В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Косовский прицел НАТО Назад
Косовский прицел НАТО
О ситуации на Балканах рассказала доктор политических наук, доцент кафедры сравнительной политологии МГИМО Елена Пономарева.

- Насколько взрывоопасна ситуация на Балканах?

- Ситуация неспокойная, если речь идет о границе между самопровозглашенным государством Косовом и Сербией, когда между этническими албанцами и сербами, проживающими на этой территории, в течение нескольких месяцев происходят постоянные столкновения и конфликты.

В то же время мы знаем, что существует масса и других потенциально сложных очагов, которые могут возникнуть в Сербской Республике. Это Македония, где проживает достаточно большое количество албанского населения, Черногория и Сербия.

На юге Сербии существуют анклавы, где проживают преимущественно албанцы. Но сейчас внимание мирового сообщества прежде всего приковано к Северному Косову. Причем эта проблема не возникла случайно, она существовала всегда. Мировое сообщество и власти в Белграде просто оттягивали, пока жители Северного Косова не взяли в свои руки защиту собственной земли, собственного права видеть свое будущее.

Речь идет о том, что косовские власти решили на двух пропускных пунктах на границе с Сербией установить собственные полицейские подразделения. Напомню, что с момента провозглашения независимости Косова - с февраля 2008 года - эти пункты контролировались Сербией.

Установление албанского контроля на этих границах свидетельствует о том, что Приштина окончательно и бесповоротно решила контролировать всю территорию Косова. Но здесь возникает очень важный момент. Дело в том, что сербский язык на территории Косова признан государственным, вторым официальным языком.

Например, в 16 министерствах этого государства нет ни одного этнического серба. Сербы проживают преимущественно в анклавах, они маленькие, разбросаны по всей территории Косова. Самый большой - это Северное Косово, в котором, по разным оценкам, проживают от 66 до 120 тысяч сербов.

И этот маленький анклав пытается защитить себя, пытается сохранить свою независимость в том смысле, что он хочет управлять этой территорией. Он хочет оставить эту территорию для своих потомков, сохранить ее, так как веками там жили сербы. Но, конечно, они сами не смогут этого сделать.

Поэтому Россия, в частности Евгений Примаков и многие высокопоставленные лица обращают внимание на то, что необходимо сделать все возможное, что имеется в рамках международного права, для обеспечения сохранения элементарных прав, на которые собираются рассчитывать сербы. Сохранение своих институтов, школ, администраций. Самый большой вопрос, который может подниматься, - это автономизация этой территории.

- Россия не признает независимости Косова и Метохии, говорит, что это органичное продолжение Сербии. Однако у Запада другая позиция. Возможно ли в этой ситуации найти консенсус?

- Учитывая последние события в мире в целом - наступления на Северную Африку и Ближний Восток - с точки зрения целей, которые поставили перед собой западные государства, в отношении Балкан у меня нет иллюзий.

Европейский союз и Соединенные Штаты в лице прежде всего НАТО, которое активно присутствует в Косове (там очень большой контингент - до 16 тысяч военнослужащих), заинтересованы в том, чтобы Косово было целостно, чтобы эта территория была единой именно в косовских границах.

Во время одного из последних визитов в Белград Ангела Меркель во время переговоров с Тадичем напрямую заявила, что необходимо решать вопрос Косова в территориальных границах, и если Сербия хочет вступать в Евросоюз, то для этого необходимо признать Косово. Мои ближайшие знакомые, которые буквально недавно приехали из Сербии, говорят о том, что все происходит именно в этом направлении - что на Белград давят. Белград, скорее всего, признает Косово.

В свое время и Россия заявляла о том, что если Белград признает Косово, то и Россия будет вынуждена признать Косово. Получается, что на плечах небольшого количества сербов, которые сосредоточены на границе, фактически решается вопрос признания или непризнания Сербией Косова. Соответственно, далее - Российской Федерацией.

Местные сербы пытаются максимально привлечь внимание к этой ситуации, максимально выразить свое несогласие с возможным признанием Белградом Косова. Дело в том, что правительство в Белграде достаточно прозападное. Как мы видим, все требования, которые выдвигает Евросоюз, Белград выполняет с определенной поспешностью.

Оставить на произвол судьбы своих соотечественников - это Белграду может показаться меньшим злом, по сравнению со спором с Евросоюзом. И здесь прогноз очень плачевный. Скорее всего, Белград поэтапно будет вынужден признать Косово, а Россия будет сама для себя определять, когда это сделать и в каких рамках.

- Насколько ситуация в мире зависит от стабильности в этом регионе?

- На Балканах обкатывались и будут обкатываться различного рода технологии - как ведение информационных войн, так и активных войн. Если бы не было балканской войны, войны в Боснии и последующих войн, особенно агрессии против Союзной Республики Югославия, которая началась бомбардировками в 1999 году, мы бы не рассматривали те ужасные кадры, которые приходят из Ливии, и не строили бы аналогичные планы относительно развития сирийского сценария.

На Балканах произошло очень много показательных событий, сценариев, которые впоследствии используются и в других регионах мира. Или, например, те же "оранжевые" революции. Они пришли к нам из Белграда, где в 2000 году на основе вновь тогда созданных технологий был свергнут режим Милошевича. В этом смысле Балканы очень значимы для мировой политики.

С другой стороны, это очень важная геополитическая и геостратегическая точка Европы. Нестабильность на Балканах может привести к сложнейшим и непредсказуемым последствиям для всей Европы. Если мы к тому, что происходит на границе Сербии и Косова, присовокупим экономическую и социально-этническую ситуацию в Греции, Болгарии, Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговине, вы представляете, какой это сложнейший котлован проблем, в который на несколько десятилетий может погрязнуть Европа?

Этот анклав, безусловно, включает в себя интересы и ведущих держав: выход к морским артериям, очень большая ресурсная база. Это прокладка "Южного потока", что для России очень важно. Здесь, конечно, сталкиваются интересы Германии, Франции, Соединенных Штатов, Великобритании и России.

В последнее время в европейской политике активно ведет себя и Китай, но, может быть, не так публично. Речь идет об огромном экономическом влиянии. Таким образом, запалив в очередной раз Балканы, можно отодвинуть интересы крупных игроков на дальнюю перспективу.

Например, не сложится проект "Южный поток", в который Россия уже вложила огромное количество денег. Дальше нужно следить, как это будет развиваться. А с тенденцией - все понятно.

Голос России http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/no_program/59270742.html

Док. 644097
Перв. публик.: 25.10.11
Последн. ред.: 26.10.11
Число обращений: 0

  • Интервью с Пономаревой

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``