Турция меняет Конституцию: итоги референдума Эрдогана
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Важнейшим условием для появления эффективной элиты является высокий уровень образования и переподготовка кадров...
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Важнейшим условием для появления эффективной элиты является высокий уровень образования и переподготовка кадров...
Образование как условие создания эффективной элиты

Мы должны в ближайшие годы обеспечить
Значительную трансформацию общества без
каких-либо потрясений[1].

И. Шувалов


Должны быть обеспечены как
Повышение и качества образования,
так и сопряженность образования
и модернизация экономики...[2].

Д. Медведев


Важнейшим условием для появления эффективной элиты является высокий уровень образования и переподготовка кадров. Перспективы ускоренной модернизации зависят не столько от инвестиций в оборудование и технику, а тем более строительство зданий, сколько от инвестиций в людей, способных осуществить модернизацию. Особенно в области государственного управления. Уже не раз говорилось, что ни иностранные инвесторы, ни российский бизнес финансировать этот процесс в сколько-нибудь значимом масштабе не будут, хотя их участие уже сегодня заметно на примере некоторых университетов. (В наиболее престижных, как, например МГИМО(У), ежегодно готовится несколько десятков человек по заказу госкорпораций и частных компаний, что составляет порядка 5-6% выпускников).

Между тем тенденции в образовании настораживают. Даже несмотря на публичное внимание к образованию правящей элиты. Так, большинство выпускников школ и вузов в 2011 году не хотели бы работать по специальности, а те, кто хотел бы, - не имеют практических навыков. Общая неудовлетворенность выражается в следующих цифрах[3].



Все это свидетельствует, на мой взгляд, о том, что политика государства в отрасли образования не просто не эффективна, а разрушительна как для самого образования, так и для НЧП.

Масштаб необходимой переподготовки кадров виден из статистики, иллюстрирующей сегодняшнюю потребность в кадрах государственной службы и местного самоуправления[4].




Остается только государство, которое должно воспринять идеи модернизации и инноваций изначально в качестве инвестиций в людей. В 2010 году, выделив на пять основных модернизационных проектов 10 млрд рублей, половину (т.е. 5 млрд руб.) зарезервировали для Сколково[5], т.е. и масштаб, и направленность инвестиций (особенно учитывая их незначительный объем) были выбраны неверно.

Между тем ситуация в российском высшем образовании за последние 10 лет практически не менялась. Ориентации на опережающее развитие не произошло, о чем свидетельствуют данные Росстата[6]. Там отчетливо проявились элементы стагнации.



Высшее образование должно стать не только общедоступным, но и всеобщим, а процесс переподготовки кадров - постоянным. В этой связи встает принципиальный вопрос о том, что гражданин, занятый в государственном или местном управлении должен:

- во-первых, иметь хорошее образование;

- во-вторых, регулярно проходить переподготовку, периодичность которой не должна превышать 3-5 лет;

- в-третьих, - и это может показаться спорным, иметь навыки научной и исследовательской работы.

Сегодня экономически и социально активное население России в целом обладает высоким уровнем образования. В частности, высшее образование имеет почти 30%. При этом хотелось бы обратить внимание на два обстоятельства, которые иногда остаются незамеченными[7].



Во-первых, число лиц с высшим образованием в процентном отношении ко всему активному населению перестало расти после 2007 года и даже несколько сократилось (с 29,3% до 29%). Что категорически не соответствует потребностям страны. Причем власти полагают, что специалистов с высшим образованием уже достаточно. Что, конечно же, неверно.

Во-вторых, "борьба за качество" высшего образования на деле ведет к ограничению его возможностей. И материальных, и финансовых, и административных.

Переподготовка кадров для новой экономики и нового общества предъявляет качественно новые требования к ВУЗам и всей системе подготовки и переподготовки кадров, которая должна стать фактически непрерывной. Глобализация образования, рост его стоимости (для сравнения: в США - 22-24 тыс. долл., а в России 1-2 тыс. долл. на одного студента), информатизация, которая в том числе делает общедоступными любые учебные курсы и практически любых преподавателей, рост численности студентов, который превратит высшее образование практически во всеобщее и другие факторы, делают образование самой динамичной развивающейся отраслью экономики.

Другая сторона проблемы - растущая связь образования и науки, когда доля НИР и НИОКР в структуре доходов ведущих университетов превышает 25%. Более того, сегодня говорить о качественном образовании без научного опыта становится бессмысленно. Знания "чистых" преподавателей, не занимающихся научной деятельностью, стремительно устаревают и уже не соответствуют требованиям.

В России пока что наблюдается другая тенденция: реформы нередко дают обратный результат. Как справедливо отмечает ректор Российской экономической школы С. Гуриев: "Все количественные показатели уровня исследований (такие, как публикации в международных журналах, индексы цитируемости и т.д.) за последние 15 лет существенно ухудшились. При этом надо иметь в виду, что показатели качества исследований очень инерционны: в их общем весе доля достижений советской науки все еще очень велика, так что на самом деле ситуация может быть еще хуже. С другой стороны, как указывают сами академики, в расчете на доллар потраченных средств российская наука, наверное, самая эффективная в мире. Годовой бюджет РАН примерно равен годовому бюджету хорошего, но небольшого американского университета (с 1000 преподавателей и 6000 студентов). При этом в РАН работает примерно 100 000 человек (из которых около половины научные работники), поэтому вообще удивительно, как РАН удается производить хоть какие-нибудь конкурентоспособные исследования"[8].

Наконец, особое значение приобретают такие аспекты образования и профессиональной подготовки, которые прежде лишь косвенно, частично относились к подготовке кадров, а именно: духовно-нравственное воспитание всего общества, усиление этой гуманитарной составляющей во всех областях знаний и образования. Как справедливо заметил в январе 2008 года митрополит Климент, "церковь, "беспокоит содержание и качество духовно-нравственной составляющей" таких дисциплин, как история, литература и русский язык. "Считаю, что наши специалисты в этой области должны привлекаться более активно", - призвал иерарх" [9].

Это вытекает из объективных закономерностей нового этапа развития человеческого общества, который на глазах трансформируется из информационно-технологического этапа. На этом отрезке развития уже не только технологии, но и нравственно-духовные и культурные факторы будут в решающей степени определять темпы развития общества и, как следствие, экономики.

Отставая в 90-е годы на технологическом этапе, Россия не имеет права не учитывать эти новые факторы, которые в 2010-2020 годы будут определять темпы развития общества, экономики и качество человеческого потенциала.

Главное, - что масштаб финансирования (а, значит, и приоритеты) российской науки и образования все еще абсолютно несопоставимы с требованием времени.

Это видно из официальных данных, представленных в марте 2011 года Минобрнауки.



И как бы ни совершенствовалось управление наукой, какие бы инновации ни предлагались, от этого вывода уйти нельзя. В период, когда будущее наций определяется их вниманием к фундаментальной науке и НИОКР, требуется принципиально изменить ситуацию с материальным обеспечением научных исследований. Принципиально это значит в десятки раз увеличить нынешние объемы финансирования. Причем, речь идет не только о фундаментальной науке, а о сознательной политике государства по созданию "креативного класса".

Но материальная составляющая не является единственным инструментом для решения проблемы подготовки кадров. Огромное значение имеет консолидация нации, сознательное патриотическое воспитание граждан. "Большой скачок" - это национальная мобилизация, которая невозможна без сознательного воспитания чувства патриотизма, которое является огромным и еще малоиспользуемым резервом нации. Так, по оценке социологов, почти 80% граждан страны считают себя патриотами[11].



Тем более, что масштабы задач развития требуют, чтобы решение их непосредственными исполнителями - гражданами страны - происходило не только на высокопрофессиональном и нравственном уровне, но и с помощью общенациональной мобилизации воли большинства граждан. Напомню в этой связи, что производительность труда в России в 2008 году была в 4,2 раза ниже, чем в США, энергоемкость - в 2,4 раза выше, а экологичность в 2,3 раза ниже. При том, что разрыв в 2 раза считается критическим[12].



Совершить "рывок", компенсирующий десятилетие отставания, без мобилизации, патриотизма невозможно.

Особенно важное значение имеет внедрение ЕГЭ в систему высшего образования. На мой взгляд, вполне обоснована критика этой практики, которая ведет, в конечном счете, к потере национального творческого потенциала. Настораживает и игнорирование Минобрнаукой мнения общественности. Как следует из опросов ВЦИОМ, существует обоснованная озабоченность у значительной части граждан[13].






________________________

[1] Арабов П. Идеи для будущего правительства // Известия. 2011. 17 марта. С. 3.

[2] Медведев Д. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 гг. 2010. Июнь.

[3] Цит. по: Башкатова А. Диплом уже не гарантия карьерного роста // Независимая газета. 2011. 17 мая. С. 4.

[4] Наука в России в цифрах: 2010. Стат. сб. М.: ЦИСН, 2010. С. 46.

[5] Белевская Э. Послание президента министру Кудрину // Независимая газета. 2010. 29 апреля. С. 1.

[6] Социальное положение и уровень жизни населения России. 2009: Стат. сб. / Росстат. М.: 2009. С. 378.

[7] Российский статистический ежегодник 2010. М.: Росстат, 2010. С. 141.

[8] Гуриев С. Ремонт в храме науки // Ведомости. 2007. 14 февраля. С. А4.

[9] Минин С. Православные настоятельно просят... // Независимая газета. 2008 г. 29 января. С. 4.

[10] Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2010 года и задачах на 2011 г. 2011. 20 марта. С. 7. http://mon.gov.ru/press/news/8343/

[11] Коммерсант Власть. 2008. 28 января. С. 10.

[12] Балацкий Е., Гусев А. Железная логика-1 // Независимая газета. 2008. 23 января. С. 22.

[13] Фонд "Общественное мнение". Доминанты. 2009. 17 сентября. N 37.


Алексей Подберезкин - профессор МГИМО

30.11.2011

www.allrus.info



Док. 644810
Перв. публик.: 30.11.11
Последн. ред.: 01.12.11
Число обращений: 0

  • Подберезкин Алексей Иванович
  • Гуриев Сергей Маратович

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``