Деньги на первенца: кому достанется новое пособие после рождения ребенка
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: В XXI в. политическое, экономическое и идеологическое соперничество приобрело форму борьбы между национальными системами ценностей...
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: В XXI в. политическое, экономическое и идеологическое соперничество приобрело форму борьбы между национальными системами ценностей...
Духовность и нравственность как основа общества.
Роль национальных институтов

...Никакая наука никогда не даст ответа на три самых
важных вопроса человечества: о происхождении мира,
о зарождении жизни и о возникновении разума.
Это вещи не просто непознанные, а непознаваемые,
ибо речь идет о появлении чего-то из ничего - то есть
об акте творения[1].

Д. Соколов-Митрич


В нашем проекте нет ни слова про оправдание
Гитлера или нацистской Германии.
ни слова,.. что СССР несет такую же
ответственность, как и Германия...[2].

М. Федотов


В первом десятилетии XXI века политическое, экономическое и идеологическое соперничество приобрело форму борьбы между национальными системами ценностей, прежде всего в нравственной, социокультурной и духовной областях. Иногда, как в 2008-2011 годах, споры переносились в плоскость переосмысления и переписывания истории. Но в действительности эти споры имеют конкретное, даже прикладное значение. Так, критика И.Сталина в действительности превращалась в критику СССР, а затем в попытки пересмотреть итоги Второй Мировой войны, в т.ч. территориальные, либо перенести черты сталинского режима на режим В. Путина. Иногда даже поставить на одну доску И. Сталина и А. Гитлера, СССР и фашистскую Германию.

Схватка за ценностную систему означала схватку за национальную идентификацию, суверенитет, способность нации развиваться самостоятельно, выбирая свои социальные и экономические модели развития. И на переднем крае, как всегда возникали вопросы нравственности, духовности.

Естественно, что в практической, реальной жизни эта борьба выливалась в борьбу различных институтов. Типичный пример - как в рамках одной элиты, даже одной президентской администрации, столкнулись две президентские комиссии - созданная в мае 2009 года Комиссия при Президенте РФ по противодействию фальсификации истории и существовавшая как наследница Комиссии по правам человека Комиссия по содействию развитию институтов гражданского общества[3]. Предметом спора стала история и И. Сталин, точнее - подготовленная рабочей группой, которую возглавлял С. Караганов, "программа десталинизации" России.

Таким образом споры идут даже в рамках одной элиты, одной госструктуры. Такие же расхождения наблюдались среди общественных организаций и СМИ, в частности, в Совете по внешней и оборонной политике (СВОП), который провел 8-10 апреля 2011 года свое ежегодное заседание, акцентировав внимание на "Культуре, будущем России, ее месте в мире"[4].

Надо сказать, что сами институты духовного и культурного социального потенциала не ведут себя пассивно. Они - наиболее активная часть нынешнего общества. Особенно религиозные организации, которые ускоренно "формулируют свои стереотипы и фиксируют их в том числе в новых ритуалах"[5]. Это касается РПЦ, предложившей свою социальную доктрину, подчеркивающую гонения на своих приверженцев и создавшую в 1992 году Всемирный русский народный собор, который активно действует с того времени под руководством святейшего патриарха (до 2010 года митрополита) Кирилла[6].

Огромное значение для национальной системы ценностей имеет культура и духовность, которые во многом зависят от степени развития соответствующих институтов. Смею утверждать, что это огромный ресурс национального развития, который используется государством слабо, а иногда и просто игнорируется.

Так, степень национального доверия, например, к РПЦ - чрезвычайно высока. И постоянно растет. О чем свидетельствуют данные ВЦИОМ[7].

Доверие Русской православной церкви

Опрос 9-10 января, 100 населенных пунктов, 44 субъекта РФ, 2000 респондентов.





При этом ее роль в развитии государства оценивается обществом достаточно высоко: почти треть (29%) граждан в 2002 году считают, что православие должно стать государственной религией, т.е. активно поддерживают позитивное значение РПЦ и его институтов[8].





Стоит сказать, что эти вопросы находились в эпицентре моего внимания все последние 20 лет. Им было посвящено много моих работ и работ моих коллег, в том числе "Русский Путь", "Современная политическая история России" в 2-х томах, "Национальная доктрина России", Современная русская идея и государство и т.д.[9] Так, в третьем издании "Современной политической России" (М., "Духовное наследие, 2000) говорилось[10]: "Советская духовная культура приобщала не избранных, а весь народ - рабочих и крестьян, молодежь и ветеранов, мужчин и женщин, людей с высшим и средним образованием, жителей с, столиц и провинциальных центров - к лучшим достижениям мирового и отечественного искусства. Вопреки тотальной клевете о непробиваемости "железного занавеса", СССР имел культурные связи с более чем 120 странами. В отличие от нынешних времен, это был действительный обмен. Взаимный, плодотворный, подлинными духовными ценностями, а не "одностороннее движение" с контрабандным ввозом в нашу страну эрзацподделок, способствующих интеллектуальной и нравственной деградации народа".

Достижения отечественной духовной культуры составляли национальную гордость, высоко и заслуженно ценились в народе и во всем мире. Хорошо оплаченные "зелеными", деятели современной демкультуры утверждают, что ей были присущи "бездушный конформизм", "суррогат ценностей, идеалов", "доступность, вульгаризация любого явления истории или современности, двухмерность и двухцветность взглядов на мир, обожествление вождя, псевдооптимизм, упрощенная форма для полуграмотной массы. Ее социокультурными феноменами стали массовая песня и кинофильмы. Не стоит даже опровергать эту клевету. Достаточно назвать лишь имена деятелей отечественной культуры советского периода, чье творчество имеет непреходящий характер не только для нашей страны, но и признано во всем мире. Их творчество в действительности является ярчайшей иллюстрацией великих свершений народа за короткий отрезок времени.

Литература: М. Горький, А. Блок, В. Маяковский, С. Есенин, М. Шолохов (лауреат Нобелевской премии), А. Куприн, А. Толстой, А. Серафимович, Д. Фурманов, Л. Леонов, В. Катаев, К. Федин, М. Ауэзов, К. Паустовский (кандидат на Нобелевскую премию), А. Фадеев, Н. Островский, А. Твардовский, Б. Пастернак (лауреат Нобелевской премии), А. Ахматова, М. Цветаева, М. Светлов, К. Симонов, М. Алексеев, Ф. Абрамов, В. Распутин, В. Шукшин, В. Белов, Н. Рубцов, Ю. Бондарев, Ч. Айтматов, Р. Гамзатов, П. Проскурин.

Театр: Когорта артистов и режиссеров Большого театра Союза ССР, МХАТ, Малого театра (Москва), Театра им. В. Маяковского, Театра им. Е. Вахтангова, Театра им. Моссовета, Большого драматического театра в Ленинграде, драматических театров в Куйбышеве, Свердловске, Челябинске, Омске, Алма-Ате, Киеве, Тбилиси и во многих других городах Советского Союза.

Артисты: Г. Уланова, О. Лепешинская, М. Плисецкая, Л. Семеняка, М. Лиепа, Л. Орлова, В. Марецкая, А. Тарасова, Б. Ливанов, В. Анджапаридзе, М. Бабанова, Б. Бабочкин, Н. Черкасов, Б. Чирков, Е. Самойлов, Н. Крючков, Н. Мордвинов, Н. Симонов, Б. Щукин, О. Борисов, Е. Лебедев, А. Роговцева, Л. Чурсина, И. Смоктуновский, В. Стржельчик, П. Луспекаев, Е. Копелян, Е. Евстигнеев, О. Ефремов, Ю. Яковлев.


_______________________

[1] Соколов-Митрич Д. Загадки железной логики // Известия. 2011. 16 мая. С. 6.

[2] Пропаганда памяти // Независимая газета. 2011. 8 апреля. С. 3.

[3] Надо сказать, что я принимал участие какое-то время в работе обеих Комиссий. До 2008 года как член Комиссии по содействию развития гражданского общества, а с 2009 года в качестве члена рабочей группы в Комиссии по противодействию фальсификации истории в интересах Российской Федерации. Комиссии возглавляли соответственно Э. Памфилова (с 2010 года - М. Федотов) и С. Нарышкин.

[4] На ассамблее СВОП в апреле 2011 года было, как всегда, представлено много интересных докладов, книг и статей.

[5] См.: От редакции. Не стесняясь в выражениях веры // Независимая газета. 2011. 20 мая. С. 2.

[6] Одним из создателей и учредителей Собора в 1992 году была РАУ-корпорация, которую я возглавлял. С тех пор Собор сделал очень много для преодоления нравственно-духовного кризиса в стране.

[7] Фонд "Общественное мнение". Доминанты. 2010. 14 января. N 1.

[8] Должно ли стать православие государственной религией России. Опрос ВЦИОМ. 2002. 19 июня. http://bd.fom.ru/report/cat/cult/rel

[9] Особенно хотел бы отметить такие работы, как: Подберезкин А. "Русский Путь" и "Русский Путь: сделай шаг" (М., 1998, 1999.); Подберезкин А. / ред. и рук. авт. кол-ва) "Национальная доктрина России", Подберезкин А. / ред и рук. авт. кол-ва) "Россия сегодня: реальный шанс".

[10] Россия-2000 Современная политическая история (1995-1999 гг.), т. 1, Хроника и аналитика, М.: Духовное наследие, 2000. С. 9.
 

 


Алексей Подберезкин - профессор МГИМО

20.11.2011

www.allrus.info



Док. 644599
Перв. публик.: 20.11.11
Последн. ред.: 21.11.11
Число обращений: 0

  • Подберезкин Алексей Иванович
  • Федотов Михаил Александрович
  • Соколов-Митрич Дмитрий Владимирович (Соколов)

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``