В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Человеческий капитал: люди с ограниченными возможностями в образовании и науке Назад
Человеческий капитал: люди с ограниченными возможностями в образовании и науке
Социально-экономическое благополучие общества сегодня во многом зависит от вклада в развитие интеллектуальных ресурсов, от степени реализации личного потенциала каждого индивида в профессионально-личностной сфере. Ориентация образования на развитие личности связана с созданием условий для раскрытия и формирования индивидуальности обучающегося, его качеств как субъекта социальной, профессиональной и интеллектуальной активности. Человеческий капитал является главным богатством страны и определяется степенью развития и использования интеллектуальных способностей всех граждан, включая людей с ограниченными возможностями.

Актуальной проблемой на сегодняшний день является обучение инвалидов, которое связано с созданием необходимых интеллектуально-информационных технологий и условий обучения, позволяющих наиболее полно раскрыть интеллектуальный потенциал и максимально использовать его на благо общества.

НОУ ВПО Академия управления "ТИСБИ" осуществляет дистанционное обучение инвалидов с 2001 года. В настоящее время обучается около 300 человек с ограниченными возможностями, более 50 человек получили дипломы о высшем профессиональном образовании. В 2004 году по результатам экспертизы фонда "PEN-International", технология дистанционного обучения неслышащих по программам высшего профессионального образования была признана не имеющей аналогов в мире. Прибытие делегации Фонда в Казань и подписание Меморандума о вступлении Академии во всемирную сеть обучения неслышащих "PEN-International" в рамках Российского отделения сети "PEN-Russia" открыло новую страницу в развитии обучения лиц с ограничениями слуха.

С 2002 года успешно действует Окружной учебно-методический центр Приволжского федерального округа по обучению инвалидов. При нем организован Психолого-педагогический центр, который осуществляет сопровождение образовательного процесса. Ведется научно-исследовательская деятельность по организации эффективного психолого-педагогического сопровождения обучения лиц с ограниченными возможностями.

Итоги научной и практической деятельности Академии послужили основой создания лаборатории "Человеческого капитала" при кафедре ЮНЕСКО. Деятельность лаборатории характеризуется комплексным подходом в изучении вопросов разработки и реализации образовательных программ для различных категорий населения, в том числе образование взрослых и людей с ограниченными возможностями. Качество образования и совершенствование процесса обучения - основа развития и функционирования лаборатории, использование эффективных технологий, ориентированных на взрослую аудиторию, позволяют соответствовать современным требованиям образовательного рынка.

Приоритетным направлением деятельности лаборатории в настоящее время является разработка и внедрение в практику концепции "Повышение эффективности инвестиций в человеческий капитал Республики Татарстан".

В 2007 г. кафедра ЮНЕСКО осуществила профессиональную подготовку незанятого населения Казани (440 чел.). В текущем году при кафедре ЮНЕСКО создан центр кадровых ресурсов, основной деятельностью которого является содействие в трудоустройстве выпускников Академии управления "ТИСБИ". Начала свою работу совместная с ЗАО ИК "ТатИнк" междисциплинарная и межотраслевая лаборатория по подготовке и переподготовке высококвалифицированных специалистов-экономистов, обладающих современными ключевыми и профессиональными компетенциями. Значимым проектом стал проект с ООО "Эффективные коммуникации" (Технопарк "Идея"), "Центр оценки персонала", направленный на диагностику профессиональных компетенций студентов старшекурсников и их развитие в сфере инновационного менеджмента.
Ведется также активная работа в реализации проекта "Развитие социального партнерства в образовании", где партнерами выступают государственные и негосударственные учреждения, общественные организации, бизнес-сообщества. Среди них - Академия наук Республики Татарстан, Федеральное агентство по образованию РФ, Министерство образования и науки РТ, Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ, Агентство по развитию предпринимательства РТ, Городской центр образования взрослых. Продолжается работа в проекте "Высшая народная школа" (партнер РОО "Дом Европы в Санкт-Петербурге"). Целевыми группами в этом проекте являются пенсионеры и люди предпенсионного возраста (с 45 - 50 лет).

Неотъемлемой частью деятельности лаборатории является обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также социально незащищенных слоев населения (заключенных, безработных, пенсионеров). В 2007 году получили профессиональную подготовку по программам: "Менеджмент НКО", "Управление проектами", "Фандрайзинг" (прошли обучение 360 человек) - представители общественных организаций Республики Татарстан, представляющих интересы лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация программ обучения инвалидов проходит при поддержке Министерства социальной защиты Республики Татарстан, Министерства труда и занятости РТ, Татарстанского Республиканского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов "Помощь и Созидание", Агентства по развитию предпринимательства РТ, средств массовой информации.
В ноябре 2007 г. проведена Всероссийская научно-практическая конференция "Образование для людей с ограниченными возможностями: интеграционный потенциал" при поддержке республиканской общественной организации "Фатима" и общественной организации "Перспектива" (г. Москва). Конференция собрала вместе исследователей в области гуманитарных и социальных наук, которых интересует проблема образования инвалидов, а также практиков, вовлеченных в социальные проекты. На конференции были обсуждены основные принципы, на которых можно строить образование инвалидов, повышающих социальную интеграцию инвалидов и возможности их социальной мобильности. Были рассмотрены нормативно-правовые, социальные и социально-психологические аспекты образования людей с ограниченными возможностями.

Одной из главных задач лаборатории "Человеческого капитала" является социальная адаптация инвалидов через предоставление им доступа к образовательным ресурсам общества, актуализация и использование их жизненного опыта и активности для развития гражданского сообщества. В этой связи изучаются потребности молодых инвалидов в трудоустройстве, в социальной защите, исследуются возможности обеспечения получения высшего образования и дальнейшего занятия научной деятельностью. В Академии реализуется система непрерывного образования инвалидов: на сегодняшний день двое из них обучаются в аспирантуре и занимаются общественной деятельностью. Оба являются аспирантами кафедры гражданского права. Фазлыев Рустем Салихзянович работает на общественных началах в городском суде, исследует вопросы, связанные с вопросами недвижимости. Зиннатов Фарид Рафикович активно занимается социальной политикой, в 2007 году получил премию мэрии города в конкурсе "Социальное обустройство г. Казани". В 2008 году стал победителем проекта президента РФ "Моя законотворческая инициатива" и получил звание "Депутатского резерва". Проводит бесплатные консультации людей с ограниченными возможностями на собственном сайте, участвует в творческих конкурсах.

Итоги исследовательской работы лаборатории были представлены на Международной научно-практической конференции "Роль человеческого капитала в инновационном становлении России". Акцент сделан на том, что в настоящее время возрастает роль сознания и поведения, активности и компетентности субъектов на всех уровнях. Исходя из этого, определены стратегии и приоритетные направления образования взрослых и инвалидов через эффективные формы и методы его формирования, развития и интеграции в контексте дистанционного и инклюзивного образования.

www.allrus.info

Док. 644344
Опублик.: 10.11.11
Число обращений: 0

  • Вильданова Фарида Загитовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``