Критерии, показатели и уровни акмеологического ресурса развития креативности у кадров управленияНазад
Критерии, показатели и уровни акмеологического ресурса развития креативности у кадров управления
В соответствии с выделенными характеристиками креативной личности управленца и требованиями к его профессиональной деятельности можно выделить следующие критерии и показатели акмеологического ресурса развития креативности:
1. Оценка результатов импровизации, её креативного продукта, выражается в следующих показателях: редкость, необычность новизна, полезность управленческих решений; продуктивность управленческой деятельности, выражающаяся в оптимальной организации деятельности с учётом минимизации энергозатрат.
2. Критерий развитости психических свойств личности влияющих на креативно - личностное развитие, выражающийся в следующих показателях: повышенной чувствительности, избирательности и мобильности психических процессов; лёгкости в мобилизации энергии, хорошем воображении и фантазии, высокой восприимчивости и чувствительности к проблемам, гибкости ума, логической независимости реакции от стимула, высокой волевой регуляции действий направленных на самосовершенствование.
3. Ценностная ориентация на нестандартное (креативное) решение профессиональных задач выражается в следующих показателях: признание ценности творческого развития; принятие ценностей саморазвития; установка на развитие в себе креативных способностей, на выход за рамки стандартизированного мышления; стремление к творческой самореализации в профессиональной и личностной сфере, а так же к творческой самореализации подчинённых; доминирующая роль познавательной мотивации; мотивационная направленность на творческую деятельность.
4. Творческая активность в принятии управленческих решений, выражается в следующих показателях: творческая самостоятельность; уверенность в ситуациях связанных с риском; решительность; ответственность за принимаемые решения; смелость; развитая способность оценивать ситуацию, опираясь на свои знания, опыт и интуицию и соотношение с мнением других; творческая инициатива (стремление проявлять творческую активность за пределами той или иной внешне заданной ситуации); стремление к творчеству, независимо от внешних условий, влияющих на ход деятельности; стремление к оригинальности и новизне, т.е. к созданию качественно нового, в предметном или ментальном плане; творческая целеустремленность или устремленность к достижению цели творческой деятельности.
5. Сформированность способности к саморегуляции, самоуправлению в ходе деятельности проявляется в показателях: понимание целей управленческой деятельности, степень самооценки творческого потенциала, сформированность собственной позиции, степень владения навыками рефлексии и коррекции.
6. Развитость коммуникативно-творческих способностей выражается в показателях: степень освоения и адаптации новых продуктивных приёмов деятельности и творческого опыта других, умения обмениваться опытом творческой деятельности, умение вести диалог, рациональное сочетание индивидуальной и коллективной творческой деятельности, организация креативного общения в процессе профессиональной деятельности и обучения.
7. Способность к саморазвитию профессиональной импровизации, и, соответственно, акмеологического ресурса развития креативности, выражается в следующих показателях: систематический анализ принимаемых решений на предмет их оригинальности; стремление к развитию в себе гибкости, открытости ума (не зацикливании на стандартных решениях), повышение уровня знаний механизмов принятия творческих решений и стремлении применять эти знания на практике, желание овладевать новыми технологиями решения творческих задач.
8. Эффективность и оптимальность становления импровизации выражается в следующих показателях: развитые личностные и управленческие качества и способности, являющиеся условиями активизации творческого потенциала; самостоятельность в принятии решений профессиональной деятельности в целом; владение формами и методами управления групповой креативностью.
Указанные акмеологические критерии и показатели позволяют выделить следующие уровни выраженности акмеологического ресурса развития креативности: высокий, средний и низкий.
Низкий уровень характеризуется:
- наличием большого количества барьеров сдерживающих творческое решение профессиональных задач;
- нежеланием выйти за рамки стандартных (в рамках инструкций) решений;
- нежеланием брать на себя ответственность и перекладывание ответственности на подчинённых или вышестоящее руководство;
- низкая мотивация и низкое осознание целей креативно - личностного развития;
- низкая развитость психических свойств, влияющих на креативность;
- отсутствие планомерности развития творческих способностей.
Средний уровень характеризуется:
- средним уровнем ответственности за принимаемые решения;
- средним уровнем развитости психических процессов влияющих на креативность;
- высокой мотивацией и низким осознанием целей развития креативности или наоборот, низкой мотивацией и высоким осознанием целей развития креативности;
- выход за рамки стандартных инструкций только в крайних случаях, если создалась нестандартная ситуация;
- уменьшением числа барьеров сдерживающих развитие креативности, как следствие становление импровизации;
Высокий уровень характеризуется:
- высокой мотивацией и точным осознанием целей развития креативности;
- отсутствием барьеров сдерживающих использование импровизации;
- высоким уровнем развитости психических процессов влияющих на креативность;
- высоким уровнем ответственности за принимаемые решения;
- управленческими действиями адекватными сложившейся ситуации;
- планомерность использования своего акмеологического ресурса развития креативности и четкая реализация составленного плана на этапе его реализации.
Таким образом, выделенные акмеологические критерии и показатели креативно-личностного развития позволяют перейти к рассмотрению критериев импровизации в целом.
РАГС Аспирант, кафедра АиППД Климов А. С.
Научный руководитель:
Академик РАО, Заслуженный деятель науки
Российской Федерации
Доктор психологических наук,
профессор Деркач А.А.