В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Обсуждение повести `Генерал` на творческом семинаре М.П. Лобанова (проза) в Литературном институте им.Горького Назад
Обсуждение повести `Генерал` на творческом семинаре М.П. Лобанова (проза) в Литературном институте им.Горького
Чернова Анастасия:

В этом произведении каждый герой пытается как-то определить свое место. Идет внутренняя борьба в символе черных монахов. Ну, так я поняла. Меняется сам тип бытия. И причины, определяющие собой человеческую жизнь, лежат где-то за пределом, быть может, в реальности, за чертами видимости, материальности. Происходит вторжение ирреального в частную жизнь. В романе как раз это и есть: сплетение двух миров, бытового и мистического. Правда, мистика бывает разного рода. И часто мистику надо отличать от надуманности, фантазии. Сама идея сплетения разных уровней жизни, мне близка. Вообще эта интересная взаимосвязь. Вообще когда я читала, я запуталась и для меня произведение оставило ощущение незавершенного. Например, Лилиана. Действие пошло, а потом оборвалось и в конце появилась Вера. То ли тут слишком много фантазии, то ли может я так прочла, не осознала что к чему. Конечно, когда автор писал были и подтексты и взаимосвязь и причинная следственость. Которая если читать невнимательно, теряется. Я запуталась в персонажах.

Евсюков Александр:
Что меня подкупает в рассказах и повести Ольги это то, что у нее никогда не бывает только набора приемов. У некоторых профессионалов есть такое: они используют приемы с тем, чтобы показать: я вот так могу сделать. И получается какая-то видимость хорошего текста. Здесь всегда виден интерес автора к героям и поставленным проблемам. Его искренность, поскольку Ольга автор щедрый, у нее бывает много таких подробностей. Хотя иногда это перетекает в многословие и распыленность, и я хочу посоветовать ей, с этим бороться.


М.П. Лобанов: о повести "Генерал" (второе обсуждение)

Мне нравится то, что Ольга занята серьезной задачей, высказать то чем занято ее сознание. Я хочу вспомнить с чего ты начинала и что есть опасность утратить. Твой первый рассказ о поступлении в институт, там было сверкание молодости, окружающая среда абитуриентов, понимание, заразительность. Я читал с удовольствием. Жизнь в общежитие, как читали на скамеечке в сквере друг другу стихи, - там была живая жизнь. Эмоциональность, впечатления, живая натура. Надо знать, что живет в литературе только реальное. Не в смысле, что только увиденное глазами, а реальное как бытие самой личности писателя. Переживания, мысли, поиск. Жизнь мысли должна быть. Сейчас нельзя подражать Чехову, потому что потеряна актуальность. Всегда мысль есть жизнь своего времени. Мне кажется, что от этого тебе не нужно отходить. Не отходи оттого, что было у тебя в начале. Я с удовольствием читал первый рассказ. Эта была некая наивность, обаяние, романтизм.

Мне очень тронул рассказ об отце. Это благородный рассказ о том, как ты любишь отца, как он погиб, как ты благоговеешь перед ним. Это золотой опыт не только твоей памяти, но и души. Там уже нельзя отделаться затейливостью, рассуждениями о смерти, которые есть в повести "Генерал". Там все привязано корешками, капиллярами, там - реальность. В будущем мне кажется надо вернуться к тому, с чего ты начинала, чем твои рассказы симпатичны.

Что мне нравиться в тебе, так преимущественно положительное отношение к жизни. Нет у тебя современного скепсиса, цинизма. Ты берешь сложные характеры простых людей, как твоя Пелагея, мне очень понравилась эта героиня, она живая. Так же как Евагрий. Я бы сказал вот содержание твоего произведения. Она противостоящая злу мира. Встретились случайно люди, простые люди так сказать, а простота, как известно - вечная, неразложимая в своей положительности черта характера. Они встретились по-простому, даже не задумываешься о том, что они будут вместе, по-простому сошлись, как это обычно бывает в жизни. И вся Вселенная сосредоточилась в этой встрече.

Ты чувствуешь народный характер. В Пелагее есть мудрость жизни, лейтмотивом проходит антитеза: добро-зло, женщина - мир, мужчина - война. Мир пронизан антиномией. Спасение от этого кошмара может быть ни в знании теории, ни в болтовне, а только в любви. Не в высокопарном смысле, а в спокойном, уравновешенном, в мудром восприятии жизни, какова она дана Создателем. Он нам дал жизнь не для каких-то там судорог, после которых наступает пустота.
В твоей повести ведь какая глобальная затея: Евагрий решает создать свою религию! но ни эта мысль, ни эта религия не раскрыта. Ведь зло - порождение воли человеческой. Бог - добро, благо. В чем новая религия у тебя? Я вижу массу рассуждений, который не приводят к логическому завершению.

Мне симпатична эта вещь, мне она напоминает "Беловодье". В Евагрии есть черты не очень характерные для народного типа. Еще раз хочу тебе сказать, что ты работаешь интересно, у тебя есть пытливость ума. Читая эту повесть, чувствую, что ты хочешь не блеснуть, а что тебе кажется, что мир зашел в тупик и его надо спасать. Действительно, сейчас это понимают все умные люди. Ты чувствуешь это. Мне симпатично, что ты ищешь. Еще раз скажу, не уходи от подлинности. Вот по началу Пелагия и Евагрий - они простые, мудрые, понимающие, но потом ты превращаешь Евагрия в оратора. Заратустра целый, с простонародным характером.

Понравилась мне, что тоже говорит о серьезном твоем отношении, социальность. Есть сцены, в которых прописано положение молодежи в нынешней среде. Там нет нигилизма по отношению к прошлому. Заканчивая институт нельзя найти хорошо оплачиваемую работу, чтоб купить жилье надо сто лет копить деньги, да и вообще без воровства квартиру не купишь. Твои герои неравнодушны к этим проблемам. И прописаны эти сцены довольно искренни.

Смерть Пелагеи неожиданна, но она замыкает этот круг. Действительно таким людям трудно жить. Но есть места которые я бы советовал тебе убрать: ревность Пелагии. Это не подходит под характер Евагрия, ведь он задуман у тебя как однолюб по части спасения человечества. Вы такую дали ему планку, что ему не до заигрывания. Тут уже много говорили о пресловутом Валерьевиче. Характер его воспринимается как некоторая банальность. Виктор к концу вообще исчезает. Если в начале он виден серьезным, у него погибают друзья, он воевал в Чечне. Сильная сцена, когда он избивает свою жену. Психологично. Достоверно. Психологически это объясняется и воспоминанием Кукушки. Когда жена ему закатила истерику, это наложилось на опыт полученный в Чечне, увиденное там, пережитое. Не выдержал, сорвался. Но далее сцена: Софья курит анашу и это воспринимается как пошлость. Психологически не оправданный поступок. Она пережила трагедию, предательство мужа и с такой легкостью бросается в объятия компании. Не такая она по натуре. Происходит снижение от драмы жизни к пошлому поступку. Есть элемент увлекательно-поверхностной игры. И такие вещи идут от того, как ты сама сказала, они выдуманные. Есть затейливость рассуждений о мире

Мне понравились две картины, в которых ты предстаешь как художник: сцена о том, как Татьяна соблазняет Виктора. Обаяние женщины, образность. Эта сцена выточена. И вторая - ты описываешь трехсотметровую квартиру. Это чем должна заниматься литература. Вторая сцена мне очень понравилась, хотя ты не указываешь кто хозяин. Хотя по описанию квартиры, если бы указала, был бы виден весь герой. Одна существенная деталь среди роскоши и богатства: в трехсотметровой квартире, две бумажные иконки, перед которыми стоит сувенир - золотой телец. Характерная картина. Вот на такие вещи надо обратить внимание.

И в заключении: эту вещь не бросай. Поработай над ней: убери излишества, пропиши психологизм в поступках, и сделай ударение на жизненную мудрость. Литература живет мудростью, а не знанием!

Хорошая страничка - описание Пушкинской площади. Тут чувствуется полученный тобой опыт, хорошо прописаны чувства, видится современность. Быть может, тебе следует через эту сцену провести своего главного героя. Связать его с этой увиденной пестротой жизни. Проститутки, бомжи и прочее... Напиши об этом. Это ведь хороший опыт. Литература ведь на этом и строится - на субстанции пережитого. Ты это видела, другие нет. Это будет интересно всем. У тебя ведь есть на что опираться, оставляй выдуманное в стороне. Ты уже сейчас можешь дать гораздо большее, чем написала. Ты можешь не только рассуждать, ты уже умеешь изображать. Ты видишь и чувствуешь этот тупик, в котором сейчас находится мир. Вещь в целом интересная, здесь нет игры приемов, здесь ты серьезна и в этом я согласен со словами Саши Евсюкова.

viperson.ru

viperson.ru

Док. 643579
Перв. публик.: 05.10.06
Последн. ред.: 29.02.12
Число обращений: 0

  • Генерал. (повесть)
  • Лобанов Михаил Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``