В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Доспехи космонавта Назад
Доспехи космонавта
Мы продолжаем публикацию книги "Желаю вам доброго полета!.." Книга в доступной форме, популярным языком рассказывает о профессии космонавта - об отборе, подготовке и работе космонавтов на орбите, о конструкции космического корабля, о ракетах, космодромах, космических станциях, о зарождении и становлении космонавтики.

Для среднего школьного возраста.

ДОСПЕХИ КОСМОНАВТА

Зачем космонавту скафандр, такой большой, неудобный, похожий на раздувшийся комбинезон? Разве нельзя обойтись без него? Давай подумаем вместе, проведем небольшой экзамен. Вспомни, что ожидает нас в космосе? Ты прав: самое первое - там нет воздуха, которым мы дышим. Ведь космос - безвоздушное пространство. Чтобы дышать, космонавту необходим кислород, и его приходится брать с собой в специальных баллонах. Эти баллоны крепятся на скафандре.

Другая опасность, поджидающая космонавта, - сильный нагрев на солнечной стороне, ну просто свариться можно! А на теневой стороне, наоборот, холод - запросто превратишься в ледышку. Вот такие безумные перепады. А в скафандре сохраняется привычная для человека температура, причем ее можно регулировать: подтеплить немного или охладить, если жарко. А во время тяжелой работы всегда жарко.
Еще одна опасность - это сильная радиация, которая исходит от Солнца. Конечно, Солнце дает нам жизнь, греет нас, но в то?же время оно опасно. Только благодаря защитному слою Земли - атмосфере - мы принимаем полезные лучи, а вредные задерживаются в ней и до нас не доходят. В космосе такой защиты нет, поэтому без скафандра космонавт погиб бы при первом же выходе в космическое пространство.
Скафандр - это не одежда, это сложное техническое устройство, которое поддерживает, а иногда и спасает жизнь в космическом полете.

Скафандры

Как Иван Иванович в космосе песни пел

А знаешь, первые скафандры использовали вовсе не космонавты! Все началось с пилотов аэростатов и с летчиков, когда кабины самолетов были еще открытыми. Это было в 1930-х годах. По мере того как самолеты летали все выше и все с большими скоростями, для защиты пилотов изобрели авиационные скафандры, которые постоянно совершенствовались. Используют их и сейчас.

Самые первые космические скафандры сделали для собачек (ты уже прочитал о них). В собачьих скафандрах были даже рукава для передних лап и углубления для ушей. Однако скафандры для животных и для человека сильно различаются, хотя служат одной и той же задаче - поддержанию и спасению жизни.

Первый космический скафандр был разработан для Юрия Гагарина и его дублера Германа Титова. Представь себе, он весил 23 кг! Но зато мог сохранить жизнь космонавту, если, например, маленький метеоритик пробил бы насквозь стенку космического корабля и воздух вышел из кабины. Такая ситуация называется разгерметизацией. Тогда в течение пяти часов, а это несколько витков вокруг Земли, скафандр защищал бы космонавта. А если бы космонавт приземлился в море и оказался в очень холодной воде, скафандр сохранял бы ему жизнь двенадцать часов.

За такое время его должны были найти спасатели. Для того чтобы ускорить поиски, на скафандр сверху надевали яркий комбинезон оранжевого цвета - его хорошо видно издалека, сразу заметишь. В комбинезоне имелись специальные карманы для пистолета, ножа и портативной радиостанции (очень маленькой по размеру).

Перед первым полетом человека в космос в этом скафандре слетал... манекен. Такой же, как в витринах магазинов, только более продвинутый. Так что можно сказать, когда-то и скафандр был модной одеждой. Манекен прозвали Иваном Ивановичем. Он был очень "умным", потому что внутри у него располагались различные приборы, которые регистрировали величину перегрузки и многое другое. Иван Иванович знал куда больше своих магазинных собратьев. А еще он умел... петь! Да-да, исполнял русские народные песни. На самом деле, конечно, пел не он, а разные хорошие певцы, а магнитофонную запись включали, чтобы проверить, насколько разборчиво на Земле воспримут речь из космоса.

В первых полетах космонавты постоянно находились в скафандрах. Но когда длительность полетов достигла нескольких дней, космонавты стали отмечать, что так долго находится в скафандре трудно. Потом было несколько полетов без скафандров, пока однажды космонавты не погибли из-за разгерметизации. Тогда скафандры стали обязательны, но использовались только на самых ответственных участках полета: старт и выведение корабля на орбиту, стыковка с другим кораблем или орбитальной станцией, а также спуск.

С тех пор скафандры постоянно улучшаются. Они становятся удобнее, прочнее, надежнее, но все же остаются довольно тяжелыми. Почему? Мы поймем это, разобрав скафандр на части.

Лежать удобно, а ходить нет

Вообще-то для всех лентяев лежать лучше, чем ходить. Скафандр, о котором мы только что рассказали, не для ленивцев. Он называется спасательным скафандром и используется внутри космического корабля в случае разгерметизации кабины. Спасательный скафандр не должен мешать космонавту управлять космическим кораблем.

Его надевают перед стартом. Ты не раз видел по телевизору: космонавты в скафандрах докладывают о готовности к полету и идут к ракете. Шагать в них не очень удобно, потому что предназначены они не для прогулок, а для того, чтобы лежать в специальных креслах, подогнув ноги. Если помнишь, в руках у каждого космонавта небольшой ящик - переносная вентиляционная установка. В нем есть вентилятор, с помощью которого скафандр проветривается. Зимой
воздух можно подогреть, а летом охладить с помощью тающего льда, который предварительно закладывают в установку.

Советские и российские космические скафандры носят имя "Сокол". Смотри, как здорово и удобно сделан скафандр: он мягкий, двухслойный (наружная оболочка очень прочная, а внутренняя обеспечивает герметичность, поскольку сделана из прорезиненного материала), застежки-молнии, шлем с откидной прозрачной передней частью, а подзатылком мягкая подушечка. На штанинах, спереди под коленями, - карманы, в которые можно положить снятые перчатки скафандра. На Земле скафандр весит десять килограммов - не так уж мало, но идти в нем придется недолго, только от автобуса до ракеты. А в невесомости совсем другое дело.

На опасных участках полета - при взлете и на спуске - шлем должен быть плотно закрыт, перчатки надеты. Только после выхода на орбиту при нормальном давлении воздуха в кабине космонавтам разрешается снять перчатки и открыть шлем, что позволяет свободно работать.

Доспехи космических рыцарей

Теперь надо рассказать о "выходном костюме". Нет, мы вовсе не имеем в виду выходной костюм, который надевают по праздникам. Речь о выходном скафандре "Орлан". Когда космонавты будут работать вне корабля или станции, они должны надеть скафандр для выхода в открытый космос.

Это уже скафандр не спасательный, а защитный. Он предохраняет космонавта от сильнейшей жары на солнечной части витка и жуткого холода на теневой стороне, от радиации, от неминуемой гибели при попадании микрометеорита.

Скафандр состоит из жесткого алюминиевого корпуса, мягких рукавов и штанин. Поверх надевается защитная оболочка с многослойной теплоизоляцией. Интересно, что в эту оболочку вставлена так называемая радиоткань, которая исполняет роль антенны для связи космонавтов с Землей и друг с другом.

Корпус специалисты называют кирасой, совсем как в рыцарских доспехах. Кираса - это металлические латы или панцирь, выгнутый по форме груди и спины. От слова "кираса" происходит "кирасиры" - тяжелая кавалерия. А тяжелая она потому, что всадники были защищены металлическими доспехами, кирасами. Так вот, сзади в кирасе имеется прямоугольный вырез для входа в скафандр (и для того, чтобы выбраться из него). На корпусе снаружи также помещаются пульт управления, шлем-каска и страховочный фал, сделанный из двух прочнейших капроновых лент. Его длина один метр, он имеет два карабина, которыми космонавт пристегивает себя к наружным поручням, когда передвигается к нужному месту станции при выходе в открытый космос.

Шлем сделан из того же материала, что и кираса, и составляет с ней единое целое. Обзор космонавту обеспечивает удобный иллюминатор из двух стекол с расстоянием между ними 8 миллиметров, да еще и с дополнительным защитным стеклом, а от вредного излучения Солнца глаза оберегает подвижный светофильтр. В верхней части шлема сделан дополнительный иллюминатор, чтобы космонавт мог видеть, что делается над головой. К шлему также прикреплены два фонарика, помогающие работать в темноте.

Штанины и рукава скафандра многослойные. Внешний слой, который воспринимает нагрузки от внутреннего избыточного давления, называют силовым. Он сделан из замечательно прочного и легкого материала - лавсана. (Между прочим, лавсан был изобретен полвека назад в нашей стране и расшифровывается - ну-ка, проверь по буквам - Лаборатория высокомолекулярных соединений Академии наук; именно там его создали). Внутренний слой для надежности сделан двойным - из резины и прорезиненной ткани.

Перчатки скафандра тоже многослойные, а на концах пальцев - резиновые колпачки, чтобы лучше чувствовать пальцами во время работы. А вот ботинки, наоборот, твердые, с двойной кожаной подошвой, потому что с помощью ботинок космонавт закрепляет себя на рабочем месте в открытом космосе.

Снаружи на рукавах с помощью эластичной ленты крепятся наручные часы и нарукавные зеркала, благодаря которым космонавт может видеть наружную переднюю часть скафандра.

Чтобы космонавт мог нормально дышать, в скафандр встроены баллоны с кислородом: основной и резервный (то есть запасной). Они сделаны из особо прочной стали, а сверху еще усилены оплеткой из стекловолокна.

Вентилятор (есть также и резервный) создает циркуляцию воздуха в скафандре. Поглотительный патрон забирает углекислый газ, выдыхаемый космонавтом. Влагосборник поглощает пот.

Все системы выходного скафандра могут работать без всяких связей со станцией. То есть такой скафандр, по сути, маленький космический корабль на одного человека. Благодаря ему в открытом космосе можно работать несколько часов без перерыва. Потому-то на Земле он достаточно тяжелый - 112 килограммов! А в невесомости какой вес, помнишь? Так что становиться штангистом тебе не придется.

Что еще интересного есть у "выходного костюма"? Если работы идут около шлюзового отсека (при этом космонавт не уходит далеко от люка), к скафандру подстыковывается электрический фал. Тогда системы скафандра получают электроэнергию от станции. Фактически это как протянуть длинный провод из окна дачи, чтобы включить, например, электропилу при работе во дворе. Есть два вида электрических фалов: короткий, два с половиной метра, и длинный, двадцать метров.
Выходные скафандры доставляются на космическую станцию и хранятся там, на Землю их не возвращают. Из одного отработавшего свое скафандра сделали искусственный спутник: поместили в него научную аппаратуру и радиопередатчик, а потом запустили в космическое пространство прямо со станции во время очередного выхода в открытый космос.

Спасательные скафандры изготавливаются для каждого космонавта индивидуально, а вот выходные рассчитаны на использование в разных экспедициях. Они стандартные, то есть подходят почти всем, правда их можно регулировать по росту. Сейчас в скафандре могут работать космонавты не ниже 164 и не выше 190 сантиметров. А какой у тебя рост, знаешь? Чтобы не оказаться в числе коротышек и пройти отбор, тебе нужно заниматься спортом и хорошо питаться. Тогда вырастешь настоящим космонавтом, и скафандр будет тебе впору.

И еще одна любопытная деталь нашего костюма. На скафандре есть крепления для установки системы самоспасения космонавта, которая называется сейфер (от английского слова safer - спасатель). У сейфера есть свои двигатели. Включив их, космонавт может отделиться от станции, облететь ее, осмотреть, перевезти какой-то груз и вернуться обратно. А еще сейфер служит средством безопасности. Если вдруг космонавт отлетит далеко от станции, он может быстро догнать ее.

Ложе для перегрузок

Чтобы помочь космонавту безопасно перенести перегрузки при старте и приземлении, используют амортизационное кресло. Оно со?стоит из ложемента, амортизатора, грузов для балансировки кресла, привязных ремней (как в автомобиле, только посерьезнее), кабелей для ведения радиосвязи и передачи медицинских данных о состоянии космонавта. А держит все это металлический каркас. Кресло имеет два положения: при одном амортизатор взведен, то есть готов к работе, второе положение невзведенное, амортизатор заблокирован. Невзведенное положение кресла предназначено для длительных перегрузок при выведении космического корабля на орбиту. В этом положении космонавту удобно работать с пультом управления кораблем. Взведенное положение необходимо, чтобы помочь космонавту перенести короткие ударные нагрузки при приземлении. Как это происходит, мы еще расскажем. Общая конструкция кресла универсальна за исключением одного элемента - ложемента.
Что такое ложемент? Возможно, тебе приходилось видеть, как в чемоданчике для инструментов отвертка, стамеска, молоток, напильник лежат в своем углублении, повторяющем форму инструмента, так что перепутать их места не получится - в чужое гнездо инструмент не ляжет и из своего не выпадет. Или в подарочной коробочке удобно уложена хрупкая чашка, чтобы не выскочила, не ударилась и не разбилась.

Такое ложе - углубление в форме уложенного в него предмета - называется ложементом.

Подобный ложемент бывает и для... космонавта. Он нужен для равномерного распределения нагрузок по поверхности тела, чтобы обезопасить его при ударе о землю во время приземления. Ложемент делается точно по фигуре конкретного человека, т.е. он индивидуален для каждого космонавта и поменяться им нельзя.

Изготавливается ложе - мент по очень простой технологии. Сначала человека одевают в нижнее белье, майку с длинными рукавами и кальсоны, и помещают в жидкий гипс. (Врачи используют такой же при лечении переломов.) Это белое вещество, которое сначала похоже на тесто, а потом затвердевает и делается словно камень. Итак, наш гипс застывает, человека из него вынимают, остается форма его тела от затылка до ягодиц. В этой гипсовой форме отливают металлическую "ванночку", в которой потом космонавт в скафандре будет лежать в космическом корабле. Эта "ванночка" и есть ложемент космонавта. Он снабжен прочными ремнями, которыми космонавт накрепко затягивает себя, чтобы перегрузка не сместила его тело и не повредила. Поскольку ложемент сделан точно по фигуре космонавта, а ремнями он крепко притянут к креслу, тело в нем остается неподвижным при встрясках и ударе спускаемого аппарата о землю. Это оберегает человека от ушибов и переломов.

Кстати, о переломах. Мы советуем тебе быть очень аккуратным, чтобы не сломать себе случайно во время игры руку или ногу. Кости, конечно, срастутся, но медицинский отбор в отряд космонавтов ты можешь и не пройти. Переломы сложно скрыть, даже давнишние. Есть такая штука - рентген, он просвечивает тело человека насквозь, видны кости, суставы.

После того как изготовят спасательный скафандр, космонавт надевает его и размещается в своем индивидуальном ложементе. Ему предстоит неподвижно отсидеть в нем два часа в той же самой позе, что и в космическом корабле во время полета. Если будут замечания по скафандру и ложементу, производится их более точная подгонка.

НАШ ДРУЖНЫЙ ЭКИПАЖ

Что такое экипаж? А что такое класс в школе или команда футболистов? Это коллектив, единое целое, это друзья и товарищи, которых объединяет общее дело и которые всегда готовы друг другу помочь. Вспомни, какие еще бывают экипажи? Правильно: экипаж самолета, экипаж корабля, экипаж танка и т. п. Это команда, которая живет и работает в особых условиях и выполняет конкретную задачу.

Космонавты и подводники проводят в экспедициях по полгода. Пилоты совершают рейсы в течение многих часов.

Космический экипаж формируется задолго до полета. Из отряда космонавтов отбирают трех человек - тех, кому предстоит уйти в космическую экспедицию в ближайшее время. У каждого есть дублер. Дублеры проходят точно такую же подготовку, как и основной экипаж, и готовы в любой момент заменить его. Если вдруг кто-то из членов основного экипажа заболеет или не сможет полететь по другой причине, тогда отправляют его дублера. Таким образом, космические полеты проходят без сбоев.
Состав экипажа строго определен, каждый человек занимает в нем свое место, выполняет свою работу, а все вместе они решают одну общую задачу выполнения программы полета.

Какие полетные должности бывают у космонавтов

Итак, экипаж сформирован. Космонавты начинают усиленно готовиться к полету: тренируются, учатся, проводят много времени вместе. Каждый член экипажа имеет свою полетную должность. Кто-то из них становится командиром экипажа. Это очень трудоемкая должность. Командиру подчиняются все остальные члены экипажа, он отвечает за подготовку своего экипажа и выполнение программы полета.

Хочешь знать, зачем нужно делить космонавтов на командиров и подчиненных? Каждый из них трудится одинаково, живет в одних и тех же условиях, а получается, что все равно есть неравенство. Не волнуйся. В данном случае неравенство чисто "техническое". Каждый должен делать свое дело, выполнять работу, которая ему лучше дается. А кто-то обязан руководить, чтобы не создавалось путаницы, конфликтов. Понимаешь теперь, зачем нужен командир? В любом деле кто-то должен быть старшим, то есть главным. В твоем классе, наверняка, тоже есть староста. А учитель, безусловно, играет роль командира во время урока.

Часто возникают спорные ситуации. Например, произошла стыковка, космонавты должны перейти из космического корабля на станцию. Кто пойдет первым? Кто последует за ним? Если все начнут толкаться, толку не будет. Поэтому командир заранее указывает, в какой последовательности будет осуществляться переход, и проблема исчезает. Командир ответствен за все происходящее, и экипаж должен беспрекословно слушаться его.

Здорово, скажешь ты, быть командиром! Что ни скажи - тебя послушаются. Только в том-то и сложность, что если ты дашь не ту команду, не тот приказ, то ругать за ошибку будут самого старшего, а значит, командира корабля. Чтобы стать командиром, нужно доказать, что ты лучший, успешно сдать все экзамены и долго и упорно работать и учиться.

Кого же назначают командиром экипажа? Безусловно, того космонавта, кто имеет авторитет, обладает лидерскими качествами, волевого, активного, способного в критических ситуациях быстро принимать решения, готового рискнуть в особых случаях и взять ответственность на себя. Он должен быть уверен в себе, устойчив в стрессовой ситуации. В космическом полете ему придется анализировать несколько одновременно происходящих событий, выделять из них главные, прогнозировать развитие ситуации, отвечать за работу космического корабля или огромной космической станции и решать проблемы, возникающие на борту. Конечно, многие системы космических аппаратов работают в автоматическом режиме, но при необходимости командир должен брать управление кораблем в свои руки. Вот тут придется продемонстрировать все, чему учили на тренировках.

Готов ли ты к такому? Скажем, требуется состыковать корабль с необитаемой станцией, которая не отвечает на команды Земли. А в истории нашей космонавтики был такой случай. Командиром быть непросто. Кто из твоих одноклассников настоящий командир? Смог бы ты стать лидером?

Другой член экипажа космического корабля - бортинженер - отвечает за работу бортовых систем. Он должен исправлять неполадки и чинить аппаратуру, включать дублирующие системы, если основные вышли из строя, и т. д. Кстати, командир корабля и бортинженер - должности взаимозаменяемые, то есть космонавты владеют одинаковыми знаниями и умениями и могут легко заменить друг друга. Однако бортинженер должен обладать более широкими теоретическими знаниями и практическими навыками для любых требующихся в космическом полете ремонтных и восстановительных работ.

Основными качествами хорошего бортинженера являются наблюдательность (он должен следить сразу за большим количеством индикаторов и сигналов на пульте космонавта), хорошая память (ему надо постоянно помнить, что происходит и только что происходило с системами), высокая устойчивость к помехам (шуму, световым вспышкам, тряске), логическое мышление (чтобы вычислить причину того или иного сбоя) и образное мышление (чтобы представить совместную работу разнородных систем корабля). Все это требуется, чтобы в нештатных ситуациях, когда совсем нет времени для подробного анализа, быстро выработать предложения для командира. Тогда командир примет правильное решение, и экипаж с честью выйдет из нештатной ситуации.

Космонавт-исследователь, третий член экипажа, отвечает за выполнение научной программы, за эксперименты на борту. Его за?дача - получить новое знание. Поэтому космонавт-исследователь должен владеть методами планирования и проведения современного космического эксперимента, знать и понимать цель проводимых им исследований в космосе. Он должен уметь оценить результаты экспериментов и сформулировать свои замечания и предложения по их совершенствованию.

Для этого космонавту-исследователю необходимо обладать такими качествами, как аккуратность, инициативность, самостоятельность мышления, развитое воображение, способность к творческой деятельности.

Подумай, на какую полетную должность ты больше всего подходишь? Развивай свои лучшие качества, и у тебя все получится!

Здесь на другую парту не отсядешь

Экипаж - это не только командир, бортинженер и космонавт- исследователь. Настоящий экипаж рождается тогда, когда все вместе они действуют как один человек. А для этого надо дружить.

Вся сложность состоит в том, что если ты можешь раздружиться со своим приятелем, отсесть от соседа по парте, уйти в другую комнату, обидевшись на брата, то космонавтам друг от друга совсем не?куда деться. Места на космической станции пусть и много (несколько железнодорожных вагонов), но оно почти все занято аппаратурой и различными предметами, да и космонавтов в экипаже станции бывает и пять, и шесть одновременно. Значит, надо учиться общаться так, чтобы не ругаться и не ссориться. Поэтому работать над отношениями в коллективе приходится всем космонавтам.

Правда, наблюдая, как они общаются между собой на Земле, кажется, что эти улыбчивые люди никогда друга на друга не сердятся, никогда не думают ни про кого плохо и любят друг друга как настоящие друзья. Однако не забывайте, что в действительности у них тоже случаются сложности в общении, их точки зрения расходятся и наверняка обижаются друг на друга... иногда.

Самое главное в общении между людьми - уважение. Космонавты это правило помнят. На Международной космической станции работают космонавты из разных стран, а значит, и говорят они на разных языках. Обычно все они знают и русский, и английский, и свой родной язык, и общаться могут свободно. И вот что удивительно: американец задает российскому космонавту вопрос на русском языке, а тот отвечает ему по-английски! Это и есть проявление уважения. Такое не часто встретишь, разве что... в космосе, там это обычное дело.

Космонавты должны иметь представление о многообразии мировых культур, религий, цивилизаций. Особенно хорошо надо знать культуру тех стран, откуда родом иностранные члены экипажа. А уж культуру родной страны (литературу, музыку, живопись, театр) - знать обязательно! Разумеется, необходимо хорошо владеть русским языком, уметь грамотно излагать свои мысли. Если ты легко болтаешь только на молодежном сленге, да еще поминутно вставляешь слово "блин" в свою речь, а литературный язык для тебя - темный лес, то даже близко не подходи к Звездному городку - бесполезно, в отряд космонавтов не возьмут. И это правильно! Представь, что ты в космическом корабле, и у вас возникла аварийная ситуация (как ты помнишь, ее называют нештатной). Командир спрашивает тебя, что случилось, а ты даже не в состоянии четко сформулировать свою мысль. Только и можешь сказать: "Прикинь, блин, нештатка!" Зачем там такой?

Образованность, воспитанность, знание других культур способствуют взаимопониманию, а взаимопонимание - дружбе.

Когда появились экипажи

Ты уже знаешь: сначала в космос летали поодиночке. Корабль был рассчитан только на одного человека, и приходилось ему нелегко. Но после удачных запусков наши конструкторы решили создать корабль, способный вместить сразу нескольких космонавтов. Для этого пришлось решить много сложных задач. Главная проблема - мало места в космическом аппарате, ведь он заставлен аппаратурой. Здесь нет ничего лишнего, каждый прибор на своем месте. Как же тогда освободить пространство для людей, если сложно убрать что-то из техники? Может, сделать аппарат больше по размеру? Но тогда он будет слишком тяжелый. Потребуется больше топлива для ракеты, чтобы вывести его на орбиту. Если убрать аппаратуру и посадить больше людей, возникает опасность отказа техники. Так как же тогда все уместить? Стали искать оптимальный вариант и нашли: корабль для троих. Именно такое количество членов экипажа в то время было оптимальным. Вот тогда в космонавтику и пришло понятие "экипаж".

В первый космический экипаж входили Владимир Михайлович Комаров (командир экипажа), Константин Петрович Феоктистов (бортинженер) и Борис Борисович Егоров (врач).

А в 1978 году был создан первый международный экипаж, когда на советском космическом корабле в полет отправился Владимир Ремек, гражданин Чехословакии, космонавт-исследователь.

Международные экипажи - очень важное явление в деле освоения космоса. Не все страны имеют космодромы, не каждое государство может создать космическую ракету. Однако это не значит, что другие народы должны оставаться в стороне. Ведь они тоже могут внести свой вклад в космонавтику. Когда представители разных национальностей, говорящие на разных языках, имеющие разный цвет кожи, работают сообща, это укрепляет дружбу между странами, обеспечивает мирное небо над головой и приносит много пользы для развития науки, техники, культуры всего человечества.

Недаром орбитальные комплексы носили и носят очень символичные имена - "Мир", Международная космическая станция (МКС), и космонавты стремятся, чтобы названия эти соответствовали действительности. Сегодня на МКС могут прекрасно работать вместе космонавты из России, США, Канады, Японии, стран Европейского космического агентства и других государств.

Долгие годы постоянный экипаж МКС состоял из трех человек (хотя периодически на станцию прилетают экспедиции посещения, тогда вместе может оказаться и десять человек). С 2009 года экипаж МКС увеличился до шести человек. Теперь они могут выполнить больше экспериментов и лучше следить за состоянием космического дома.

Без дублеров не обойтись

Первые космонавты, как ты помнишь, летали поодиночке, потому что космические капсулы были маленькими. Потом новые корабли стали принимать на борт нескольких космонавтов - экипаж. В первых полетах у каждого космонавта был дублер, у некоторых даже два. Но у экипажа тоже должен быть резерв. Так появились дублирующие экипажи.

Дублеры готовятся по той же программе, в таком же объеме, что и основной экипаж, и сдают те же экзамены. А на комплексных экзаменационных тренировках в конце подготовки комиссия оценивает их так же строго. Бывает, что оценки дублеров даже выше, чем у основного экипажа.

Дублирующий экипаж ко дню вылета на космодром должен быть полностью го?тов к космическому полету. Лишь за день до старта Государственная комиссия объявит свое решение, какой из экипажей отправится завтра в полет. Как правило, в космос летит основной экипаж, но бывают случаи, когда на орбиту отправляются и дублеры.
В 1971 году готовилась экспедиция на станцию "Салют". Вдруг перед самым полетом медики обнаруживают на рентгене у бортинженера основного экипажа небольшое пятнышко в легких. Всё! Основной экипаж был заменен дублирующим, прилетел на станцию и прекрасно выполнил задание. Космонавты из основного экипажа вернулись с космодрома домой, и пятнышко в легких у бортинженера сразу же исчезло. Оказалось, что это была обычная аллергия, то есть негативная реакция на цветочную пыльцу, - в тот сезон цветение маков на Байконуре было особенно буйным.

А экипаж-дублер, завершив работу на "Салюте", погиб при возвращении на Землю. Клапан дыхательной вентиляции, который должен был открыться лишь невысоко от поверхности Земли, сработал на высоте около ста километров. Произошла мгновенная разгерметизация, потому что воздух через открытый клапан быстро вытек в окружающее пространство. Это был короткий период, когда экипажи летали без скафандров, потому что вероятность разгерметизации космического корабля считалась очень малой. Оказалось, что это не так.

Другой случай. Спустя два года на комплексных экзаменационных тренировках основной экипаж получил оценки хуже, чем дублер. Это произошло потому, что члены основного экипажа рассорились между собой. И в космос улетел дублирующий экипаж. Вот как важно дружить не только в космосе, но и на Земле! Ау тебя много друзей в классе и во дворе?

Путевка в космос, или необычные туристы

Теперь в состав космического экипажа иногда входит космический турист. Такой турист должен заплатить кругленькую сумму за то, чтобы почувствовать себя космонавтом. Обычно космический турист летает в космос в развлекательных или научно- познавательных целях. Но иногда он также выполняет эксперименты, получает задания с Земли и помогает космонавтам. Сам он не любит называть себя туристом, пусть даже и космическим, а предпочитает, чтобы его называли "непрофессиональным космонавтом" или просто "участником космического полета".

Но ты же у нас не хочешь быть непрофессионалом. Наоборот, ты выбрал себе такую гордую профессию - космонавт! Поэтому мы оставляем рассказ о космических туристах коротким.

Док. 644391
Опублик.: 11.11.11
Число обращений: 0

  • `Желаю вам доброго полета...`

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``