В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евразийская интеграция и Китай: виртуальный экспертный форум. Часть 10. Назад
Евразийская интеграция и Китай: виртуальный экспертный форум. Часть 10.
Владимир Парамонов

Продолжая виртуальный экспертный форум по тематике "Евразийская интеграция и Китай" проект "Центральная Евразия" организовал отдельную "панель" для представителей экспертного сообщества из Казахстана. Принципиально важно то, что в Казахстане традиционно очень внимательно наблюдают за политикой Китая, а многие казахстанские эксперты высказываются в пользу необходимости развития экономических интеграционных процессов на постсоветском пространстве в том числе с целью придания фактору усиления китайского экономического влияния в регионе некоего балансирующего эффекта. В этой связи, было бы крайне интересно услышать мнения самих экспертов из Казахстана, каждый из которых к тому же имеет свое собственное концептуальное видение Китая. Участниками данной части дискуссии стали Мурат Лаумулин, Олег Сидоров и Алмат Тоекин.

Владимир Парамонов, руководитель проекта "Центральная Евразия": уважаемые коллеги, основные вопросы дискуссии Вам хорошо известны, а поэтому, пожалуйста, расставьте акценты на тех моментах, которые Вы считаете наиболее важными.

Мурат Лаумулин, доктор политических наук, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований: нельзя не признать, что в настоящее время отношения Китая с государствами Центральной Азии находятся на подъеме. Главные и наиболее болезненные для двусторонних межгосударственных отношений вопросы либо де-юре закрыты, либо близки к этому. Объемы экспортно-импортных операций из года в год растут. На смену доминанте сотрудничества в сырьевом секторе идет сотрудничество в области транспорта и коммуникаций, логистических проектах, несырьевых отраслях экономики. Китай постепенно превращается в ведущего партнера центральноазиатских государств. Причем, не только в сфере экономики, но и в области геополитики и обеспечения региональной безопасности.
Хотя и не в полной мере, но все-таки снижена негативная оценка Китая и китайцев в массовом сознании граждан государств Центральной Азии. В латентную стадию перешла во многом мифическая угроза китайской экспансии. Состояние и перспективы межгосударственных отношений и многостороннего сотрудничества лидерами КНР и государств Центральной Азии оцениваются исключительно в положительном ключе. За редким исключением, проблемные вопросы не поднимаются и в СМИ. Все это, казалось бы, неоспоримые свидетельства того, что в ближайшей перспективе опасения по поводу угрозы китайской экспансии несостоятельны. И этот тезис во многом справедлив. Во всяком случае, в доступных стратегических документах КПК Центральная Азия не рассматривается в качестве объекта экономической и тем более военной экспансии. Однако это вовсе не означает, что вызовы региональной безопасности со стороны Китая вовсе отсутствуют. Но акценты на этом я хотел бы сделать в следующей части дискуссии.

Олег Сидоров, независимый эксперт: в настоящее время Пекин заинтересован "войти" в любое интеграционное и успешно действующее образование на постсоветском пространстве. И для КНР, по большому счету, неважно, какая основа формирования (например, политическая или экономическая), так как руководство страны ясно осознает, что данные составляющие с учетом глобализации достаточно тесно и плотно переплетены между собой. Вместе с тем страны, желающие интегрироваться с Поднебесной, должны довольно четко понимать все плюсы и минусы в результате подобного сближения. Очевидно, что интеграция с Китаем на двух-, трехсторонней основе будет способствовать постепенному занятию Пекином лидирующей позиции со всеми вытекающими...
Поэтому страны-члены существующих на сегодня интеграционных объединений стараются сконцентрироваться на политических вопросах и процессах поддержания региональной безопасности, пытаясь по возможности пролонгировать обсуждение экономических аспектов с последующим претворением их в жизнь. Это, в свою очередь, не устраивает Китай, который уже начал испытывать на себе негативные последствия мирового финансового кризиса в результате падения спроса на европейских и других рынках. В этом отношении для Пекина крайне важно найти для себя "запасной аэродром", который в условиях падения товарооборота в дальнем зарубежье поможет Поднебесной хотя бы незначительно, но "сгладить" ситуацию...
На сегодня Китай осознает свою лидирующую роль на евразийском пространстве. И многие постсоветские страны считают это лидерство свершившимся фактом. А если и остались те республики, которые думают, что это не так, то можно лишь посочувствовать странам, чье руководство придерживается подобной позиции. В этом плане только осознание реального экономического могущества Китая, но не переоценка его возможностей, может способствовать выработке стратегии действующих интеграционных объединений, направленной на сохранение своих интересов и ограничение давления со стороны Пекина.

Алмат Тоекин, исполнительный директор общественного фонда "Центральная Азия - Мир и Согласие": на постсоветском пространстве интеграционные проекты совместимые с политикой Китая имеют перспективу лишь в обеспечении этой страны сырьевыми (особенно, энергетическими) ресурсами, а больше ей ничего не нужно, за исключением еще и продукции ВПК России. Если интеграция с республиками Центральной Азии и возможна, то в ней Китай всегда будет ведущим, даже в случае гипотетического объединения этих республик. Кроме того, страны Центральной Азии, имеющие полезные ископаемые, в которых нуждается экономика КНР, всегда будут представлять для Пекина приоритетный интерес в качестве "сырьевого придатка".
Что может Китай дать взамен? Очевидно, что это полный спектр готовой продукции (товары народного потребления, бытовая техника, автомашины и т.д.), а также продукты питания, в том числе плодоовощная продукция, что безвозвратно сведет на нет все усилия по развитию оставшейся производственной базы. Функция "сырьевого придатка" Китая дополнится зависимостью от китайской банковско-финансовой системы при одновременном росте зависимости в информационной и культурной сферах. В свою очередь, практика "аренды" на неопределенные сроки земель в приграничных районах с Китаем и в глубине региона приведет к постепенному китайскому демографическому доминированию и затем "захвату" этих самых земель. Изложенное способно привести к фактической зависимости республик Центральной Азии (особенно приграничных) от Китая (при сохранении формального суверенитета и территориальных границ), полному истощению ресурсов и последующему "поглощению" региона. Как наиболее "мягкий" вариант страны Центральной Азии могут стать аналогами тех стран Юго-Восточной Азии, где численность ханьцев составляет большинство либо половину населения.
Причем, вопрос "захвата" приграничных земель и расширения Китаем своего жизненного (территориального) пространства является одним из стратегических приоритетов этой великой страны. Тем не менее, экономическая и демографическая экспансия китайцев скорее не связана с какой-либо их агрессией или коварством, а лишь является способом выживания с учетом их более высокой конкурентоспособности (трудолюбия и предприимчивости) по сравнению с населением соседних огромных неосвоенных территориальных "пустот" в Казахстане, Сибири и на Дальнем Востоке. Как известно, "природа не терпит пустоты" и рано или поздно эти земли будут освоены: это лишь вопрос времени.
На постсоветском пространстве Китай может быть фактором поддержки интеграции пока только в рамках Шанхайской организации сотрудничества, где он всегда будет играть роль "первой скрипки". Для КНР ШОС - это геополитический и геоэкономический инструмент влияния в Евразии, а в перспективе - глобальный центр силы. На данном этапе влияние ШОС распространяется пока лишь на отдельные страны постсоветского пространства, однако с включением в Организацию новых членов, Пекин останется доминантой.
Безусловно, Китай, несмотря на создание Таможенного союза, Единого экономического пространства, а в перспективе Евразийского союза, будет продолжать политику взаимовыгодного, экономического, двустороннего сотрудничества с Казахстаном. В настоящее время никто не может быть гарантированно уверенным в том, что вышеуказанные интеграционные объединения оправдают себя в перспективе и будут выгодными. Поэтому, каждый промах и недостаток в ТС, ЕЭП и ЕАС Китай будет отслеживать, предлагая свои, альтернативные и обязательно более выгодные проекты тому же Казахстану, в том числе путем предоставления льготных кредитов, создания строительных и коммуникационных инфраструктур и других преференций с целью вовлечения республики в орбиту своего "единоличного" экономического влияния. При этом открыто противодействовать процессам интеграции Пекин не будет в силу специфичности реализуемой им стратегии.

Владимир Парамонов: много лет работая по китайской тематике, я отчетливо вижу, что в Китае очень внимательно прислушиваются к мнению экспертов из той же Центральной Азии, в том числе и к их критике. Где-то еще в начале 2005 года - тогда, когда разговоры об экономической экспансии Китая были особо неслышны, мы с моим коллегой Алексеем Строковым выдвинули тезис о превращении Центральной Азии в сырьевой придаток экономики Китая. Помню, что этот тезис стал неким шоком и откровением для целого ряда самих китайских экспертов, которые были не готовы к столько нелицеприятной оценке результатов экономической политики их страны. Тем не менее, в последующие годы стало заметным стремление КНР доказать тем же странам региона то, что китайская экономическая политика ориентирована не только на сырьевые сектора. И в этом плане я полностью согласен с Муратом Лаумулиным, отметившим факт существенной диверсификации в последние годы китайской активности по отраслям и секторам экономики. Это, кстати, в очень хорошем свете выделяет КНР по сравнению со многими другими странами: в Пекине гораздо более внимательнее относятся к опасениям и озабоченностям своих партнеров, стремятся снять эти опасения и озабоченности не только словами, но и делами. Тем не менее, надо откровенно признать, что опасения и озабоченности сохраняются. Поэтому рассматривая Китай в качестве важного партнера и союзника постсоветского пространства проект "Центральная Евразия" будет продолжать откровенно говорить и о существующих проблемах. В этой связи хотелось бы надеяться на то, что в Пекине будут, по-прежнему, внимательно относиться к позиции экспертного сообщества дружественных Китаю стран, к числу которых, безусловно, относятся Россия и государства Центральной Азии.

Продолжение следует.

Владимир Владимирович Парамонов, руководитель проекта "Центральная Евразия",

Примечание: материал подготовлен в рамках совместного проекта с интернет-изданием "Новое Восточное Обозрение" (Россия), при информационной поддержке ИА "Регнум" (Россия), Информационно-аналитического центра МГУ (Россия), аналитического сайта "Region.kg" (Кыргызстан), информационно-аналитического портала APRA (Кыргызстан).

http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/11833

http://www.ceasia.ru/forum/evraziyskaya-integratsiya-i-kitay-virtualniy-ekspertniy-forum.-chast-10.html

Док. 645699
Перв. публик.: 11.01.12
Последн. ред.: 17.01.12
Число обращений: 0

  • Парамонов Владимир Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``