета самого труда. В контексте рассматриваемой проблемы представляет особый интерес образ Громовержца и его "семейной истории" в гомеровской интерпретации. В мифе говориться о жестокости Кроноса, пожиравшего собственных детей. Этот миф должен был оправдать отношение сына к бессмертному родителю, показав причину возникновения проблемы отцов и детей на божественном Олимпе. Непременный для мифа метод аллегории, позволяет сделать вывод, что использованное сравнение предельно четко характеризовало жестокость насилия над человеческим разумом, ограниченным "прокрустовым ложем" общественного разделения труда в условиях существовавшей системы наследного "семейного образования" и привязанности к родовому ремеслу, не способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала личности.
Таким образом, смена власти на божественном Олимпе, согласно мифу, определялась необходимостью "выживания" поколения "детей". Соответственно напрашивается вывод, что судьбоносным следствием растянувшегося на тысячелетия опыта древнейшей системы передачи знания о родовом ремесле, - равно ограничивавшей развитие интеллектуального потенциала и унаследовавших способности к этому ремеслу, и имевших способности, которые не могли быть востребованы при освоении семейного дела, - стало в конечном итоге причиной начала разрушения института семьи. Базовый институт в процессе социализации человека стал неуклонно превращаться в институт подавления тех, чьи природные способности не отвечали требованиям семейного дела и ожиданиям родителей. В результате древнейшая система передачи знания способствовала превращению семьи из института выживания, которому мир обязан бесценными дарами милосердия и взаимопомощи, определившими содержание фонда морально-этических норм, в институт насилия и уничтожения, демонстрируя тем самым мощь сокрушительности потенциала накопленных нераскрытых и нереализованных творческих возможностей. Отсюда образ бе с с м е р т н о г о Кроноса 13, отправленного Зевсом в тартары. Отсюда и содержание закона гомеровского гаранта справедливости права сильного.
Принципиальные изменения концепции образования, которые были реализованы в системе образования античной цивилизации, явились, прежде всего, закономерным результатом растущих потребностей общества, которые существующая система, ограниченная возможностями семьи и рода, уже не могла удовлетворить. Следующей причиной стал проходивший в эпоху "греческого средневековья" процесс смены справедливости равных на справедливость права сильного. Смена справедливости, в свою очередь, стала результатом постепенных изменений характера института власти, инициированной нуждами экстенсивной формы хозяйствования, способствовавшей появлению, - а затем и росту престижа, - профессиональных воинов. Можно предположить, что культивирование склонности к насилию, к сожалению, слишком естественной для представителей этого ремесла, имело не менее судьбоносные последствия для отказа от правовой традиции, основанной на нормах морали и нравственности. В результате институт власти из института, ответственного за сохранение мира, превращается в институт, заинтересованный ради поддержания собственного социального статуса в сохранении постоянной угрозы миру. Весьма показательным в этой связи является пример политической и правовой практики греческих племен ахейцев и дорийцев, представивших противоборство в Элладе альтернативных концепций власти.14
Таким образом, политическая традиция античного полиса представляет собой исключительное "изобретение" древними греками не собственно демократии, как-то утверждал А.Боннер, а необходимой для переходного периода от демократии к власти аристократии формальной демократии. Характерной особенностью, отличающей формальную демократию от истинной, является ставка на манипуляцию. Роль искусников слова в обеспечении жизнеспособности формальной демократии известна. Однако по сей день не нашла достойной оценки роль системы образования в судьбе и исходе античной цивилизации.
Образование в условиях формальной демократии -
базовая составная в системе манипуляции общественным сознанием
Роль гуманитарного знания
Памятуя активные дискуссии последних лет о месте гуманитарного знания, заметим, что именно гуманитарное знание определяет содержание ценностной матрицы, формирующей личность. Именно здесь находится "передавая" битв за умы. Отсюда неуемность в переписываниях истории и, казалось бы, непонятные условия заморских доброхотов исключить из программы российских школ литературу. Античная система образования оставила блестящий опыт, показавший, что не средства массовой информации, а именно образование, направленное на программирование ограниченности интеллектуальных способностей, является базовой в системе манипуляции общественным сознанием. Обращение к истории позволяет сделать вывод, что утрата способности к так называемому "стратегическому планированию", определившему сомнительность притязаний общественных наук на объективность, человечество обязана двум причинам. Первая обусловлена результатами практики древнейшей системы передачи знания, предполагавшей программирование ограниченных возможностей человеческого разума, о чем говорилось выше.
Анализ древнегреческого эпоса позволяет сделать вывод, что следующей причиной стало переведение в разряд целенаправленного культивирования ограниченности знания прошлого. Эта и есть одна из базовых особенностей традиции образования, заложенная в основе системы образования Древней Греции. Ограниченность знания прошлого определяло культивирование ограниченности способности прогнозировать будущее. Документально подтвержденное первенство и отказа от космизма мировосприятия, и апробации метода ограничения исторической перспективы героическим веком, использованных для обоснования справедливости притязаний аристократии на власть, представлено в текстах, приписываемых Гомеру. Древнегреческий эпос в версии апологета царской власти представил первый в истории европейской цивилизации опыт ревизии истории, ставшей дежурной практикой власти последующих эпох. Гесиод, наоборот, представил древнейший образец использования метода открытия исторической перспективы, определившего преимущества обоснования демократической концепции. Таким образом, именно теологическое наследие древних мыслителей представили опыты теоретического обоснования альтернативных концепций справедливости и апробацию соответствующих методов, определивших начала альтернативных познавательных традиций. Античная философия продолжила процесс обсуждения проблем, выбранных эпохой в качестве актуальных.
Однако, как известно, именно тексты Гомера стали настольными книгами, на которых воспитывались не только граждане античного полиса, но и Древнего Рима, а затем Старый и Новый свет. Целенаправленное ограничение исторической перспективы и селекция знания об апробированном поколениями социальном опыте способствовали превращению социальных наук в разновидность мифотворчества. Таким образом, звучащие в последнее время сетования на присущее отечественной общественной науке отсутствие культуры стратегического планирования не соответствует действительности. Открытие исторической перспективы и культурного контекста исследования позволяет сделать вывод, что проблема культуры стратегического планирования относится к исключительным "общечеловеческим ценностям", обязанным образовательной традиции, определившей исход древнегреческой цивилизации, а сегодня поставившей земную цивилизацию перед перспективой гибели.
Христианская традиция
и концепция образования
Средневековый вариант
Признание равенства каждого перед Богом и Словом его Законом определило суть социальной теории христианства, определившей в свою очередь основы христианской концепции образования. Однако превращение христианства в официальную идеологию Византии послужило причиной активности теологических мыслителей на поприще созидания социальной теории, отвечающей требованиям изменения статуса религии рабов на избранную императором. В результате была создана социальная теория, определившая превращение средневековой культуры в "культуру безмолвствующего большинства". Средневековая концепция образования продолжила начатый античной системой образования процесс целенаправленного программирования сословной ограниченности интеллектуальных способностей верующих, необходимой для обеспечения основ социального неравенства. В качестве теоретической основы христианского варианта доказательства естественности социального неравенства была использована теория "тайного смысла" Слова, доступного лишь "разумным душам", Филона Александрийского. Дальнейшее развитие эта теория получила у Оригена, видевшего три уровня библейского текста, а затем у Климента Александрийского, различавшего уже четыре уровня. Переложение этой теории на социальную теорию послужило основой средневековой концепции образования, направленной на дальнейшее программирование ограниченных возможностей человеческого Разума.15
Эпоха Возрождения
и христианская концепция образования
Исключительное право верующих на выбор толкования Священного Текста (буквально - право на ересь) стало спасением христианской теории от неминуемой деградации, а для христианского мира - от неминуемой жесткой кастовой разделенности. Интеллектуальная элита использовала противоречие демократического смысла Писания и монархической интерпретации историков церкви, определившей содержание средневековой социальной теории и соответствующей ей концепции образования. Поставленная Ренессансом проблема достоинства человека, равно наделенного Разумом и созданного Творцом "по образу своему", обусловило отказ от социальной иерархии "разумных" и "неразумных душ", послужив началом создания концепции образования, направленной на раскрытие творческого потенциала человеческого Разума. Таким образом, эпоха Возрождения создала прецедент отказа от культивируемой в течение тысячелетий традиции образования, направленной на программирования сословного ограничения интеллектуальных способностей человека.
Выводы Возрождение определило основы образовательной традиции, которой Россия обязана былым величием. Кризис этой концепции обусловлен игнорированием результатов опыта традиции образования, направленной на ограничение способностей разума, оправданным скромными возможностями научного знания той эпохи. Не менее серьезной причиной является отсутствие политической воли в совершенствовании традиции, предполагающей раскрытие творческого потенциала личности, не зависимо от социальной принадлежности и материальных возможностей, что приведет к уничтожению основы основ существующей системы социального неравенства. Совершенствование этой традиции предполагает начало нового направления, требующего фундаментальных исследований.
Сегодня в Росси реализуется концепция образования, восходящая истоками к так называемому "греческому средневековью", направленному на программирование дальнейшего социального расслоения общества, а потому представляет угрозу национальной безопасности страны. Памятуя размышления В.В.Путина "о разных формах обновления политического процесса",16 следует признать, что опыт, накопленный человечеством, позволяет сделать вывод, что именно образование является той точкой опоры, которая способна обеспечить это обновление.
Вызовы нового - III тысячелетия, на которые предстоит отвечать России наряду с остальным человечеством - глобальные изменения климата, переводящие в разряд актуальных проблему поиска пригодной для жизни планеты, требуют создания концепции образования, направленной на полное раскрытие творческого потенциала Разума - непременного условия будущего человечества.


1. Путин В.В. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить: http//www. putin 2012.ru./article 1/
2. Там же.
4. См. например: Бромлей Ю.В. Першиц А.П. Энгельс и современные проблемы первобытной истории / / Вопросы философии. 1984. N 4; Shalnik P. The early state as a process / / The early state / Ed. By H.J,M. Claessen and P. Shalnik. The Hague, 1978.
5. См. подробнее: Брестовицкая Н.М. Свобода слова: истоки и эволюция проблемы.- Саранск, 2005; Брестовицкая Н.М. Теоретические и социокультурные основания концептуализации проблемы свободы слова в европейской традиции. Автореф. на соиск. уч. степ.доктора филос. наук.- СПбГУ, 2006.
6. См.: Брестовицкая Н.М. "Сеять разумное (?), доброе(?), вечное(?)": к проблеме чуждых "категорий" в педагогической науке демократического общества // Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России. Труды Шестой Всероссийской научно-практической конференции. Ч.2. Сб. трудов ИНИОН РАН. М.,2010.
7. Боннар А. Греческая демократия. М., Т.1. 1992. С.160.
8. См. подробнее: Брестовицкая Н.М. К вопросу о философско-методологических проблемах педагогической науки демократического общества// Педагогическая наука сегодня: философско-методологические проблемы: материалы Всероссийского методологического семинара. М.,2011.
9. См. подробнее: Брестовицкая Н.М. Теологическая мысль и свобода слова в эпоху греческого средневековья //Проблема интеграции философских культур в свете компаративистики: Материалы науч. конф. СПбГУ, СПб., 1996
10. Гесиод. Работы и дни: земледельческая поэма / пер. В.Вересаева. М., 1927. 180-181.
11. Там же. 289 -292.
12. Там же. 381-382.
13. См.: Брестовицкая Н.М. К проблеме взаимообусловленности концепций социальности, образования и эпистемологической традиции // Труды научного семинара "Философия-образование-общество". М., 2008.
14. См. подробнее: Брестовицкая Н.М. Творчество и власть: к проблеме взаимообусловленности и антагонизма креативности и ответственности // Труды научного семинара "Философия-образование-общество". М., 2011. ( В производстве)
15. См. подробнее: Брестовицкая Н.М. Свобода слова: истоки и эволюция проблемы..; Брестовицкая Н.М. Образование и власть: к проблеме целесообразности и пределов деидеологизации в условиях глобального мира//Идеологические аспекты методологического обеспечения научных исследований: материалы Всероссийского методологического семинара. М., 2010.
16. Путин В.В. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить: http//www. putin2012.ru./article 1/

Брестовицкая Надежда

www.viperson.ru

Док. 646062
Опублик.: 25.01.12
Число обращений: 0

  • Брестовицкая Надежда Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``