В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вадим Аванесов: Батышевские чтения под новым углом зрения... Назад
Вадим Аванесов: Батышевские чтения под новым углом зрения...
Эксклюзивное интервью газете Российского государственного профессионально-педагогического университета дал известный учёный, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала "Педагогические Измерения" (г. Москва) Вадим Сергеевич Аванесов

От редакции. В ноябре 2012 г. Вадим Сергеевич Аванесов* участвовал во Всероссийской научно-практической конференции по приглашению института психологии РГППУ. Его интереснейшие мастер-классы посетили многие педагоги университета. Поскольку его труды, а также сам уважаемый профессор привлекли внимание наших учёных и студентов, редакция приняла решение задать несколько вопросов лично Вадиму Сергеевичу по электронной почте. В связи с этим событием выражаем огромную благодарность Вадиму Сергеевичу за его любезность и спешим поделиться с читателями интересной виртуальной беседой...

Корр.: Уважаемый Вадим Сергеевич! Сравнительно недавно Вы были в Екатеринбурге и проводили мастер-классы в рамках Всероссийской научно-практической конференции "Батышевские педагогические чтения".

В коротком интервью нашего корреспондента молодёжной редакции Вы сказали, что были лично знакомы с Сергеем Яковлевичем Батышевым. Расскажите, пожалуйста, об этом человеке нашим читателям. Какие интересные моменты общения Вам запомнились и почему. Спасибо.

Вадим Сергеевич Аванесов: С большим удовольствием приветствую всех преподавателей и студентов уважаемого уральского вуза! Спасибо за внимание к моим исследованиям и за приглашение на конференцию "Батышевские педагогические чтения". С удовольствием отвечу на вопрос о Сергее Яковлевиче Батышеве.
Поскольку не все молодые люди знают об этом человеке, для начала предлагаю посмотреть текст официальной справки:
Батышев Сергей Яковлевич, инженер-педагог, организатор педагогической науки, общественный деятель - избирался депутатом Верховного Совета СССР (1989), действительный член Российской академии образования (1974), Нью-Йоркской академии наук (1979), Международной академии технического образования (1995), Международной кадровой академии (1989), Академии профессионального образования (1990), почетный член Международной академии образования (1990), доктор педагогических наук (1969), профессор (1970), заслуженный деятель науки Российской Федерации (1990), Герой Советского Союза (1944).

Вадим Сергеевич Аванесов: Судя по расстановке перечисленных званий, эту справку писал сам Сергей Яковлевич. Обратите внимание, уважаемые читатели профессионально-педагогического вуза, на первое место С.Я.Батышев поставил самое важное своё звание профессионала - это инженер-педагог, а замкнул этот список, скромно, званием Героя Советского Союза.

Почётное звание героя С.Я. Батышев получил за умелое командование батальоном в тяжёлых боях с фашистской Германией, за проявленное при этом личное мужество. Получив тяжелое ранение, он продолжал руководить боем. Армейское руководство было всегда уверенно - там, где бой ведёт батальон С.Я. Батышева, там обязательно будет победа. Солдат он берёг, умело подбирая командный состав батальона.
Именно вопрос подбора кадров и послужил поводом для нашей первой встречи. Это было в начале восьмидесятых годов. Мне в тот период довелось работать в институте социологических исследований Академии наук СССР, где среди прочего я вплотную занимался вопросами теории профессионального отбора. Результат той работы представлен в последней главе "Применение тестов в профессиональном отборе" моей монографии "Тесты в социологическом исследовании". М.: Наука, 1982 г.
А познакомился я с Сергеем Яковлевичем Батышевым в момент его перехода на работу в Академию педагогических наук СССР, так она тогда называлась. Сейчас это Российская Академия Образования.

Я, вероятно, слегка удивил его тем, что начал говорить не о подборе, а об отборе кадров, аргументируя это тем, что подбор кадров ближе к партийно-аппаратной практике, где немалую роль играют личные знакомства и так называемый непотизм (кумовство). В то время как профессиональный отбор - это научное понятие, и что на Западе уже давно сложилась теория и методика профессионального отбора кадров по отдельным профессиям.

Я добавил, что сложилась там и теория классификации множества испытуемых по большому количеству профессий на основе межличностных и внутриличностных различий, способностей и знаний, то, что мы сегодня обобщённо называем уровнем подготовленности. Классификация кадров должна формироваться на основе тестов, на базе их результатов, где учитывались бы и собственные предпочтения, по нескольким профессиям одновременно, чтобы средний коэффициент пригодности всех отбираемых кадров оказался наивысшим. В этом и проявляется научный и общественный интерес - лучшим образом использовать личностный потенциал развития каждого испытуемого.
Идея классификации кадров заинтересовала Сергея Яковлевича более других. Сергей Яковлевич слушал внимательно, размышляя над сказанным - это было видно по его спокойным глазам, полным внутреннего достоинства. Он никогда не перебивал собеседника, не поучал, держался скромно, спрашивал мало. Было видно, что Сергей Яковлевич критически размышляет над услышанным. Закончилась наша примерно полуторачасовая беседа сентенцией, что если у нас классификация кадров на тестовой основе и будет применяться, то не скоро.

Но мне, посоветовал он, всё-таки надо попробовать работать именно в этом направлении, в секторе профориентации Института трудового обучения и профориентации. Я последовал его совету, но научная среда там оказалась довольно примитивная и затхлая. Спустя два года, я перешёл на должность заведующего сектором тестового педагогического контроля во вновь образованный Исследовательский центр Госкомитета по высшей школе, где мне, в принципе, впервые в моей жизни, не мешали работать. Потом там создали ещё и кафедру педагогических измерений в Учебном центре, и этой кафедрой я стал заведовать. Там подготовил докторскую диссертацию, получил звание профессора.

    Можно сказать, что контакты с Батышевым всегда влияли на меня позитивно. А потому я сразу же, без каких-либо вопросов, согласился приехать на конференцию в ваш вуз.
    
Открою ещё одну причину своего приезда в ваш город. Программа конференции воплотила в жизнь то метрическое направление, которое мы в восьмидесятые годы обсуждали с С.Я. Батышевым, но не знали, когда оно станет реальностью. Сегодня это сделали организаторы конференции в вашем вузе. За что я им очень благодарен.

Корр.: Мы живём в сложное время, когда страна ищет свои пути дальнейшего существования, развития. Какие, на Ваш взгляд, черты человека XXI-го века должны оставаться незыблемыми независимо ни от чего и почему. Спасибо.

Вадим Сергеевич Аванесов: Страна - это граждане, а потому пути развития страны обобщённо должны отражать развитие, как сказал бы К.Маркс, совокупной личности. Если искать ответ в этой логике, то на первое место надо ставить вопрос развития личности, гражданина, профессионала, патриота, умелого защитника интересов страны. Очень похоже на образ С.Я. Батышева.

Корр.: Ваши выступления запомнились участникам как призыв к педагогам использовать все средства и знания для повышения качества образовательного процесса в школах, колледжах, вузах... На Ваш взгляд, какие условия необходимо создать действующему учителю, чтобы качество образования его учеников повышалось не вопреки, а благодаря существующей системе образования? Спасибо.

Вадим Сергеевич Аванесов: Учебный процесс в России во многом ведётся по старинке. Многое зависит от учителя. Большинство учебников таковы, что по ним трудно научиться самостоятельно. А потому сейчас нужен педагог новой формации, который способен написать учебный текст простыми, понятными словами, коротко сформулировать к нему задания в тестовой форме, организовать самостоятельное изучение студентом тысяч таких текстов и заданий, организовать непрерывную компьютерную тьютерскую помощь каждому студенту - в общем, надо перейти от массовых, классно-урочных форм к образованию каждого. Это проблема создания новых адаптивных образовательных технологий, которые решаются на основе измерения уровня подготовленности студентов и уровня трудности заданий, подбора в каждый текущий момент такого задания для каждого студента, чтобы эффективность самостоятельной работы была максимальной. И обязательный автоматизированный учет реальных учебных достижений. Так возникает новая образовательная философия - обучение по результатам. Этим сейчас я и занят.

Корр.: В своих лекциях Вы особое внимание уделяете педагогу, как творческой личности. На Ваш взгляд: каждый педагог должен быть таковым априори или есть варианты? Спасибо.

Вадим Сергеевич Аванесов: Скажу честно, творческих личностей не так много, как хотелось бы. Например, на моих курсах успешно проявляет себя примерно лишь каждый десятый слушатель. Одно дело прослушать лекцию, а другое дело - учиться самому создавать новые учебные материалы. Это всегда считалось тяжким трудом. На огромный интеллектуальный и трудовой подвиг способны немногие.

Корр.: Почему, на Ваш взгляд, студенты не хотят хорошо учиться? Спасибо.
Вадим Сергеевич Аванесов: Учиться трудно, а хорошо учиться - трудно вдвойне. Если перспективы достойной жизни и трудоустройства недостаточно ясны, то этим подрывается мотивационная основа обучения. Влияют и субъективные педагогические оценки учебного труда студентов. Поэтому я сейчас пытаюсь внедрить в школах методы прямого, безоценочного учёта учебных достижении каждого, на основе учёта сравнительного количества выполненных заданий, из заранее сформированной базовой системы технологичных, преимущественно, заданий. Число последних примерно тысяча.
Я знаю как создать такую систему заданий, обладающую метрическими свойствами. И только тогда получаемая педагогическая информация становится валидным (наиболее пригодным) показателем личных учебных достижений.

Корр.: Сегодня молодые люди повально увлечены компьютерными технологиями. Современному студенту, владеющему Интернет-ресурсами, ничего не стоит превратить обычный экзамен в настоящее интеллектуальное шоу. Какой подвох стоит за такими "горе"-студентами и в чём их принципиальная ошибка? Как её можно исправить в масштабах страны? Спасибо.

Вадим Сергеевич Аванесов: Не могу согласиться с Вашей оценкой таких студентов. Их талант надо тактично направить на решение тысячи интересных заданий, по каждому предмету. И, тогда мы увидим удивительные результаты каждого!

Корр.: Заниматься наукой сегодня стало не модно. Молодёжь не испытывает потребности в планомерном освоении научных школ, у них нет мотивации на дальнейшее повышение качества своего образования в рамках научной деятельности. Как повернуть молодёжь к науке? Спасибо.

Вадим Сергеевич Аванесов: Уверен, что дело не в молодёжи, а в психологической и социально-политической атмосфере, сложившейся в стране. Россия и сфера образования давно нуждается в реформировании, но эти процессы изрядно тормозятся попытками вертикализации всей нашей жизни. Но если вертикаль не получает широкой горизонтальной опоры, то она становится неустойчивой.

Корр.: В Советские времена, благодаря ТВ, газетам и журналам, радио и пр. у соотечественников был сформирован вполне конкретный образ учёного: мужчина солидного возраста, интеллигент, добрый и отзывчивый, серьёзный и задумчивый мужчина. Какими Вы видите учёных сегодня?
Вадим Сергеевич Аванесов: Они такими и остались.

Корр.: А не появилось ли в образе молодых научных деятелей новой черты - прагматизма? Или это неплохо? Что, на Ваш взгляд, не хватает современным учёным? Спасибо.

Вадим Сергеевич Аванесов: А прагматики были всегда. Но и они нужны в хорошо организованном научном процессе. Каждого, как говорили древние, влечёт своя страсть. Вот посмотрите, на примере создания западных технопарков. Там собираются очень разные люди, но они нацеливаются на выполнение общей цели. Руководить ими должны не менеджеры, а учёные.

Корр.: Вы были в Екатеринбурге поздней осенью. Как Вам понравился наш город, наши педагоги? Что Вы можете пожелать читателям нашей университетской газеты (а это: преподаватели, студенты и сотрудники вуза)? Спасибо.

Вадим Сергеевич Аванесов: Увы, город не успел посмотреть, а люди мне очень понравились.
Студентам-читателям газеты желаю хорошей учёбы, а педагогам - скорейшего освоения новых образовательных технологий.

Корр.: Мы знаем, что Вы занятый человек. Расскажите, пожалуйста, как нужно отдыхать, чтобы сохранять потенциал для поездок по стране с лекциями, написания статей, работы в журнале главным редактором?

Вадим Сергеевич Аванесов: Как отдыхать - не знаю, вернее, не умею. Кстати, учащиеся и студенты нашей страны отдыхают больше дней, чем остальные, во всём мире. Я нередко на своих лекциях привожу пример балерины. Если она перестанет ежедневно упражняться, то быстро растеряет то, чему ранее научилась тяжёлым трудом.

Если работать непрерывно, то постепенно что-то начинает получаться, появляется профессионализм.

Корр.: Чем вы поддерживаете душевное равновесие? Спасибо.
Вадим Сергеевич Аванесов: Терпением, трудом, общением с достойными людьми.

Интервью записала главный редактор газеты "МЫ-РГППУ" И.В.Алексеева
* ВадимСергеевичАванесов - сфера научных интересов - измерения в педагогике и других общественных науках, разработка тестов для объективированной оценки уровня и структуры подготовленности учащихся и студентов Автор книг "Тесты в социологическом исследовании" (1982), "Основы научной организации педагогического контроля и высшей школе` (1989), Научные проблемы тестового контроля знаний" (1994), Композиция тестовых заданий" (1996, 1998, 2002). Автор множества публикаций в прессе по вопросам педагогических измерений и образовательной политики.

**В книге "Тесты в социологическом исследовании" излагаются основы теории и методики разработки заданий в тестовой форме.

viperson.ru

Док. 645967
Опублик.: 23.01.12
Число обращений: 0

  • Аванесов Вадим Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``