В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Моисей Гельман: Экономический кризис в России - порождение ее хронической денежной дистрофии. Как излечить больной организм? Окончание Назад
Моисей Гельман: Экономический кризис в России - порождение ее хронической денежной дистрофии. Как излечить больной организм? Окончание
Чтобы прочесть первую часть пройдите по этой ссылке

Чтобы прочесть вторую часть пройдите по этой ссылке

Чем отдавать внешние долги?

Образно говоря, товарно-денежное обращение в приведенной выше модели экономики - экосистеме напоминает работу водяной мельницы. Чтобы она "на всю катушку" исправно молола зерно или крутила "динаму" для максимальной выработки электроэнергии, напор воды, падающей на мельничное колесо, должен соответствовать сопротивлению механизма вращения жерновов или электротурбины. Если воды становится мало, то ее надо извне направлять в ложе плотины, а не заливать в жернова или электрогенератор.

А что делают сегодня во всем мире, кроме, пожалуй, Китая? В США уже давно заливают водой жернова, а муки становится все меньше и меньше. И у нас вместо того, чтобы деньгами помочь в первую очередь отечественным товаропроизводителям, выдав им целевые кредиты, наш Минфин за счет госрезервов по примеру США и Евросоюза поддерживает павшие спекулятивные рынки. Иначе говоря, продолжает поощрять игроманов к дальнейшему паразитированию и отсасыванию средств из реальной экономики.

При этом, как отмечалось, нескольким российским банкам, активным игрокам на финансовых рынках, а также ряду крупнейших компаний выдали немалые кредиты без всяких гарантий возврата, что даже закрепили законодательно. Судя по остаткам Резервного фонда, речь идет о сумме порядка 300 млрд. долларов. Спрашивается, а как же прежние идейные установки по борьбе с инфляцией? Побоку? Подобное вбрасывание денег ни к чему хорошему не ведёт, так как не устраняет принципиальных пороков проводимой экономической политики.

Как отмечалось, рост дороговизны рублёвых кредитов из-за дефицита денежной массы и растущей ставки рефинансирования Центробанка поставил российскую экономику в зависимое положение от зарубежных займов, что ведет к нарастающему оттоку капитала из России в те же Соединённые Штаты.

Но совокупный внешний долг, сумма которого в октябре этого года составила 535 млрд. долларов, а с процентами, по оценкам, превышает 600 млрд., надо погашать. Если в ЦБ и Минфине на начало октября 2008 г. совокупно насчитывалось резервных средств в сумме 735,8 млрд. долларов, то в октябре 2011 г. их сумма уменьшилась примерно до 540 млрд. долларов.

Немалая часть резервных валютных средств размещена на длительные сроки на зарубежных депозитах и в бумажных "активах" под убыточные 3-4 процента годовых. Эти деньги затем выдают нашим же заемщикам в виде валютных кредитов, у нас под них "печатают" новые рубли, а Центробанк, постоянно присутствуя на валютных торгах и замыкая тем всю цепочку, обеспечивает вывод создаваемой у нас добавленной стоимости, конвертированием ее в валюту, за границу.

Однако нашим заемщикам валютные кредиты выдаются под гораздо большие проценты годовых выплат, чем ЦБ и Минфин получают по вложениям государственных резервных средств в зарубежные ценные бумаги. Стоимость же валютных кредитов наши получатели закладывают в цену продаваемой ими продукции. А эти проценты, которые ведут еще и к новому росту инфляции, выплачивает, в конечном итоге, население России, когда приобретает потребительские товары и услуги. Всего этого можно было избежать, если экономику обеспечили бы в свое время требуемой рублевой массой.

Так что все мы поневоле являемся участниками воистину сизифова труда в государственных масштабах в интересах игроманов и западных банков. Ведь целевое кредитование реального сектора экономики за счет госрезервов позволило бы во много раз увеличить ВВП и бюджетные доходы, с лихвой компенсировав целевые кредиты.

Вместе с тем, возросли бы и доходы наемных работников, благодаря чему увеличился бы платежеспособный спрос населения, то есть "плотина пополнялась водой" и росла бы мощь главного привода товарного производства.

Для выплаты совокупного внешнего долга, который с процентами, по оценке, превышает 600 млрд. долларов, требуется валюта. Ее основным потенциальным источником является доход от экспорта продукции за вычетом чистой прибыли, но валютную выручку уже давно разрешили не ввозить в страну. Простейшие арифметические вычисления показывают, что этих средств явно не хватит для погашения долгов - по оценкам, ежегодно требуется выплачивать свыше 100 млрд. долларов.

Экспортная выручка в 2010 г. составила 400 млрд. долларов, но из них 248,8 млрд. пришлось потратить на закупки импортной продукции. Допустим, что чистая прибыль экспортеров составила 10% или 40 млрд. долларов, и всю валюту за вычетом чистой прибыли, то есть 360 млрд., они реализовали на российском валютном рынке. Тогда придется либо существенно снижать импортные закупки, либо наращивать совокупный внешний долг переоформлением кредитов.

Ощутимо уменьшить импортные закупки вряд ли удастся - это уже опасно для страны. В структуре импорта за 2010 г. инвестиционные и промежуточные виды продукции, которые во многом закупили сами экспортеры за свою валюту, составили 60%, остальные 40% пришлись на долю потребительских товаров, в которых преобладало продовольствие. Если государство в этих кризисных условиях вернется к регулированию продажи валюты, то закупки по импорту сохранятся примерно в прежних объемах и тогда свободными останутся порядка 140 млрд. долларов экспортной выручки. Но вряд ли они все достанутся должникам, так как Центробанк и Минфин должны пополнять свои похудевшие резервы.

Что касается ввоза капитала, как источника валюты, то за три квартала этого года из страны уже вывезли на 80 млрд. долларов больше, чем ввезли, и до конца года, по прогнозам, вывезут еще порядка 40 млрд. Так что внешнеторговое сальдо 2010 года будет почти целиком вывезено за рубеж. В 2008 г. вывезли 267,4 млрд. долларов. Если нынешняя тенденция бегства капитала в ближайшее время продолжится и будет нарастать, это явится еще одним признаком наступающего кризиса. Об этом свидетельствует и почти прекратившийся рост промышленного производства, доля которого в ВВП и без тог мала - порядка 15%.

Если в ближайшем обозримом будущем мировой финансовый кризис не прекратится, а цены на нефть в связи с окончанием войны в Ливии и возобновлением экспорта ее нефти не упадут, то валютных средств резервных фондов Минфина и международных резервов ЦБ вскоре не хватит для выплат внешних долгов.

Поэтому в ближайший год-два может возникнуть дефицит платёжного баланса. В результате возвращать валютные долги станет нечем, и большая часть заёмщиков может обанкротиться. Тогда Центробанк вынужден будет вновь обвалить рубль, импорт, значительную часть которого составляют "ширпотреб" и продовольствие, сократится, что вызовет дефицит товаров на рынках, после чего новая масштабная инфляция цен, которая усилит негативные экономические и социальные последствия, может оказаться неизбежной.
Каким же может быть выход из созданного у нас на американский манер финансового абсурда?

Модернизация экономики или дальнейшего надувания "мыльных пузырей"?

Происходящее - результат неэффективного управления экономикой, реальный сектор которой все больше вытесняется спекулятивным финансовым. Этому способствует и фактическое бездействие министерств и ведомств экономического блока, чиновники которых лишь имитируют занятость. На самом деле, экономики, как системы, в России не существует, сохранились лишь осколки прежних кооперационных производств.

Развитие и расширенное воспроизводство экономики любой страны зависят, в конечном итоге, от платежеспособного спроса населения на потребительские товары и услуги отечественного изготовления. Чем больше номенклатура и объемы их производства при должном качестве и чем выше платежеспособный спрос населения, тем больше национальный ВВП и доходы в бюджет. Ведь именно платежеспособный спрос населения на отечественный "ширпотреб" предопределяют, как отмечалось при описании модели экономики - кооперационной экосистемы, платежеспособный спрос на все ресурсы и промышленную продукцию, необходимые для его производства.

Из этого следует, что одной из основных целей модернизации российской экономики должно быть максимально возможное увеличение числа рабочих мест при росте производительности труда и заработной платы. Это станет возможным, если отечественные товаропроизводители смогут занять доминирующее положение на внутреннем рынке, для чего необходимо восстанавливать и развивать кооперационные производства различных видов отечественной продукции на всех "этажах" экосистемы.

Большие сложные системы управления не возникают и не функционируют сами по себе. Их надо проектировать, строить и управлять ими в соответствии с заданными целями и решаемыми задачами. Рыночная экономика - не исключение.

Известно, что здания и сооружения невозможно строить без обоснованных проектов и соответствующих планов. И для строительства "зданий", в которых действует множество производств, связанных кооперацией, также необходимы соответствующие программы-планы, разработанные в рамках государственно-частного партнерства. Ведь и государство, и бизнес для сбалансированного развития национальной экономики нуждаются в продуманных стратегических ориентирах, гарантирующих для них минимальные риски. Поэтому планы развития экономики путем ее модернизации должны быть основаны на балансах имеющихся ресурсов, возможного при этом производства продукции и соответствующего на нее гарантированного платежеспособного спроса. Планами должны предусматриваться также необходимые инновационные разработки и их внедрение в производство.

Чтобы кооперационная экосистема нормально работала без кризисов дефицита и перепроизводства продукции необходимо, как отмечалось, добиваться в ней баланса ресурсов, спроса и предложений товаров и услуг. При этом надо соблюдать баланс товарно-денежного обращения за счёт выпуска в оборот соответствующей денежной массы, а также создания государством законодательных и экономических условий, которые обеспечивали бы эквивалентность товарооборота по стоимости.

Эти условия создаются государственным управлением финансами, устранением диспаритета цен и их регулированием для поддержания относительной ценовой стабильности, дифференциацией налогообложения для выравнивания условий хозяйствования, причем нынешнее налогообложение необходимо принципиально изменить, чтобы исключить многократное изъятие одних и тех же налогов, и др.

Поддерживать стабильность цен и их паритетность и тем самым баланс товарно-денежного обращения можно законодательным нормированием прибыли относительно себестоимости продукции у ее изготовителя, а сверхнормативную прибыль - всю или большую часть - изымать в виде налога.

Громадный дисбаланс в товарно-денежное обращение вносят, как отмечалось, спекулятивные финансовые рынки, оборот на которых многократно превышает оборот в экономике и продолжает увеличиваться. Большую часть финансовых средств из товарного производства отвлекают вторичные фондовые рынки, которые являются спекулятивным инструментом для перекачки валюты за рубеж.

Утверждения, что котировки акций на торгах отражают рыночную стоимость основных фондов - от лукавого. Ведь большая часть участников торгов - спекулянты, на настроение и спрос которых влияет даже погода, а предприятиям от них один вред, так как они мешают реальным инвесторам приобретать акции. Чтобы отсечь эту паразитирующую часть от перекачки денег в свои карманы без всякой пользы для соответствующего предприятия предлагается с каждой купленной акции взимать немалый налог - от половины и более цены, и переводить эти деньги предприятию-эмитенту акций в его целевой инвестиционный фонд.

Если приобретатель акций действительно реальный инвестор, а не "портфельный", то ему это будет выгодно. А спекулянты постепенно исчезнут. Важно осознать необходимость и неотвратимость такого шага ввиду опасного увеличения "мыльных пузырей" и порождаемых ими экономических кризисов.

Подробно предлагаемые механизмы, реализующие эти меры, описаны в статьях "Инфляция цен - как порождение антирыночной экономической политики" ("Промышленные ведомости" N 12, декабрь 2007 г.) и "Налогообложение для инновационной экономики" ("Промышленные ведомости" N 6, июнь 2008 г.).

Исходным условием достижения эквивалентности товарообмена по стоимости, согласно продекларированной в Конституции социальной ориентированности нашего государства, должна служить цена труда, которая обеспечивала бы, как минимум, простое воспроизводство ресурсов наёмного работника. Это создаст платёжеспособный спрос на довольно значительные объёмы потребительских товаров и услуг и, следовательно, на промышленную продукцию, необходимую для их производства, которая сама по себе никому не нужна.

Но "ширпотреб" для поддержания и развития собственной экономики и увеличения числа рабочих мест должен быть, как отмечалось, отечественного происхождения. Тогда возрастет ВВП и изменится соотношение его составляющих в пользу товарного производства, вследствие чего возрастут доходы работающей части населения и соответственно бюджетные доходы, так как все налоги в конечном итоге, исключая экспорт выплачивает население страны, когда приобретает потребительские товары и услуги. Всё это будет способствовать развитию внутреннего рынка и социальной ориентации экономики (подробно см. "Социальное государство - как общенациональная идея. И для олигархов тоже".- "Промышленные ведомости" N 3, март 2006 г.).

Поддержание баланса товарно-денежного обращения, помимо упомянутых мер, чтобы избегать кризисов потребует, прежде всего, планирования развития экономики - макроэкономического, межрегионального, регионального, отраслевого и межотраслевого. Планирование должно осуществляться в рамках принципов государственно-частного партнерства.

К примеру, в производстве автомобилей или авиалайнеров используются тысячи технологий, и участвуют тысячи предприятий большинства промышленных отраслей. Кто-то же должен координировать и балансировать их кооперацию и тем самым поддерживать баланс соответствующего товарно-денежного обращения? В советские времена за это отвечали Госплан и соответствующие министерства и ведомства. Сегодня правительство лишено этих функций, и ни одно корпоративное объединение в России ввиду ограниченности его возможностей, в том числе властных, такое дело не потянет.

А естественные монополии, требующие громадных вложений, или проекты разработки и внедрения в производство новейшей техники, требующие создания уникальных технологий, окупаться которые будут только после продаж изготовленной с их использованием конечной продукции? Кто будет координировать и финансировать такие сложные проекты? Рыночные отношения не способствуют их реализации ввиду больших рисков, в том числе из-за отсутствия предыстории спроса. На Западе, как прежде в Советском Союзе, подобные проекты осуществляются при поддержке и координации государства. У нас же либерал-реформаторы выталкивают государство из экономики куда подальше, хотя бизнес, чтобы "знать свой маневр", нуждается в стратегических и тактических ориентирах.

Учитывая масштабы страны и состояние её экономики, во избежание дальнейшего нарастания хаоса в управлении экономикой, в том числе вызванного последней административной "реформой", а также вывоза капитала за рубеж необходимо упорядочить хозяйственную, во многом хаотичную, деятельность множества субъектов экономических отношений. Поэтому для управления экономикой в нынешних условиях придется изменить функции многих министерств и соответственно структуру управления экономикой.

Нынешние функции министерств - написание всяческих директив, в том числе в виде нормативных документов, формально не изменились с советских времён. Но эти бумаги тогда были наполнены каким-то реальным по смыслу содержимым и выполнялись. Ведь министерства и ведомства в Советском Союзе представляли собой, говоря языком рынка, холдинговые компании, которые управляли подчинёнными предприятиями, и являлись хозяйствующими субъектами, действовавшими в рамках общего государственного плана. Все холдинги в виде "дочек" входили в громадную госкорпорацию - "материнскую компанию", правлением которой являлся Совет министров СССР, а советом директоров - политбюро ЦК КПСС.

Сегодня положение и роль министерств и ведомств совершенно иные. Поэтому и функции управления должны отвечать целям и условиям рыночной экономики, а для реализации этих функций требуется создать соответствующую структуру. Должен быть воссоздан общефедеральный орган макроэкономического планирования и разработки макроэкономических балансов ресурсов и объемов производства продукции, основанных на научных прогнозах их спроса и предложения. А министерства в соответствующих секторах экономики должны заниматься отраслевым планированием и разработкой соответствующих балансов производства и потребления.

Для реализации макроэкономического и отраслевых планов потребуется также разрабатывать индикативные планы межрегионального развития и кооперации производства и соответствующие балансы. Поэтому потребуется создать федеральное министерство межрегионального макроэкономического планирования, в федеральных округах - министерства окружного планирования и социально-экономического развития, подобные хрущевским совнархозам, а в субъектах Федерации - соответствующие региональные органы.

Для оперативного устранения дефицита ликвидности и восстановления межбанковских расчетов представляется необходимым директивно, хотя бы на какое-то время, ограничить вывоз капитала за рубеж. Одновременно нужно ограничить и спекуляции банков на рынках, обусловив общую сумму их кредитных заимствований, затрат на приобретение акций и выдаваемых кредитов определенным соотношением с суммой собственных и привлеченных средств - вкладов физических лиц и депозитов организаций с учетом длительности их размещения. Такая мера заодно позволит минимизировать риски исчезновения денег клиентов банков и прекратить фальсификацию "безналички". Целесообразно также восстановить обязательность возврата в страну части валютной выручки.

Вместе с тем, на время выхода из кризиса представляется необходимым прекратить выдачу кредитов физическим лицам наличными деньгами, заменив их безналичными. Для этого потребуется открывать заемщику в соответствующем банке на ограниченное время расчетный счет. Переводить с него деньги можно будет только продавцу товара или услуги при наличии его официального подтверждения намеченной продажи, приложенного к договору о кредите, и письменного на то распоряжения заемщика, также изложенного в договоре.

Такое целевое, подобное связанному, кредитование частных лиц позволит уменьшить риски воровства денег, если получатель денег и заемщик будут нести уголовную ответственность за обман, как за воровство.

Вопреки наивным (а может быть, заказным?) представлениям наших доморощенных либерал-реформаторов, в США, Китае и многих странах ЕС проводится активная государственная политика, направленная на развитие и защиту внутренних рынков, а также осуществление целевых программ по развитию национальных экономик и их отраслей за счет бюджетного финансирования. Ведь товарное производство для государства - "дойная корова", которую в интересах государства и общества надо холить и лелеять.

Бюджетные расходы в других странах на содержание своих "дойных коров" и воспроизводство их стада составляют не менее половины всех бюджетных затрат, в то время как у нас все расходы консолидированного бюджета на экономику в абсолютном исчислении на порядки меньше. Тем не менее, раздаются призывы сократить госрасходы еще больше, невзирая на зачаточность в стране банковского долгосрочного кредитования товарного производства. Зато по примеру Запада поддерживается ничем не ограничиваемая деятельность финансовых спекулянтов. Хотя бюджетные деньги в виде зарплаты "бюджетников" большей частью поступают на "верхний этаж" кооперационной экосистемы, а также предназначены для финансирования госзаказов, что увеличивает в стране платежеспособный спрос. Странно, почему "реформаторы" не понимают такой простой истины.

Так как России в качестве "мировой валюты" навязан ее фальсифицированный двойник - доллар, то наших собственных усилий для обеспечения стабильных позитивных перемен окажется недостаточно. Впрочем, как и разрозненных усилий других стран, в том числе Евросоюза, которому не помогло в защите от новой пандемии финансового кризиса даже введение евро. Ведь в экономике США все большее место занимают спекулятивные финансовые рынки. Поэтому раздувание их виртуальной капитализации в интересах группы крупных международных спекулянтов ведет к дальнейшим деформациям ложного стандарта валютных курсов и, следовательно, к глобальным финансовым кризисам. Этим наносится громадный ущерб и самим Соединенным Штатам, откуда "мыльными пузырями" виртуальной капитализации фондовых рынков вытесняется товарное производство, и оно переводится в страны Юго-Восточной Азии, где более дешевая рабочая сила.

Выход из создавшейся ситуации видится в солидарном с Евросоюзом, Китаем, странами Юго-Восточной Азии, СНГ, а также Ближнего и Среднего Востока формировании новой мировой финансовой системы для взаиморасчётов во внешней торговле. Представляется, что продавать продукцию за рубеж необходимо за соответствующие национальные валюты стран-экспортёров, а покупать - за валюту стран-продавцов. При этом обменные курсы для торговли без обмана должны, как отмечалось, устанавливаться государствами по паритетам покупательной способности соответствующих валют для различных групп промышленной продукции, а также потребительских товаров с услугами, с периодической их коррекцией на ценовую инфляцию.

Для удобства взаимных расчётов целесообразно будет перейти на клиринговую систему с подсчётом сальдо, допустим, раз в год. Это позволит отвлекать из внутреннего оборота всех стран относительно немного денег, что будет способствовать поддержанию национальных балансов товарно-денежного обращения и предотвращению извне угроз денежной и ценовой инфляции.

На начальном этапе реформирования для взаиморасчётов представляется целесообразным договориться о выборе нескольких резервных валют, наиболее обеспеченных экспортными товарами. Таковыми могут быть евро, российский рубль, китайский юань и японская иена с образованием клиринговых центров соответственно в Брюсселе, Москве, Пекине и Токио.

Валюты других стран на этом этапе будут конвертироваться по кросс-курсам с одной из резервных валют. Тогда исчезнут принципиальные причины распространения эпидемий экономических кризисов между странами, так как окончится эпоха глобальной финансовой аферы - подмены исчезнувшего навсегда золотого стандарта валютных курсов его фальсифицированным отображением. Именно эта афера во многом способствовала возникновению "золотого миллиарда" и нынешней однополярности мира, что угрожает и будущему самого претендента на роль мирового гегемона. Неспроста во всем мире ширятся социальные протесты против роста засилья глобального финансового капитала.

Подробно о том, что требуется предпринять и как это исполнить в деталях, ибо дьявол прячется всегда в них, - предмет отдельной публикации. Но, безусловно, очевидно: для подлинного реформирования экономики к её руководству необходимо привлечь, наконец, специалистов, заменив ими менеджеров-астрологов и любителей ловить рыбку в мутной воде. Сегодня это наиболее сложная проблема, так как за последние 20 лет в госорганах исполнительной власти исчезла преемственность поколений управленцев - хозяйственников, промышленников и финансистов, а их места заняли в основном некомпетентные молодые ребята.

***
Очередное обострение у нас финансового и банковского кризиса, которое, если не принять экстренных мер, вызовет новое обострение кризиса в экономике, относят к разряду стихийных бедствий. Ну, просто очередное цунами. Думается, если это и порождение стихии, то перманентной стихии некомпетентности управления, в первую очередь, финансами, о чем наглядно и почти бесхитростно с 1992 года свидетельствует официальная статистика. Вот только вопреки фактам, все наши "лучшие в мире министры финансов" толковали и толкуют ее искаженно.

Нигде в мире не позволяют главбуху командовать хозяйственной деятельностью даже какой-либо мелкой компании и задавать стратегию и тактику ее развития. Главбух - он и есть главбух, пусть и самый лучший в мире. Управлять в государстве финансами и экономикой должны специалисты совсем других профессий и иной ментальности, для которых деньги не предмет учета, хранения или спекуляций, а инструмент развития страны и общества.

Моисей Гельман

viperson.ru

Док. 645820
Перв. публик.: 17.01.12
Последн. ред.: 24.07.12
Число обращений: 0

  • Гельман Моисей Меерович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``