В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рекламный крюк Назад
Рекламный крюк
На какие хитрости идут российские маркетологи, чтобы зацепить потребителя
Квитанция об оплате коммунальных услуг, письмо от районной управы, официальное удостоверение или крупная денежная купюра - все это может оказаться не тем, чем кажется. Рекламщики начали придавать своей продукции государственный "оттенок". Штрафы за такую маскировку мизерные, а вот прибыль с потребителей, научившихся игнорировать обычную рекламу, можно получить неплохую.

Человек приходит домой, привычным жестом сгребает из почтового ящика в мусор килограммы бумажного спама, оставляя лишь нужные квитанции по оплате коммунальных услуг. Однако, поднявшись в квартиру, он понимает, что на официальные платежки листочки похожи лишь формой, но не содержанием. Это значит, что раздосадованный обыватель столкнулся с набирающим популярность явлением - партизанским маркетингом. И хорошо еще, если замаскировавшаяся листовка просто предлагает купить что-то по выгодной цене.

"В конце прошлого года мне пришло письмо, выглядевшее в точности как претензия за задолженность по квартплате, - рассказала "НИ" москвичка Елена, просившая не называть ее фамилии. - Поскольку хлопот в тот период было много, а новых проблем совсем не хотелось, я сразу же оплатила квитанцию через "Сбербанк", тем более что сумма была несерьезная. И только в новогодние праздники, когда разбиралась с бумажками, увидела, что деньги я, оказывается, перечислила некоему благотворительному фонду в качестве добровольного пожертвования". Требовать деньги обратно Елена не стала: "Я не против помочь нуждающимся". Но доверие к благотворительным организациям, как и к официальным письмам было утеряно.

По такому же принципу "государственной маскировки" в прошлом году работала компания по установке пластиковых окон в Челябинске. На дверях десятков подъездов появились объявления, где казенным языком объяснялось, что "в рамках программы по капремонту дома замена окон на стеклопакеты будет производиться с 50-процентной скидкой". От разорения доверчивых челябинцев спасла подозрительная соседка, выяснившая, что контора не имеет никакого отношения ни к местной администрации, ни к программе капремонта, да к тому же скидка распространяется лишь на работы монтажника.

В некоторых районах Москвы встречаются похожие объявления, предлагающие установить новые батареи или застеклить лоджии, но компании хотя бы не ссылаются на таинственные распоряжения управы. Потому что рекламные партизаны в столице действуют куда масштабнее. Например, в интересах целого политического движения. Так, пару лет назад одна из партий распространяла рекламные листовки, которые прикреплялись к дверным ручкам. Текст, как будто написанный синей шариковой ручкой, начинался с обращения к "Дорогим соседям" и завершался фразой: "Приносим извинения за то, что вынуждены так бесцеремонно оставить эту записку в ваших дверях. У нас просто не осталось других способов донести до вас свои взгляды".

Коммунальная сфера - благодатная почва для рекламщиков-партизан, отмечают эксперты. "Вообще для рекламы подходит любой носитель, который способен привлечь внимание потребителя. Тут подойдет и платежка за ЖКУ, и оборотная сторона чеков, проездных билетов, и даже туалетная бумага, - пояснил "НИ" президент Гильдии маркетологов Игорь Березин. - Другое дело, что тут надо удерживаться на той грани, за которой начинается введение потребителя в заблуждение. Если человек считает, что ему обманом всучили рекламу под видом официального документа, он должен обращаться к защитникам прав потребителей, в ФАС или суд. Если экспертиза покажет, что в рекламе используются элементы, похожие на, скажем, госсимволику до степени смешения, то такая реклама будет запрещена, а ее производитель - оштрафован".

Г-н Березин считает, что маскировать листовки под письма от органов власти, в отличие от коммунальных платежек, бессмысленно. "Квиток о квартплате люди каждый месяц получают, а с властными структурами пару раз в жизни сталкиваются, - говорит эксперт. - Реклама, пришедшая под видом повестки в военкомат, вряд ли увеличит популярность компании среди молодых людей". А вот председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин, напротив, называет "федеральную маскировку" крайне эффективной. "Случаи, когда компании стремятся прислониться к великому и могучему Российскому государству, нередки, - говорит он "НИ". - Например, риелторы позиционируют свою контору как городскую, что подсознательно ассоциируется с местной администрацией. Финансовые компании любят называть себя государственными, а строительные пирамиды, породившие тысячи обманутых дольщиков, говорили, что их дома возводятся в рамках жилищной программы. Рекламщики играют на сверхвысоких ожиданиях простого человека от государства. Несмотря на то как государство поступало с гражданами последние 300 лет, уровень доверия к нему у россиян до сих пор очень высокий. На мой взгляд, такая тенденция будет продолжаться и дальше: люди по-прежнему "ведутся" на такую рекламу, а штрафы за нее низкие, если сравнивать с прибылью".

Крайне трудно добиться справедливости, если потребитель пострадал от другого вида рекламного камуфляжа - шуточных банкнот. Запрет на копирование денежных знаков в любом виде пока находится лишь на стадии законопроекта. Использование "корочек" с надписями типа "президент Вселенной" вообще никак законодательством не оговаривается. "Наказания, если человек просто прошел по такому удостоверению куда-то, не существует, - пояснил "НИ" адвокат, доктор юридических наук Александр Арутюнов. - До тех пор, пока не было совершено преступление с помощью "корочки" или человек не решит дополнить ее своей фамилией и какой-то печатью, наказывать его не за что".

Анна Семенова
"Новые Известия" от 30 сентября 2011 года

Док. 643446
Перв. публик.: 30.09.11
Последн. ред.: 03.10.11
Число обращений: 0

  • Арутюнов Александр Арташевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``