В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
К проблеме формирования системы управления инновационным развитием хозяйствующих субъектов разного уровня Назад
К проблеме формирования системы управления инновационным развитием хозяйствующих субъектов разного уровня
Титов А.В. (доцент Московского государственного университета путей сообщения, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана,)

Титов И.А.(аспирант Московского государственного института стали и сплавов)

Принятие того или иного управленческого решения направлено на достижения некоторой цели, которая в свою очередь может являться подцелью в управлении системой более высокого уровня. В частности инновационное развитие хозяйствующих субъектов не может рассматриваться вне стратегических целей государственного управления. Целью инновационного развития в контексте стратегических целей государственного управления может быть уменьшение ресурсных затрат на достижение стратегических целей, повышение эффективности систем государственного управления за счет введения инноваций в методы и средства управления, повышения уровни безопасности на системах жизнеобеспечения, обеспечения высокого уровня эффективности систем образования и здравоохранения и т.д.

Эффективность управления инновационным развитие хозяйствующих субъектов зависит, в частности, от наличия развитых средств мониторинга значений индикаторов инновационного развития и системы управления, направленной на оптимизацию значений этих индикаторов, что требует развития средств формализованного описания, как индикаторов инновационного развития, так и систе5мы управления их развитием. Ключевые слова: стратегическое управление, ситуационное управление, планирование, пространство свойств, пространство ситуаций управления, суперструктура, функция эффективности.

Введение.

В числе важнейших задач, связанных с государственным управлением стоят задачи инновационного и научно-технического развития, управления инновационной деятельностью, которое способно, внеся значительный вклад в создание и использование наиболее эффективных научно-технических достижений, существенно помочь экономике регионов и как следствие этого развитию социальной сферы и системы здравоохранения в регионах.

Как отмечается в работах ряда авторов, наиболее высокий жизненный уровень имеют те страны, которые преуспели в передовых технологиях, и что именно научные разработки стали сегодня самым выгодным товаром. Именно рынок технологий будет определять роль и весомость государств в международном сообществе.

Управление развитием научно-технического и инновационного потенциала может быть достигнуто, в первую очередь, с помощью принятия обоснованных решений направленных на повышение научно-технического и инновационного потенциала и принятия соответствующих мер. К таким мерам, по мнению ряда авторов (Г.В.Бромберг) могут относиться:
-    Стимулирование, сводящееся к совершенствованию форм материального и морального поощрения субъектов, участвующих в научно-техническом развитии, принятию решений по изменениям в области налоговой политики, ориентирующей субъекты научно-технической и инновационной деятельности на вывод отечественной экономики на передовые позиции благодаря новым достижениям российской науки и техники;
-    Совершенствование правовых норм в области интеллектуальной собственности. Обеспечение возможности "совладения" правом на результаты разработок, полученные благодаря использованию средств бюджета; сохранения такой возможности "совладения" правом на эти результаты за юридическими лицами, при посредстве которых (информационном, научно-исследовательском, констркуторско-технологическом, производственном) эти результаты были получены и/или защищены соответствующим образом (патентами, лицензиями и др.); сохранения такой возможности "совладения" правом на эти результаты (морального и материального) за физическими лицами - авторами разработок и лицами, содействовавшими созданию и использованию последних;
-    Совершенствование системы образования, включения в образовательный процесс высшей школы специальных программ, курсов, дисциплин, знакомящих будущих специалистов с основами интеллектуального творчества, авторского и патентного права и приобщающих их к правилам цивилизованного мира, в котором принято не только защищать результаты своего интеллектуального труда, но и с уважением относиться к таким же результатам других участников творческого процесса как в России, так и за рубежом.
-    Создания системы и механизмов оценки приоритетов научно-технического развития для осуществления государственной поддержки этих приоритетов;
-    Разработки и реализации системы оценки стоимости создаваемых и используемых объектов промышленной и иной интеллектуальной собственности в единой системе счетов национального богатства страны и отдельных регионов;
-    Организации учёта результатов произведенной оценки и формирования банка данных;
-    Регулярного проведения анализа состояния и прогнозирования перспектив функционирования изобретательского и инновационного потенциала России.

Система управления развитием в области научно-технической и инновационной деятельности должна ориентироваться на проведение указанных мер и оценке эффективности их проведения.

В то же время эффективность принятия управленческих решений в области инновационной и научно-технической политики может быть существенно повышена путем создания информационных систем поддержки принятия решения, или, как их еще называют, ситуационных центров. Однако создание таких систем требует разработки средств описания как состояния объекта управления так и технологии принятия управленческого решения, т.е. требует разработки развитой теории принятия управленческих решений. Основные положения теории должны записываться на специальном формальном языке-языке теории, что обеспечивает единообразие описания технологии принятия решения при управлении инновационным и научно-техническом развитием хозяйствующих субъектов.

Среди наиболее важных мероприятий направленных на обеспечение инновационного развития хозяйствующих субъектов, как на уровне регионов, так и в России в целом можно выделить такие, как:
-разработка государственного механизма отбора и реализации наиболее актуальных направлений инновационного развития;
-концентрация ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития хозяйствующих субъектов;
-создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективное управление инновационным развитием;
-совершенствование правовой базы, обеспечивающей заинтересованность в разработке инноваций и введении их в практику.

Реализацию этих направлений должно обеспечивать:
-привлечение финансовых средств из государственных и негосударственных источников (собственных средств предприятий, частных инвестиций, средств внебюджетных источников) в инновационное и технологическое развитие хозяйствующих субъектов;
-развитие конкурсных принципов распределения финансовых средств на реализацию программ инновационного развития;
-разработка механизма реализации приоритетных направлений научно-технического развития, использование программно-целевого планирования программ инновационного развития;
-разработка и использование современных информационных технологий на базе эффективного применения современной компьютерной техники, формирование системы информационной поддержки;
-приоритетная поддержка программ инновационных в проблемных областях.

1. Технологии стратегического управления инновационным развитием хозяйствующих субъектов.

Ключевая роль в совершенствовании системы управления инновационным развитием хозяйствующих субъектов принадлежит современным технологиям стратегического управления, поэтому большое внимание при совершенствовании системы управления инновационным развитием хозяйствующих субъектов должно уделяется современным технологиям выработки, принятия и реализации стратегических управленческих решений.

Одним из наиболее весомых рычагов управления инновационным развитием хозяйствующих субъектов является распределение финансовых средств.
Общая схема формирования и реализации государственной политики в области управления инновационным развитием хозяйствующих субъектов может быть представлена в виде блок- схемы

Viperson

Док. 644543
Опублик.: 17.11.11
Число обращений: 0

  • Титов Андрей Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``