В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Не только в области балета... Назад
Не только в области балета...
Этот человек не просто предлагает перспективный путь обновления оборонной промышленности страны в условиях рыночной экономики. Он уже действует и весьма успешно.
Юрий РОДИН-СОВА - глава одного из крупнейших военно-промышленных объединений страны - финансово-промышленной группы "Оборонительные системы", выпускающей зенитно-ракетные комплексы С-300П. С ним беседует наш корреспондент.

- Юрий Владимирович, С-300 стали знамениты на весь мир в связи с сенсационной кипрской сделкой, в результате которой наши комплексы оказались в Греции, являющейся членом НАТО. Однако едва ли не вся слава тут досталась "Росвооружению", которое продает оружие на международных рынках от имени государства. Скажите, а вам не хотелось бы торговать напрямую? Это мечта многих отечественных производителей, которые пытаются выйти на рынок без посредников...
- Представьте, не хотелось бы. Потому что убежден: это нанесло бы серьезный урон оружейному бизнесу. Контролировать и регулировать торговлю оружием должно только государство. Кроме нас комплексы С-300 в России производит еще одна группа заводов, правда не в модификации "П" (что значит - "противовоздушные"), а в модификации "В" (войсковые).
Оба комплекса создавались в одно и то же время, оба обладают очень высокими характеристиками, значительно превосходящими американский "Пэтриот", но имеют разное предназначение. С-300П прикрывает объекты на территории страны и несет постоянное боевое дежурство, а С-300В создан для защиты войск, перемещаясь с ними в ходе ведения боевых действий. Исходя из своего предназначения комплексы имеют различную базу (гусеницы или колеса), разный конструктив и т.д. Выпусти нас с ними на открытую международную арену, мы, извините, глотку друг другу перегрызем прямо на глазах у изумленной публики, начнем в погоне за заказами сбивать цены и доиграемся... Работа нужна всем.
Сегодня между нами конкуренция тоже весьма жесткая, но происходит она вдалеке от посторонних глаз. И это правильно. Ведь нравы на международном рынке вооружений такие, что стоит продемонстрировать свою слабину, и тебя тут же съедят. Американскому "Рейтиону", производящему "Пэтриот", мы - что кость в горле. Они ведь считали, что оборонная промышленность России рухнула.
Но контракт с Кипром показал, что это не так. Как только они ни старались ему помешать! В западной прессе, да и в отдельных, кстати сказать, наших изданиях появились заказные статьи, будто бы рабочие на предприятиях, входящих в "Оборонительные системы", голодают, бастуют, бьют в цехах кувалдами по ракетам для С-300. И что у нас производство стоит, и мы на Кипр отправим старье, которое вот-вот рассыплется. И с кем бы Россия ни заключила контракт, все равно не сможет его выполнить. Пришлось позволить киприотам осмотреть производство. Они три раза приезжали сюда, смотрели конвейеры серийных заводов.
На сегодняшний день возможности последних модификаций С-300 значительно превышают аналогичные показатели "Пэтриотов". Кстати, на все наши предложения провести совместные показательные стрельбы американцы уходят от ответа. Они не глупые люди и прекрасно понимают, что по ряду параметров мы значительно их превосходим. Особенно в таких главных показателях, как мобильность комплекса. Например, чтобы развернуть "Пэтриот", нужно 30 минут, а С-300 - всего 5. В условиях войны это вопрос жизни и смерти. Американцы так не умеют. Им нужны заранее подготовленная позиция, спутники, у нас в этом отношении техника сделана проще и способна действовать автономно. Дальность обнаружения и поражения у нас больше, перегрузки, которые способна выдержать наша ракета, выше. "Пэтриот" в отличие от С-300ПМУ пока не в состоянии подрывать боевые части баллистических ракет.
Можно представить, что произойдет, если на землю упадет сбитая с курса в воздухе ракета с неповрежденной боеголовкой. Россияне же имеют такое вооружение, которое способно распылять сверхопасную ракетную боевую начинку на мелкие части на многокилометровой высоте. Словом, нет ничего удивительного, что желающих приобрести наши комплексы хватает.
- И тем не менее практически все предприятия, входящие в вашу финансово-промышленную группу, активно осваивают выпуск гражданской продукции, причем не брезгуют и довольно примитивной. Один из московских заводов, к примеру, варит стальные двери для подъездов. Значит, военные заказы обеспечивают вас работой далеко не полностью?
- Конечно, не полностью. В советские времена мы производили военной техники во много раз больше, чем сейчас. Одного не пойму: откуда вдруг у нас в стране, где любой труд всегда украшает человека, такое "брезгливое" отношение к изготовлению стальных дверей для подъездов? Когда решался вопрос, браться нам или нет за производство этих самых дверей, у нас на предприятиях тоже раздавались высокомерные возгласы: как, мол, это так - сварщики высшего разряда будут заниматься столь примитивной работой!.. Но не возьмись мы за подобные заказы, наши сварщики давно бы разбежались, ища лучшей доли, и сегодня мы не имели бы рабочих, которые в состоянии варить зенитные установки.
К тому же список выпускаемых нами товаров отнюдь не ограничивается зенитными комплексами и дверьми. Мы активно работаем в сфере так называемых двойных технологий, которые могут быть использованы как для нужд военных, так и гражданских. К примеру, членом нашей ФПГ, Московским научно-исследовательским институтом приборной автоматики совместно с центральной компанией ФПГ, создана принципиально новая система мониторинга воздушной, морской и наземной обстановки, которой нет нигде в мире. Она может обеспечивать не просто автоматизированную, а комплексную охрану границы. Воздушную, наземную, морскую...
К нашей системе уже есть большой интерес и со стороны иностранцев. И на выставке вооружений в Жуковском - "Макс-99", которая откроется в ближайшие дни, мы будем ее впервые показывать. Выпускают наши предприятия и телевизоры.
Рынок есть рынок. И глупо стремиться обойти конкурентов там, где они сильнее тебя. Но если есть на рынке ниша, в которой ты лучше других, именно ее нужно занимать.
- Вы знаете, даже как-то странно слышать столь здравые рассуждения от представителя "оборонки". Если бы все генералы от ВПК так мыслили и действовали, то экономика страны была бы нынче совсем в другом состоянии.
- Ну, во-первых, не надо из генералов от ВПК, извините, дураков делать. Среди них немало светлых личностей, которых по праву можно отнести к элите отечественного предпринимательства. А во-вторых, не все дело в одних лишь руководителях предприятий. Менталитет рабочих тоже надо менять. У нас как привыкли? Прошел проходную, все - плати зарплату, а включал станок или не включал, это уже как бы дело десятое. Есть еще один пикантный момент - станки включают, а гонят брак. Причем в этом браке винят кого угодно - от мастера цеха до Президента РФ, но только не себя.
Был у нас на заводе, выпускающем телевизоры, такой случай. Какое-то время назад в торговую сеть вдруг пошел брак. В сборочном цехе рабочим было сказано: "Зарплату за бракованные телевизоры получать не будете". - "Как так, - возмутились те, - мы же работали!". - "Но собранный вами брак не был продан, и теперь денег на зарплату нет". - "Мы не виноваты, - настаивали они. - Это начальник цеха давал собирать бракованные детали." - "Но вы же видели, что детали бракованные. И все-равно их собирали..." Начальника цеха мы уволили. И не его одного. Многим это не понравилось. Пробовали митинговать. Весь завод увешали красными флагами. Я терпел какое-то время, а потом велел флаги снять, оставив лишь призывы к производительному труду, а митингующих, сказал, переписать поименно как злостных нарушителей производственной дисциплины. Потом жалобы на меня писали, дескать, зажимаю демократию. А местные коммунисты объявили чуть ли не персоной нон грата. Впрочем в последнее время страсти поутихли. Зарплату-то люди получают вовремя. И неплохую. А телевизоры стали без брака делать.
- Для того чтобы выпускать конкурентный товар, нужна еще и мощная научная база. Без нее буквально через несколько лет наши товары окажутся вытесненными с рынка.
- Совершенно верно. Именно поэтому 80 процентов полученной прибыли наша финансово-промышленная группа направляет на НИОКР.
- Впечатляющий процент, особенно в сравнении с теми крохами, которые выделяются на науку в федеральном бюджете страны.
- Проблема в том, что мы в состоянии финансировать лишь прикладную науку. Что же касается академической оборонной, то это уже забота государства.
- Но у государства нет сегодня на нее денег.
- Вот тут позвольте с вами категорически не согласиться. Дело не в деньгах, а в нежелании некоторых государственных чиновников искать реальный выход из положения. Да, цикл разработки военной техники очень велик и достигает порой многих лет, а то и десятилетий. Все это время наука должна питаться деньгами. Сами предприятия в сегодняшней ситуации не могут вкладывать средства в нечто, что, может быть, принесет прибыль лет через десять. Выход тем не менее есть. Нужно при заказчике (то есть при государстве) организовать фонд НИОКРа, куда предприятия будут отчислять часть своей прибыли. Так же, как мы заключаем договор комиссии с "Росвооружением". Мы готовы при каждом экспортном контракте заключать соответствующие договоры с владельцем всей разработанной научно-технической документации и платить определенный процент с каждой сделки. На, возьми, родная страна! И это будет справедливо: ведь всем тем, что разработано для "оборонки", владеет государство, которое военным НИИ и КБ деньги за те разработки давно заплатило, профинансировав соответствующие научные программы.
Ну так вот, государственный фонд НИОКРа, собрав с нас деньги, будет финансировать новые академические программы, научно-технические разработки XXI века. Причем финансировать именно то, что нужно государству, а не каждому отдельно взятому НИИ или КБ. Только так можно устранить параллелизм в работе научных учреждений и рационально использовать полученные средства. И завертится снова научно-исследовательское и производственное "колесо" великой российской истории.
- Юрий Владимирович, а где бы еще это самое "колесо" надо, с вашей точки зрения, смазать?
- Ну вы спросили... У меня пальцев на руках и ногах не хватит, чтобы перечислить. Скажу вот о чем. Сейчас идет чрезвычайно важный процесс - концентрация финансового и промышленного капитала. А необходимой правовой базы для него пока, увы, нет. Мы имеем статус ФПГ - финансово-промышленной группы. Но нам от подобного статуса никакой пользы. И я говорю не о налоговых льготах, а о вещах куда более существенных - об эффективном управлении. В свое время в стране принят закон о ФПГ. Но для того чтобы он реально работал, требовалось внести соответствующие изменения еще в 46 законодательных актов. Ни одно не внесено по сей день.
В "Оборонительные системы" входят десятки унитарных, казенных, акционерных, полугосударственных и полностью частных предприятий. Но оперативно управлять этим разношерстным хозяйством в наших условиях также тяжело, как управлять автомобилем со связанными руками. В принципе можно и так ехать, но с какой скоростью? На согласование на государственном уровне любой, даже самой жизненно необходимой, бумаги уходит от полугода до года, причем порой в самых нелепых инстанциях, не имеющих к делу никакого отношения.
И до тех пор, пока такая практика будет продолжаться, Россия обречена на выползание из экономического кризиса черепашьими темпами. Закон о ФПГ уже устарел. Его должны заменить законодательные акты о корпорациях. Ведь ФПГ - лишь одна из форм объединения промышленных предприятий. Есть и другие - концерны, картели, тресты... Надо им дать зеленую улицу.
Но, увы, в нашей Госдуме даже закон о защите прав национального производителя болтается вот уже два года. Депутатам не до него. Им интереснее неделями обсуждать, с кем спал генпрокурор, а нам это совершенно неинтересно. Впрочем, это тема для совсем уже другого разговора...

Беседу вел
Александр КРОТКОВ

http://www.rg.ru/anons/arc_1999/0812/33.htm

Док. 644445
Перв. публик.: 14.11.99
Последн. ред.: 14.11.11
Число обращений: 0

  • Родин-Сова Юрий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``