В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Северный Кавказ - причины террористических проявлений и механизм противодействия (в сокращении) Назад
Северный Кавказ - причины террористических проявлений и механизм противодействия (в сокращении)
Липина С.А., ГНИУ СОПС Минэкономразвития России и РАН, д.э.н., профессор НИУ ВШЭ, профессор ИМЭС
Доклад прозвучал на закрытом научном семинаре в Клубе военачальников России (24.11.2011), на международной научно-практической конференции "Экстремальные ситуации, конфликты, социальное согласие" в Академии управления МВД РФ (25.11.2011)

Необходимость и важность решения социально-экономических проблем Северокавказского региона неоднократно отмечались руководством страны в числе первоочередных задач социально-экономического развития России (вот уже более 20 лет). И, практически, ни один регион России не имел такого количества разработанных программ среднесрочного и долгосрочного развития, как Северный Кавказ. Однако, события, происходящие в регионе, по-прежнему представляют угрозу для развития нашей страны, в первую очередь, в аспекте национальной безопасности и территориальной целостности.

Если мы обратимся к трудам российских и зарубежных ученых по проблемам решения этноэкономических и этнополитических рисков, то заметим, что полностью аналогичной ситуации, сложившейся на Северном Кавказе в сравнении с каким-либо регионом России или регионом других стран, нет. Здесь сложилась совершенно уникальная ситуация.

Тем не менее, в рамках так называемой "дуги нестабильности" или "дуги кризиса", включающей Балканы, Кавказ, Северную Африку, Ближний Восток, Центральную и Южную Азию неимущие представители одних наций и народов, не согласные со своим социально- экономическим статусом, пытаются искать решения проблем в различных протестных формах, приводящих зачастую к конфликтным ситуациям различной степени напряженности. А за Африкой сейчас прочно утвердилась репутация самого конфликтоопасного региона нашей планеты.

Этносоциальные конфликты большинство политологов связывают прежде всего с противоречиями, складывающимися в сфере материального производства. Этнические риски присутствуют и в ряде высокоразвитых стран с устоявшейся демократией, где также имеются межэтнические проблемы - это фламандский вопрос в Бельгии, проблема Ольстера в Великобритании, Корсики во Франции, страны Басков в Испании, Квебека в Канаде.

То есть внутренние этнополитические конфликты даже в развитых странах есть, и до сих пор ответов на эти вопросы не получены. Скорее, эти проблемы были загнаны в глубь и уже сегодня оттеснены более острыми этническими конфликтами, где участвуют не внутренние этносы государства, а некогда мигрировавшие в эти страны этносы.

Социальная нестабильность, экономическая депривация, политические противоречия внутри Северокавказских республик и между республиками и Центром стимулируют этноконфликты, напряжение существует в отношениях между ингушами и осетинами, кабардинцами и балкарцами, но существуют противоречия и в других регионах России, например, в молодежных группах в Якутии, Тыве и др.
Отмечу, что в последние десятилетия, с началом реформ в РФ, в дополнение к национально-этническим формам конфликтов в Северокавказском регионе стали распространяться новые формы конфликтов, - уже на "почве" передела ресурсов - кланово-олигархический и национально-этнический, приобретающей формы этнополитической и этнотерриториальной борьбы.

Межнациональные конфликты подогреваются и внешними силами, заинтересованными опять-таки в доступе к ресурсам в этих регионах. Именно это непреложное проявление человеческой сущности лежит в основе нынешней дестабилизации на Северном Кавказе. И называется она БОРЬБОЙ ЗА ПЕРЕДЕЛ РЕСУРСОВ, которая имеет политическую, экономическую и этническую подоплеку.

Анализ инвестиционных потоков крупных бизнес-структур, показывает их ориентацию на поддержку рентоориентируемых ресурсных отраслей, прежде всего, в сырьевом и транспортном комплексе, туристско-рекреационной отрасли. Собственные же источники инвестирования для модернизации и инновационных процессов из прибыли имеющихся предприятий в республиках очень ограничены. Республиканским органам управления, не имеюших реальных рычагов влияния на ход реформ, обладающих слабым представлением о моделях перехода к рынку и ориентирующихся зачастую на поведение местных политических элит, приходится действовать лишь в режиме "быстрого реагирования" и "выбивания" у центра исключительных льгот по налогообложению, кредитованию, бюджету, распределению квот и лицензий.

Сопоставление объемов инвестиций в основной капитал республик, индексов физического объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах (с учетом и без учета инвестиций, осуществляемых за счет федерального бюджета), объемов инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения регионов, анализ отраслевой структуры инвестиций и подробный анализ региональных особенностей формирования структуры источников финансирования инвестиций в основной капитал дает возможность отметить, что для республик Северного Кавказа характерна достаточно своеобразная динамика темпов изменения объемов инвестиций в основной капитал, зачастую мало согласующаяся с динамикой данного показателя по Российской Федерации в целом. Не происходит обновление оборудования промышленных предприятий, их фондов, не ставятся и проблемы модернизации предприятий в действующих программно-стратегических документах. Основное использование фондов идет на строительство зданий и сооружения различного назначения, но зачастую большинство из них финансируются по остаточному варианту, что превращает их в долгострой.

Как утверждают ученые Юга России, за последние 20 лет на Северном Кавказе не было построено ни одного крупного современного предприятия, ни одного мало-мальски значительного для национальной экономики промышленного объекта.




И ещё, туристический комплекс Полпред Президента РФ в СКФО назвал "коньком" Северного Кавказа и по его словам "на Северном Кавказе нет преград для инвесторов". Как намечено в Стратегии СКФО к 2012 году в первую очередь основные туристские комплексы - Архыз, Мамисон, Приэльбрусье будут принимать до 1,5 млн. человек в год, если в Советское время эта цифра соответствовала 100 тыс. в год.
Планируя создание курортов Северного Кавказа, корпорация развития не учитывает этноэкономические особенности территории. Так, в связи со строительством инфраструктурных объектов происходит отчуждение межселенческих земель. Вновь созданная Корпорация развития "Курорты СК" заключила соглашение с французской стороной о создании дочернего предприятия "Французский Кавказ", по соглашению под эту структуры идут земли и инфраструктура, причем недвижимость отходит французской стороне. А это родовые земли репрессированных и реабилитированных народов. А при строительстве и при прокладке инфраструктуры вырубаются не только реликтовые леса, но и нарушается экологическое равновесие, в заказниках и заповедниках Северного Кавказа, разрушаются башенные комплексы, родовые башни, принадлежащие столетиями местным родам, тейпам и тукхумам.

В результате социально-экономическая ситуация в республиках только обостряется.
Структурная несбалансированность и корпоративный характер принятой новой "Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года", где масштабность решения многих стратегических задач, прежде всего, модернизации многоукладной экономики республик Северного Кавказа, должна потребовать объединения общих усилий и переплетения коренных национальных интересов. Но этого не произойдет, так слабо выражен процесс интеграции субъектов в этом регионе. Многие запланированные в ней мероприятия не только не дают ответов на вопрос о ресурсах модернизации и инновационном потенциале большие финансовые, материальные и людские ресурсы.

Более чем 10-летний исследовательский и практический опыт автора убедили, что к развитию этой территории необходим особый подход ввиду уникальной комбинации исторических, социально-экономических, этнических, демографических и иных факторов, находящихся в сложном взаимодействии. Мною неоднократно предлагались, обоснованные с точки зрения целесообразности, научного анализа и особенностей пути развития региона. Основные идеи изложены в публикациях. Мы с коллегами обращались и к Вице-премьеру РФ, Полпреду Президента в СКФО с предложениями. Но ответа так и не получили. Значит, регион так и не будет развиваться в правильном направлении, а это создает тревожную ситуацию в геополитически важном регионе и подвергает национальную безопасность новым угрозам и вызовам.



Viperson

Док. 645558
Опублик.: 27.12.11
Число обращений: 0

  • Липина Светлана Артуровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``