В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
И тогда Билл Гейтс подхватит и наши мелодии Назад
И тогда Билл Гейтс подхватит и наши мелодии
Генеральный директор Российского агентства по системам управления Владимир Симонов:

- У российской электроники есть будущее!

Российскую электронику - и как науку, и как производство - многие готовы списать со счетов, комментируя фразой из анекдота "отстали навсегда". Однако, к счастью, это совсем не так. У нас есть чем гордиться в электронике: революционные разработки, успешно развивающиеся направления, инвестиционно привлекательные проекты. Обо всем этом мы беседуем с Владимиром Валентиновичем СИМОНОВЫМ - генеральным директором Российского агентства по системам управления (РАСУ). С ученым, который в силу обстоятельств занимается организацией науки и наукоемкого производства.

- Владимир Валентинович, согласитесь, для многих было неожиданным присуждение Нобелевской премии российскому ученому Жоресу Алферову, который при этом работает не в "Силиконовой долине". Россию как-то не принято считать передовой в области электроники...

- И напрасно. У нас есть чем гордиться, хотя для многих это вроде бы неожиданный факт. Давайте смотреть исторически. Первые институты по локации и связи были созданы перед Великой Отечественной войной. Отрасль развивалась достаточно бурно, правда была преимущественно ориентирована на военную технику. В начале 60-х годов стало очевидно, что развитие промышленности сдерживается отсутствием разработок по электронике, или, как сейчас принято говорить, электронной элементной базы. И тогда из Госкомрадиоэлектроники выделили Госкомитет по электронной технике. Сначала занимались изучением и воспроизводством зарубежных интегральных схем, потому что своих просто не было. Однако наши специалисты практически с нуля довольно быстро освоили эти сложные процессы и начали собственные разработки. Тем более что вплоть до девяностых годов на радиоэлектронные и электронные системы и компоненты действовало эмбарго. То есть мы были просто вынуждены создавать все свое. Разумеется, работали главным образом на оборонку, но параллельно появлялись новые идеи, которые тогда для гражданского использования не были востребованы. Такая концентрация сил и средств создала нашей военной технике настолько большой потенциал, что даже после десяти лет практического нефинансирования отрасли наше вооружение все равно удерживает ведущие позиции. И оказалось, что параллельно с военными разработками в электронике у нас были сделаны совершенно уникальные вещи, которые востребованы на рынке и сегодня, и даже завтра не устареют. По ряду направлений мы до сих пор имеем совершенно уникальные научные разработки. В области электроники к таким разработкам можно отнести и открытия Жореса Алферова. Вдруг все заговорили о том, о чем мы много лет знали: о гетероструктурах, оптоэлектронике, полупроводниковых лазерах... Это много лет разрабатывалось в России, но теперь получило наконец адекватное признание во всем мире.

- Правильно ли будет понимать, что наша радиоэлектроника в принципе достаточно передовая и, следовательно, она привлекательна для инвестиций?

- Обо всей отрасли этого сказать нельзя. Но у нас есть приоритетные направления, где мы обладаем определенными заделами, определенными передовыми технологиями, которые, безусловно, при грамотной организации дела могут быть инвестиционно привлекательны. И мы обязательно будем работать по этим направлениям, находить инвесторов, создавать необходимые условия развития, которые позволят нам в конце концов стать бюджетообразующей отраслью.

- В последние годы что-то редко говорят о доходах, куда чаще говорят о необходимых дотациях, о том, что государство должно... ну и так далее.

- Государство, может быть, и радо помочь, но где сегодня взять средства? К великому сожалению, оно вынуждено обходиться минимальным финансированием. Это не идет, увы, ни в какое сравнение ни с одной из более-менее передовых и даже средних стран, которые развивают собственную электронику. Но... это только заставляет нас искать выход. Он очевиден: сосредотачивать усилия на прорывных направлениях. И сейчас Министерство промышленности, науки и технологий вместе с агентствами принимает все меры по концентрации ресурсов на этих, как я уже сказал, "прорывных" направлениях. Прекратилось дотирование всяческих неперспективных предприятий и производств, распыление средств "на поддержание" чего-либо. Мы оптимисты, но понимаем, что даже растопырив все пальцы двух рук, все не охватим. Поэтому пытаемся бить только по приоритетам. Происходит сосредоточение усилий и финансовых ресурсов на целевых федеральных и межведомственных программах. Прекращается дублирование по всем направлениям, изживается параллелизм - в науке, технике, производстве. Именно для этого создаются интегрированные структуры, определяются базовые научные центры. Именно поэтому идет масштабная инвентаризация всего того, что мы сейчас в состоянии создавать. Не могу сказать, что это будет бескровный процесс. Но через это придется пройти. Эти процессы надо провести обязательно.

- Извините, "а судьи кто"? Кто определяет степень "прорывности" того или иного направления?

- Специалисты, разумеется. Действительно, у нас сделано очень много разработок, заделов, но мы не имеем права ошибиться в выборе приоритетов. Поэтому у нас очень серьезно работают специальные научные секции, научно-технические советы, межотраслевые советы. В них работают академики, ведущие специалисты-практики и вообще немало умных людей. Они и определяют, какие направления следует сегодня считать ключевыми.

- Можно узнать, какие именно?

- Было бы неправильно ждать от меня полного списка, но некоторые разработки, направления я назову. Например, хорошо известно, что уже не одно десятилетие у нас есть совершенно замечательные разработки в области акустоэлектроники, магнитоэлектроники, в последнее время активно продвигается наноэлектроника, микроэлектромеханика, нейрокомпьютеры... И речь не только о теоретических открытиях. За всеми разработками стоит реальный потенциал, так сказать, большого экспорта. Разумеется, мы будем всячески поддерживать и развивать эти "прорывы". Так, например, недавно наше агентство подписало с Российской академией наук протокол о создании совместного центра по развитию наноэлектроники. Уже с января в этом центре должна начаться активная работа.

- Если я вас правильно понимаю, то это уже скорее из области фундаментальных исследований?

- Куда же нам без них? Мы вместе с Академией наук и Минпромнауки дальше будем развивать приоритетные фундаментальные исследования в разных областях. Так, в следующем году собираемся запустить в Зеленограде синхротрон, который уже много лет никак не могли достроить. Совместно с Минпромнауки мы уже начинаем планировать круг исследований, которые будем предлагать и зарубежным, и российским ученым в создаваемых при Государственном научном центре и НИИ физпроблем международных исследовательских лабораториях. Конечно, на создание своего центра нам замахиваться не по карману, но ряд направлений, я уверен, обязательно заинтересует иностранных ученых. У нас очень перспективные разработки в области нитрида галлия, фосфида галлия, сложных тройных соединений...

Еще одно направление - СВЧ-техника. Оно всегда было приоритетом России, таким оно и осталось. И мы развиваемся... От вакуумной СВЧ-электроники (как и во всем мире) мы параллельно перешли к твердотельной СВЧ-электронике. В общем, у нас здесь тоже большие заделы.

- Владимир Валентинович, можно ли назвать направления, в которых, если можно так выразиться, у нас есть конкретные технические новшества?

- Возьмем, для примера, технику связи. В мире существует несколько стандартов мобильной связи. В России принят стандарт GSM, под который создана колоссальная инфраструктура, особенного развития достигшая в последние два года. Разумеется, сегодня вопрос о смене стандарта просто не стоит. Однако у нас есть разработанный российскими специалистами задел техники в стандарте CDMA, который предоставляет большие возможности. И в принципе он может быть инвестиционно очень привлекателен для развивающегося рынка мобильной связи в мире, в тех странах, которые работают в этом стандарте. Скажу больше: мы совершенно обоснованно на это рассчитываем. И пусть сначала эти разработки применят за рубежом. В перспективе (2010-2015 гг.), когда сотовые технологии выйдут на новый уровень разработки, мы будем готовы, естественно, совместно с зарубежными партнерами, выполнить все заказы и задания российских операторов связи и Министерства связи. То же касается и аспектов помехозащищенности систем радиосвязи - отечественные разработки на уровне. Если касаться радиоэлектроники, то наше несомненное достижение - это прежде всего антенные фазированные решетки для бортовых радарных комплексов, отечественные радиолокационные системы для организации воздушного движения. Кроме того, мы, безусловно, находимся в авангарде мирового перехода на цифровое ТВ, обладая уникальными отечественными разработками. В настоящее время мы внедряем цифровое ТВ в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. И уверены, что - с помощью коммерчески ориентированных фирм в этой области очень скоро случится настоящий бум.

- Иными словами, привлечение инвестиций в цифровое ТВ - вопрос если не сегодняшнего, то уже завтрашнего дня?

- Можно и так сказать, хотя скорее все-таки - сегодняшнего. Еще одна очень важная "сегодняшняя" инвестиционная и, кстати, экспортопригодная отрасль - разработка программного обеспечения, так называемого софта, который имеет в мире достаточно высокий и постоянно расширяющийся спрос. Я не имею в виду оффшорное программирование, которое, например, сильно развито в Индии, поощряется в Китае и одно время пропагандировалось у нас в стране. Хотя мы его не приветствуем, потому что это похоже на пылесос, отсасывающий через Интернет наши научные разработки на Запад. Я говорю о серьезных софт-разработках, которые мы можем и будем развивать. Не случайно сейчас на Западе большой спрос на наших специалистов-компьютерщиков из Петербурга, Москвы, Зеленограда, Нижнего... Западные фирмы создают для них настоящие дизайн-центры. С этого года мы очнулись и приступаем к созданию таких же дизайн-центров с аналогичной оплатой. Но чтобы они работали на Россию, на ее бюджет. Подбираем туда специалистов по разработке новых интегральных схем, новых так называемых систем в кристалле, сложных нейропроцессоров и т.д.

- Кстати, о кадрах. Об их подготовке...

- Наиважнейшее направление. Я часто говорю, что при недостаточности ресурсов надо прежде всего вкладывать деньги, извините, в мозги... Государство образование инвестировало, инвестирует и будет делать это всегда. Насколько это будет возможно. Тем более что наше высшее образование находится на все еще серьезном уровне. Такие ключевые вузы, как МГУ, МФТИ, МИЭМ, МИФИ, МИЭТ, МВТУ, и ряд других готовят специалистов, которые в состоянии стать лицом нации и полностью восстановить научное имя России в мире.

- То есть и своих биллов гейтсов способна земля российская рождать?

- Так она их и рожает. Вовсю. Только либо мы их мало знаем, либо они работают... не на нашу страну. Например, есть очень авторитетная в компьютерном мире компания "Элвис-плюс", которая, кстати, является партнером Билла Гейтса. Компания не совсем наша, но люди там наши, и выросла она на интеллектуальных разработках зеленоградских предприятий.

- Скажите, Владимир Валентинович, а ведь успехи на прорывных направлениях должны, по идее (или, по крайней мере, могут), потянуть вверх и всю отрасль?

- Теоретически - да, но на практике это очень сложно осуществить. Я сам и мои коллеги уже лет пятнадцать бьемся за то, чтобы люди, определяющие развитие страны, люди, с которыми мы работаем, разделяли нашу озабоченность, понимали важность развития в стране электроники. Не могу пока сказать, что получается у меня это успешно. А ведь на российских просторах огромное количество талантов!

- И последний вопрос. Владимир Валентинович, в прессе можно встретить разную, зачастую противоречивую информацию о вас лично. Можно попросить вас рассказать немного о себе?

- Если интересно, пожалуйста. Секрета из своей жизни я не делаю. Сам я из семьи ученых. Мои родители окончили физфак МГУ в 1942 году, во время войны, между прочим в одной группе с Андреем Дмитриевичем Сахаровым. Это был просто гениальный военный выпуск. Отец потом много лет работал с Курчатовым, Арцимовичем, Векшинским, участвовал в проектах по термоядерной энергетике - создавали ядерное оружие. В общем, я научный работник, которого судьба кинула на управленческий участок в науке. Надо было кому-то брать на себя вопросы организации в том числе и науки. Хотя я и не думал никогда о таком специфическом поприще. Окончил Московский институт электронного машиностроения. Учился и параллельно работал лаборантом в НИИ вакуумной техники. Потом два года служил лейтенантом отдельного батальона связи в Бакинском округе ПВО. Вернулся в науку - в родной НИИ, где проработал потом вплоть до 91-го года. ...Последовательно рос от инженера до главного конструктора Министерства электронной промышленности по специальному технологическому оборудованию микроэлектроники. Защитил кандидатскую диссертацию. Возглавил после смерти отца крупнейший научный коллектив, разрабатывавший от электронных систем крылатых ракет до линий гибкого автоматизированного производства интегральных схем. В 1994 году была выпущена президентская программа "Развитие электротехники России". Создали Федеральный фонд развития электроники, который был призван сначала не допустить окончательного развала отрасли, а затем и найти новые формы ее управления и финансирования. Именно там родилась одна из первых интегрированных структур "Российская электроника", межгосударственная финансово-промышленная группа "Элстех", которая в числе прочего успешно развивает программу "Союзный телевизор". В рамках этой программы мы смогли восстановить (причем на рыночных условиях жесткой конкурентной борьбы) выпуск российских телевизоров, в том числе - кинескопное производство. Сохранились и развиваются курируемые фондом электронные производства. Скучная, в общем-то, биография. Только наука или рядом с ней. Даже когда за границей работал занимался тем же - организацией науки. Жена у меня всю жизнь работает в "Аэрофлоте". Сын обычный экономист. Дочь школьница. Может, хоть она сможет заниматься наукой, наукой просто, без оговорок, о чем мечтал отец.

("Парламентская газета", 12.01.2002)

Док. 645395
Перв. публик.: 12.01.02
Последн. ред.: 21.12.11
Число обращений: 0

  • Алферов Жорес Иванович
  • Симонов Владимир Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``