В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Кризис управления связан с непониманием правящей элитой главного предмета управления - среднего класса и его наиболее активной части - креативных социальных слоев... Назад
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Кризис управления связан с непониманием правящей элитой главного предмета управления - среднего класса и его наиболее активной части - креативных социальных слоев...
Кризис управления и креативный класс

На мой взгляд, модель сегодняшнего
Трудового кодекса морально устарела.
Она написана для экономики, где труд
был примерно однородным. На самом
деле он был уже неоднородным в 50-60-е г. XX в.,
но все-таки более однородным, чем сейчас.
Это была индустриальная эра, идеальной трудовой
моделью которой были либо завод с конвейером,
либо бюрократическая контора. Сегодня ни то
ни другое уже не является доминирующей моделью
предприятия, в какой бы сфере оно ни работало[1].

В. Федоров
    

Либо обещать больше ничего не надо,
либо надо что-то выполнять.

М. Жванецкий, май, 2011 г.


У каждой ошибки есть фамилия и имя

И. Сталин



Кризис управления, проявившейся отчетливо в кризисные 2010-2011 годы[2], на мой взгляд, связан прежде всего с непониманием правящей элитой главного предмета управления - среднего класса и его наиболее активной части - креативных социальных слоев. Предметом управления элиты меду тем остаются "финансовые потоки". Людьми управляют политически, с помощью идеологии. Именно такого управления нет. Идеологию заменил бессодержательный пиар, которому в 2011 году перестало верить большинство общества. Что, безусловно, настораживает. Даже напрягает, ведь "арабская весна" и протестные выступления в Европе показывают, что образованной молодежью и креативным классом управлять с помощью финансов невозможно. Берлинский фонд "Наука и политика" проанализировал складывающуюся после арабских революций ситуацию и сделал некоторые выводы о дальнейшем развитии событий и их влиянии на Европу.

В анализе обращают на себя внимание два момента. Прежде всего это движущая сила революционных преобразований - молодежь, которая составляет в некоторых арабских странах примерно 60% населения. Причем в своей массе это более или менее образованные молодые люди, имеющие доступ к социальным сетям, пользующиеся Интернетом и телевидением, посещающие кинотеатры. Одним словом, лица, хорошо информированные о состоянии дел в мире. Именно среди них, согласно исследованию, особенно высок уровень безработицы. Так, в Египте среди 20-24-летних она составляет почти 50%. Понятно, что они хотели бы жить не хуже своих сверстников в других странах, о которых они читают в газетах и которых видят в кино. Таких условий у себя на родине они получить не могли. Но и за границей, в Европе, куда бежали многие из них, они оказались "в подвешенном состоянии"[3].

Странным образом политическая элита в России, которой является правящая элита, не понимает политической стороны этого вопроса. "Бухгалтерско-монетаристский" подход, похоже, окончательно вышиб у него мозги.

Очень важно также понимать, что сохранение нынешней политики по отношению к креативному классу ведет к кризису управления, который неизбежно явится следствием общего кризиса в стране. Политический кризис, как считает ряд экспертов, станет следствием не действий оппозиции или стихии в регионах (как принято считать сейчас), а следствием управленческого кризиса. Подобный кризис, как показывает вся история СССР и России, - самый опасный, даже катастрофичный. Кризис управления неизбежен, если президент не будет опираться на средний класс, который может дестабилизировать ситуацию. Не случайно лидеры оппозиции - те же Г.Каспаров и М.Ходорковский - полагают, что достаточно 2-3% недовольных граждан, занимающих активную антиправительственную позицию (которые, конечно же, относятся к среднему классу и креативным слоям общества), чтобы поставить вопрос о политической власти. Другими словам перспектива "арабской весны" в конце 2011 года - начале 2012 года выглядит вполне реальной.

В этой связи целесообразно обратиться к теме положения среднего класса в условиях кризиса в России, что может иметь крайне негативные социальные и политические последствия для всей страны. Примечательно, что средний класс с самого начала кризиса стали ассоциировать с "офисным планктоном"[4], что уже свидетельствовало о пренебрежении к этой социальной группе граждан. А между тем именно в условиях кризиса предстояло обратить специальное, приоритетное внимание на сохранение и даже развитие среднего класса. По меньшей мере, по двум причинам.

Во-первых, Россия после кризиса должна наконец-то изменить структуру своей экономики и общества, сделать то, чего она не делала все последние десятилетия. И сделать это может только исключительно средний класс, в особенности те его социальные группы, которые я называю креативными. Если же средний класс "сожмется" (или еще хуже - самоликвидируется), то реструктурировать экономику будет просто некому. Не будет ни хороших педагогов, ни ученых, ни врачей, ни инженеров, ни дизайнеров, ни менеджеров. Останутся лишь те, кто вновь будет пристроен к сырьевой экономике, либо к сфере управления. Воссоздать научные школы, образовательные и творческие коллективы можно будет лишь через десятилетия. Россия окончательно отстанет от передовых стран мира.

Во-вторых, средний класс - основа внутриполитической и социальной стабильности. А это действительно главное достижение последнего десятилетия. Но вместе с тем я придерживаюсь той точки зрения, что средний класс может стать и наиболее динамичной протестной силой в условиях кризиса. Снижение уровня жизни, социальная несправедливость - от коррупции до беспредела на дорогах - неэффективные, а иногда и безответственные действия власти - это те причины, которые неизбежно приведут к бунту среднего класса. В условиях кризиса это будет равнозначно катастрофе. Этому есть несколько объяснений.

Прежде всего сильнейшая импортная зависимость выражается в том, что более 80% потребляемых средним классом товаров имеют импортное происхождение или компоненты. Импорт растет все более быстрыми темпами. В 2011 году уже на 40%. Падение курса рубля ведет к тому, что рост цен на импортные товары значительно превысит среднюю инфляцию по стране. На декабрь-январь 2012 года это может составить не менее 30%. Это, естественно, ведет к росту недовольства, особенно когда сравниваются уровни докризисных и кризисных цен в России и за рубежом.

Другая причина: остановка роста заработной платы и сокращение других доходов среднего класса на фоне быстрой инфляции и обесценения рубля ведет к тому, что впервые за последние 10 лет уровень жизни представителей среднего класса резко снижается. Учитывая, что средний класс - это наиболее активная часть общества, а также то, что он наиболее оперативно реагирует на ухудшение ситуации, можно предположить, что угроза внутриполитической стабильности будет исходить именно от этого источника.

Кроме того, стремительно обесцениваются и сбережения среднего класса в рублях. При этом нередко вспоминаются неоднократные рекомендации власти "хранить деньги на рублевых счетах". Сегодня эти потери превысили 30%, но еще больше беспокоит тех, у кого сохранились сбережения, что с ними будет в будущем.

Третья причина: сокращение рабочих мест, ликвидация предприятий ведет к массовому увольнению среди среднего класса, который окрестили "офисным планктоном", рекомендовав "сменить компьютер на лопату". Антикризисные меры, предпринимаемые властью, в наименьшей мере относятся к среднему классу, а в ряде случаев (когда дается совет переквалифицироваться в дорожные рабочие и т.д.) носят откровенно оскорбительный характер. Так, опрос общественного мнения показал, что в январе 2009 года главными проблемами стали безработица и рост цен. Это беспокоит более 65% населения. В 2011 году - уже социальная справедливость и опять же рост цен.

Наконец, антикризисные усилия власти в общественном сознании сосредоточены либо на оказании помощи банкам и крупным корпорациям, либо низшим слоям населения. Средний класс вообще "выпал" из фокуса внимания. Элита по-прежнему "не видит" среднего класса. Примечательно, что даже Б. Обама в своей инаугурационной речи акцентировал внимание на социальных, а не финансовых аспектах кризиса.

В условиях кризиса тема социальной справедливости неизбежно выходит на первый план. То, с чем можно было мириться в условиях относительного благополучия, становится абсолютно недопустимым при кризисе. Другими словами, общество ожидает от власти смены антикризисной стратегии. Так, один из читателей "НГ" весьма характерно описал эти ожидания: "Исходя из того, что нормальная власть ДОЛЖНА (другое дело, что НЕ ДЕЛАЕТ) думать об интересах большинства (отнюдь не процветающего) населения, я пришел к выводам, что для этого достаточно было бы следующее:

1. Уйти от плоской шкалы налогообложения как антинародной, ввести прогрессивную с очень большими налогами на сверхдоходы, хотя бы как в Норвегии...

2. Ввести разумный (немаленький) налог на супернедвижимость (коттеджи и дворцы, скажем, от 10 млн евро) и предметы роскоши (яхты, самолеты и т. п.). В Саудовской Аравии такие налоги достигают 100%. Все это - колоссальный резерв бюджета, который власть по понятным причинам трогать не хочет...

3. Ввести налоговые каникулы для всех мелких производителей (не торговцев!) - вообще освободить их от налогов, кроме подоходного... Эта мера заменит все годы болтовни о "поддержке" и "кошмарении" малого бизнеса и даст ему импульс... Естественно, при этом необходима уведомительная система регистрации МП...

4. Ввести ограничения на число перепродаж продукта и предел накрутки его цены в сфере сбыта по сравнению с исходной ценой производителя (насколько знаю, такая практика имеет место в цветоводстве Голландии, например)".

Выводы:

1. Антикризисную стратегию власти, которая носит финансово-экономический характер, необходимо менять на социально-политическую стратегию, ориентированную прежде всего на сохранение и даже развитие среднего класса в условиях кризиса. Целью антикризисной стратегии должно стать сохранение, даже развитие среднего класса, а антикризисные мероприятия в финансово-экономической области должны рассматриваться прежде всего под этим углом зрения, как подчиненные для решения этой задачи. Не пресловутая макроэкономическая стабильность, а развитие среднего класса и его креативных групп должны стать целью антикризисной стратегии власти.

2. Необходима консолидация общества и различных политических сил. Такая консолидация возможна под эгидой президента страны и всего общества, а не только правящей партии. И главным катализатором этого процесса может и должен стать средний класс. Естественно, если он поймет, что элита видит его потребности и считается с ним, признает его партнером, а не "офисной пылью". В условиях неопределенности и выборов 2011-2012 годов эта задача серьезно осложняется. Но если консолидация элиты и общества будет проходить ради крупной общенациональной цели, а не победы на выборах, то это возможно.

Антикризисные меры следует "поднять" с правительственного на президентский и общенациональный уровень - т.е. перейти от тактики решения вопросов на уровне вице-премьеров в режиме ручного управления на уровень всего общества. Повторю, что для этого необходима общенациональная цель. Например, превращение в мирового научно-технического лидера, способного конкурировать с США. Напомню, что до 1989 года в мире только СССР и США могли развивать все направления научно-технического прогресса. С 1985 по 1990 годы я постоянно сравнивал (как это делали и американцы) возможности СССР и США по 21-24 направлениям НТП. Сегодня сравнивать нечего. И не по вине США, а по вине правящей российской элиты, которая добровольно уничтожает российскую науку. Это видно даже из официальной статистики

Персонал, занятый исследованиями и разработками,
по категориям персонала и уровню образования[5]
(человек)




В США, наоборот, увеличивают усилия в этом направлении. Вот как это воспринимает один из представителей креативного класса в России Л. Радзиховский: "Другая роль США - Мировая Училка. Учит не только демократии, но и компьютеризации, хайтеку и т.д. 33% мировых расходов на науку - США. Свыше 30% мирового производства высокотехнологичной продукции - США. У США не просто большая экономика. Куда важнее, что их экономика доминирует в важнейших отраслях. Почти все прорывные направления - от Интернета до биотехнологий - сделаны в США. Свыше 50% элитных ученых мира собраны в США.

Да, "высасывают мозги всего мира". Но и возможности, КПД ученых в Америке, как правило, выше, чем на родине. Поэтому ученые туда рвутся. Собрав "критическую массу мозгов", США все-таки запускают цепные реакции открытий, а результатами пользуемся (пусть и не бесплатно) мы все, Человечество"[6].

Эта идея способна консолидировать различные социальные группы креативного класса. Именно общество, прежде всего его креативные слои, способно консолидировать как усилия всех ветвей власти, так и различных политических сил. Ни руководство правительства, ни Федеральное Собрание эту функцию (и ответственность) с него снять не смогут. Прямой диалог президента, премьера с обществом, а не с чиновниками в условиях кризиса, как показывает мировой опыт и история - самое сильное средство управления, ибо неизбежно несет в себе ясные идеологические и политические сигналы. И не только в период его "острой" фазы, но и в период "стагфляции" 2011-2012 годов.

3. Нужен постоянно действующий механизм диалога президента, правительства, представителей бизнеса и общества. Президент должен встречаться в ежедневном режиме с представителями различных социальных групп, демонстрируя, что он в курсе происходящих и реальных событий и оперативно реагирует на них. Необходимо убрать из эфиров парадно-паркетные встречи руководителей, демонстрирующие декларативные возможности национальных лидеров. Напомню, что И. Сталин, ставший столь популярным сегодня, минимально использовал такие форматы, но его обращение "Братья и сестры...>> стало ключевым для определения характера Отечественной войны.

Сегодня, по оценке многих экспертов, такой диалог недостаточен. Более того, некоторые считают, что, "судя по тому, как пока развиваются события, давление государства на общество будет усиливаться. Власть не готова к диалогу ни с обществом в целом, ни с какой-либо из его составляющих - будь то бизнес, бюджетники, профсоюзы и т.д. За последние годы она привыкла только диктовать и любой другой тип отношений с гражданами ее не устраивает. Наверное, он кажется ей унизительным".

4. Необходимо сближение власти вообще и президента в частности с представителями разных социальных групп, но прежде всего среднего класса, демонстрация того, что тяготы кризиса и послекризисного периода президент делит наравне с народом. Это свойственно российской традиции, но это и практически необходимо. Нельзя допустить разрыва в восприятии общественностью положения власти и общества. (Нынешние акции - катания на лыжах, охота, паркетно-протокольные мероприятия, характерные для периода благополучия, должны быть отменены).

5. Недопустимо, чтобы чиновничья элита и бизнес демонстрировали свое благополучие. Более того, президент может и должен осудить как минимум морально, политически любые проявления расточительства. Хорошо бы, чтобы это имело конкретный характер. Инициатива Б. Обамы по замораживанию заработной платы чиновников - удачный пример.

6. В условиях кризиса необходимо больше работать. В некоторых странах в этих условиях даже отменялись праздники и выходные. В России пока такой практики нет. Наоборот, длительные каникулы в условиях кризиса стали нормой. Представляется, что президент РФ мог бы прокомментировать эту ситуацию.

7. Важно сознательное внедрение самоограничения, даже аскезы представителями власти. Отказ от лишних покупок, приобретения второстепенных (даже необходимых вещей) должен пропагандироваться элитой и прежде всего властью. Президент, а вслед за ним и элиты должны принять ряд популистских мер, которые бы демонстрировали готовность к сокращению государственных расходов. Было бы неплохо объявить о режиме государственной экономии (а не только о снижении расходов на 15%) и личного потребления.

8. Наконец, главное. Российская элита показала свою несостоятельность как антикризисного менеджера. И не только профессиональную, но и политическую, и что хуже - нравственную. Такая элита - и это стало, может быть, главным лейтмотивом общественных дискуссий в период кризиса 2008-2011 годов - не способна и не достойна управлять страной. Признание этого факта стало общепризнанным. При этом авторитет Д. Медведева и В. Путина становится заложником сложившейся ситуации. Можно сказать, что высокие рейтинги общественной поддержки (которые отнюдь не снизились во время кризиса) пока что выступают гарантом безопасности для полностью дискредитированной финансово-бюрократической элиты страны. Но это - пока что... В этой связи следует еще раз подчеркнуть, что объективно роль креативного класса в XXI веке стремительно возрастает, прежде всего, как катализатора развития элит, средства от консервативных шагов, условия опережающего экономического и социального развития в мире. Но не в России, элита которой не только изолировала себя от общества, но и всячески игнорирует его креативные слои.


______________

[1] Федоров В. Трудное дело // Российская газета. 2011. 4 апреля. С. 8.

[2] Не смотря на рост ВВП в 2011 году говорить о выходе России из кризиса еще рано: основные кризисные черты охраняются.

[3] Никифоров О. Заложники "революций" // Независимая газета. 2011. 4 августа. С. 3.

[4] "Офисный планктон" - публицистическое клише, неологизм, используемый для обозначения широкой категории офисных служащих. Обычно "офисный планктон" определяют как массу мелких служащих офисных работников низшего звена, которые не имеют подчиненных и никем не руководят (см. www.gramota.ru/spravka).

[5] Наука России в цифрах: 2010. Стаб. сб. М.: ЦИСН, 2010. С. 50.

[6] Радзиховский Л. Бизнес прогрессоров // Российская газета. 2011. 26июля.


Алексей Подберезкин - профессор МГИМО

27.12.2011

www.allrus.info

 



Док. 645544
Перв. публик.: 27.12.11
Последн. ред.: 28.12.11
Число обращений: 0

  • Подберезкин Алексей Иванович
  • Радзиховский Леонид Александрович
  • Федоров Валерий Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``