В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Социальный аудит и гуманитарная экспертиза: технологии современной коммуникации гражданского общества и бизнеса Назад
Социальный аудит и гуманитарная экспертиза: технологии современной коммуникации гражданского общества и бизнеса
Денисова А.С.
н.с. Научно-исследовательский проектно-экономический институт (НИПЭИ) Якутского государственного университета (ЯГУ)
Бекетов Н.В.
д.э.н., профессор, академик Академии гуманитарных наук, директор НИПЭИ ЯГУ

Эффективность социального управления, в том числе и национальными проектами, решающим образом зависит от общественной поддержки. Любое нововведение предполагает не только учет общественного мнения, но и формирование социальной базы поддержки, не только внятную разъяснительную работу, но и втягивание различных социальных сил и групп в процесс принятия решений и их реализации.
Сказанное относится не только к деятельности органов власти, но и к разработке и реализации проектов и программ в сфере деловой активности, бизнес-проектов различного масштаба. Как известно, главной проблемой современного отечественного бизнеса является его легитимизация - как правовая, так и (что не менее важно) моральная. И именно в сфере деловой активности наработан наиболее детализированный опыт организации и оценки эффективности социальных коммуникаций и социального партнерства.

Прежде всего, речь идет о методах социального аудита - рационально упорядоченной технологии социальной экспертизы (оценки) "корпоративной социальной ответственности" (КСО) социальных инвестиций (СИ) бизнеса. Сформировавшийся за рубежом в результате мощных экологических движений, закрепления достигнутых результатов прав трудящихся и т.п., социальный аудит стал эффективным внерыночным фактором конкуренции. КСО конкретизирована в нормативах, критериях и стандартах, разработаны формы отчетности. Основой оценки качества менеджмента стала "методология всеобщего менеджмента качества" (Total Quality Management, TQM). Именно в этом ключе разработаны разнообразные международные стандарты, из которых наиболее известны система менеджмента качества ИСО 9001:2000 и система экологического менеджмента ИСО 14001:2004.

Разработаны и активно используются международные стандарты КСО. Существует около 30 стандартов нефинансовой отчетности, без соблюдения которых доступ к глобальному и многим национальным рынкам капитала весьма проблематичен. Их используют более 4000 организаций. Наиболее распространенными являются АА1000, GRI, Global Compact, которые имеют близкие цели и во многом дополняют друг друга. Показатели и критерии отчетности по этим стандартам "разведены" по "стейкхолдерам": "зеленые" движения выступили экспертами по экологии, профсоюзы - по оплате и условиям труда; общества потребителей и поставщиков - по контрактной дисциплине; религиозные организации - по защите свободы совести. Эти показатели и оценки обобщаются в широко публикуемых рейтингах.

К настоящему времени половина компаний Global Fortune 500 практикует социальную и экологическую отчетность. Соцотчетность все чаще приравнивается к финансовой, приобретая статус обязательной. Дело идет к пересмотру законодательства. С 2006 года в Соединенном Королевстве и во Франции социальный аудит с публикацией социальных отчетов стал обязательным для крупных компаний, в правительствах введены должности министров по КСО. За последние 3 года социальный аудит и соцотчетность по международным стандартам начинает входить в практику некоторых европейских и американских государственных и муниципальных структур (министерств, мэрий), общественных организаций.

В современной России сама идея социального аудита воспринимается неоднозначно: мол, зачем еще какой-то социальный отчет - отчитываться будем, когда власть придет со своей системой оценки. Такая позиция недальновидна: КСО и социальный аудит могут стать главным критерием формирования общественного мнения о бизнесе, включая отношения бизнеса и власти. Социальный аудит - технология многовекторного диалога с социальной средой, способствующего консолидации общества, устойчивому развитию в долгосрочной перспективе. Фактически речь идет о своеобразном аналоге коллективного договора с контактными группами и группами влияния во внешней среде проектов и организаций. Развитие соцотчетности в РФ соответствует общественным ожиданиям и дает шанс для позитивных изменений в отношениях между населением, бизнесом и государством. Процесс составления соцотчетности способствует общественному доверию, положительно влияет на деловую репутацию. Появление с 2004 года соцотчетов компаний, работающих в России, - реальная попытка общественного диалога на тему КСО, шаг к сбалансированным отношениям между бизнесом, властью и гражданским обществом.

Принимая на себя конкретные обязательства по сбережению и развитию человеческого капитала, защите окружающей среды, развитию региональной инфраструктуры, а также отчитываясь по выполнению этих обязательств перед организованными выразителями соответствующих интересов (профсоюзами, защитными движениями, конфессиональными и другими НКО), менеджмент и административное руководство, фактически структурируют элементы гражданского общества и способствуют закреплению их статуса и действенности.

Не менее остро стоит в современной России и проблема комплексной гуманитарной экспертизы различных проектов и программ. Российская действительность убедительно показывает, что недостаточно продуманные экономические, правовые, организационные решения способны обернуться острыми социальными, этническими, конфессиональными конфликтами, ростом экстремизма. Плоды ускоренной приватизации в России - яркий тому пример.

Зачастую решения принимаются в узких корпоративных интересах, без учета долговременных перспектив и последствий. Однако эффективность решений, проектов и программ не ограничивается экономичностью и результативностью как характеристиками использования средств для достижения поставленных целей. Сами цели, т.е. представления о желаемых результатах, могут не соответствовать реальным социальным запросам, не решать по существу важные и актуальные проблемы, а даже усугублять их.

Важные и ответственные решения предполагают учет многих привходящих обстоятельств и факторов, что невозможно без привлечения знаний и опыта специалистов-экспертов. Хорошо известно привлечение специалистов для вынесения судебных решений, на стадии следствия. В обиход уже прочно вошла практика экспертиз экологических, психологических, даже психолингвистических. Между тем, не менее, если не более важной является оценка гуманитарных последствий принимаемых решений, предлагаемых проектов и программ в самых различных сферах общественной жизни.

Экономика, также как и политика и образование - не самодостаточны, а имеют своей конечной целью человека. Человеческая личность - цель, средство и результат любых общественных процессов и преобразований. Поэтому учет возможных последствий для перспектив личностного развития принципиально важен.

Специфика гуманитарной экспертизы вытекает из особенностей гуманитарного знания. При оценке эффективности социальных проектов в контексте их целесообразности в плане оценки перспектив личностного развития, гуманитарная экспертиза ориентирована, прежде всего, на выявление возможного нарушения баланса социальной безопасности и свободы.

Социальная безопасность связана с реализацией отмеченных ранее уровней инфраструктуры личности: обеспечение жизни, здоровья, сохранения и развития культуры и соответствующей идентичности, развития экономической и политической систем. Однако эти уровни рассмотрения и соответствующие критерии носят относительный характер по сравнению с обеспечением возможности самоопределения - свободного ответственного выбора.

Гуманитарная экспертиза оценивает любую деятельность с точки зрения ее последствий для человека - как целого (социум) и как индивида. Другими словами, специфика такой экспертизы связана с выявлением влияния психологических особенностей людей на социальные события и влияния социальных событий на психологические особенности людей. Именно этот аспект, фактически выделяется в различных работах, посвященных различным видам ГЭ: этической приемлемости, психолого-педагогической обоснованности. Именно он лежит в основе широких дискуссий о клонировании, абортах, эвтаназии, использовании стволовых клеток, биометрии. Главный нерв такой экспертизы - соотношение социально-культурного (нормативно-ценностного) и личностного уровней.

Институционализация КСО, социального аудита и гуманитарной экспертизы в современной России сталкивается с существенными трудностями. Прежде всего, испытывается явный недостаток компетентных экспертов, сертифицированных для работы с международными стандартами и способных к объективной неангажированной оценке. Например, кто может выступать в качестве специалиста по гуманитарной экспертизе? Особенности такой экспертизы предъявляют к профессионализму специалиста довольно высокие требования, включая подтверждение высокой квалификации эксперта научной степенью не ниже кандидата наук в своей сфере, опыт участия и компетентность в проведении междисциплинарных исследований. Существенную роль играет особенность "экспертного мышления" - не каждый, даже высококвалифицированный специалист способен к обобщениям, конкретизациям и уточнениям, которые могут и не содержаться в первоначальном задании, к ответственным заключениям, на которые должен быть способен эксперт. От эксперта требуется также способность делать выводы в более широком, чем традиционно, контексте. Поэтому такой эксперт должен пройти специальную подготовку для участия в гуманитарной экспертизе, подтверждаемую соответствующим сертификатом. Более того, свою квалификацию такой эксперт должен подтверждать прохождением аттестации, проводимой не реже раза в 3- 5 лет.

Решающим образом успех дела зависит от активизации рынка заказов на социальный аудит и гуманитарную экспертизу. Вместе с тем, не менее очевиден и явный запрос на качественную гуманитарную экспертизу и объективный социальный аудит. Во-первых, это крупные отечественные компании, заинтересованные в размещении своих акций на международных биржах и в привлечении зарубежных инвесторов. Верифицированный на соответствие международным стандартам соцотчет - способ повышения капитализации компании.

Региональным и местным органам власти социальный аудит и гуманитарная экспертиза позволяют интегрировать бизнес в решение социальных проблем региона. Кроме того, во всем мире индексы социальной ответственности серьезно влияют на инвестиционную привлекательность региона и уровень жизни населения.

Особенно очевидна и заинтересованность органов власти в социальном аудите и гуманитарной экспертизе при реализации национальных проектов (от выработки критериев при сборе заявок до оценки результатов реализации).

Так, наиболее очевидна необходимость гуманитарной экспертизы в сфере образования. В условиях административной реформы особую актуальность приобретает такая экспертиза преобразований в вооруженных силах, правоохранительных органах, состояние и перспективы пенитенциарной системы. Непродуманное создание заповедников, игнорирующее жизненный уклад местного населения, чревато браконьерством. Отмена социальных льгот в условиях неоднозначных перспектив экономического развития ставит под удар жизненные интересы ветеранов, инвалидов и других групп нуждающихся в социальной поддержке людей. Широкое поле гуманитарной экспертизы предоставляет деятельность СМИ: характер подачи новостей, оправданность эротических сцен и демонстрации насилия, объем и агрессивность рекламы и т.п. Не менее актуальна гуманитарная экспертиза деловой активности, отраслевых и региональных программ. Важна гуманитарная экспертиза и конкретных бизнес-проектов, особенно в контексте повышения его социальной ответственности по отношению к потребителям и партнерам, населению в целом и собственному персоналу. Создание и деятельность совместных предприятий порождает серьезные проблемы кросс-культурной коммуникации.

В качестве потенциальных заказчиков на гуманитарную экспертизу могут выступать: федеральные и региональные законодательные органы; федеральные и региональные органы исполнительной власти; судебные органы; муниципальные органы; правоохранительные органы; армия; общественные организации: партии, движения, НКО, особенно - профсоюзы; бизнес-структуры и бизнес-объединения; частные лица и группы граждан. Однако, особенно на первых порах важны усилия по формированию такого рынка, формированию и даже просвещению потенциальных заказчиков. Этому могут способствовать участие в формировании бизнес-рейтингов, организация конкурсов, премий.

Не менее очевидна и заинтересованность в институционализации социального аудита и гуманитарной экспертизы собственно экспертного сообщества: от возможности применения компетентности и квалификации до закрепления социального статуса и влияния.

Важнейшей задачей является эффективная работа со СМИ (серии публикаций, специальные рубрики, ток-шоу), способствующая информационному продвижению социального аудита и гуманитарной экспертизы в общественном сознании и формированию соответствующего общественного мнения.

Развитие социального аудита и гуманитарной экспертизы в РФ зависит от их упорядоченности гарантий, которые могут быть прописаны в специальных кодексах и нормативах (конфиденциальность, авторское право и интеллектуальную собственность).

Факторами, повышающими актуальность введения этих социальных институтов, выстраивания их эффективной технологии в современных российских условиях, а значит - и условиями успеха дела, являются:
- социальная ориентация экономических и административных реформ;
- заинтересованность всех слоев общества в повышении качества жизни;
- стремление к консолидации общества;
- необходимость преодоления и профилактики межкультурной и социальной напряженности;
- формирование социально ответственного бизнеса;
- оптимизация социальных бизнес-инвестиций;
- формирование общественного мнения, признающего правовую и нравственную легитимность новых собственников;
- осознание важности преодоления патернализма и иждивенчества, формирования личной ответственности за свой выбор.

В этой ситуации чрезвычайно важна самоорганизация специалистов по социальному аудиту и гуманитарной экспертизе. Это может быть - по аналогии с адвокатурой - некая национальная гильдия специалистов, которая могла бы взять на себя функции подготовки, сертификации и аттестации специалистов. Дело только за самоорганизацией профессиональной среды и эффективной реализацией имеющихся предпосылок.

Продвижение практики социального аудита на основе международных стандартов в России существенно затруднено и в силу дисперсности общества: вести социальный диалог фактически не с кем. Нет не то, что гражданского общества - отсутствует элементарная самоорганизация социальных групп для защиты своих интересов. Тем важнее развивать коммуникативный подход к КСО, который способствует артикуляции интересов различных социальных групп и их продвижению и защите, закладывает основы гражданского общества. В этой связи полезно вспомнить о содержании и природе PR как строительстве социальных отношений между потребителями, партнерами, инвесторами, экспертами, органами власти, СМИ, организованной общественностью, неорганизованной общественностью (населением) и трудовыми коллективами. Речь идет не о "пиаровской" манипуляции и даже не об информационном менеджменте в целях достижения известности, или publicity. Это именно социально ответственное партнерство, позиционирование бизнеса не только и не столько в рыночной среде, сколько в обществе целом: PR как Public Relations и Public Responsibility. Полноценные PR - реальные технологии коммуникации, формирующие гражданское общество, т.е. общество, способное к самоорганизации. Это реальная самозащита общества: как relations - информация и разъяснение, учет интересов и выстраивание их общности, и как responsibility - общности социально ответственных партнеров.

Формирование, развитие и продвижение таких социальных технологий - процесс долговременный, решающим образом зависящий от формирования общественного мнения, инициирования принятия соответствующих нормативных актов, разработки необходимых индикаторов, подготовки специалистов-экспертов. Однако для внедрения и продвижения социальной экспертизы в современном российском обществе созрели все необходимые и достаточные условия.

www.allrus.info

Док. 643742
Перв. публик.: 12.10.11
Последн. ред.: 24.10.11
Число обращений: 0

  • Бекетов Николай Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``