В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кобзон: `Нужно проводить культурную революцию!` Назад
Кобзон: `Нужно проводить культурную революцию!`
Нина Катаева

В московском офисе депутата Госдумы РФ, лауреата Госпремии СССР, народного артиста СССР Иосифа Кобзона есть любопытный плакат. На нём изображён певец, а надпись гласит: "Ум, честь и совесть любой эпохи!"

С одной стороны, вроде с подколом: как можно быть "честью" любой эпохи, а вдумаешься - такой гимнический слоган ещё надо уметь заслужить! У тех, кто не думает о секундах "свысока" и никогда не изменяет себе, это получается.

Сегодня Иосиф Кобзон отвечает на вопросы корреспондента "Файла-РФ".

- Иосиф Давыдович, общеизвестно, что в комитете по культуре Госдумы, который Вы возглавляли одно время, хотели бы видеть культуру среди приоритетных федеральных программ - наряду с образованием, здравоохранением, сельским хозяйством, ЖКХ... Могли бы Вы здесь провести параллель с советскими временами? Как Вам работалось как эстрадному исполнителю тогда - и как сейчас? Каковы задачи культуры на данном этапе?

Иосиф Кобзон на праздничном концерте, посвящённом Дню Победы. Фото ИТАР-ТАСС.- Тогда была другая эпоха, другим было духовное состояние общества, а значит - и востребованность артистов, их репертуар и возможности. Раньше было много концертов - теперь их нет, и такого количества артистов нет, а главное, у публики нет возможности ходить на музыкальные вечера. В советское время билеты стоили от пятидесяти копеек до двух с половиной рублей, с любой зарплаты можно было купить. А сегодня на билете пишут - от двух тысяч и выше, то есть даже со средней зарплаты, не говоря о пенсионерах, которые чаще других посещали концерты, не особенно купишь.

Для публики проводились декады искусства, можно было познакомиться с культурой народов, населяющих твою державу - а у нас было 15 республик! Сегодня федеративное государство тоже насчитывает много автономий и национальных образований, но мы не придаем должного значения развитию национальных культур, потому и случается тот негатив, который произошёл на Манежной площади. Национальная нетерпимость, когда человек кричит "Россия для русских!", ужасна. Мы в Госдуме только что обсуждали проект "Россия для всех", где говорится о том, что в Российском федеративном государстве, независимо от количественного состава национальностей, на равных должны развиваться национальные культуры, начиная от главной - русской - и до самых малочисленных.

То же самое относится и к конфессиям: да, Россия - православное государство, но нельзя забывать, что здесь живут и буддисты, и мусульмане, и иудеи - и нужно с уважением относиться ко всем. Приезжаешь в воинскую часть: "Вот, у нас построили православную часовню". - "А у вас что, в части только православные служат?" - "Нет". - "А почему же не открыли молельную комнату, чтобы верующий человек другой конфессии мог прийти и помолиться?"

Мы живём в великой России, и порой сами же наталкиваем другие народы на русский народ, подчёркивая, что главная вера у нас православная, главный у нас - патриарх, забывая о главном муфтии, раввине, ламе. Как бы ни хаяли коммунистический режим, но в советское время эти вещи регулировались и межнациональных конфликтов не было.

Они начались в период перестройки - в Сумгаите, Казахстане, Тбилиси, Прибалтике. Я был народным депутатом СССР и знаю, что тогда происходило. Было ли это случайностью? Значило ли, что раньше народы любили друг друга, а потом вдруг перестали? Нет, просто раньше в республиках создавались условия для развития национальностей, поддерживался национальный престиж, не ущемлялось национальное достоинство, а потом вдруг всех бросили, сказав - развивайтесь, как хотите. Россия для русских.

Много имущества отдали Православной церкви, а я как многолетний депутат Госдумы от Агинского Бурятского автономного округа не мог добиться того, чтобы утварь, которую изъяли в 40-х годах, вернули в буддистские храмы. Хорошо, этот народ воспитанный и терпимый, а живущие на Северном Кавказе? Они нетерпимо относятся к таким вещам. "Ах, мы чурки, мы лица кавказской национальности?!" - и начинается конфликт. Отчего всё это происходит? От отсутствия культуры!

- В печати сообщалось, что на преодоление последствий бескультурья государство суммарно тратит до трети бюджета. Что могло бы помочь преломить эту ситуацию? Какова, на Ваш взгляд, роль ТВ в порождении этих "последствий бескультурья"? Почему на телевидении появился термин "формат - не формат" в отношении новых имён на эстраде, а главное, просветительских передач?

- Насчёт трат - правда. Если бы мы подсчитали средства, которые тратим на борьбу с терактами, межнациональными конфликтами, и бросили их на культуру - то негативных явлений в обществе не было бы.

Иосиф Кобзон и лётчик-космонавт Алексей Леонов. Фото ИТАР-ТАСС.Культура у нас нищая, в полном смысле слова - она занимает последнюю строчку в бюджете страны и в сфере обеспечения зарплатами. У нас под угрозой уничтожения библиотеки, музеи, заповедники, памятники истории и культуры, потому что нет средств на их содержание и реставрацию. Вот в чём беда! Мы теряем историю, культуру, нанося невосполнимый урон духовному состоянию человека.

Порой и ваш брат журналист, не разобравшись в проблеме, приносит немало вреда. Так, некоторые журналисты протестуют против введения худсоветов в культуре, называя это цензурой.

Глупость несусветная! Цензура и художественный контроль - совершенно разные вещи! Это как ОТК на производстве. В худсовете собираются творческие, интеллигентные люди - литераторы, редакторы, художники, артисты, каждый в своём деле специалист и способен определить качество того или другого произведения, рекомендовать его к исполнению. Сейчас худсоветов нет, поэтому и процветают пошлость и безвкусица. И когда люди возмущаются - как же так, как можно такое показывать по ТВ, хочется им ответить: "А почему вы смотрите это, поднимая рейтинг пошлой передачи?!" Авторы её существуют в рыночной экономике за ваш счёт!

Вот вы смотрите программу "Голые и смешные", смеётесь, а в это время щёлкает её рейтинг. И дети хохочут вместе с родителями, стыдливо оглядываясь на них - дескать, и что только не покажут! А потом родители обращаются к депутатам - как вы это допускаете?! Мы звоним на ТВ, а нам говорят - мы только за счёт рекламы и выживаем. "Так покажите Чайковского". - "Не формат". - "Покажите детей". - "Не формат".

Человека, кто придумал этот "не формат", в своё время можно было расстрелять. Это что же такое? Значит, показывать детям детские фильмы, спектакли, беседовать с ними, петь детские песни - это "не формат"?! Петь русские песни в России - "не формат"? И музыка Мусоргского, Бородина, Чайковского, Рахманинова, стихи Пушкина и Лермонтова, то есть пропаганда души России - "не формат", потому что не даёт возможности собирать рекламные деньги!

- Неужели нельзя это преломить?

- Вы знаете, я был оптимистом, считал, что нужно стучать кулаком по столу, требовать от правительства выделения средств на содержание культуры, но когда были объявлены четыре национальных проекта развития (образование, здравоохранение, сельское хозяйство, ЖКХ) - и культуры там близко не оказалось, мой оптимизм испарился. И когда журналисты меня спросили, был ли необходим пятый национальный проект, я сказал - нет. Пятый - нет, первый - да. Потому что он был бы призван вдохнуть в общество культуру!

Люди среднего и старшего поколения, которые жили в Советском Союзе, а потом строили новое российское государство, хорошо понимают, о чём я говорю. Мы всё это видели. Но почему мы сегодня так спокойно проходим мимо беспризорных детей? На улице их огромное количество!

Иосиф Кобзон. Фото ИТАР-ТАСС.Снесли памятник Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому, который вместе с Макаренко собирал этих беспризорников в голодной стране, воспитывал, думая о будущем - а мы сознательно теряем будущие поколения, не заботимся о них, не развиваем культуру.

Вспомните, в советское время после школы или института, после рабочей смены человек приходил в клуб, Дом культуры - и занимался художественной самодеятельностью. В вокальном, музыкальном, танцевальном, хоровом кружке. Развивался творчески - образно говоря, "уходил с улицы". И такой человек не мог стать террористом, он не был настроен против общества, он не шёл пить из горла своё пиво, не приставал к женщинам, не ввязывался в драки. Он понимал, что должен нести ответственность перед государством и народом. Сейчас этой ответственности нет, наша "борьба с бандитизмом" - жалкие потуги на фоне той эпидемии, которая уже охватила нашу страну.

- И что же теперь, всё потеряно?

- Нет. Я только что вернулся с Дальнего Востока, побывал на Камчатке и Сахалине, в Приморье, Биробиджане, Благовещенске. Посетил далекий Забайкальский край.

Сказать, что всё потеряно, нельзя! Сказать, что нет настоящих людей, которые думают о будущем в России и заботятся о нём, нельзя, тоже неправда. Но как мучительно они живут, отстаивая свою любовь к России!

Вот спрашиваем - как воспитывать патриотов России? А на примерах! Скажите, почему мы не кланяемся космонавтам? Проходит мимо дважды Герой Советского Союза, а для нас - как будто слесарь-сантехник прошёл. Уважаемая профессия, но не совершившая такого подвига, какой совершил космонавт, а мы не кланяемся.

Например, я всегда восхищенно относился к подвигу шахтёра, лётчика, моряка. Восхищался своими согражданами. Тем, что живу в стране, где всё это происходит. Я дружил с Гагариным и Титовым, и хочу сказать, что застал счастливое время в стране, когда мы гордились друг другом. В своё время школьники говорили - хочу быть, как Чкалов, лётчиком! После войны равнялись на Зою Космодемьянскую и Александра Матросова - и всё это были герои! Потом настало другое время, а потом появился Космос. Я сам хотел быть, как Гагарин и как Титов, у меня были идеалы.

А сегодня спросите у ученика средней школы, кто его идеал, кем он стремится быть? Все хотят быть бизнесменами, банкирами, олигархами. Не свидетельствует ли это об отравленном духовном состоянии молодых?

Человек растёт, и ему уже не нравится, что он по своему айпаду входит в интернет, смотрит фильмы, всякие игрища - ему уже мало этого, он хочет, чтобы у него было всё и сразу. "Я хочу сегодня, я хочу сейчас!" А мы ничего не противопоставляем этому.

Хотя театры, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, вроде работают, афиши пестрят премьерами.

В столице - да, а когда вы уезжаете за Урал, в Сибирь, на Дальний Восток - как там развивать культуру человека? Уничтожено сельское хозяйство, в селе нет ни клубов, ни домов культуры. Культуру уничтожили - а качественного продукта требуют. И кто его будет производить? Молодёжь уехала из села, она не знает запаха земли, не работает на ней!

- Но нельзя же сидеть, сложа руки. Надо что-то делать! Что, по-Вашему?!..

- Если честно, не знаю. Время очень тревожное и бездуховное. Нужно проводить культурную революцию! Сегодня в России не существует "Закона о культуре", хотя за четыре созыва работы в Госдуме мы с коллегами неоднократно пытались провести его в жизнь. Если бы был закон, при обсуждении бюджета культурной акции можно было сослаться на него и от любого чиновника потребовать: "Вы обязаны это сделать!"

Убеждён также - в своё время надо было учитывать менталитет представителей других национальностей. Через песни и танцы, через традиции. Вот я представляю Агинский Бурятский округ, и горжусь тем, что там сохранилась национальная культура, от специфического горлового пения и национальных танцев до национальной одежды и национальных традиций. И даже в тембральном отношении так, как поют буряты, не поёт никто, и слава Богу, что это сохраняется. Поэтому, когда приезжаю туда, возникает ощущение, что приехал за границу.

- Чем объясняется этот успех?

- Тем, что о культуре постоянно заботится местный губернатор Жамсуев. Он включает в бюджет привлечённые средства. В то время, как финансирование культуры в федеральном бюджете составляло 0,7 процента, им на развитие национальной культуры отводилось как минимум 7-9 процентов. Вот так должно быть повсеместно...

http://file-rf.ru

Док. 644066
Опублик.: 25.10.11
Число обращений: 0

  • Кобзон Иосиф Давыдович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``