|
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Социальные изменения в обществе в начале XXI века поставили совершенно по-новому ряд проблем перед человечеством...
Назад
Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Социальные изменения в обществе в начале XXI века поставили совершенно по-новому ряд проблем перед человечеством...
|
Условие N 2: Изменение горизонтов планирования и ускоренное развитие: роль развития институтов социального потенциала
Наши ценности формируют и наше представление о будущем[1].
Д. Медведев
...Элиты всех стран управляют желаниями людей..., опираясь сознательно или неосознанно на идеологию и религию, рекламу и другие средства воздействия[2].
Э. Тоффлер
Социальные изменения в обществе в начале XXI века поставили совершенно по-новому ряд проблем перед человечеством. И прежде всего прежнюю установку на создание социальной однородности общества, которая доминировала всю вторую половину XX века. Оказалось, что расширение наемного труда прекратилось, качественные различия между городом и деревней исчезли, мелкий бизнес не вымер, а на рынках труда появляются ниши для эмигрантов, детей и женщин, а также лиц, работающих на дому и занятых неполный рабочий день[3].
Очевидно, что современный стратегический прогноз и стратегическое планирование должны охватывать более продолжительный период времени и исходить из происходящих и будущих изменений в социальной структуре общества. Как минимум, 25-30 лет. Существующая практика в других странах, например, Китае, это полностью подтверждает. Да и в России, разрабатывая, например, генеральный план крупного города, а тем более мегаполиса, необходимо "заглядывать" вперед не менее, чем на 25-30 лет. Строительство дорог, другой инфраструктуры в противном случае станет невозможным. Но Россия значительно крупнее, а проблемы сложнее, чем в той же Москве!
Опережающее развитие, тем более, скачок, невозможны без расширения рамок существующих концепций как "вглубь", на перспективу, так и "вширь", охватывая другие области. Существующая "Концепция социально-экономического развития" не выполняет этих функций: с точки зрения временного фактора ее можно назвать среднесрочной (т.е. на 10-12 лет), а с точки зрения охвата - частной, тактической.
Только идеология, опирающаяся на национальные интересы и ценности, может дать по-настоящему долгосрочную стратегию (соответственно, долгосрочный прогноз и планирование), которая учитывала бы и другие важные аспекты.
Это стало очевидно после кризиса 2008-2011 годов, когда провалилась не только "Стратегия-2020", но и вся социальная политика правящей элиты России. "Правоцентристская власть стремилась сохранить свою социальную базу, - пишет профессор МГИМО(У) А. Богатуров, - и отчасти (!) в этом преуспела"[4]. Но именно отчасти. Причем эта социальная база стала сокращаться сразу по выходу России из кризиса потому, что улучшение экономической ситуации и даже рост цен более чем 100 долл. за баррель в 2011 году сопровождались быстрым ростом цен, инфляцией и социальной напряженностью.
В этих условиях началась "корректировка" "Стратегии-2020", которая не предусматривала ни ревизию ее целей, ни превращения ее из абстракции в реальную национальную программу, ни формулирование внятного и понятного не только макроэкономистам будущего облика России. В том числе и стратегию социально-экономического развития. Но именно в том числе. Идеологические доктрины рассчитаны на столетия, и даже тысячелетия. Типичные примеры тому - современные религии. Но не только. Конфуцианство и сегодня лежит в основе современной идеологии модернизации Китая, буддизм - в Индии, мусульманство - в арабских странах. В их основе лежит национальная система ценностей, традиция - культурная, духовная, этническая.
Таким образом, стратегия социально-экономического развития должна быть частью идеологии и ее следствием. В противном случае она становится частной концепцией, которая может быть в лучшем случае механизмом для реализации отдельных программ. Не более того.
В худшем же случае она может противоречить не только объективным национальным интересам и ценностям, но и вести к неэффективному расходованию национальных ресурсов, наносит прямой ущерб нации. Так, концепция приватизации привела к разворовыванию национального богатства страны и созданию в конечном счете неэффективной, ресурсоемкой экономики.
_____________
[1] Медведев Д. Послание Президента РФ Федеральному Собранию / Российская газета, 6 ноября 2008 г. С. 2.
[2] Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь. М.: Профиздат, 2008. С. 31.
[3] Зудин А. Утопии и рефлексии // Независимая газета. НГ-сценарии. 2011. 27 апреля. С. 11.
[4] Богатуров А. Кризис политики правого центра // Независимая газета. НГ-сценарии. 2011. 22 марта. С. 1.
Алексей Подберезкин - профессор МГИМО
13.11.2011
www.allrus.info
Док. 644404 Перв. публик.: 13.11.11 Последн. ред.: 14.11.11 Число обращений: 0
Подберезкин Алексей ИвановичБогатуров Алексей Демосфенович
|
|
|