В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Д.Рыболовлев: `Бизнес и страх - несовместимые вещи` Назад
Д.Рыболовлев: `Бизнес и страх - несовместимые вещи`
Дмитрий Рыболовлев - яркий пример молодого и удачливого бизнесмена, поднявшегося на волне приватизации. В 1991 году в возрасте 26 лет он работал врачом-интерном в одной из больниц Перми, а уже через несколько лет оказался в числе самых состоятельных граждан России.

Сейчас Дмитрий Рыболовлев является владельцем кипрской компании Madura Holdings, которой принадлежат 80% акций предприятия "Уралкалий", являющегося крупнейшим российским производителем калийных удобрений.

Карьера

1999-н.вр.: "Уралкалий", председатель совета директоров; председатель совета директоров Белорусской калийной компании;

1999-2000: банк "Уральский финансовый дом", председатель наблюдательного совета;

1994-1999: банк "Кредит ФД", и. о. председателя правления, председатель совета директоров;

1992-1994: инвестиционная компания "Финансовый дом", президент;

1992: "Инкомброк", директор инвестиционно-брокерской компании;

1990-1992: 2-я Городская клиническая больница (Пермь), врач-интерн; малое предприятие "Магнетикс", директор.

Прикамье исстари славилось своими солеварнями. Отсюда и пошло прозвище коренных жителей - "пермяк - солены уши". Связано это было с тем, что рабочим приходилось таскать на своем горбу мешки с этой самой специей. Соль сыпалась на уши и за шиворот, тело покрывалось гниющими язвами, а бизнес потихоньку процветал, принося прибыль господам капиталистам. Процветает этот бизнес до сих пор, хотя акцент давно уже сместился в сторону производства калия. Но, как и в старину, близкое соприкосновение с этим химическим веществом чревато болезненными неприятностями.

Президент пермского коммерческого банка "Кредит ФД" Дмитрий Рыболовлев отродясь мешки с солью не таскал, однако к калийным выработкам имеет самое непосредственное отношение: он их финансирует, нося с чьей-то легкой руки титул "калийный король". Целиком система Рыболовлева со всеми входящими в нее предприятиями называется ФД (аббревиатура не расшифровывается). Но именно калийная отрасль - фундамент его империи и один из самых лакомых кусочков всей российской промышленности, откусить от которого хотели бы многие.

Сам он очень не любит, когда его называют королем.

- Короли и хозяева - это совсем из другой лексики, - говорит Дмитрий Рыболовлев. А еще у него репутация самого закрытого человека Перми. Перед фотокамерами он появлялся лишь пару раз, а телевизионщики никак не успевали взять его в кадр даже на официальных мероприятиях, где он к тому же весьма редкий гость. Да еще и служба безопасности пермского олигарха качественно препятствует съемкам охраняемого объекта. Говорят, единственное место, где он более-менее открыт, - западные горные курорты, где любит отдыхать поклонник лыж Дмитрий Рыболовлев.

Внешне 32-летний Рыболовлев меньше всего напоминает российского богача. Пожалуй, этому высокому, худому и чуть сутуловатому человеку, не отягощенному характерными признаками "нового русского", больше подошла бы роль молодого ученого. Тем не менее жена и дочь Рыболовлева живут в Швейцарии, по официальной версии, в арендованном доме. Сам глава семейства обитает в обычной девятиэтажке, правда, в квартире, занимающей весь этаж. Плюс кортеж из дорогих "рейнджроверов", стремительно перемещающийся по городу, мощная охрана и специальный сотрудник службы безопасности, который прикрывает шефа раскладным бронированным дипломатом, так что высокого Рыболовлева трудно увидеть из-за мощных спин телохранителей.

Последнее Дмитрий Рыболовлев объясняет просто: "Когда в одном уголовном деле я прочитал, где, кто и из какого гранатомета будет меня убивать на трассе Пермь - Березники, я понял, что к собственной безопасности нельзя относиться легкомысленно".

С момента выхода на мировой калийный рынок Рыболовлев - бессменный участник великого противостояния. Его соперник, как принято считать в Перми, - Григорий (Гарри) Лучанский, руководитель австрийской компании "Нордекс", известный неоднократными попытками перетянуть на себя одеяло в затянувшейся борьбе за русский калий.

"Уралкалий" и "Сильвинит" (в "Уралкалии" у Рыболовлева контрольный пакет, а в "Сильвините" позиции Рыболовлева и Лучанского приблизительно равны) занимаются производством удобрений. Контролирует же реализацию продукции Международная калийная компания (МКК), которую вышеуказанные комбинаты и основали. Часть персонала МКК близка к Лучанскому. Компания "Нордекс" имеет свою долю и в австрийской фирме "Белурс", которая благодаря МКК стала крупнейшим трейдером калийных удобрений в мире. Наконец, Гарри Лучанский отчасти контролирует и единственный морской транспортный путь калия на просторах бывшего СССР - Вентспилсский калийный терминал. Таким образом, пермяки от распределения финансовых потоков и транспортировки удобрений практически отрезаны.

Для полного влияния на МКК Рыболовлеву нужен контрольный пакет "Сильвинита" или большинство в совете директоров. Пока этого нет, и "Сильвинит" остается самым слабым звеном в империи Рыболовлева. Тем более что в последнее время Рыболовлеву было не до "Сильвинита": в 1996 году его арестовали, предъявив обвинение в том, что он заказал убийство генерального директора АО "Нефтехимик" Евгения Пантелеймонова.

Для Перми это был, пожалуй, самый громкий процесс последнего десятилетия. По одной из версий прокуратуры, после того как гендиректор "Нефтехимика" решил разорвать контракт с "Маркет ФД", который был учрежден Рыболовлевым для реализации продукции химпредприятий, Рыболовлев посчитал, что понесет большие убытки, и заказал убийство Пантелеймонова. Как выяснилось позже, финансиста оговорил его же партнер - последнего и признали заказчиком убийства.

Кстати, по слухам, некие люди прямо в СИЗО предлагали Дмитрию Рыболовлеву сдать акции калийных предприятий, чтобы уже на следующий день выйти на свободу. Рыболовлев отказался.

В конце 1998 года Рыболовлев был окончательно оправдан коллегией Верховного суда РФ. Он просидел в СИЗО одиннадцать месяцев и был отпущен еще до окончания разбирательства под беспрецедентный залог в 1 миллиард неденоминированных рублей.

Сегодня борьба за калий продолжается. Недавно сорвалась уже почти согласованная сделка между ОАО "Газпром" и банком "Кредит ФД" об обмене контрольного пакета акций АО "Метафракс" на 18% бумаг АО "Сильвинит", принадлежащих "Газпрому". Эта сделка позволила бы "Кредиту ФД", а следовательно, Рыболовлеву получить контрольный пакет акций "Сильвинита" и влиять на упомянутую МКК.

Никто в Пермской области не сомневается, кем была сорвана эта сделка: у Гарри Лучанского мощные связи на самом верху российской политики. К тому же на последнем собрании акционеров "Сильвинита" группа ФД потеряла два места в совете директоров, а председателем был избран бывший финансовый директор австрийского "Белурса", где, как уже было сказано, у Лучанского есть доля.

Говорят, что теперь для выхода в большую политику люди от ФД будут баллотироваться в Государственную думу.

Кроме того, Рыболовлев заручился полной поддержкой пермских властей. После выхода из тюрьмы он постарался наладить отношения с человеком, с которым познакомился еще в 1992 году на приватизации "Уралкалия", - с губернатором Прикамья Геннадием Игумновым.

http://ruforbes.narod.ru/5182.html

Док. 645354
Перв. публик.: 20.12.10
Последн. ред.: 20.12.11
Число обращений: 0

  • Рыболовлев Дмитрий Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``