В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Семен Кимельман: Коррупция и кризис - основа передела народного достояния Назад
Семен Кимельман: Коррупция и кризис - основа передела народного достояния
"Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?" - писал В. Маяковский... Кому-то очень нужны искусственно разжигаемые в России пиковые ситуации, когда одни (народ) нищают, другие (узкая кучка людей) - баснословно богатеют.
Кризис и коррупция - это те две проблемы, с которыми никак не может справиться Россия (справедливости ради скажем, что это общемировые проблемы). Обе эти проблемы распространяются на различные аспекты политической, экономической и социальной жизни общества, имеющие различные по своей природе механизмы возникновения и воспроизводства. Однако существует устойчивое мнение о том, что кризис должен снизить уровень коррупции, что с удешевлением нефти, приводящим к уменьшению притока "легких денег" в экономику, будет сокращаться и число желающих дать взятку.

Существует и другое мнение, что экономический кризис способствует развитию коррупции. Находясь в среде, поражённой экономическим кризисом, люди склонны забывать о чувстве меры. Причём, ни одна страна или организация не имеет против коррупции иммунитета.

Вот и в России прекрасно уживаются эти две стороны мировой экономической действительности. И новой питательной средой для них в нашей стране, являются финансовые вливания из бюджета в рамках антикризисных мер и борьбы с коррупцией при отсутствии общественного контроля.

В экономике России вот уже 10 лет царит стагнационный застой, для оправдания которого нашли козла отпущения - коррупцию, не объясняя, а что за этим термином кроется. На коррупцию "вешают" взятки, воровство, откаты, телефонно-денежное право, неправосудие и т.д. и т.п. Государственных служащих упорно называют чиновниками, превратив это слово в "нарицательное", что, мол, все чиновники являются коррупционерами. Несомненно, среди госслужащих есть бюрократы, недостойные работники и коррупционеры, но их мало - и это факт. Аналогично это касается тех, которые служат отечеству в армии, милиции (теперь полиции).

Почему-то все разговоры и предложения о возможных улучшениях в экономике и экономической политике начинаются и завершаются ссылками на коррупцию, которая, якобы, заблокирует любые рациональные экономико-политические решения и действия. Сослагательное наклонение типа "вот если бы не коррупция" душит развитие экономики. Основным доводом стало то, что коррупционеры обязательно разворуют, распилят и разделят любые средства, направленные на разумное экономическое развитие. Это очень удобная отговорка, когда вина переваливается "с больной головы на здоровую".

На самом деле речь идет о присвоении рентных доходов, а также налоговых доходов, собираемых с населения. Как известно, большая часть горной и ценовой ренты присваивается власть имущими, олигархами, топ-менеджерами и топ-чиновниками. Но им этого мало - и они распиливают, разворовывают бюджет. Известно, что от 40 до 50% доходной части российского бюджета составляют поступления от минерально-сырьевого комплекса экономики России, то есть та же горная и ценовая рента, которую "формально" изымают в бюджет для того, чтобы потом её же изъять в ненасытные карманы той же узкой группки расхитителей ренты, включающей верхушку всех ветвей власти и крупного бизнеса.
Для этого созданы удивительно непотопляемые механизмы. Среди них: во-первых, налоговая система, во-вторых, пресловутый федеральный закон ФЗ-94 о государственных закупках, с которым безуспешно борются уже многие годы, в-третьих, лоббизм депутатского и сенаторского корпуса, большая часть которого относится к указанной узкой группке, присваивающей денежные доходы государства, в-четвертых, отрицательные симптомы сырьевого проклятия, которые стали основой современной экономики и, в-пятых, офшорные схемы присвоения незаработанных доходов.

Власти, понятное дело, делают вид, что борются с коррупцией. Появляются законы и подзаконные акты, которые преподносятся как антикоррупционные. В частности, чиновников заставили представлять ежегодные декларации об их доходах и доходах членов их семей (хотя понимание семьи не включает детей и родителей - почему-то семья урезана до законных мужа и жены), а также об имуществе, зарегистрированном на членов этой урезанной семьи. Спрашивается, кто покажет полученные откаты, переведенные в офшоры денежные средства, дворцы на Лазурном берегу, в Лондоне и т.д. и т.п.? Уже несколько лет власти обещают ввести декларации о расходах. Но не знают (или не хотят знать), как это сделать. И действительно - это невозможно сделать при офшорной экономике, при узаконенных непрозрачности и доходов, и расходов, и двойном гражданстве большинства расхитителей ренты (включая ее бюджетную составляющую), и поощряемом властями проживании расхитителей ренты и их семей за рубежом. Недавно премьер-министр сказал, что "многим бизнесменам приходится так делать (иметь двойное гражданство), потому что отсутствует безвизовый режим с ЕС. Только процентов 90 скрывают, что имеют грин-карты или гражданство, а он (Геннадий Тимченко) нет" ("Российская газета", 29.09.2011 г.).
В основе последних мировых экономических и финансовых кризисов лежат долги, деривативы, производные ценные бумаги, не обеспеченные реальным товарным производством. Но в России причины кризиса в другом, а именно в том, что до сих пор не завершился передел ранее общенациональной собственности и алчное безудержное стремление власть имущих и приближенных к ним олигархов к сиюминутному обогащению.

Фортуна "улыбается" нашей стране. В XXI веке цена на нефть, газ, уголь, золото, цветные и черные металлы и другие минерально-сырьевые ресурсы, чем так богата наша страна, неуклонно (в разы) растет. В наследство от СССР новой России досталась мощная (третья в мире по величине) добывающая и нефтегазотранспортная индустрия, валютная доходность которой во многом компенсирует пороки реальной экономики и удерживает на плаву относительно стабильное, медленно растущее социальное и пенсионное обеспечение, сферу медицинских, образовательных и бытовых услуг и т.д.

В этом аспекте российская действительность подвержена объявляемым на пустом месте кризисам, которые могут возникать внезапно, при любом малейшем поводе, будь то снижение стоимости нефти на мировых рынках, будь то брожение в стенах сената США, либо долги Греции, которые никак не гасятся совместными усилиями стран еврозоны и т.д. и т.п.

Ядром, а точнее - мыльными пузырями, кризисов в России объявляются компании (юридические лица), имеющие долги. Такими компаниями являются, в первую очередь, монополии и олигополии в недропользовании, а также крупнейшие, в том числе государственные, банки и финансовые компании.

Зададимся вопросом, почему в России у этих, изначально сверхприбыльных компаний, образуются большие долги?

К примеру, компании-недропользователи имеют огромную чистую прибыль. В доход этих компаний поступают значительные суммы амортизации основных фондов, в том числе, созданных в СССР, полученных бесплатно или за "копейки" в процессе приватизации. Сырьевым компаниям предоставлена огромная льгота по возврату НДС за экспортируемую продукцию. Эти компании не обязаны вкладывать инвестиции в новые технологии, в освоение новых объектов.

И, несмотря на эти основные доходные статьи, почти все крупные компании-недропользователи в долгах, как в шелках, поскольку по соглашению с властями недропользователи почти все доходы переводят в офшоры.

Получается, что деньги у недропользователей есть (и немалые), но они предпочитают брать в долг либо за рубежом, либо в российских банках, которые, в свою очередь, берут ссуды за рубежом, чтобы поживиться на марже. Нередко зарубежные ссуды берутся в тех же офшорах, где находятся "беглые" капиталы недропользователей.

Недропользователям мало того, что они получают от властей (государства) "бешенные" незаработанные доходы, так они ещё хотят разжиться за счёт этих "беглых" доходов. Поэтому они берут сами у себя (через банки) в долг, чтобы увеличить свои капиталы, плюсуя к ним сложные проценты, выплачиваемые при возвращении кредитов. При этом компании и банки превосходно понимают, откуда у них долги и зачем нужны эти долги. Власти также прекрасно видят эти "проделки", потворствуют им. Между властями и офшорными олигархами существует негласный договор: если вдруг случается экономический или финансовый кризис, то власти отдают народные деньги из народного федерального бюджета этим компаниям и банкам, чтобы они рассчитались за долги. А народу объясняют, что если не отдать долги, то компании обанкротятся, их "купят" иностранцы - в итоге, всем нам (в первую очередь, народу) будет плохо, еще хуже, чем есть.

По нашему глубокому убеждению, установленные властями российские отношения недропользования (не торговля сырьем, а именно отношения недропользования!) являются предвестником экономических кризисов. Достаточно небольшой искры на мировых рынках в любой части современного мира, чтобы возгорелось пламя российского кризиса.

Так было в 1998 г., когда снизилась мировая цена на баррель нефти. Так было в 2008 г., когда всего на три месяца резко снизилась та же цена нефти. Так и в августе 2011 г., когда США понизили сверхвысокий рейтинг на один пункт и когда из-за этого стала снижаться (но не критически) цена барреля. Спрашивается, какое нам - России - дело до рейтинга США? Ан, есть! Можно объявить кризис и распилить народный бюджет на покрытие долгов банков и олигархов. Год тому назад власти и правительство с гордостью заявили, что дно кризиса 2008 г. успешно пройдено и мы движемся вперед. Но вот уже три месяца (с августа 2011 г.) нам ежедневно говорят, что в мире неспокойно, что в любую минуту то ли в Европе, то ли в Америке возникнет кризис и нас он обязательно коснется. И под шумок этих разговоров мягко девальвирован рубль (1 августа 2011 г. один доллар составлял 27,52 руб., а 1 сентября - уже 32,11 руб.).

Кризиса в России не будет, если государство незаработанные рентные доходы будет изымать у олигархов и направлять горную и ценовую ренту в реальную промышленную экономику России. Для этого надо, во-первых, законодательно запретить утечку капиталов и ренты в офшоры, во-вторых, надо признать "воровскими" рентные доходы, присваиваемые олигархами нечестными путями (через трансфертные цены, посреднические фирмочки и т.п.), в-третьих, надо изменить систему налогообложения, сделать её ренто-ориентированной, в-четвертых, изыскать пути возврата из офшоров ренты, украденной у российского народа, в-пятых, не выпускать из России таких как Андрей Бородин (Банк Москвы), Елена Батурина и многих других и, уж тем более, не позволять им вывозить из нашей страны капиталы, в-шестых, заменить членов советов директоров (которыми сегодня являются чиновники, олигархи, иностранцы и новорусские экономисты и финансисты) на специалистов-горняков и представителей гражданского общества, которому принадлежат недра.

Viperson

Док. 644517
Опублик.: 16.11.11
Число обращений: 0

  • Бородин Андрей Фридрихович
  • Батурина Елена Николаевна
  • Кимельман Семен Аронович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``