В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Мирошник: Образование и национальная культура - фундамент креативной экономики Назад
Николай Мирошник: Образование и национальная культура - фундамент креативной экономики
Культура - не только важнейший экономический и социальный фактор, но и важнейший ресурс экономического развития и модернизации России. Очевидно, что без национальной культурной и научной школы в принципе невозможно создать качественно новый продукт или услугу.

Культура как экономическая отрасль в широком смысле слова становится важным источником инноваций, причем, не только в чисто гуманитарной сфере, но и в производственной. Она стимулирует экономический рост как областей, опосредованно с ней связанных - например, информационных и компьютерных технологий, так и внешне с ним не связанных. Уже хотя бы тем, что она создает необходимый экономический и социальный климат, привлекая творческих людей - тех, кого мы называем сегодня креативным классом.

Два относительно новых понятия определяют сегодня развитие ведущих стран мира: креативный класс и креативная экономика. Оба эти понятия взаимосвязаны.

С точки зрения социальной структуры общества, можно сказать: креативный класс - это совокупность отдельных социальных групп, представляющих творческие слои нации. Такие группы имеются не только в среде научной, образовательной, творческой интеллигенции, но и среди предпринимателей, служащих и других социальных слоев.

Атрибутами креативного класса, как правило, являются развитый интеллект и определенный уровень качественного образования. Именно креативный класс в развитых странах обеспечивает основной прирост ВВП за счет качественного улучшения производимых товаров и услуг.

По мнению Ричарда Флориды, американо-канадского экономиста, автора теории креативного класса, сегодня этот класс в целом в США включает где-то 38,3 млн. человек, то есть приблизительно 30% занятых. В то же время традиционный рабочий класс в США составляет 33 млн. чел, или четверть занятых.

И этот класс растет ускоренными темпами. Ежегодно появляются десятки новых профессий. В США количество профессионалов, занятых креативной, творческой работой в сфере науки и производства (инженеры, ученые) выросло с 625 тысяч в 1950 году до 5 млн. в 1999-м. Но также растет и число людей, работающих непосредственно в сфере культуры и художественного творчества - профессиональных актеров, художников, писателей - их число в США выросло с 1950 по 1999 г. с 525 00 до 2,5 млн. человек.

По оценкам западных экономистов, до 85-90 % прироста ВВП в развитых странах обеспечивает сегодня именно креативная экономика. Таким образом, можно сказать, что в основе ускоренного развития России в целом, и ее экономики, в частности, лежит развитие креативного класса. Модернизация страны без понимания этого вряд ли возможна. Обеспечение роста ВВП - большая задача, но стратегической целью должно быть создание в России экономики знаний, креативной экономики. И президент Д. Медведев, и премьер В. Путин не раз подчеркивали в своих выступлениях, что нам нужен качественный рост экономики страны.

В мае этого года В. Путин заявил на конференции "Несырьевая модель социального государства", что "сырьевая экономика не только ставит нас на низкие позиции в мировом разделении труда, но и не дает нам выйти на новую ступень в развитии человеческого капитала". Технологический, модернизационный рывок может быть сделан только в том случае, если будет создан массовый слой населения, отличающийся творческим подходом. Модернизация невозможна без опоры на креативный класс, как в свое время в СССР было невозможна индустриализация без научно-технической и гуманитарной интеллигенции.

Применительно к России, где экономически активное население составляет 80 млн. человек, суммарные оценки креативных групп колеблются в широком диапазоне - от 13 млн. до 30 млн. человек. В любом случае, это - огромный потенциал, который необходимо полностью использовать.

Образование без культуры - это, как писал А.И. Солженицын, образованщина. В своем эссе, так и озаглавленном, он противопоставляет образованщину истинной образованности, называя "образованщиной" ту часть современной интеллигенции, которая бравирует собственной образованностью, сводящейся лишь к получению вузовского диплома или ученой степени при отсутствии глубоких знаний и широкой эрудиции.

При этом значение высшего образования в современном мире только растет. В ведущих странах образование становится важнейшей экономической отраслью и самостоятельной ценностью. Как ожидается, в развитых странах через 15-20 лет число лиц с высшим образованием может превысить 60% трудоспособного населения. Сегодня в США доля таких лиц составляет 30%, а в целом в развитых странах - 22-23%.

Качество человеческого потенциала страны во многом определяется высшим образованием, которое дает не только общие и профессиональные знания, но и является способом социализации молодых граждан. Вузы - это своего рода инкубаторы человеческих личностей, задачей которых является воспроизводство человеческого потенциала, что непосредственно выгодно для экономики. Но, повторим, без национальной культуры образование становится "образованщиной".

Сегодня уже ни у кого, наверное, не возникает сомнений в том, что образование стало экономической отраслью, где происходит такая же острая конкурентная борьба, как и в других сферах экономики. По некоторым оценкам, прибыль от образовательной отрасли превышает прибыль во всех остальных отраслях, а рынок стремительно растет. Сегодня на рынке образовательных услуг доминируют, к сожалению США, чья доля составляет в мировом масштабе 30%, в то время как доля России составляет только 1 %, при том, что Россия по охвату высшим образованием и относится к числу развитых стран.

В России в целом сохраняется высокий уровень высшего образования (более 28%) во всех отраслях экономики. Правда, послевузовское образование встречается уже крайне редко (0,2 % по всей экономике), то есть уровень переподготовки кадров у нас сильно отстает.

Не менее важно высшее образование и для развития культуры. В странах Евросоюза в 2004 году в сфере культуры, по оценкам, работало 5,8 млн. человек, т.е. 3,1 % трудоспособного населения, при этом около половины (46,8%) занятых имели высшее образование, тогда как в среднем такое образование по всем отраслям экономики имели только 25,7% занятых.

Новая научная дисциплина - экономика образования - доказала высокую эффективность инвестиций в общее и профессиональное образование. Говоря о растущей мощи Китая, не будем забывать, что едва ли не главное богатство нынешнего Китая - появившиеся за последние десятилетия 300 млн. выпускников ВУЗов, формирующих сегодня значительную часть национального человеческого капитала страны и ее креативного класса.

Непосредственно знания количественно оценить невозможно, для этого используются оценки косвенные - считается, что на долю новых знаний, воплощенных в технологиях, оборудовании и организации производства развитых стран, приходится 80-95% прироста ВНП. Иными словами, любая развитая экономика - это экономика знаний.

Но развитие творческих способностей без развития в стране общей культуры немыслимы. Творческие возможности человека развиваются на фундаменте национальной культуры, национальных ценностей, традиций, школ. Творчество само по себе не бывает абстрактным. Ни Пушкин, ни Менделеев или Вернадский, ни Циолковский или Сергей Павлович Королев не могли бы появиться вне русской культуры и истории.

Процесс творчества - это и процесс использования ресурсов культуры как отрасли для создания и развития многих других секторов экономики. Фундаментом настоящего образования всегда является национальная культура, национальная история, традиции. Стать по-настоящему образованным человеком невозможно без усвоения всего культурного богатства, накопленного нацией за многие века, и, таким образом, без знания истории как его неотъемлемой составляющей.

История России - непрерывная цепь событий. Но в это цепи можно выделить несколько десятков базовых событий - своеобразных точек бифуркации, которые определяли новый вектор развития нации. К таким точкам можно отнести Крещение Руси, подвиги Александра Невского, Куликовскую битву, патриотические деяния Минина и Пожарского, войну 1812 года, Великую Отечественную войну, запуск человека в космос. Эти события во многом определяли развитие российского государства на определенном этапе, став неотъемлемой частью нашей истории и культуры. Это - те ценности, которые определяют саму сущность нации.

Если мы начинаем эти ценности фальсифицировать или искажать, мы не просто разрываем на куски прошлое, разрушаем не просто историю, мы своими руками уничтожаем самое древнее из современных государств - Россию, наносим непоправимый ущерб нации. Как сказал недавно Д. Медведев, великое государство и великий народ.

В истории России было несколько масштабных модернизаций. Кто-то насчитывает в нашем обозримом прошлом три - считая первой реформы Петра Первого, второй - реформы Александра Второго, третьей - индустриализацию СССР. Кто-то включает сюда и деяния других великих деятелей России. Как бы то ни было, сегодня перед нами встает задача такого же исторического масштаба.

Но при этом необходимо сознавать, что, параллельно с реализацией концепции "технологического рывка", важно осуществлять и модернизацию в широком смысле - в культурной, социальной, духовной сферах.

Широкое понимание "технологического рывка" предполагает опережающее развитие образования и технологий, фундаментальной науки, но одновременно - культуры и искусства. Но модернизировать культуру - отнюдь не значит отказываться от богатства, накопленного ранее, или транжирить его, разменивая на мелкую монету сиюминутных выгод. Модернизировать, бережно сберегая достояние нации - в этом, наверное, главная задача.

Николай Мирошник, ответственный секретарь журнала "Вестник МГИМО-Университета"

Viperson

Док. 643482
Опублик.: 03.10.11
Число обращений: 0

  • Мирошник Николай Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``