В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
День учителя. Актуальное интервью Назад
День учителя. Актуальное интервью
По советскому времени День учителя отмечается в первое воскресенье октября, а по международным нормам день обозначен конкретно - 5 октября.

В современной России школьные учителя отмечают свой праздник два раза, и они это заслужили только потому, что не бросили свою профессию и остаются преданными ей, несмотря на низкую заработную плату.

Профессия учителя всегда и во все времена была почетной. В наши дни учителем мало кто идет работать, а тем более из числа офицеров запаса.

Наш гость учитель истории и обществознания из Хабаровска подполковник запаса Роща Сергей Алексеевич.

О.Г.: Сергей Алексеевич, здравствуйте. Поздравляю с профессиональным праздником - Днем учителя! Почему Вы, офицер запаса решили сменить профессию, и с гражданской должности начальника службы информации и общественных связей Краснознаменного объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Восточного военного округа вдруг решили стать учителем истории и обществознания средней общеобразовательной школы? Решение, на мой взгляд, по логике, противоречиво, но достойно уважения для настоящих мужчин!

С.А.: Здравствуйте, и спасибо за поздравление! Что касается изменения вектора направленности в моей деятельности военного пенсионера, то странного здесь ничего нет. У меня есть диплом, "красный", от 3 июля 1984 года N 3223, где наряду с военным образованием в том же дипломе есть и гражданское образование - учитель истории и обществоведения. В 2009 году в Министерстве обороны Российской Федерации должность помощника командующего по информационному обеспечению перевели в гражданское русло, а с 1 сентября 2011 года - сократили и гражданскую должность. Поэтому, 8 августа уволился по сокращению, а 12 августа 2011 года меня приняли в школу учителем истории и обществознания.

О.Г.: Насколько я знаю, 12 августа - День Военно-воздушных сил России, так было задумано?

С.А.: Нет, это было обычное совпадение - в этот день получил трудовую книжку, а через полчаса был уже в школе. А что касается совпадений, то 8 августа в кругу друзей отметили не только мое сокращение и пополнение армии безработных, но и 27 лет совместной жизни с женой. Правда, этот семейный праздник был омрачен в 2008 году войной. Так что с тех пор первый тост - не чокаясь, за тех, кто погиб в той войне. Второй тост - за Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева. Третий тост, как и положено авиационный, не чокаясь: контакт - есть контакт - от винта - будем жить! И только четвертый тост, и последующие тосты уже по семейной теме. Что касается количества выпитого, то принцип старый, как дед учил: сколько раз накануне подтянусь на перекладине, столько рюмок водки и пью.

О.Г.: А если не подтянетесь?

С.А.: Тогда буду пить сок...

О.Г.: Так почему учителем? Ведь при определенных попытках можно было пойти работать, например, в газету или на телевидение, так многие делают. Неужели от безысходности?

С.А.: Мне еще в школе говорили одноклассники, что я умею доходчиво все объяснять по всем предметам, одним словом, иногда был "паровозом", в том числе и в военном училище. В 49 лет решил оправдать доверие однокашников. А главное, почему принял такое решение, так это то, что наш сын в этой школе учится в седьмом классе, путевку в жизнь надо правильно указать. Ребенок поздний, родился 22 апреля 1999 года, нам с женой тогда было по 37 лет.

О.Г.: Но это частное объяснение, так сказать, шкурное. А с точки зрения патриотизма за Отечество. Как в этом направлении?

С.А.: Вместо патриотизма хотел бы сказать о демографии. Сегодня в России естественная убыль населения растет, да и трудоспособное население сокращается. Ситуация оценивается таким термином, как депопуляция, по научному определению суженное воспроизводство и сокращение численности населения с отрицательным естественным приростом. Проще говоря, умирает больше, чем рождается. Детям лучше, чем учитель о здоровом образе жизни никто не объяснит. О демографии тем более.

О.Г.: Серьезное направление. И учитель истории и обществознания имеет свою точку зрения по такому сложному вопросу, как демография?

С.А.: Тогда зачем идти в учителя, не имея своей точки зрения? Демография в наше время и есть настоящий патриотизм, так сказать, вопрос государственной важности. В нашей стране есть первые положительные решения, как материнский капитал. Но почему бы не ввести еще поощрительный фонд тем предприятиям, где работающие замужние женщины готовы рожать детей, а потом при рождении ребенка еще и семье выплачивать, например, половину заработной платы из государственного бюджета. Тогда не будет проблемы беременности при приеме на работу, ведь не каждый работодатель берет потенциальных замужних рожениц, об этом всем известно, и таких фактов очень много, еще со времен Советского Союза. А в продолжение темы, рабочее место освободится и его займет другая безработная девушка, будущая замужняя женщина. Ну, это так, мысли начинающего дальневосточного учителя в самом зародыше. И если говорить серьезно, то для России все очень серьезно с этой демографией. Просто завтра у меня тема по обществознанию в десятом классе "Демографическая ситуация в современной России". Только что закончил конспект.

О.Г.: Вы уже месяц, как учитель истории и обществознания. Легко ли быть учителем в современной российской школе?

С.А.: Однозначно ответить сложно. Историю преподаю в пятых и шестых классах. Еще веду в одном седьмом классе, где учатся дети с запоздалым психическим развитием. Также обществознание в десятом и одиннадцатом классах, профильный уровень, а в параллельном десятом - базовый курс. Доверили экономику в десятом классе, профильный уровень. Можно было взять и право, но тут уже будет перебор, ведь на один конспект уходит в среднем два часа. Вот и считайте: завтра у меня четыре урока - обществознание профильный уровень в старших классах и история в шестых классах, значит три конспекта. На подготовку ушло шесть часов. Сегодня с 16.00 до 17.30 провел кружок по шахматам "Дебют слона" для всех желающих, пришли десять человек. А завтра после уроков в это же время - футбольная секция для шестых и седьмых классов. Еще веду факультатив по истории "Интересные факты из истории" для пятых и шестых классов. Как итог всей месячной деятельности, уже есть первые признаки "лекторского фарингита", да и сидеть приходится дольше обычного. Глазное давление повысилось, но это временно. На следующий год будет легче, потому что конспекты в основном будут готовы, только дату поменять, да внести некоторые изменения.

О.Г.: Сергей Алексеевич, а Вы любите смотреть "Ералаш"? За прошедший месяц могли бы дополнить репертуар?

С.А.: Всегда смотрю. А что касается сюжетов. Может этот подойдет? В шестом классе учатся два брата Медведевы, они близнецы, сидят за одной партой, крайней сзади возле окна. Дети, как дети, все время на уроках достают сидящих перед ними двух сестер, они тоже близнецы, фамилию называть не буду, иначе получится "тандем квартетом в одном классе" по принципу Единой России. Пока я с энтузиазмом рассказывал об императоре Карле, о его союзе с папой Римским, братья решили надуть "нехороший шарик для взрослых". Но не учли одного - заколок на волосах у сидящих перед ними сестер. Заколки оказались острыми, и "шарик" лопнул очень громко. Сработал эффект неожиданности: сначала слышны были звуки падающих ручек, потом "гробовая тишина" в классе и слова, которые сказал один из братьев: "Димон, ну ты офигел!". Я сделал вид, что не заметил, и продолжил еще громче рассказывать о папе Римском, а дети всего класса подумали, что я не услышал, и не стали, как обычно, шуметь, смеяться и так далее. Одним словом, "братьев не заложили". Потом с братьями разобрался, и они пообещали, что больше так делать не будут. На следующем уроке за папу Римского получили по двойке, урок не выучили, но "шарик" принесли. Если честно, то каждый день преподносит свой сюжет, скоро начну записывать, уж очень поучительные истории получаются.

О.Г.: На детей кричите?

С.А.: Только в артистическом стиле иногда повышаю голос. Не вижу смысла тратить здоровье на такие пустяки - для меня главное сейчас разобраться в их мозгах, кто и что из себя представляет.

О.Г.: Есть жалость к детям?

С.А.: Жалость и любовь должен проявлять врач. Мое мнение однозначно, и сложилось за много лет офицерской службы - учителю детей жалеть не надо, их надо учить, иногда даже жестко, потому, что им потом вступать в жизнь, а она иногда бывает жестокой. Школа не должна поставлять свой продукт в "страну непуганых идиотов".

О.Г.: А как относитесь к родителям детей?

С.А.: Если родители научат своих детей приходить в школу и тихо сидеть за партой, не нарушать дисциплину, не бегать и не портить школьное имущество, слушать внимательно учителя и быть ему благодарными за полученные знания, то честь им и хвала. Но такое случается в десяти случаях из ста.

О.Г.: Вы признаете единый государственный экзамен?

С.А.: Когда этим летом в Хабаровске был министр образования и культуры Андрей Александрович Фурсенко, то он сказал: "ЕГЭ придумал не я!". Я уважаю господина министра за то, что он сказал честно, за то, что он родился в один день с Айвазовским, и за то, что в свое время он окончил университет в Северной столице, ныне 258 в мировом рейтинге за 2010 год. Вопрос с ЕГЭ остается открытым, но я в широком смысле поддерживаю мнение Премьер-министра Владимира Путина и Министра обороны Анатолия Сердюкова, есть определенная положительная доля правды у лидера современной оппозиции Сергея Миронова, а в узком смысле имею мнение по своему направлению - историю и обществознание, как право и экономику надо сдавать устно. Поверьте, за державу не будет обидно.

О.Г.: Первую заработную плату за учительскую деятельность получали?

С.А.: За учительскую, с 1 сентября еще нет. Так что сравнить, на сколько повысили, не имею возможности, буду ждать следующего повышения.

О.Г.: А сколько по государственным расценкам стоит провести один урок?

С.А.: Если говорить серьезно, то учителю государство платит 65 рублей. В неделю у меня 22 урока по предметам обучения, 2 часа футбол, 2 часа шахматы и один час факультатив по истории, итого 27 часов. Вот и считайте.

О.Г.: Интересно, а какими словами начинали свои первые уроки в каждом классе?

С.А.: Всегда одними и теми же: "Дети, Вы учитесь в муниципальном бюджетном образовательном учреждении бесплатно. В год на каждого из Вас государство тратит семьдесят семь тысяч рублей, так что будьте благодарны Российской Федерации и ведите себя достойным образом. Кто не желает учиться правильно, в городе есть много платных школ, например "Алые паруса" или "Амурские волны" - там ждут Вас за тринадцать тысяч рублей в месяц".

О.Г.: Действует?

С.А.: Они хотят учиться бесплатно.

Беседу записала Ольга Александровна Гороховская 29 октября 2011 года.

viperson.ru
ulduz.su

Док. 643436
Перв. публик.: 30.09.11
Последн. ред.: 19.06.13
Число обращений: 0

  • Путин Владимир Владимирович
  • Фурсенко Андрей Александрович
  • Роща Сергей Алексеевич
  • Публицистика

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``