В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Волеводз: Новый учебный курс для подготовки юристов Назад
Александр Волеводз: Новый учебный курс для подготовки юристов
С недавнего времени в праве обрело свое место новое понятие - "международные правоохранительные организации".

Это словосочетание используется в отечественных нормативных правовых актах. Так, в соответствии со ст. ст. 7 и 14 Федерального закона от 12.081995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами РФ, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций. Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 09.09.2000 г., предусмотрено, что одним из основных направлений международного сотрудничества России в области обеспечения информационной безопасности является предотвращение несанкционированного доступа к информации международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с преступностью. В аналогичном контексте это словосочетание используется и в других нормативных правовых актах и официальных документах России.

Данная терминология ныне известна и международному праву. Например, в ряде Резолюций Совета Безопасности и других документов ООН применяются понятия: международные организации по сотрудничеству между правоохранительными органами (international law enforcement cooperation bodies), международные правоохранительные органы (international law enforcement community), международные правоохранительные органы (international law enforcement authorities), межправительственные организации по вопросам сотрудничества в правоохранительной области (intergovernmental organizations in the area of law enforcement cooperation).

Однако, содержание понятия "международные правоохранительные организации" в нормах международного и внутригосударственного права различных стран не определено. Равно как не определены и понятия "правоохранительная деятельность" и "правоохранительные органы".

Вместе с тем, в теории права и отраслевой правовой науке правоохранительную деятельность рассматривают:
- в широком смысле - как деятельность всех государственных органов по обеспечению соблюдения прав и свобод человека и гражданина, их реализации, законности и правопорядка;
- в узком смысле - как деятельность специально уполномоченных (компетентных, правоохранительных) органов обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только и главным образом для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия (наказания).
Она реализуется в единых формах правотворчества, правоприменения и правосудия.
Совокупность знаний о правовом регулировании, организации и деятельности внутригосударственных правоохранительных органов - предмет самостоятельной учебной дисциплины "Правоохранительные и судебные органы" ("Правоохранительные органы Российской Федерации"), обязательной для учебных заведений юридического профиля.

Между тем, для современных международных отношений в силу объективных причин характерно расширение международного сотрудничества в различных сферах, правовой основой которого является Устав ООН, в т.ч. в борьбе с преступностью.
Из круга участников международного сотрудничества в борьбе с преступностью, объективно выделяются международные правоохранительные организации (далее - МПО). Потребности практики диктуют необходимость исследования и изучения правового регулирования их деятельности.

Переход на уровневую систему высшего профессионального образования в России ставит новые повышенные требования к подготовке высококвалифицированных и высокообразованных юристов-международников. И, как представляется, в числе иного они должны быть подготовлены к возможному сотрудничеству с МПО, знать и понимать основы правового регулирования их деятельности, закономерности и перспективы его развития.

Отсутствие в государственном стандарте высшего профессионального образования соответствующего направления, привело к необходимости включать его элементы в различные специальности, относящиеся к разным направлениям профессиональной подготовки. Эта проблема существенно затрудняет необходимое качество подготовки специалистов в области взаимодействия с МПО. Одним из возможных путей решения обозначенной проблемы является использование как в существующих, так и во вновь выбранных направлениях подготовки целостной системы информационно-методического обеспечения образовательного процесса - учебно-методического комплекса (УМК).
Эти соображения легли в основу разработки, апробации и внедрения в рамках Инновационной образовательной программы МГИМО (У) МИД России (далее ИОП) УМК по интегрированной учебной дисциплине "Международные правоохранительные организации" для студентов Международно-правового факультета МГИМО-Университета.

Научная концепция курса "Международные правоохранительные организации"
Выработка научной концепции нового учебного курса явилась достаточно сложной задачей, хотя к этому времени нам был известен первый опыт целенаправленного изучения правового регулирования деятельности МПО - подготовленная на Кафедре организация судебной власти и правоохранительной деятельности юридического факультета Воронежского государственного университета в 2003 году программа учебного курса по специальности "Юриспруденция" 021100 "Международные правоохранительные организации".

По мнению автора этой программы С.Н. Бабаева, МПО - это постоянные объединения межправительственного характера, созданные на основе международного соглашения (устава, статута или иного учредительного документа) в целях осуществления международной правоохранительной деятельности. В силу этого к МПО он относит ряд международных организаций, в том числе тех, которые непосредственно не участвуют в международном сотрудничестве в борьбе с преступностью: Международный суд ООН, Европейский суд по правам человека, Интерпол, Международный уголовный суд.
Это обусловлено тем, что в своем определении автор исходит из наличия особой международной правоохранительной деятельности.

Данное С.Н. Бабаевым определение отражает его авторскую позицию, но не учитывает того, что функция правоохраны на международном уровне характерна, с одной стороны, для всех субъектов международного международных отношений и права, а с другой - эту функцию реализует само международное право. Если согласиться с определением С.Н. Бабаева, то следует признать, что МПО являются все без исключения субъекты международных отношений и международного права, что вряд ли соответствует действительности.

В силу этого потребовалось проведение дополнительных исследований, результаты которых позволили выработать в качестве научной гипотезы для разработки концепции учебного курса "Международные правоохранительные организации" следующие основные положения.

I. Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственной власти, разделение которой на законодательную, исполнительную и судебную ветви ныне признано большинством государств мира, к международным отношениям, урегулированным международным правом, не применимо.

Однако, поскольку международное право выполняет в международных отношениях ряд функций: координирующую, регулирующую, охранительную и обеспечительную, а его источники являются результатом международного сотрудничества, постольку и самому международному сотрудничеству присущи координирующие, регламентирующие, охранительные и обеспечительные функции. Иными словами, субъекты международных отношений, урегулированных международным правом, при правоприменении его норм реализуют функции координации, регулирования, охраны и обеспечения международного правопорядка.

В силу изложенного практическая деятельность субъектов международных отношений по защите и обеспечению верховенства права и международного права в международных отношениях может быть определена как международная правоохранительная деятельность, в широком значении этого понятия. Она включает комплекс мероприятий и мер экономического, политического, правового, организационного, технического и иного характера, проводимых субъектами международных отношений.

II. Международная правоохранительная деятельность по содержанию вполне сопоставима с внутригосударственной, понимаемой в широком смысле. Так, аналогом национального правотворчества является нормотворчество, осуществляемое на международном уровне субъектами международного права, внутригосударственное правоприменение сходно с таковым в международных отношениях, а отправление международного правосудия - с правосудием внутри государства. Как и внутри государства, на международном уровне можно выделить отдельные виды международной правоохранительной деятельности, предмет и содержание которых определяются рамками конкретных отраслей международного права или направлений международного сотрудничества. Например, в праве международных договоров международная правоохранительная деятельность осуществляется для обеспечения выполнения международных договоров и т.д.

Но между понимаемыми в широком смысле понятиями "правоохранительная деятельность" и "международная правоохранительная деятельность" имеется и весьма существенное отличие. Внутригосударственное правотворчество, правоприменение и правосудие отличает от аналогичной деятельности на международном уровне наличие соответствующих органов государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной. В международных отношениях какого-либо четко структурированного надгосударственного аппарата для правотворчества, правоприменения и правосудия нет.

Таким образом, международная правоохранительная деятельность характерна не для специально уполномоченных субъектов (как это имеет место на внутригосударственном уровне), а для всех участников международных отношений и субъектов международного права, отличаясь лишь объемом реализуемых каждым из них полномочий.

III. В силу этого вряд ли возможно использовать понятие "международная правоохранительная деятельность" в узком смысле, подобно тому, как такой подход допустим к понятию "правоохранительная деятельность" на внутригосударственном уровне. В международном праве вместо него используется иное понятие - международное сотрудничество в борьбе с преступностью.

IV. Его субъектами являются государства, международные организации, внутригосударственные правоохранительные органы и суды, их должностные лица, а в отдельных случаях и физические лица.

V. На международном уровне из этого круга субъектов объективно выделяются МПО - объединения суверенных государств межправительственного характера, учрежденные межгосударственными договорами, созданные на основе межгосударственных соглашений (устава, статута или иного учредительного документа), имеющие постоянные органы, наделенные международной правосубъектностью, и осуществляющие с соблюдением общепризнанных принципов и норм международного права деятельность по обеспечению правовой защиты личности, общества, государств и мирового сообщества от международных преступлений, преступлений международного характера, а также транснациональных преступлений, посягающих на внутригосударственный правопорядок, и борьбу с такими преступлениями.

Базовой особенностью МПО является наделение их компетенцией осуществлять международное сотрудничество именно в борьбе с преступностью, а деятельность в этой сфере является для них основной. Реализуемые МПО функции направлены на обеспечение соблюдения принципа индивидуальной уголовной ответственности физических лиц, совершивших преступления. Иными словами они осуществляют свою деятельность исключительно в сфере уголовной юрисдикции.

VI. Приведенные выше определения и критерии позволяют классифицировать МПО на:
- международные организации, участвующие в международном сотрудничестве, связанном непосредственно с пресечением готовящихся или совершенных преступлений, в том числе и путем проведения в необходимых случаях оперативно-розыскных действий, а так же с оказанием правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства, или, иными словами, международные организации по сотрудничеству между правоохранительными органами;
- международные организации и их органы, отправляющие правосудие по делам о международных преступлениях, осуществляющие уголовное преследование и наказание лиц, виновных в их совершении, - органы международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции).

Данные положения в своей совокупности и были приняты в качестве научной гипотезы для разработки учебного курса "Международные правоохранительные организации".

Предмет курса "Международные правоохранительные организации"
Как известно, в формировании системы научного знания о правовых явлениях и праве значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностями доктрины и практики, состоянием научных исследований и обучения. Именно в силу этого, положения о предмете дисциплины "Международные правоохранительные организации", выработанные нами, не являются однозначными. Хотя при их формировании мы исходили из того, что предметом любой учебной дисциплины являются те общественные отношения, круг вопросов и проблем, которые изучаются в ее рамках и составляют ее содержание.

Предметом данного курса определены: правовые основы и практика деятельности МПО в одной из актуальных сфер международных отношений - международном сотрудничестве в борьбе с преступностью; международно-правовые документы о МПО; международные договоры и законодательство России, регулирующие сотрудничество с МПО.

Сама дисциплина "Международные правоохранительные организации" определена как система подлежащих изучению в процессе подготовки профессиональных специалистов в области юриспруденции знаний о правовом регулировании учреждения, устройстве, организации, порядке и практике деятельности, компетенции МПО в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью; о международных договорах и законодательстве России, регулирующих сотрудничество с МПО; о закономерностях развития общественных отношений в этой сфере.

Учебно-методический инструментарий курса

Учебно-методическое обеспечение как педагогическая проблема в теории и методике профессионального образования являются одним из ведущих научных направлений, и решается она в аспекте активизации процесса обучения и рациональной организации самостоятельной работы студентов.

Разработка федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения по направлению подготовки "Юриспруденция" предполагает отказ от дидактических единиц и введение компетенций при подготовке будущих бакалавров и магистров.

В таких условиях классическая схема взаимодействия субъектов образовательного процесса высшей школы существенно видоизменяется: преподаватель в значительной мере становится консультантом, направляющим и организующим учебную деятельность обучающихся. А последние осваивают не только теорию изучаемых курсов и предметов, а значительную часть времени должны участвовать в занятиях, проводимых активных и интерактивных формах (деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков.

Эта деятельность основывается на компетентностном подходе. Он предполагает, что основной акцент делается не просто на получении обучающимися некоторой суммы знаний и умений, но и на формировании системного набора компетенций. При этом под компетенцией понимается личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности. Понятие "компетенция" включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

В значительной мере формированию компетенций способствует использование в процессе обучения универсальных обучающих инструментов, пригодных для самостоятельного освоения обучающимися определенного предмета или предметной области - учебно-методических комплексов (УМК). Основной целью создания УМК в юридическом образовании является обеспечение его всесторонней информационно-методической поддержки.

С учетом этого, для эффективного развития профессионального образования на основе выработанной научной концепции было принято решение о формировании авторского УМК "Международные правоохранительные организации", который позволил бы создать условия для индивидуального проявления, развития и самореализации студентов, обеспечить им свободу выбора в обучении, способствовать реализации каждым из них личностных притязаний и способностей.

Как в нормативных актах, так и в методических рекомендациях отсутствует единство по вопросу о составе УМК. Определяя его на практике мы исходили из понимания того, что УМК предназначен для использования не только обучающим, но в большой мере и обучаемыми. Поэтому в его состав должны входить учебно-методические материалы с достаточной степенью полноты обеспечивающие все виды занятий и формы контроля знаний обучаемых, предусмотренные учебным планом соответствующей образовательной программы. А сам УМК должен содержать материалы, позволяющие четко ориентироваться в содержании учебной дисциплины, последовательности ее изучения, требованиях к уровню освоения, организовать надлежащее ее изучение, учебное, научное, методическое и информационное обеспечение.

Работы непосредственно по разработке авторского УМК "Международные правоохранительные организации" выполнялись в рамках ИОП Государственного образовательного учреждения "Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации" "Формирование системы компетенций для профессиональной деятельности в международной среде в интересах укрепления позиций России".

Именно нормативной базой ИОП определялась структура УМК, в состав которого должна входить авторская учебная документация: программа курса; учебное пособие; компьютерные презентации (слайдофильмы) по темам курса и содержанию глав учебного пособия в формате MS Office Power Point; методические указания для студентов; методические рекомендации для преподавателей; ридер (хрестоматия); коллекция мультимедийных материалов; сборник тестов по курсу с ключами.
Программа курса стала основным исходным документом для разработки комплекса его методического обеспечения, определяющим содержание процесса обучения по предмету в соответствии с требованиями к подготовке квалифицированных юристов-международников. При этом, положения программы предопределили содержание и особенности остальных частей УМК, в связи с чем остановимся на ее содержании подробнее.

Открывающий программу организационно-методический раздел содержит общие сведения о цели, задачах и предмете курса, образовательных результатах и требованиях к его усвоению, формах контроля, критериях оценки знаний и компетенций, месте в образовательной программе подготовки юристов-международников.

Основными образовательными целями курса "Международные правоохранительные организации" являются:
- получение студентами комплекса теоретических знаний о МПО, правовом регулировании и практике их деятельности;
- формирование у студентов четкого представления о правовом регулировании МПО и их деятельности, как неотъемлемой составной части международного сотрудничества по борьбе с преступностью в общем контексте современных международных отношений;
- развитие студентами системы общекультурных, профессиональных, аналитических, системных и коммуникационных компетенций, позволяющих успешно использовать полученные знания в практической деятельности, как непосредственно связанной с МПО, так и не связанной с ними, но осуществляемой в общем контексте современной юриспруденции и международных отношений.

С учетом этого, задачами освоения курса для студентов являются:

-    углубленное изучение и критическое осмысление основных научных концепций международного сотрудничества по борьбе с преступностью, как теоретической основы правового регулирования и деятельности МПО;
-    изучение источников права о МПО, формирование на этой основе понимания сущности и проблем правового регулирования деятельности МПО;
-    формирование современных знаний и представлений о МПО;
-    усвоение основных понятий курса в единой системе международных правоохранительных организаций, демонстрация понимания практического значения этих понятий как инструмента анализа правового регулирования разных видов МПО;
-    введение в научную традицию: в изучение нормативных правовых актов и международно-правовых документов, справочной литературы, работ по общим вопросам и специальных исследований правового регулирования МПО и их деятельности;
-    подготовка к проведению и вовлечение в исследование деятельности МПО, возможностей их использования в конкретной практической деятельности.

В итоге изучения курса студент должен свободно ориентироваться в системе его теоретических понятий, владеть наиболее убедительными (с его точки зрения) определениями каждого из них и быть способным обосновать свой выбор, знать обязательную литературу по общим вопросам курса и отдельным темам, уметь применить свои знания в анализе проблем правового регулирования деятельности МПО.

Образовательные результаты курса определяются тем, что по окончанию его изучения студент должен:
-    продемонстрировать свое представление и понимание:
-    основных научных концепций международного сотрудничества по борьбе с преступностью, как теоретической основы правового регулирования и деятельности МПО;
-    места МПО в системе международного сотрудничества по борьбе с преступностью в общем контексте современных международных отношений, значения их деятельности для Российской Федерации как субъекта международных отношений;
-    сущности и основных проблем правового регулирования деятельности МПО, необходимости его совершенствования;
-    порядка и способов догматического и сравнительно-правового анализа по отдельным проблемам деятельности МПО;
-    новых и перспективных направлений деятельности МПО, возможностей их использования в конкретной практической деятельности, а также потребностей исследования и формирования основ их правового регулирования.
-    доказать, что он знает:
-    основные научные концепции международного сотрудничества по борьбе с преступностью, лежащие в основе правового регулирования деятельности МПО;
-    принципы и институты, понятийные ряды и категориальный аппарат международной правоохранительной деятельности и их нормативное закрепление;
-    систему источников правового регулирования деятельности МПО, и как на этой основе критически анализировать накопленный международно-правовой и внутригосударственный нормативный материал по вопросам деятельности МПО;
-    особенности правового регулирования деятельности МПО;
-    положения важнейших международно-правовых документов, регламентирующих деятельность МПО;
-    особенности деятельности МПО по борьбе с отдельными видами преступлений.

Предусмотрено, что качество и объем знаний студентов, а также их практические навыки работы с нормативными правовыми актами и международно-правовыми документами проверяются в ходе текущего и итогового контроля. Степень своей готовности к контролю студент может самостоятельно определить с помощью контрольных вопросов, которые помещены в программе.

Текущий и итоговый контроль в числе иного позволяет дать оценку влияния, оказываемого изучением курса на формирование и совершенствования у обучаемых целого ряда компетенций, которые прямо названы в программе и тем самым на формирование которых в процессе обучения нацелены студенты, а именно:
- общекультурных компетенций, таких как, владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; владение необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке;
- профессиональных - способность принимать решения в точном соответствии с законом, с учетом связанных с ними рисков; способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; способность толковать различные правовые акты; способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;
- аналитических - способность к комплексному и ситуационному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов в международной среде; способность к сравнительному анализу и синтезу (компаративистика); способность к соединению разнодисциплинарных аналитических инструментов в приложении к решению конкретной задачи; способность сформулировать поисковый запрос и найти необходимую информацию, включая поисковые системы и базы данных; умение превращать информацию в знания, применять и делиться полученным знанием;
- системных - способность к самостоятельному обучению; способность последовательно оценивать собственное обучение и определять потребности в обучении; четкое определение миссии, видения, ценности и стратегии; умение выбирать конкретные применения знаний и умений к анализу ситуации; способность использовать теоретический язык знаний применительно к анализу конкретных ситуаций;
- коммуникационных - выступать публично на профессиональные темы; получать, понимать и анализировать информацию профессионального характера; аннотировать и реферировать на русском языке иноязычные печатные материалы в рамках профессиональной сферы общения; способность к одинаковому пониманию темы, умение воспринять профессиональный жаргон и терминологию.

Второй раздел программы определяет содержание курса, вытекающий из его предмета, которое включает три раздела.

Разделом I "Введение в курс" предлагаются для изучения фундаментальные догматические положения и постулаты: определение и признаки понятия "международная правоохранительная деятельность", "международное сотрудничество в борьбе с преступностью" и ее основные направления; определение, сущность и признаки понятия "международные правоохранительные организации"; цели, задачи и основные понятия о правовом регулировании их учреждения и деятельности.

Раздел II "Международные правоохранительные организации по сотрудничеству с правоохранительными органами" и Раздел III "Органы международного уголовного правосудия (международной уголовной юстиции)" во главу угла ставят изучение правовых основ деятельности этих органов и их подсистем с точки зрения места в системе международных отношений, значения для России как субъекта международных права и отношений; правовые основы деятельности; история учреждения, становления и развития; структура и состав; компетенция и полномочия; практика деятельности на примере взаимодействия с Россией и дальнейшие перспективы сотрудничества.

С учетом инновационного характера и новизны УМК, в программе подробно представлено содержание тем курса, определяющих и содержание учебного пособия и иных структурных элементов УМК, в связи с чем приведем его ниже:

Раздел 1 Введение в курс "Международные правоохранительные организации"

Тема 1.1.Понятие и сущность международной правоохранительной деятельности
Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы: общее понятие и сущность. Основные организационно-правовые формы борьбы с преступностью на внутригосударственном уровне.Международный правопорядок, верховенство права и международная правоохранительная деятельность. Место международной правоохранительной деятельности в системе международных отношений. Сходство и различия между правоохранительной деятельностью на внутригосударственном уровне и международной правоохранительной деятельностью.Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: понятие, основные организационно-правовые формы, признаки. Общее понятие о международных преступлениях, преступлениях международного характера и транснациональных преступлениях, посягающих на внутригосударственный правопорядок. Соотношение международного сотрудничества в борьбе с преступностью и правоохранительной деятельности. Полисистемность правового регулирования международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

Тема 1.2.Международные правоохранительные организации: понятие и общая характеристика

Участники международного сотрудничества в борьбе с преступностью: государства, субъекты внутригосударственных правоотношений, международные организации. Виды международных организаций - участников международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Определение и признаки понятия "международная правоохранительная организация".Виды МПО и их общая характеристика. МПО по сотрудничеству между правоохранительными органами. Органы международного уголовного правосудия. Отграничение органов международной уголовной юстиции от иных международных судебных органов.Предмет и система курса, его место в системе смежных юридических дисциплин.

Раздел 2. Международные организации по сотрудничеству между правоохранительными органами

Тема 2.1. Международная организация уголовной полиции - Интерпол: правовые основы организации и направления деятельности

Международное полицейское сотрудничество. Понятие и особенности.Правовое регулирование организации, принципы деятельности и цели Интерпола. Устав и Регламент Интерпола. Правовой статус Интерпола как международной, межправительственной организации. Взаимодействие Интерпола с иными международными организациями, государствами-участниками и государствами, не являющимися его членами.Система и организационная структура Интерпола. Уставные и неуставные органы Интерпола. Генеральная Ассамблея Интерпола: состав, полномочия и порядок деятельности. Значение решений Генеральной Ассамблеи Интерпола.Исполнительный комитет Интерпола: состав, полномочия, порядок деятельности.Генеральный секретариат Интерпола: структура, функции и порядок деятельности. Генеральный секретарь Интерпола. Советники. Комиссия по контролю за архивами Интерпола. Национальные центральные бюро (НЦБ): место в структуре Интерпола, функции и порядок деятельности. Субрегиональные бюро. Неуставные органы вспомогательного характера: Постоянный комитет по информационным технологиям.НЦБ Интерпола в России и его филиалы: структура, функции и порядок деятельности. Правовое регулирование, субъекты и порядок организации сотрудничества РФ по линии Интерпола.Основные направлениям деятельности Интерпола.Участие в деятельности по установлению на международно-правовом уровне преступности и наказуемости определенных общественно-опасных деяний, в разработке и заключении международных договоров, принятии других международно-правовых документов в качестве правовой основы деятельности международных организаций и их органов в сфере борьбы с преступностью.Участие в международном сотрудничестве по пресечению готовящихся или совершенных преступлений, в том числе и путем проведения в необходимых случаях оперативно-розыскных действий. Международный розыск по линии. Интерпола, сотрудничество в борьбе с отдельными видами преступлений. Информационное и коммукационное содействие оказанию правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства.Сотрудничество с органами международной уголовной юстиции.Координация сотрудничества стран-членов Интерпола по оказанию материальной, профессионально-технической и иной помощи в борьбе с преступностью на международном уровне.

Тема 2.2. Европол - Европейская полицейская организация: правовые основы организации и основные направления деятельности.

Компетенция Европейского союза по вопросам борьбы с преступностью. Правовые основы полицейского и судебного сотрудничества в Европейском союзе.Правовое регулирование организации, принципы и цели деятельности Европола."Старый" и "новый" Европол. Решение Совета Европейского союза от 6 апреля 2009 г. об учреждении Европейской полицейской организации (Европол) - правовая основа деятельности Европола. Цели и компетенция Европола. Правовой статус Европола. Система и организационная структура Европола: Административный Совет и Директор, оперативные сотрудники и технический персонал, Офицеры по связи от правоохранительных органов государств-членов ЕС, национальные отделы Европола. Функции Европола и основные направления их реализации. Информационное обеспечение борьбы с преступностью и расследования преступлений. Координация работы и взаимодействия национальных правоохранительных органов государств-членов ЕС и третьих стран. Научно-техническое содействие. Компьютеризированная информационная система Европола (Computerized System of Collected Information): информационная система Европола (Europol Information System, EIS), аналитические картотеки (Analysis work files), система индексации (Index system). Порядок доступа к документам и информации Европола. Совместный и национальные надзорные органы.Правовое регулирование, субъекты и порядок организации сотрудничества РФ с Европолом. Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом.

Тема 2.3.Европейское бюро по борьбе с мошенничеством (ОЛАФ)

Актуальность борьбы с экономическим мошенничеством в Европейском союзе.Правовые основы противодействия мошенничеству с фондами и бюджетом ЕС. Операционные инструменты борьбы с мошенничеством в ЕС: история становления и современное состояние. Правовое регулирование организации, принципы и цели деятельности Европейское бюро по борьбе с мошенничеством (ОЛАФ). Статус и структура ОЛАФ. Полномочия и порядок деятельности ОЛАФ. Внутренние и внешние расследования. Сотрудничество ОЛАФ в рамках ЕС и с государствами, не являющимися членами Евросоюза.

Раздел 3. Система международной уголовной юстиции

Тема 3.1. Формирование основ международного уголовного правосудия

Исторические и международно-правовые предпосылки формирования международного уголовного правосудия.Зарождение доктрины международного уголовного правосудия. Проект Конвенции об учреждении международного судебного органа для привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушениях Женевской конвенции об улучшении положения больных и раненых в воюющих армиях (проект Муанье). Докторская диссертация российского правоведа Л.А. Камаровского "О международном суде" (1881). Доктринальные основы международного уголовного правосудия.Международно-правовые предпосылки международного уголовного правосудия: Версальский мирный договор и иные договоры, закрепившие результаты Первой мировой войны, Конвенция о предотвращении и наказании терроризма и Конвенция о создании Международного уголовного суда от 30.11.1937, работы ученых-правоведов. Международный Военный Трибунал для судебного преследования и наказания главных военных преступников европейских стран оси и Международный Военный Трибунал для Дальнего Востока: материально-правовые, процессуально-правовые и судоустройственные основы деятельности. Нормативное подтверждение принципов, признанных Нюрнбергским трибуналом. Пробелы правового регулирования Международных Военных Трибуналов.

Тема 3.2. Международные уголовные трибуналы ad hoc, создаваемые Советом Безопасности Организации Объединенных Наций в качестве вспомогательных органов

Международные уголовные трибуналы ad hoc, создаваемые Советом Безопасности в качестве вспомогательных органов ООН. Правовые основы деятельности и общая характеристика Международного уголовного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года и Международного уголовного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января 1994 года по 31 декабря 1994 года. Предметная (ratione materiae), персональная (ratione personae), территориальная (ratione loci) и временная (rateone temporis) юрисдикция Международных уголовных трибуналов ad hoc.Порядок судопроизводства в Международных уголовных трибуналах ad hoc.Проблемы правового регулирования деятельности Международных уголовных трибуналов ad hoc.

Тема 3.3. Смешанные (гибридные) уголовные суды (трибуналы)

Общее понятие, признаки и виды смешанных (гибридных) уголовных судов (трибуналов). Их положение в национальной судебной системе. Основания отнесения к органам международного уголовного правосудия. Смешанные (гибридные) суды, создаваемые в соответствии или на основе договоров государств с ООН.Правовые основы деятельности и характеристика Специального суда по Сьерра-Леоне, Специального трибунала по Ливану. Порядок уголовного судопроизводства. Смешанные (гибридные) трибуналы (суды), формируемые временными администрациями ООН на территориях государств, где проводятся миротворческие операции. Правовые основы деятельности и характеристика смешанных судов на территории Косово, Специальных Коллегий с исключительной юрисдикцией в отношении серьезных преступлений в Тиморе-Лешти.

Тема 3.4. Национальные суды, к юрисдикции которых отнесено правосудие по делам о международных преступлениях с участием международных судей и других участников уголовного судопроизводства

"Интернационализированные суды": общее понятие и причины появления.Национальные суды, к юрисдикции которых специальными решениями отнесено правосудие по делам о международных преступлениях с участием международных судей и иных участников уголовного судопроизводства, их место в системе международного уголовного правосудия. Правовые основы деятельности и характеристика Отдела по военным преступлениям Суда Боснии и Герцеговине. Порядок судопроизводства.Правовые основы деятельности и характеристика Чрезвычайных палат в Судах Камбоджи для преследования за преступления, совершенные в период Демократической Кампучии. Порядок деятельности и уголовного судопроизводства. Место национальных судов, к юрисдикции которых отнесено правосудие по делам о международных преступлениях с участием международных судей и иных участников уголовного судопроизводства, в системе международного уголовного правосудия.

Тема 3.5. Международный уголовный суд

Исторические предпосылки учреждения постоянно действующего Международного уголовного суда (далее - МУС), его место в системе международной уголовной юстиции. Общая характеристика Римского Статута Международного уголовного суда.Компетенция МУС и его юрисдикция (предметная, персональная, территориальная, временная). Предметная юрисдикция МУС: преступление геноцида; преступления против человечества; военные преступления; преступление агрессии. Источники права МУС. Основные источники права МУС: Римский Статут, Правила процедуры и доказывания МУС, Элементы преступлений, международное гуманитарное право, международные договоры, общепризнанные принципы и нормы международного права. Дополнительные источники права МУС: определения, решения и приговоры Апелляционной и Судебной палат МУС. Вспомогательные средства, используемые при судебном толковании. Принципы деятельности МУС: понятие и система. Общепризнанные принципы международного права в регулировании деятельности МУС: невмешательство во внутренние дела; суверенное равенство и уважение прав, присущих суверенитету; сотрудничество между государствами; уважение прав человека и основных свобод.Общие принципы уголовного права, закрепленные в Римском Статуте МУС: принципы Nullum crimen sine lege и Nulla poena sine lege; принцип Ne bis in idem; принцип запрещения ретроактивного применения уголовного закона и санкций (или принцип отсутствия обратной силы закона ratione personae); принцип индивидуальной уголовной ответственности; принцип исключения из юрисдикции для лиц, не достигших 18 - летнего возраста; принцип недопустимости ссылки на должностное положение; принцип неприменения срока давности; принципы освобождения от уголовной ответственности и другие.Принципы уголовного процесса в деятельности МУС: принцип справедливости или принцип справедливого судебного разбирательства (как право обвиняемого на публичное справедливое разбирательство беспристрастным образом его дела в разумный срок); принцип презумпции невиновности; принцип Ne bis in idem; принцип соблюдения прав человека; принцип законности; принцип публичности; принцип независимости и беспристрастности судей; принцип равенства всех перед законом и судом; принцип обеспечения обвиняемому права пользоваться языком, который он понимает; принцип состязательности и процессуального равноправия сторон; принцип обеспечения права на защиту; принцип обеспечения обвиняемому права иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты; принцип свободы обжалования процессуальных действий и решений; принцип обеспечения права на компенсацию каждого, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей; принципы возмещения ущерба потерпевшим, включая реституцию, компенсацию и реабилитацию.Судоустройственные принципы деятельности МУС: принцип комплиментарности (дополнительности или субсидиарности); принцип всесторонности и полноты сотрудничества государств с МУС. Структура МУС. Порядок выдвижения и выборов судей. Президиум МУС. Палаты МУС. Канцелярия прокурора. Секретариат МУС. Начало преследования и расследования. Обязанности и полномочия Прокурора при расследовании. Права лиц в ходе расследования. Роль, функции и полномочия Палаты предварительного производства при расследовании уголовных дел. Процедура ареста в государстве места содержания под стражей. Первоначальное производство. Утверждение обвинений до начала судебного разбирательства. Судебное разбирательство. Доказательства и доказывание. Ответственность за преступления против правосудия. Защита информации, затрагивающей национальную безопасность государства. Меры наказания. Обжалование и пересмотр решения в Апелляционной палате. Пересмотр обвинительного приговора или наказания по приговору.Общие положения о международном сотрудничестве МУС. Арест лица, подпадающего под юрисдикцию МУС, и его передача суду. Формы сотрудничества по оказанию помощи МУС. Исполнение наказания в виде лишения свободы. Исполнение решений о штрафах, конфискационных мерах или мерах по возмещению ущерба. Уменьшение срока наказания по приговору МУС. Взаимоотношения МУС и ООН. Имплементация Римского Статута МУС в законодательство государств-участников.

Тема 3.6. Современная система международной уголовной юстиции

Понятие о современной системе международной уголовной юстиции. Международное уголовное правосудие и его признаки.Сущность и основные черты современной системы международной уголовной юстиции. Понятие и структура современной системы международной уголовной юстиции. Признаки судебных органов, образующих систему международной уголовной юстиции. Признаки международной уголовной юстиции. Псевдомеждународная уголовная юстиция. Иракский Специальный Трибунал. Перспективы развития системы международного уголовного правосудия.

Кроме того, в программу включены требования к самостоятельной работе обучающихся, примерные темы письменных работ-рефератов и краткие методические указания по их выполнению, вопросы для самоконтроля по разделам курса, вопросы для подготовки к зачету в форме устного собеседования, а также список рекомендуемой основной и дополнительной литературы, нормативных правовых актов, международных договоров и иных источников информации по темам курса, данные о его материально-техническом обеспечении.

Программа сделана достаточно краткой, логичной и легковоспринимаемой, что создает хорошие предпосылки с одной стороны для развития самостоятельной познавательной деятельности студентов, а с другой - для контроля качества образовательного процесса.

Учебное пособие. При разработке УМК оказалось, что значительные сложности связаны с недостатком учебной, монографической и справочной литературы по рассматриваемым в курсе вопросам. Это потребовало уделить пристальное внимание подбору и изучению источников международного права, нормативных правовых актов, литературных источников на русском и иностранных языках, которые, к сожалению, лишь фрагментарно рассматривали отдельные проблемы и темы, сводимые нами в единую интегрированную юридическую учебную дисциплину.

Было установлено, что понятия, определяемые как "международное сотрудничество в борьбе с преступностью" и "международные правоохранительные организации", занимают специфическое место в системе научного юридического знания. Возникнув на стыке нескольких правовых систем - международного и внутригосударственного права, а также нескольких наук - международного, уголовного, уголовно-процессуального права - рассматриваемые понятия до сих пор сохраняют свой особый статус. Это привело к тому, что каждая из "родительских" дисциплин довольно охотно включает их отдельные элементы в себя в качестве составной части, не признавая вместе с тем за ними самостоятельности, не рассматривая, не исследуя и не изучая эти правовые явления системно и в полном объеме. Данный пробел надлежало восполнить в ходе подготовки учебного пособия.

Это оказалось достаточно сложной задачей, потребовавшей, в первую очередь, проведения дополнительных научных исследований и публикаций по отдельным аспектам правового регулирования деятельности различных МПО. Они проводились как самостоятельно автором, так и совместно с рядом студентов бакалавриата, а также аспирантов кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО-Университета.

Данная предварительная и последовательная работа, выявление в ходе исследований значительного объема фактических данных, нормативных правовых актов и международно-правовых документов потребовали не ограничиваться исключительно лишь учебным пособием по курсу, а подготовить нескольких внутренне взаимосвязанных между собой работ. Ими стали:
- в 2008 году электронный ридер (хрестоматия), включающий более 1200 страниц нормативно-правовых актов и международно-правовых документов для изучения по курсу, который размещен в сети интранет МГИМО-Университета и используется студентами в качестве первоисточника;
- в 2009 году хрестоматия "Современная система международной уголовной юстиции", в которой представлены основные сведения и документы (целый ряд из них впервые вводился в авторском переводе на русский язык в отечественный научный оборот) о формировании доктринальных и правовых основ международного уголовного правосудия, об учреждении, формировании и деятельности всех известных ныне международных уголовных судов;
- в 2010 году учебное пособие "Учреждения и органы Европейского союза по судебному и полицейскому сотрудничеству", в котором освещаются правовые основы деятельности Европейской судебной сети, Евроюст, Европола и Европейского бюро по борьбе с мошенничеством (ОЛАФ), а также приведены на русском языке базовые документы, регламентирующие их деятельность (ряд из них впервые).

И, наконец, в 2011 году издано учебное пособие "Международные правоохранительные организации" в полном объеме соответствующее программе этого курса. Его особенностью является то, что каждой главе учебного пособия предшествует резюме, в котором раскрываются краткое содержание главы. Каждая глава завершается краткими выводами. К главам прилагается список рекомендуемой нормативных правовых актов и международных договоров, литературы и Интернет-источников для самостоятельного изучения, а также перечень контрольных вопросов. Поскольку многие понятия курса пока еще не получили в научной и учебной литературе однозначного толкования, особого внимания и скрупулезной работы потребовала разработка глоссария, включенного в пособие.

Столь серьезный массив научных и учебных источников позволил сформировать информационную базу для самостоятельной работы студентов при изучении курса.
Всеобщая тенденция применения компьютерных технологий в образовании нашло свое отражение в подготовке компьютерных презентаций (слайдофильмы) по темам курса в формате MS Office Power Point. В общей сложности они включают более 700 слайдов.
Частично они используются в качестве иллюстративного материала при чтении лекций ("электронные" лекции), а в полном объеме - студентами при изучении курса.

 


Рисунок 1. Примеры кадров "электронной" лекции

В отличие от "бумажных" учебных материалов, "электронные" лекции, представленные в форме экранных кадров, отличаются большим количеством иллюстраций, что позволяет подключить к процессу запоминания электронную и зрительную память.
Возможности изложения особенностей подготовки и содержания иных элементов УМК существенно ограничены объемом статьи, а поскольку их формирование не вызывало особых сложностей позволим себе не останавливаться на них.
Использование УМК "Международные правоохранительные организации" в учебном процессе
Апробация учебного курса "Международные правоохранительные организации" осуществлялась путем включения его в учебный процесс Международно-правового факультета МГИМО-Университета в 2008-2009 учебном году. На первом этапе она осуществлялась в отсутствие разработанных учебных пособий и хрестоматий, а лишь с представлением в распоряжение студентов программы курса, электронного ридера (хрестоматии), слайдофильмов и отдельных лекционных материалов автора, составивших в последующем основу разрабатываемых параллельно учебных пособий и хрестоматии. Одновременно, по результатам совместной работы преподавателя и обучаемых, вносились уточнения в структуру и содержание программы курса, и учебных пособий.
В 2009-2010 учебном году УМК прошел полную апробацию в образовательном процессе МГИМО-Университета (при этом студентами использовался электронный вариант базового учебного пособия), где используется и сейчас.
Полученный опыт позволяет сформулировать ряд выводов, основными из которых являются следующие.
1.    Создание современных авторских учебно-методических комплексов по юридическим дисциплинам, нацеленных на организацию эффективной самостоятельной образовательной деятельности студентов является достаточно сложной задачей, решение которой предполагает необходимость проведения дополнительных научных исследований, которые целесообразно проводить с привлечением обучаемых.
2.    Разработка и использование УМК по дисциплине "Международные правоохранительные организации" направлены не только на овладение студентами определенной суммой знаний, но и на самостоятельное приобретение их, на работу с учебной информацией.
3.    При реализации УМК такого рода в обучении исключительно важно, чтобы студенты в ходе самостоятельной работы усваивали способы познавательной деятельности, на которых построен комплекс, овладевали ими, что позволит и в дальнейшем применять их в самообразовании.
4.    Несмотря на то, что в последние годы особенные надежды возлагаются на использование компьютеров в качестве дидактических средств, которые призваны улучшить процесс обучения (чем обусловлено широкое использование в разработанном УМК компьютерных технологий для представления информации и "электронные" лекции), студенты в центре реального учебного процесса предпочитают видеть преподавателя, отводя компьютеру роль вспомогательного средства. Особенно при изучении сложного теоретического материала.
5.    Как показывает трехлетний опыт преподавания курса "Международные правоохранительные организации" на основе разработанного УМК, в ходе обучения у студентов бакалавриата Международно-правового факультета МГИМО-Университета удается сформировать упорядоченные представления о роли, месте, функциях, компетенции и деятельности МПО, ознакомить их на более глубоком, в сравнении с общим курсом "Международного права", уровне с проблемами участия этих организаций в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью.
6.    УМК "Международные правоохранительные организации" сформировал новые образовательные ресурсы для подготовки специалистов к работе с МПО, а также ресурсы для переподготовки и повышения квалификации сотрудников министерств и ведомств, деловых, общественных и иных структур, вовлеченных в международное сотрудничество по борьбе с преступностью.
И, наконец, следует отметить положительную оценку УМК со стороны обучаемых: большинство обучающихся отмечают, что полученные знания и навыки необходимы им как будущим юристам-международникам.
Таким образом, УМК "Международные правоохранительные организации" способствует более высокому уровню подготовки будущих юристов-международников, в силу чего целесообразно его распространение в профессиональном сообществе в качестве одного из инновационных образовательных продуктов, основанных на компетентностном подходе, для российских вузов, которые ведут обучение как по юридическим специальностям, так, возможно, и по иным дисциплинам международного профиля.



Viperson

viperson.ru

Док. 644074
Перв. публик.: 25.10.11
Последн. ред.: 08.02.12
Число обращений: 0

  • Волеводз Александр Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``