В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Критерии, показатели и уровни акмеологического ресурса развития креативности у кадров управления Назад
Критерии, показатели и уровни акмеологического ресурса развития креативности у кадров управления
В соответствии с выделенными характеристиками креативной личности управленца и требованиями к его профессиональной деятельности можно выделить следующие критерии и показатели акмеологического ресурса развития креативности:

1.    Оценка результатов импровизации, её креативного продукта, выражается в следующих показателях: редкость, необычность новизна, полезность управленческих решений; продуктивность управленческой деятельности, выражающаяся в оптимальной организации деятельности с учётом минимизации энергозатрат.

2.    Критерий развитости психических свойств личности влияющих на креативно - личностное развитие, выражающийся в следующих показателях: повышенной чувствительности, избирательности и мобильности психических процессов; лёгкости в мобилизации энергии, хорошем воображении и фантазии, высокой восприимчивости и чувствительности к проблемам, гибкости ума, логической независимости реакции от стимула, высокой волевой регуляции действий направленных на самосовершенствование.

3.     Ценностная ориентация на нестандартное (креативное) решение профессиональных задач выражается в следующих показателях: признание ценности творческого развития; принятие ценностей саморазвития; установка на развитие в себе креативных способностей, на выход за рамки стандартизированного мышления; стремление к творческой самореализации в профессиональной и личностной сфере, а так же к творческой самореализации подчинённых; доминирующая роль познавательной мотивации; мотивационная направленность на творческую деятельность.

4.     Творческая активность в принятии управленческих решений, выражается в следующих показателях: творческая самостоятельность; уверенность в ситуациях связанных с риском; решительность; ответственность за принимаемые решения; смелость; развитая способность оценивать ситуацию, опираясь на свои знания, опыт и интуицию и соотношение с мнением других; творческая инициатива (стремление проявлять творческую активность за пределами той или иной внешне заданной ситуации); стремление к творчеству, независимо от внешних условий, влияющих на ход деятельности; стремление к оригинальности и новизне, т.е. к созданию качественно нового, в предметном или ментальном плане; творческая целеустремленность или устремленность к достижению цели творческой деятельности.

5.    Сформированность способности к саморегуляции, самоуправлению в ходе деятельности проявляется в показателях: понимание целей управленческой деятельности, степень самооценки творческого потенциала, сформированность собственной позиции, степень владения навыками рефлексии и коррекции.

6.     Развитость коммуникативно-творческих способностей выражается в показателях: степень освоения и адаптации новых продуктивных приёмов деятельности и творческого опыта других, умения обмениваться опытом творческой деятельности, умение вести диалог, рациональное сочетание индивидуальной и коллективной творческой деятельности, организация креативного общения в процессе профессиональной деятельности и обучения.

7.     Способность к саморазвитию профессиональной импровизации, и, соответственно, акмеологического ресурса развития креативности, выражается в следующих показателях: систематический анализ принимаемых решений на предмет их оригинальности; стремление к развитию в себе гибкости, открытости ума (не зацикливании на стандартных решениях), повышение уровня знаний механизмов принятия творческих решений и стремлении применять эти знания на практике, желание овладевать новыми технологиями решения творческих задач.

8.    Эффективность и оптимальность становления импровизации выражается в следующих показателях: развитые личностные и управленческие качества и способности, являющиеся условиями активизации творческого потенциала; самостоятельность в принятии решений профессиональной деятельности в целом; владение формами и методами управления групповой креативностью.

Указанные акмеологические критерии и показатели позволяют выделить следующие уровни выраженности акмеологического ресурса развития креативности: высокий, средний и низкий.

Низкий уровень характеризуется:
-    наличием большого количества барьеров сдерживающих творческое решение профессиональных задач;
-    нежеланием выйти за рамки стандартных (в рамках инструкций) решений;
-    нежеланием брать на себя ответственность и перекладывание ответственности на подчинённых или вышестоящее руководство;
-    низкая мотивация и низкое осознание целей креативно - личностного развития;
-    низкая развитость психических свойств, влияющих на креативность;
-    отсутствие планомерности развития творческих способностей.

Средний уровень характеризуется:
-    средним уровнем ответственности за принимаемые решения;
-    средним уровнем развитости психических процессов влияющих на креативность;
-    высокой мотивацией и низким осознанием целей развития креативности или наоборот, низкой мотивацией и высоким осознанием целей развития креативности;
-    выход за рамки стандартных инструкций только в крайних случаях, если создалась нестандартная ситуация;
-    уменьшением числа барьеров сдерживающих развитие креативности, как следствие становление импровизации;

Высокий уровень характеризуется:
-    высокой мотивацией и точным осознанием целей развития креативности;
-    отсутствием барьеров сдерживающих использование импровизации;
-    высоким уровнем развитости психических процессов влияющих на креативность;
-    высоким уровнем ответственности за принимаемые решения;
-    управленческими действиями адекватными сложившейся ситуации;
-    планомерность использования своего акмеологического ресурса развития креативности и четкая реализация составленного плана на этапе его реализации.

Таким образом, выделенные акмеологические критерии и показатели креативно-личностного развития позволяют перейти к рассмотрению критериев импровизации в целом.

РАГС Аспирант, кафедра АиППД Климов А. С.

Научный руководитель:
Академик РАО, Заслуженный деятель науки
Российской Федерации
Доктор психологических наук,
профессор Деркач А.А.

http://www.allrus.info/

Док. 645336
Опублик.: 20.12.11
Число обращений: 0

  • Деркач Анатолий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``