В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Золотой Витязь` как опыт нравственного кинофорума Назад
Золотой Витязь` как опыт нравственного кинофорума
Владимир Волынский
Когда в основе нравственный императив, но надлежит быть и разномыслиям...

Юбилейный XV Международный кинофестиваль "Золотой Витязь" - один из крупнейших, наряду с Московским международным кинофестивалем и "Кинотавром", российских смотров кино - завершился. То был не просто кинофестиваль, а кинофорум, как его называют организаторы, главному из которых, Николаю Бурляеву - известному артисту кино, начинавшему у Андрея Тарковского в "Ивановом детстве", а впоследствии снявшему и свои фильмы, - на "Витязе" была посвящена отдельная ретроспектива, приуроченная к 60-летию мастера.

Форум, проходивший под традиционным девизом "За нравственные христианские идеалы. За возвышение души человека!", впервые представил не только православный кинематограф, но и произведения кино приверженцев иных конфессий - как христианских, так и последователей ислама, буддизма, индуизма... Думается, что это было абсолютно верным решением организаторов, ибо и расширило ареал участников, и позволило осветить значительно более широкий ряд религиозных и нравственных проблем с разных точек зрения, не отступая от девиза фестиваля. Разумеется, возрос вследствие этого и интерес общественности и прессы к форуму, который, по свидетельству многих критиков и журналистов, в последние годы стал было угасать. Позиция, что "надлежит быть и разномыслиям", на "Витязе" проявилось еще и в том, что на фестивале демонстрировались и полемически заостренные произведения, как, например, картина "Солидарность, Солидарность", снятая под руководством патриарха польского кино Анджея Вайды, или фильм "Бремя власти. Гейдар Алиев" Андрея Кончаловского.

В то же время приятно, что осталась добрая традиция именно фестиваля-форума, когда событие не ограничивается исключительно просмотром фильмов и их обсуждением - что принято именовать "фестивальным марафоном", - а включает в себя и широкий ряд иных мероприятий, обычно именуемых "культурной программой", - паломнические поездки, экскурсии, встречи...

Именно на этом фестивале зрителю была предоставлена возможность увидеть - не исключено, что всего лишь один раз, - целый ряд интереснейших киноработ, которые в силу своего некоммерческого "происхождения" не покажут в кинозалах и которые не купят для демонстрации телеканалы.

Это, прежде всего, лента петербургского режиссера Валентины Матвеевой "Апостол Любви. Выбор пути", посвященная великому пастырю и проповеднику ХХ столетия митрополиту Антонию Сурожскому. Особенно актуальна была демонстрация этой картины в дни, когда в выпестованной покойным архиереем епархии происходят драматические (и дай только Бог, чтобы они не стали трагическими) нестроения. Кто-то из тех, кто посмотрел эту замечательную картину, лишь в этот день впервые познакомился с личностью величайшего проповедника недавнего прошлого.

Большой интерес вызвал и фильм москвича Максима Гуреева "Мир Лотмана", посвященный также недавно ушедшему из жизни выдающемуся ученому-филологу и семиотику Юрию Лотману - одной из самых ярких фигур Тартусского университета в минувшем столетии. Фильмом-открытием стала лента Галины Огурной "Семейная тайна Антона Макаренко", из которой зритель узнает, что брат известного советского педагога был белым офицером, но что именно с ним автор "Педагогической поэмы" начинал главное дело своей жизни. Зритель на фестивале тепло принимал как картину "Даниил и Алла" Галины Яцкиной, посвященную двум мистикам - сыну и невестке Леонида Андреева, так и картину "Музыка и душа" Николая Ряполова, в центре которой фигура православного композитора Георгия Свиридова. С одинаковым интересом следил за новой попыткой разгадать тайну гибели Есенина, сделанную Павлом Редькиным в фильме "Дорогие мои! Хорошие!", и за попыткой вернуть, почти что из небытия, имя гениального изобретателя Никола Теслы, предпринятой сербами Сашей Габричем и Баней Милошевичем в фильме "Никола Тесла. Жизнь в XXI веке".

Настоящим художественным откровением для зрителей стал фильм молодого режиссера Ксении Кондрашиной "Картошка на сале" с участием Анатолия Адоскина и Юрия Кузьменкова. Картина, посвященная тяжелой доле российских фронтовиков, сыгранная с подлинным мастерством корифеями отечественного театра, заставляла вспомнить ставшие уже классикой нашего искусства спектакли "Дальше - тишина" и "Соло для часов с боем". И рядом с этим фильмом - интереснейшая по своей идее лента Сержиу Николаеску, хорошо известного нашей публике по румынским детективам 30-летней давности, "Восточный экспресс", посвященная трагическим судьбам румынских аристократов, - тем, кого мы называем "уходящей натурой". И не будет никаким преувеличением сказать, что названные фильмы - это всего лишь капля в море художественного многообразия современного кинематографа, представленного на фестивале.

Быть может, могло показаться странным то, что на "Витязе" демонстрировались ленты, уже широко прошедшие по киноэкранам, как "Оливер Твист" Романа Полански или "Персона нон грата" Кшиштофа Занусси. Но, как уже было сказано, фестиваль не стремится к "праву первой ночи", как к своей главной цели, а старается скорее представить явление в русле современной реальности, проследить продолжающуюся жизнь произведения, определить его нравственную актуальность в фарватере современности, установить значимость его места в нашей с вами жизни. И это еще одно из уникальных свойств этого форума.

Есть и еще одной свойство - открывать не только новые имена, как это было замечательно сделано в рамках широкой и фантастически многообразной программы дебютного кино, когда зритель увидел широчайшую палитру киноработ, адресованных прежде всего интеллекту и, осмелимся сказать, человеческому духу, но и новые грани в индивидуальностях уже известных мастеров. Это можно сказать про работу Алексея Серебрякова в картине Олега Массарыгина "С Дона выдачи нет", где известный актер сыграл сложную роль православного диакона.

Специальные ретроспективы, анимация, юбилейные сеансы - и это неполный перечень того, что успел за десять быстро пролетевших дней "Золотой Витязь". Успел не в последнюю очередь и благодаря замечательно отлаженной работе фестивального штаба - куда лучшей чем в минувшие годы, что было отмечено представителями прессы, живо принимавших участие в многочисленных дискуссиях и диспутах. Они часто выходили за рамки заседаний "проков" и продолжались в ресторане или просто на свежем воздухе. И ничего, что наряду с интересными замечаниями и комментариями, порой звучали и одиозные мысли и предложения. Так Дмитрий Золотухин призывал перейти к тотальному "цифровому" кино, которое Бог весть когда станет доступно российской глубинке, или когда гость из Белоруссии призывал к контролю государства над обществом и, что называется, с пеной у рта утверждал, что в России проблемы с культурой оттого, что ею руководит Швыдкой, а "вот если б была батьковщина!..."

Важно, что споры были, и уже то хорошо, что меньше всего про "Код да Винчи". И ничего, что в спорах не... рождается истина. Но, как говорится, делается попытка ее обрести. Что есть истина?... Поиск ответа на этот вопрос продолжат следующие фестивали.

http://www.zolotukhin-dmitro.narod.ru/vitjaz1.mht

Док. 643891
Перв. публик.: 19.10.04
Последн. ред.: 19.10.11
Число обращений: 0

  • Алиев Гейдар Алиевич (Али Раза Оглы)
  • Кончаловский Андрей Сергеевич (Михалков-Кончаловский Андрон)
  • Бурляев Николай Петрович
  • Золотухин Дмитрий Львович
  • Серебряков Алексей Валерьевич
  • Тарковский Андрей Арсеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``