В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Диалог: новое научно-философское осознание (круглый стол-презентация книги Эрнеста Кочетова `Диалог: Диалогистика как наука о судьбах человека и мира в контексте глобальных перемен` Назад
Диалог: новое научно-философское осознание (круглый стол-презентация книги Эрнеста Кочетова `Диалог: Диалогистика как наука о судьбах человека и мира в контексте глобальных перемен`
От редакции. Сегодня мы знакомим читателей и посетителей нашего портала с материалами "Круглого стола", который состоялся 10 сентября с.г. по поводу презентации новой книги Эрнеста Кочетов "Диалог" [1] на XXIV Московской международной книжной выставке-ярмарке. Небезынтересно также для наших читателей узнать, что книга "Диалог" будет представлена на Мировом общественном форуме "Диалог цивилизаций" (о. Родос, Греция, 6-10 октября 2011г.). Информацию об этом можно почерпнуть на:
http://www.wpfdc.org/index.php?option=com_content&view=article&id=322:dialogistics-at-rhodes-forum-2011&catid=41:announcements&Itemid=108?=ru

http://www.wpfdc.org/index.php?option=com_content&view=article&id=322:dialogistics-at-rhodes-forum-2011&catid=41:announcements&Itemid=108?=en

В работе "круглого стола" приняли участие:

Анатолий Владимирович Горбунов - Вице-президент, исполнительный директор Ассоциации книгораспространителей независимых государств;

Эрнест Георгиевич Кочетов - автор книги "Диалог", Президент Общественной академии наук геоэкономики и глобалистики, доктор экономических наук, академик РАЕН;

Виктория Вадимовна Перская - доктор экономических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, заслуженный экономист России, академик РАЕН;

Александр Николаевич Карпов - доктор политических наук, профессор;

Елена Владимировна Сапир - доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и статистики; проректор по развитию образования Ярославского государственного университета им П.Г. Демидова

Дмитрий Николаевич Замятин - доктор культурологии, руководитель Центра гуманитарных исследований пространства Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва;

Юрий Павлович Бокарев - доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, заведующий сектором экономической истории Института экономики РАН;

Дугар Гармаевич Санжиев - член Европейского клуба экспертов местного самоуправления, обозреватель газеты "Экономика и жизнь" (ИД "Экономическая газета");

Геннадий Михайлович Денисов - кандидат социологических наук (социология управления). Член Президиума общественной Академии экономических наук и предпринимательской деятельности. Ответственный секретарь редакции Международного журнала "ЭПОС - Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда";

Сергей Иванович Лунев - доктор исторических наук, профессор Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации;

Вячеслав Вячеславович Соколов - кандидат экономических наук, главный исследователь Департамента исследований и информации Центрального банка Российской Федерации;

Наталья Леонидовна Орлова - кандидат экономических наук, заведующая кафедрой "Мировая экономика" Государственного университета Министерства Финансов Российской Федерации;

Ольга Владимировна Кадышева - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры "Макроэкономика и макроэкономическое регулирование" Финансового университета при Правительстве Российской Федерации;

Тамара Васильевна Посадская - психолог, профессиональный коуч, руководитель проекта "Внедрение коучингового подхода в образование".

Евгений Федорович Авдокушин - доктор экономических наук, профессор, Руководитель Центра азиатских исследований Экономического факультета МГУ им. Ломоносова

* * *

А.В. Горбунов.
Уважаемые господа, коллеги, друзья! Я приветствую Вас и в Вашем лице читателей, посетивших XXIV Московскую международную книжную выставку-ярмарку, на которой представлен целый ряд книжных новинок и, безусловно, среди них - книга Эрнеста Кочетова "Диалог". Книга выпущена в свет издательством "Экономика", широко известным в издательских кругах как у нас, так и за рубежом, занимает достойное место на стенде "Ассоциации книгораспространителей независимых государств". Для нас большая честь принять у себя известных ученых, специалистов своего дела и услышать мнение о книге Эрнеста Кочетова, книге, которая, судя уже по первой реакции посетителей нашего стенда, "обречена", как мне представляется, на долгую жизнь среди отечественной и зарубежной читающей публики. Желаю успехов в работе "круглого стола".

Э.Г. Кочетов. Уважаемый Анатолий Владимирович, спасибо за теплые приветственные слова и за отличные условия и организацию работы Вашего стенда, за предоставленную возможность провести на этой интеллектуальной площадке "круглый стол", посвященный моей книге.

Уважаемые коллеги! Я рад тому, что Вы нашли время и желание познакомиться с моей книгой и мне будет очень интересно (и очень полезно!) послушать Ваши суждения о ней. Книга уже "вырвалось" из рук моих, из рук издателей и печатников, она зажила самостоятельной жизнью, во многом непредсказуемой, таинственной, и судьба ее теперь в руках читателей, т.е. в Ваших руках.

В.В. Перская. К вопросу о роли "Диалога" в современном развитии общества. Мы с автором крупнейшей монографии "Диалог" Э. Кочетовым так давно знакомы, что даже трудно оценить во времени важность этого факта. И что характерно и присуще данному автору, так это умение уловить в многообразии сонма витающих в мировом пространстве идей ту единственно актуальную и, безусловно, главную для социума мысль, развитию которой будет в последствии подчинено обилие научных и исследовательских монографий, статей и даже учебников. Это, в частности, относится к геоэкономике как науке, определившей сущностное состояние мирового хозяйства в период конца прошлого века и текущем столетии. Это же можно отнести и к оценке роли "Диалога" как средства коммуникации на уровне государств, конфессий, хозяйствующих субъектов и человека, ради которого и осуществляется собственно процесс развития. Именно диалог может быть и должен быть положен в основу взаимодействия на уровне цивилизаций и их толерантного сосуществования в рамках мирового сообщества. Что особенно важным, как нам представляется, является осознание автором необходимости реализации диалога во взаимодействии человека и природы, что безусловно ставит Э. Кочетова в ряд адептов учения Вернадского о ноосферной цивилизации.

Диалог как средство установления консенсуса взаимодействующих сторон особенно важен в условиях постепенно формирующейся в мировом сообществе его многополярной конфигурации. Именно продуктивность реализации диалога позволяет снизить напряженность, не прибегая к использованию военной мощи и разнообразных человеконенавистнических технологий. Искусство ведения диалога - это своего рода искусство дипломатии, позволяющее сторонам достигать позитивный результат в условиях толерантного взаимовосприятия друг друга и, тем самым, формируя условия поступательного устойчивого развития сообщества в целом.

Устойчивости развития мирового сообщества, реализации позитивных преобразований при достижении гармонии "Человек - Общество - Природа" фактически посвящена работа Э. Кочетова "Диалог".

Мы выражаем искреннюю поддержку Эрнесту Георгиевичу - пионеру нового направления в социо-гуманитарном подходе к исследованию проблем взаимодействия цивилизаций, общества и индивидуума, человека и природы. Нас неподдельно радует, что автор смог преодолеет стереотипы восприятия мирового развития, что он сохраняет свой юношеский оптимизм и желание творить, и это ставит его в ряд ведущих исследователей ХХ века, раздвигающих горизонт и формирующих новые школы в ХХI веке.

Так держать, уважаемый Эрнест Георгиевич, мы радуемся Вашим успехам и Вашим открытиям, мы Вас искренне поддерживаем и будем вносить посильную лепту в наше общее дело.

А.Н. Карпов. Метафизика развития. Благодарю за приглашение и возможность высказать свои суждения. Монография Э. Кочетова "Диалог: Диалогистика как наука о судьбах человека и мира в контексте глобальных перемен" - подарок не только научному сообществу. От выхода научного издания в свет до сегодняшней презентации на Московской международной книжной выставке-ярмарке прошло совсем мало времени. Но уже многим понятно, книга демонстрирует такое редкое качество, которое заставляет ощущать потребность и даже необходимость иметь её в своей библиотеке, обращаться вновь и вновь, работать с печатным, а не электронным вариантом.

Для автора, основоположника российской школы геоэкономики, безусловен мировоззренческий тезис: в основе культуры лежит созидательный импульс человека. Проявления таких импульсов складываются и постепенно наполняют культурное пространство. Глубоко понимая историческую потребность, Эрнест Георгиевич не стал ждать и в сжатые сроки подготовил научный труд. Причём такой труд, который сразу и существенно пополнил мировые культурные анналы новым уникальным знанием о глобализирующемся мире.

Доказательства основательности цельной концепции диалогистики выводятся смело и увлекательно, удовлетворяя разноплановый научно-популярный интерес. Но это вовсе не "галоп по электронным страницам", как может показаться. В основе работы лежит собственная философия автора, построенная на выверенной, правда, немного своеобразной последовательности мыслей. Диалог, всегда казавшийся простым и доступным для разрешения дуальных противоречий, стал универсальным научным методом поиска совместных решений не только на двусторонней основе, но и в многостороннем формате (Метод Кочетова).

Общественной академией наук геоэкономики и глобалистики построена "кластерная" модель современного мироустройства. Принцип "человек и Вселенная обмениваются энергией", взятый первоначально в качестве базового, оказался контрпродуктивным: эволюционные процессы моделировались в ущерб всем остальным. (К слову, отдалённо напоминает "энергоэволюционизм" М.Веллера). "Кластерный" же подход позволил выстроить не только предметные сферы, но и определить области их пересечения. В сложной многомерной модели большинство взаимозависимостей удалось вывести на геоэкономическую сферу, а на ней - выявить зоны развития (точки роста).

К сожалению, динамика процессов в большинстве случаев вычерчивалась эвристично, с учётом привычного набора политических и экономических критериев, установок, показателей и прогнозов. Метод Кочетова, пополнив научный инструментарий, открывает новые перспективы исследования. Его умопостигаемые начала делают реальным построение более сложной "кластерной" конфигурации - модели мироразвития, системно комплексирующей стратегии развития в различных зонах. Результаты востребованы широким кругом представителей научных, деловых, политических, общественных кругов и религиозных конфессий.

Разделяю глубокую озабоченность профессора Кочетова, связанную с необходимостью качественного перевода монографии на английский и китайский языки, срочного выхода с ней на региональные и международные научные площадки. Спасибо за внимание!

Д.Н. Замятин. Светлое знание. О книге Эрнеста Георгиевича Кочетова писать и говорить легко. Легко не потому, что так уж прозрачно то новое, к которому стремится ученый. Эрнест Кочетов сочетает два, казалось бы, не сочетаемых качества: он умеет найти крайне нужные и действительно новые проблемы, и в то же время рассказать и написать о них ярко, непринуждённо, притягательно.

Новая книга Кочетова "Диалог" - пример истинного творческого долголетия автора. В ней он вновь подходит к краеугольным вопросам современности и даёт на них нетривиальные ответы.

В книге мы можем видеть несомненную полезность широкого междисциплинарного подхода, развиваемого автором. Отталкиваясь от экономики, создавая основы инновационной научной дисциплины геоэкономики, Кочетов пришёл к необходимости (а, вернее, вошёл в поле творческой свободы) разработать основы новых гуманитарных наук. Учитывая глобальный кризис современного мироустройства, задача, поставленная им в книге "Диалог", как нельзя более актуальна.

Свобода. Действительно, автор очень свободно оконтуривает проблемное поле своей темы, формируя оригинальный исследовательский дискурс. В его рамках он пытается тщательно осмыслить самодовлеющую техногенность современного мира, понять геогенезис возможного нового мира, в котором будут преобладать гуманитарные парадигмы личностного и общественного развития. В книге мы видим уверенный и подробный анализ техногенного кризиса и детальные предложения по формированию новых мировоззренческих оснований.

Оставаясь профессионалом геоэкономики, предлагая многочисленные инициативы по созданию эффективных геоэкономических осей мирового значения, Эрнест Кочетов стремится показать философскую и методологическую важность человеческого диалога самого по себе - ведь именно в нём могут рождаться наиболее важные и неординарные идеи. В книге мы видим существенную попытку обозначить философские основы творческого диалога между отдельными людьми, сообществами, странами и народами.

Мысля глобально, ученый не забывает и о собственной стране. Он рассматривает место России в будущем мире, указывает пути - гуманитарные, философские, геоэкономические - на которых наша страна может стать полноправным строителем более справедливого и более радостного мира. Надо особенно отметить, что и вся книга в целом - светлая, оптимистическая - в наши времена это бывает не часто.
Остаётся поздравить Эрнеста Георгиевича Кочетова с очередным творческим успехом и пожелать ему новых творческих удач!

Е. В. Сапир. Диалог как путь к общему прогрессу. В конце 2011 года увидела свет книга Эрнеста Георгиевича Кочетова "ДИАЛОГ: Диалогистика как наука о судьбах человека и мира в контексте глобальных перемен". Есть все основания считать появление новой книги выдающимся событием в российском - и не только российском, но и в мировом - интеллектуальном сообществе.

Будучи одним из видных представителей "российского интеллектуального подъема" конца XX - начало XXI вв. Эрнест Кочетов выступил основателем российской школы геоэкономики и глобалистики, заложив фундаментальные основы этой отрасли знания. Глобалистика и геоэкономика, в свою очередь, послужили для автора своеобразным окном в новую сферу научного знания - гуманитарный космос. Дальнейшее развитие научных и общественных воззрений автора, глубокое осмысление современных проблем мироустройства привели ученого к осознанию фундаментальной идеи современного гуманитарного прогресса - идеи диалога как "новейшего знания о мире и методологии возведения Мироздания нового Ренессанса на новых фундаментальных началах и опорах" (с. 253).

Диалогистика Э. Кочетова отвечает на востребованность новых гуманистических идей. Чтобы иметь представление о нашем мире, "методологических орбитах" его развития, причинах разыгравшихся на наших глазах (начало XXI века) событий, достаточно углубиться в работы выдающихся аналитиков и мыслителей современности: П. Дракера, Л. Туроу, Э. Люттвака, К. Жана, М. Кастельса, Ф. Фукуямы, К. Омае, Вяч.Н. Кузнецова, М. Чешкова, Ю. Шишкова, В. Иноземцева, А. Неклессы, Д. Замятина, и др. Безусловно, в эту когорту имен входит и Эрнест Кочетов, чьи исследования конца 90-х - начала нового столетия заслуженно пользуются вниманием. В этой связи последняя его монография "диалогистика" не только дает возможность значительно продвинуться на путях понимания гигантской проблемы, с которой столкнулась наша гуманитарная мысль в осознании и поиске окружающего нас мира, но и, более того, помогает выработать ясную линию поведения в этом бурном процессе мировых трансформаций, смело встать на путь поиска новых моделей мироустройства, активно идти навстречу "новому" миру "на основе взаимного и согласованного миропонимания" (с.77).

В поле зрения автора оказался целый ряд ключевых вопросов парадигмального характера, которым он придает структурированную форму.

Первый блок проблемных вопросов. Проблемное поле диалога как предмет диалогистики - миропанорамный взгляд. Э.Г. Кочетов высвечивает новый философский контур диалога: единство межличностного, межцивилизационного, глобального уровней и его практическая реализация через пространственно-временную связку "Человек - Мировое сообщество - Мировая система".

Второй блок вопросов. Востребованность диалога как фундаментальной научной парадигмы знания и руководства к действию и развертывание мировой диалогистической цепи. Об этом свидетельствует целый венок мировых диалогов-форумов, во главе которых, несомненно, стоит Мировой общественный форум "Диалог цивилизаций" (О. Родос), Мировой экономический Форум (Давос, Швейцария), Экономический Форум "Диалог Запад-Восток: интеграция и развитие", "Петербургский диалог", Мировой политический Форум (Авиан, Франция), Мировой политический Форум (Ярославль, Россия) и ряд других.

Третий блок вопросов. Выделение центральных участников и сторон глобального диалога. Мир как общность, как гуманитарный космос, сверкающий всеми красками разнообразия. Какую тайну хранит социальная природа человека в своей загадочной глубине? Сумеет ли человек разгадать эту загадку? Каковы истоки глобальных процессов? Какова судьба устоявшихся образований, в частности национальных государств и их экономик, региональных сообществ и территориальных анклавов, альянсов, союзов и т. д., в меняющемся глобальном мире? Не даёт ли смена координат развития новейшую точку исторического отсчёта, а именно: философское объяснение, в основе которого лежит пространственно-цивилизационное бытие, с переплетением в этом пространстве различных потоков во всех его сферах? Не являемся ли мы свидетелями зарождения принципиально нового "хронометра" развития, новой временной точки отсчёта?

И, наконец, четвёртый блок вопросов: смыслы, ценности, мотивации, стимулы. Всю книгу пронизывает сквозной рефрен - в основе вопросов строительства нового мироздания лежит проблема общих жизнеутверждающих начал и мотиваций: диалогистика впервые возвела на высокий пьедестал интеллектуального осмысления категории "жизнь", и, вместе с ней, - интерес, справедливость, ответственность, мораль в контексте межцивилизационного диалога, высоких гуманитарных технологий, достижения цивилизационной устойчивости и общего прогресса человечества.

В целом, в монографии Э.Г. Кочетова "Диалогистика" заложены фундаментальные начала нового знания о диалоге как универсальном и наиболее надежном в современном сложном глобальном контексте способе поиска новых непростых, но неизбежных решений по построению Мироздания нового Ренессанса в условиях новых принципов принятия решений по глобальным проблемам современности. Эта работа - выдающийся вклад ученого в развитие современного жизнеутверждающего гуманитарного знания как знания о человеке, являющемся высшей ценностью мира, о его благе, счастье и гармонии как призвании жизни.

Ю. П. Бокарев. Диалогистика как наука. Если дать краткое определение предмету новой книги Э.Г. Кочетова, то можно сказать, что она посвящена приложению объемно-пространственного метода осознания мира, развиваемого автором с самых первых его работ, к новой области человеческого знания - диалогистике. Объемно-пространственный метод уже доказал свою эффективность применительно к геоэкономике, превратив ее из придатка геополитики в самостоятельную область исследований со своим предметом и методологией. В настоящее время геоэкономика успешно теснит такое направление экономических исследований, как мировая экономика, чей главный недостаток заключается именно в отсутствии метода познания своего предмета, в поверхностно-описательном подходе к его изучению.

Объемно-пространственный метод позволяет проникать в сущность сложных, многофакторных систем, распутывать их многосторонние взаимодействия с другими системами, прогнозировать их поведение. Он раскрывает мировую панораму экономической, политической, социальной и культурной жизни планеты, позволяет по-новому оценить смысл, мотивацию и направления векторов мирового развития. Объемно-пространственный метод позволил гораздо глубже взглянуть на глобализацию мирового развития, оценить многогранность этого процесса, увидеть его противоречия и перспективы.

"Диалог" Э.Г. Кочетова - это не просто прорыв в новое знание. Это новое "оружие", гораздо более эффективное, чем ракеты и танки, в споре между носителями разных систем ценностей, в межцивилизационном споре. Многие из нас были участниками различных международных диспутов, коллоквиумов и конференций. Выплеснув свое понимание мировых проблем, завязав ряд знакомств и приняв участие в традиционном банкете, мы с сознанием выполненного долга разъезжались по домам. Но очень скоро многих из нас настигало разочарование. Наши "разумные" и "необходимые" проекты оставались на бумаге. Сильные мира сего обращали на нас внимание только в том случае, если они нуждались в разработке предвыборных программ или в аргументах в борьбе с противниками.

До знакомства с книгой Э.Г. Кочетова я считал, что такое положение вещей невозможно исправить, что наука и реальная политика находятся на разных орбитах. Но точка пересечения их орбит все-таки есть. Она заключается в той системе ценностей, которая определяет наши интересы, руководит нашими поступками.

"Мир устал от "мировых" разговоров ради разговоров, диалога ради диалога: под их аккомпанемент "махровым цветом" расцветают мировое ханжество, несправедливость, откровенный цинизм и насилие, - пишет Э.Г. Кочетов, - И все это под бесконечные рассуждения о благих намерениях, призывы, ни к чему не обязывающие резолюции, декларации, договоренности. Абсолютная глухота между мнениями мирового сообщества (общественности) и мировыми властными структурами. Между ними нет мостов, связок". Ложные, навязываемые властными структурами мировому сообществу ценности, служат инструментом управления массами. Ради этого создана и щедро финансируется система СМИ. В книге "Диалог" проблемы мирового дискурса рассматриваются "через призму смыслов, ценностей, мотиваций и стимулов, идет прояснение их природы и сопричастности к нашему современному деформированному Мирозданию".

Можно, конечно, поспорить с Э.Г. Кочетовым, который считает, что "человек и его жизнь, его свобода" являются высшими ценностями. Ведь даже природа ставит в центр не отдельную особь, а выживаемость вида. В нашем же перенаселенном мире выживаемость человечества в целом и жизнь отдельного человека не совсем совместимые ценности. Да и жизнь и свобода не всегда совмещаются друг с другом. Как сделать мир таким, чтобы "человек и его жизнь, его свобода" включались в единую систему ценностей? На этот вопрос мы пока еще не знаем ответа. Но ведь, в конечном счете, значение любой книги заключается в том, насколько она будит мысль, вызывает размышления и споры. А в этом плане книга Э.Г. Кочетова имеет огромный потенциал. Это является гарантией того, что книге "Диалог" суждена долгая жизнь.

Д.Г. Санжиев. Люди, общайтесь между собой и обогащайтесь вместе!
Одним из значимых моментов на XXIV Московской международной книжной выставке-ярмарке стала, на мой взгляд, презентация книги "Диалог" отца российской школы геоэкономики, доктора экономических наук Эрнеста Кочетова. Как часто бывает, событие это не заметили многие телеканалы и другие средства массовой информации, освещавшие книжную ярмарку. Тем символичнее и громче звучит название академического издания, автор которого призывает современников к общению и взаимопониманию. По его собственному признанию, его труд - это обобщение впечатлений от участия в работе различных форумов как интеллектуальных площадок и попытка заглянуть с их высоких трибун за горизонты реальных мировых практик, чтобы выйти к теоретическим и методологическим основаниям диалогистики!

В своём призыве к читателям русский учёный подобен чешкому публицисту Юлиусу Фучику, который перед казнью в фашистском застенке воззвал: "Люди, будьте бдительны!". Сравнение не случайное. Но в отличие от казнённого антифашиста, сожалевшего об отсутствии взаимопонимания между людьми, российский учёный предлагает путь к взаимопониманию через обмен знаниями, практиками, мнениями.

Ведь возможность высказаться на мировых, региональных, национальных форумах не гарантирует внимания и понимания аудитории. Это уже культура общения, то есть не вежливое внимание (слушание) речи, а искреннее стремление вникнуть в мотивы говорящего. Только желание понять позволяет надеяться быть услышанным самому.

А слушать и слышать чужое мнение просто необходимо, утверждает автор новой научной монографии, поскольку институт самосохранения человечества уже включил социальные коды самосохранения человечества, среди главных ценностей у которого ведущее место занимают такие категории, как справедливость, ответственность, интерес. И Эрнест Кочетов в высшей степени ответственно говорит о глобальной ответственности за то, что происходит сейчас в мире. В частности, он даёт геоэкономические параметры справедливости, ответственности, интереса в современном развитии Экономики и Морали. В его толковании Мораль - это жизнеутверждающая энергия созидания, питающая справедливость и ответственность на создание той среды (мироустройства!), в которой экономическая мировая система (геоэкономика) эффективно выступает как начало и нерв всего мироустройства.

Мне, занимающемуся анализом разных аспектов муниципального управления, в том числе муниципальной экономики, важно было узнать, что проблемы простых человеческих отношений на уровне микроэкономики в одинаковой степени волнуют мэтра даже не макроэкономики - геоэкономики. И вновь напрашивается сравнение. На этот раз с нашим современником, лауреатом Нобелевской премии 2006 года в области экономики Мухаммедом Юнусом из Бангладеш - основателем концепции микрокредитования. Истоки и ресурсы борьбы с бедностью профессор экономики из Азии видит в доверии между людьми с идентичным социальным и материальным положением, компактно проживающими на конкретной территории. Русский учёный Эрнест Кочетов призывает мир к Диалогу, цель которого вселенское доверие между людьми разумными, населяющими одну на всех планету Земля. И делает это он бескорыстно, разместив научный фолиант в более чем 700 книжных страниц в Интернете. А саму книгу из-за малого тиража доктор экономики направил в публичные библиотеки многих субъектов Федерации и в отдельные научно-учебные центры. Я искренне благодарен ему, что среди адресатов значатся национальная библиотека моей Бурятии и Бурятский государственный университет.

Жаль только, что высоколобые интеллектуалы из средств массовой информации, особенно деловых изданий и телерадиоканалов, не заметили явления миру на Московской международной книжной ярмарке новой науки Диалогостики.

Г.М. Денисов. Книга Эрнеста Кочетова как жизненный ориентир - доверительный, сдержанный уважительный разговор с читателем. Бывают вещи, книги, люди, события, при встрече с которыми тебя невольно охватывает ощущение какой-то личной причастности к этим вещам - ты начинаешь узнавать свои мысли, поступки, свои решения и т.д. Для меня таким событием явилась встреча с Эрнестом Георгиевичем Кочетовым и его книгами. Последняя из них - "Диалог", ее презентация прошла на Московской международной книжной выставке-ярмарке.

Что на меня произвело наибольшее впечатление, когда я открыл первые страницы этой книги - так это ее доверительный, сдержанный, уважительный разговор с читателем.

Далее, - больше! Я постепенно начал убеждаться, что книга явилась естественным продолжением (и по объему, и по новизне, и по масштабности мысли) уже ранее изданных Э.Г. Кочетовым книг, открывающих новое направление гуманитарного знания: геоэкономику, глобалистику, гуманитарную космологию.

И вот теперь перед нами книга, посвященная не только философии диалога в эпоху неудержимых глобальных перемен, но и, исходя из этого, закладывающая научное основание Диалогистики.

Мне приходится встречаться со многими людьми: специалистами различных отраслей знаний, которые высказывают смелые, независимые суждения по тем или иным событиям. Пример перед нами. Я услыхал на этом круглом столе мнение о книге "Диалог" и почувствовал, что я не одинок - все выступающие, отзываясь на книгу Э.Г. Кочетова, "высвечивали" ту или иную близкую для себя грань. Это говорит о многомерности книги (как верно заметил А. Карпов), ее многозвучности, как отклики, слепки нашего реального, многогранного мира.

И еще об одном моменте, связанном с книгой "Диалог", хотелось бы поведать Вам. Пусть не покажется Вам излишней пафосностью моя личная оценка этой книги, но для меня день встречи с книгой на ее презентации отложился как исторический факт моей жизни: по сути мы присутствуем при ее рождении. Ведь по-настоящему книга рождается не только тогда, когда автор поставил последнюю точку на последней странице, и даже не только тогда, когда редакторы кропотливо завершили над ней работу (кстати, следует отметить то, что книга попала в поле зрения крупнейшего издательства "Экономика", широко известного как в России, так и за рубежом, а также то, что она выставлена на стенде авторитетнейшей организации - "Ассоциации книгораспространителей независимых государств"), и даже не только тогда, когда книга, еще пахнущая типографской краской была сброшюрована в типографии - истинное ее рождение именно сейчас, когда люди увидели ее на презентации, и когда она попала в руки людей, которым она оказалась близка, интересна. С этих первых шагов она идет дальше, оставляя в душе читателей живое чувство сопричастности с ней, с ее текстами. И здесь читатель выступает как свидетель реальных событий, закрепленных на бумаге.

И именно это для любого из нас, пришедших на эту выставку-встречу служит источником мысли, познаний реальности жизни, ориентиром для поступков, ответом на вопросы - где ты жил, живешь, для чего ты жил, живешь, и как прошел свой жизненный путь.

Я книголюб не понаслышке, а в реалии - через мои руки за всю жизнь прошла не одна тысяча книг и в этом безбрежном океане мыслей есть книги, которые для меня особо выделяются тем, что постоянно присутствуют перед моим взором, давая не только интеллектуальное наслаждение, но и ответы на вопросы, которые я ищу в течении всей своей жизни. И книга такого рода - "Диалог" Эрнеста Кочетова.

С.И. Лунев. Разломы современного мира и перспективы их ликвидации. Мало того, что работа Э.Г. Кочетова написана на крайне актуальную тему и представляется чрезвычайно новаторской, но она и появилась весьма своевременно. Представляется, что мир начинает заходить в тупик.

Во второй половине XX в. в мировой системе наблюдались быстрые и радикальные изменения, аналогов которых, по-видимому, не было на протяжении всего нового и новейшего времени. Действительно, сдвиги произошли по всем основным макропараметрам, воздействие которых было крайне противоречиво: с одной стороны, они как бы уменьшали и даже стирали различия между отдельными частями мировой системы, придавали ей некоторую целостность, а с другой, - порождали новые различия или даже возрождали уже уходившие из жизни линии раздела, превращали мировую систему в сумму взаимопротиворечивых частей, единство и взаимодействие которых могло поддерживаться только внеэкономическими методами.

Во-первых, в последней четверти XX века в развитой части мировой системы начали проявляться существенные социально-экономические изменения, показывающие, что в развитой части системы происходит эволюционная трансформация капитализма в какой-то новый социально-экономический строй, пока не получивший единого названия (посткапиталистическое, постэкономическое, постиндустриальное и пр. общество). По ряду показателей этот строй отличается от капитализма, а иногда и прямо противоречит ему. В то же время в развивающихся странах резко ускорилось развитие местного капитализма, причем в большом числе стран он достиг довольно высокой степени зрелости. В условиях догоняющего развития создавалось впечатление, что мир движется в направлении формирования относительно однотипных социально-экономических структур, тем более после распада социалистической системы. Но формирование разнотипных социально-экономических структур в развитой и развивающихся частях мира показывает расхождение векторов социально-экономического развития, нарастание его многовариантности по этому показателю.). Более того, можно утверждать, что усиливающаяся дифференциация стран Юга ведет к образованию различных типов национального капитализма. Он сформировался только в таких странах, как Южная Корея, Тайвань и Сингапур. Здесь его расширенное воспроизводство как в социально-экономическом, так и в технологическом плане, может происходить на внутренней основе. В тех странах, где капиталистический уклад превратился в системообразующий, его расширенное социально-экономическое воспроизводство также может происходить автономно, на внутренней основе. Однако повышение технологической структуры капитала до международного уровня все еще требует постоянной подпитки из-за рубежа. В наименее развитых странах продолжает сохраняться необходимость поддержки капиталистического уклада извне: в противном случае его развитие может смениться стагнацией или очередным антисистемным переворотом.

Во-вторых, индустриальный мир, формировавшийся на Западе на протяжении почти двух веков, начал превращаться в постиндустриальный, что отражалось в изменении структуры производства, занятости, внешней торговли, культуры и пр. Наоборот, в развивающемся мире благодаря стратегии индустриализации продовольственно-сырьевая специализация стала перерастать в индустриальную. Хотя этот процесс пока не охватил всего массива развивающихся стран, однако его результаты достаточно наглядны: доля обработанных изделий в экспорте развивающихся стран давно превысила половину и продолжает неуклонно расти. Иными словами, возникшее еще в XIX в. деление на "мировую деревню" и "мировой город" меняется на "мировой офис", "мировой город" и "мировую деревню", но деление, пусть и в новой форме, сохраняется.

В-третьих, наиболее наглядные сдвиги наблюдались в геополитической структуре мира. Напомним, что во второй половине прошлого века многополюсная система, базировавшаяся на разделе мира между колониальными империями, была вытеснена биполярной, основанной на расколе мира между двумя политико-идеологическими блоками. С распадом мирового социализма и самого СССР биполярная система превратилась в однополюсную систему, возглавляемую единственной сохранившейся сверхдержавой - США. Такое развитие событий как будто бы показывает упрощение системы, а следовательно, возможностей управления ею. Однако, как представляется, степень целостности и управляемости возникающего многополярного мира преувеличена. Выше уже отмечалось, что в последние десятилетия растут расхождения между развитыми и развивающимися странами по социально-экономической (посткапитализм - капитализм) и по экономической (постиндустриальный - индустриальный мир) линиям. В этом же направлении действует еще несколько факторов. Прежде всего, поскольку лидер может контролировать монополярную систему только через внешнеэкономические связи, влияние же его на внутренние процессы весьма ограничено, то фактически вне системы оказывается довольно большая группа развивающихся и переходных стран, мало втянутых в международное разделение труда и мировую экономику. Далее, в последние десятилетия в мировой системе формируются подсистемы крупных (сверхкрупных) стран, обладающих собственными закономерностями развития. Поскольку этот процесс в мировой науке изучен очень мало, отметим только, что для них характерны повышенная роль государства в народнохозяйственной системе, довольно широкое использование административных методов, внутренний рынок, как основа экономического роста, особое внимание к проблемам распределения, внешняя политика, направленная на превращение из региональных в мировые державы. В силу сконцентрированности этих держав на внутренних проблемах мировой лидер не может оказывать большого влияния на процессы развития.

Разновекторность этих процессов ставит под сомнение перспективы формирования новой общечеловеческой цивилизации с точки зрения социально-экономических измерений. К концу второго тысячелетия стало все более понятным, что биполярный или однополюсный мир не соответствуют и культурно-цивилизационным реалиям и отличиям стран мира. Более того, в последнее время стали нарастать цивилизационные отличия различных регионов мира, и на Юге отчетливо прослеживается тенденция к отчужденности от многих ценностей европейской цивилизации. Культурно-цивилизационные факторы, наряду с экономическими и политическими, определяют регионализацию как ведущую тенденцию мирового развития, и наиболее вероятным стал казаться переход мировой системы к именно многополярному и многоцивилизационному миру, с усилением интеграции внутри регионов и проявлением противоречий между регионами - культурными, экономическими, политическими и иными.

Кризисная ситуация наблюдается по разным направлениям. Отметим существенную деградацию за полвека таких разнообразных сфер, как мораль и нравственность, литература, масштабность политических деятелей (подавляющее большинство стран сейчас возглавляют лидеры, которых вряд ли можно назвать яркими фигурами) и даже наука(!). Вполне вероятно, что нынешний мировой экономический кризис связан с тем, что за последнее время в развитых странах не было крупных инноваций, вызывающих широкую волну технологических перемен. Уже в начале XXI века ухудшение ситуации в американской экономике привело к тому, что за первые четыре года столетия около миллиона специалистов по информационным технологиям потеряли работу в США. Интересно отметить, что нынешний кризис особенно сильно ударил по Ирландии, которая благодаря найденной нише в сфере информационных технологий превратилась в одну из самых богатых стран мира (в 2007 г. душевой доход здесь был почти в 1,5 раза выше, чем во Франции).

Мир стоит перед лицом мировой социальной революции. Волнения на Ближнем Востоке следует рассматривать не как новую волну демократизации, а как свидетельство нарастания глобального социального протеста, и здесь арабские страны совершенно не одиноки. В рамках нового социально-экономического строя на Западе, при всех его позитивных характеристиках, существует одна крайне негативная черта. Если ранее, вследствие перераспределения доходов в пользу низших слоев населения, стала постоянно снижаться поляризация распределения доходов, то за последнее время доля средних слоев населения (а это 70% западного общества) в ВВП начала сокращаться, при резком приросте доходов у верхних групп. Социальная волна протестов накрыла не только всю Западную Европу, но и США, где сотни тысяч людей участвовали в этом году в демонстрациях протеста против антипрофсоюзных законов (только в Мэдисоне, столице штата Висконсин, в нескольких демонстрациях принимало участие более 100 тыс. человек). Можно ожидать лишь активизации социального протеста, особенно при учете того, что западный рынок труда перестал по существу нуждаться в квалифицированных кадрах, здесь требуются почти исключительно неквалифицированные и высококвалифицированные работники. В связи с тем, что в новом веке практически перестали работать социальные лифты, в России также наблюдается резкое недовольство, прежде всего, среди молодежи. Прошедшие в прошлом году молодежные волнения на Манежной площади в Москве обозреватели рассматривают сквозь призму роста национализма. Однако представляется, что это касается, в первую очередь, формы выражения, а содержанием выступлений являлся социальный протест.

Не случайным являются резкий рост национализма и религиозного возрождения, часто в весьма неприятных формах (международный терроризм, этно-конфессиональные конфликты и т.д.). Необычайное усложнение современной жизни, невероятное ускорение всех процессов, начиная от скорости передвижения до скорости получения информации, "сжатие" земного шара благодаря электронным средствам связи, возрастание объема информации в геометрической прогрессии и т. д. ставят в тяжелейшее положение человека как биологическое существо. Он оказался не готов так быстро адаптироваться: за ХХ век, как справедливо отмечает А. Тоффлер, произошло в этих областях больше перемен, чем за весь предыдущий исторический период. В результате человек вновь, чисто подсознательно, стремится к определенной изоляции от чужеродных элементов и к единению с духовно близкими.

Религия же в наибольшей степени отражает духовную близость (или отчужденность) регионов, стран, наций и групп населения, поскольку именно в ней отражены основные цивилизационные особенности тех или иных этносов и национальностей.

Можно согласиться с Э.Г. Кочетовым, что в схватке старовестфальского мира и кластерно-сетевого позиции последнего выглядят более внушительно. Однако лично меня это пугает, поскольку пока ТНК выглядят гораздо более серьезными хищниками, чем традиционное государство, и намного меньше испытывают потребность заботиться о человеке. Крупные корпорации пытались ускорить темпы глобализации таким образом, чтобы они обгоняли темпы развития экономики и объективные темпы роста международного разделения труда, независимо от положения тех или иных групп стран. При этом партикулярные интересы самых мощных корпораций, не учитывавшие позиции компаний, работавших на внутренний рынок, выдавались за интересы всего мирового сообщества.

Появление новых глобальных тенденций в сфере социально-экономического, политического и культурного развития поставили все современное общество в положение переходности. Очевидно, что начинается новый тип развития человеческой цивилизации, в ходе которого будут отвергнуты многие казалось бы незыблемые постулаты и, напротив, возобладают различные принципы и параметры, отвергаемые предыдущими эпохами.

Представляется, что именно сейчас необходимо беспокоиться о кардинальном изменении траектории развитии мира, и новаторские подходы Э.Г. Кочетова (особенно его тезисы о единстве, роли индивида, особой важность диалога, формировании нового "Общественного договора", построении новой глобальной геоэкономической модели, демонтаже техногенного мира) требуют самого серьезного внимания.

В.В. Соколов. Субъект, диалог, договор: кто и как определяет структуру мира. Эрнест Кочетов, автор книги "Диалог", обобщает весьма ценную практику Мирового общественного форума "Диалог цивилизаций". Однако он использует её как повод для того чтобы осмыслить само философское понятие диалога. Как отмечает автор, "диалог есть призыв к поиску единой платформы по тому или иному вопросу. Эта единая платформа - очень трудноуловимая и часто ускользающая смысловая субстанция, без которой он невозможен" (с.76). Однако кто, собственно говоря, ведёт этот диалог, кто является его субъектом? Автором выделены следующие участники глобального диалога: Человек, Мировое Сообщество, Мировая система, Природа.

Да, можно говорить о диалоге Человека с Природой, разделяя при этом диалог практический и теоретический. Диалогом практическим по существу является весь процесс жизнедеятельности человечества с момента его зарождения, когда оно, используя законы природы сначала рефлекторно, а затем всё более сознательно, завоёвывало себе место на земном шаре. Диалогом теоретическим является научное познание природы, которое по мере накопления информации и усложнения способов практического взаимодействия с природой ведёт к смене научных парадигм и созданию всё более масштабных картин мира, способных в согласии с экспериментальными данными интегрировать накопленные знания.

Если же переходить к отношениям внутри человеческой цивилизаии, то кто этот Человек, который ведёт диалог? Если он рассматривается как совокупное человечество, то он не ведёт диалог с мировым сообществом и мировой системой, а формирует их. Автор полагает, что "по своей природе субъект есть лидер" (с.87). На мой взгляд, тем самым неоправданно сужается количество участников диалога. Ведь для того чтобы некто был признан в качестве лидера, он должен утвердиться в диалоге с участниками сообщества, в котором он претендует на лидирующие позиции.

Похоже, что под Человеком с большой буквы, ведущим диалог, автор разумеет индивидуальное творческое "Я", ищущее своё место в мироздании. Картина мира, исходящая из такого восприятия "Я", может быть весьма эстетичной. Однако это гордо-поэтическое "Я", отождествляющее себя с человеком вообще, не очень чувствительно к наличию другого человека с другими жизненными установками. Когда диалог конкретизируется, он оказывается диалогом между разными людьми, и важнейшая проблема состоит в том, чтобы признать реальность и равноправие партнёра по диалогу. Именно в процессе диалога консолидируются людские сообщества, дающие те или иные ответы на поставленные вопросы. Дальше диалог усложняется. Он продолжается, с одной стороны, как диалог между сообществами, с другой - как диалог внутри сообществ. Диалог внутри мирового сообщества - это диалог составляющих данное сообщество государств, субъектность которых определена международным правом. Диалог внутри государства - это диалог между гражданами данного государства о заключении, поддержании и пересмотре общественного договора, определяющего условия совместного проживания.

Автор настаивает на выработке чёткого представления о "мировом проблемном поле", которое "позволяет своевременно прорабатывать институциональную структуру мира в условиях быстротекущих глобальных перемен" (с.79). Однако разве изменчивость институциональной структуры мира относится лишь к сфере международных организаций? По существу изменчивы сами субъекты. Поэтому время от времени может возникать сомнение в том, что тот, кто ведёт диалог от имени определённой группы людей, действительно представляет эту группу. И даже в самом существовании этой группы. Представители не всегда имеют чёткое представление о тех, кого они представляют. Изменение социальной структуры общества, его экономических связей, его ценностей влечёт за собой перезаключение общественного договора и переформулировку национальных интересов. В результате могут быть уступлены позиции, которые ранее упорно защищались, и заявлены претензии, о которых раньше никто и не думал.

Автор высказывает свой критическое отношение к идее общественного договора (которую он почему-то связал с "современным средневековьем", хотя идея общественного договора является классической идеей Нового времени). Однако по существу принцип общественного договора является единственным принципом, который обеспечивает совместное проживание людей в обществе, когда оно перестаёт регулироваться традицией. Чтобы иметь возможность жить, люди объединяются в определённые сообщества, которые предоставляют им определённые права и возлагают на них определённые обязанности. Современная правовая культура предполагает выражение обязанностей в "отрицательной" форме - как обязанностей уважать чужие права. Однако фактически такие косвенно возложенные обязанности могут быть не менее обременительными, чем обязанности прямые. Таким образом, с одной стороны, заключаются локальные общественные договоры о создании конкретных человеческих сообществ. С другой стороны, заключается глобальный общественный договоор о способах сосуществования таких сообществ. В современной системе международного права, которую принято именовать "вестфальской" (хотя фактически она сложилась значительно позже Вестфальского мира 1648 г.), роль сообществ, обеспечивающих права индивида, играют национальные государства. Автор к этой системе весьма критичен. Я же полагаю, что, при всей объективной необходимости усиления транснациональных структур, транснациональной инфраструктуры поддержания жизнеобеспечения цивилизации, национальные государства ещё имеют будущее как институты, гарантирующие равенство прав своих граждан. Именно nation-state является очагом демократического начала в мировой системе, обеспечивая человеку права не на основе его текущей полезности для сильных мира сего, а на основе его принадлежности к ассоциации граждан.

Национальное государство в современных условиях несёт ответственность за поддержание своего участка мировой экономики, за создание условий для функционирования структур, обеспечивающих её работу. Однако "технологический" подход к этой проблеме ведёт к тому, что задачи унификации, создания "единого пространства", начинают преобладать над проблемами демократии, обеспечения влияния населения на условия своего проживания. Унификация законов, правил, норм и обычаев осуществляется даже там, где в этом нет практической необходимости или где требования такой необходимости могут быть удовлетворены в щадящем режиме. В результате сокращается возможность для людей влиять на условия своего существования. Государство, выступающее как проводник подобной унификации, в значительной мере утрачивает свою функцию как площадки для обсуждения и перезаключения общественного договора. Однако это не означает, что на смену национальному общественному договору идёт глобальный общественный договор "мира без границ". Различие интересов и ценностей населения сохраняется - и упразднение национальных структур может вызвать переформатирование политического пространства, например, путём создания различного рода экстерриториальных сообществ. Замена государства такими сообществами означала бы резкое ухудшение положения людей, в эти сообщества не включённых.

Автор зовёт к такой фазе диалога, в которой "будет безжалостно обнажена реальная ситуационная глобальная картина мира с обнажением основных, реальных "субъектов" и "объектов" диалогистического сообщества, с обнажением их целей, скрытых устремлений, задач и механизмов их разрешения" (с.81). Однако такое обнажение вряд ли может произойти в ходе международных формумов, на которые собираются различные эксперты. Как правило, организационные центры различных субъектов диалога достаточно прочно контролируют ситуацию, чтобы не передоверять экспертам вопрос о реальном перераспределении властных отношений. Традиционно подобное обнажение стремлений субъектов совершается в результате "критики оружия". Однако смысл диалога в том и состоит, чтобы избежать подобного развития событий. Таким образом, на площадках диалога можно говорить скорее об определении сфер и характера возможного взаимодействия, пределов возможного компромисса, зон (территориальных или экстерриториальных) влияния тех или иных цивилизационных центров. При этом, если открытость целей и устремлений официальных институтов вроде бы расширяется (и то неравномерно, со "скачками" назад), то некоторые цели и устремления тех или иных групп влияния так или иначе всё равно остаются в тени и реконструируются лишь по их действиям.

Н.Л. Орлова. Книга "Диалог" - широкий круг проблем философско-концептуального плана.
Научная монография Э.Г. Кочетова "Диалог" является ярким примером комплексного подхода к осознанию мировой глобализирующейся системы, генерированию новых отраслей научного знания, развития человечества на века вперед. Автор, как основатель российской научной школы геоэкономики и глобалистики, уже неоднократно обращался к инновационным проблемам современного мира. Им справедливо отмечено, что пути решения цивилизационных, гуманитарных и экономических проблем современного общества пролегают через диалог.

В монографии представлен ряд актуальнейших тематических блоков, среди которых: место и роль России в глобальной трансформации мира, в формировании его нового технологического, производственного, цивилизационного облика, институциональной структуры, вопросов конкурентоспособности. На сегодняшний день принципиально важным становится осознание новейших мировых процессов и тенденций развития. Сформулировать объективное представление о современной ситуации и перспективах развития, с целью обеспечения высокого уровня конкурентоспособности России, возможно при условии выхода за национальные рамки наблюдения с целью учета глобальных мировых процессов. Решение этой задачи лежит в плоскости поиска нового формата в законотворческой работе, науке и образовании.

На волне мирового интеллектуального подъема происходит интенсивный обмен мнениями на престижных мировых интеллектуальных площадках, международных форумах, конференциях и симпозиумах. Российская интеллектуальная мысль генерирует новейшие дисциплины в сфере научного знания о мире. В первую очередь к ним относится раскрытие теоретических и методологических оснований для предпосылок и динамичного развития процессов глобализации. Речь идет о таких дисциплинах как геоэкономика, глобалистика, гуманитарная космология, а также новая отрасль знания - диалогистика, которой в монографии автор дал общий контур и структуру.

Бесспорно, новую книгу ждет интересная судьба. Она послужит источником диалога в научном сообществе, прикладные разделы вызовут интерес практиков, а для молодых ученых она выступит импульсом для новых исследований.

О.В. Кадышева. Глобальный диалог: новая образовательная платформа взаимопонимания. Я хотела бы остановиться на одном из важнейших аспектов новой книги Эрнеста Георгиевича Кочетова "ДИАЛОГ: Диалогистика как наука о судьбах человека и мира в контексте глобальных перемен" - современный мир и проблемы высшего образования.

Сложившаяся система образования (а в целом - просвещения и воспитания) идущих на смену молодых поколений вобрала в себя гигантский срез традиционного опыта. В целом, мы имеем сугубо детерминированный, стандартный набор учебно-образовательных инструментов. По большому счету, вся современная образовательная парадигма направлена на подготовку молодого человека, способного не задумываясь, а зачастую механически и неосознанно повторять пройденные этапы прошлого развития человечества и, более того, активно сохранять эти традиции. Безусловно, при множестве позитивных моментов такой системы, на переходе от второго к третьему тысячелетию мы наблюдаем всплеск осознания молодым поколением недостаточности для жизни набора образовательных традиционных системных предписаний. Глобализация, в которую стремительно вошел наш мир, заставляет подойти к переоценке сложившегося образовательного монолита. Молодой человек, вступая в новый, отличный от внушенных ему стандартов поведения мир, попадает в неведомую жизненную среду, поведению в которой в настоящий момент его не учат. При этом, в эпоху гигантских коммуникационных возможностей (развитие Интернета, возможностей путешествий в условиях глобального открытия границ, доступность новых знаний о мире и достижений мировой науки и т.д.), он уже воспринимает мир не с точки зрения местных, национальных, локальных систем, а его мысль простирается на гигантские мировые пространства, окунувшись в которые он с удивлением осознает, что мир бесконечно многообразен (гетерогенен), что в мире существуют огромный сонм культур, ментальных, этических, эстетических, нравственно-духовных и других начал, бесконечно цветущих сторон жизни.

И невольно в этой ситуации молодые люди ищут ответы на множество возникающих вопросов, и эта востребованность времени безусловно реализуется в новейшем подходе к системе образования и воспитания. И здесь мировое сообщество, чутко отслеживающее пульс нарождающихся молодых устремлений, откликается на такую востребованность. И мы свидетели этого процесса: зарождаются новейшие научные дисциплины, новые направления научного гуманитарного знания, освоение которых выводит молодых людей на новые координаты измерения окружающего мира и себя в нем. В России этот процесс выливается в появлении таких дисциплин, как гуманитарная космология, глобалистика, целая семья геонаук (геоэкономика, геофинансы, геомаркетинг, геоинформатика), когнитивная география и др.

Одним из ярких представителей этого прорывного инновационного научного направления является Эрнест Георгиевич Кочетов, на презентации новой книги которого - "ДИАЛОГ: Диалогистика как наука о судьбах человека и мира в контексте глобальных перемен" - мы сегодня присутствуем.

Настоящая книга подводит не только итог фундаментальных исследований автора в области геоэкономики, глобалистики, гуманитарной космологии, но и открывает новую страницу научного поиска - выход на Диалогистику.

Уже первое знакомство с книгой дает основание по-новому воспринимать диалог, его новую философию. Диалогистика открывает, с одной стороны, неисчерпаемые возможности научного поиска (а в книге даны его яркие направления), но и научает совершенно новым граням общения между различными сторонами (партнерами, субъектами диалога) как на локальном (национальном) уровне, так и глобальном.

И здесь толерантность, умение понимать друг друга, выход на реальное взаимодействие и переплетение культур, обычаев, практик формирует мощные стимулы к сохранению нашего мира, уводит его от конфронтации, от исторических прецедентов, претензий друг к другу, от бесконечных размежеваний и разночтений. В этом заключается, таится синергетический эффект прорыва к общности людей, народов, культур. Новое видение проблем, которое предлагает Эрнест Георгиевич Кочетов, способствует не только пониманию партнеров по диалогу, но и одновременно ведет к углублению собственных взглядов на проблему - проблема нивелируется, снимается ее острота. Более того, диалог в рамках форумов (как и круглых столов, конференций, симпозиумов, семинаров) - это не только обмен мнениями, поиск ответов на сложнейшие вопросы современности, но и способ негласного, подспудного узнавания друг друга как залог гармонии на микроуровне, способной к развитию и динамике. И здесь мы вновь возвращаемся к роли и месту диалога, к налаживанию общения на новой толерантной основе между поколениями. Диалогистика впитывает всю гигантскую событийную палитру мировой истории и дает ответы на проблемы не только современности, но и "вырисовывает" новые тренды развития (в книге "ДИАЛОГ" это выход Новых людей к мирозданию Нового Ренессанса). Здесь не теряется ни один человек с его взглядами, привычками, установками и т.д., он приглашается к диалогу, к поиску толерантных компромиссов на основе доверия и взаимоуважения.

Конечно, сейчас ощущается острая необходимость включения в образовательный процесс новейших отраслей знаний о мире, таких как "Гуманитарная космология", "Глобалистика", "Геоэкономика", "Геофинансы" и др. И, безусловно, в этом ряду "Диалогистика" Эрнеста Георгиевича Кочетова должна занять свое достойное место!

Т.В. Посадская. Книга, которая заставляет задуматься: Кто мы? Зачем нам дана жизнь? Как мы распоряжаемся ею? С удовольствием читаю еще одну книгу Эрнеста Георгиевича Кочетова! В очередной раз меня удивляет способность автора так ясно и легко говорить о сложных вещах, способность вовлекать читателя в тему и вести его по волнам размышлений, выступая в роли уникального гида, предугадывающего вопросы экскурсантов и одновременно исследующего ту реальность, о которой рассказывает.

Меня также впечатляет умение автора раскрывать перед читателем панораму глобального видения мировых процессов, заинтересовывать рассмотрением сущностных моментов этой бескрайней картины Мироздания.

Книга заставляет остановиться и задуматься: Кто мы? Зачем нам дана жизнь? Как мы распоряжаемся ею? "Люди-вечности" начертали великие смыслы бытия! Понимание же каждым человеком смысла своей жизни, стремление максимально проявить себя в этом мире и реализовать свои маленькие цели - в этом есть величие духа, привносящее в мир глубинные ценности: свободу, гармонию, творчество и любовь. Это есть доказательство того, что в малом проявляется великое. Когда же глобальный мир теряет драгоценные зерна подлинных ценностей, то он теряет и свое величие, не смотря на размеры. Михаил Ломоносов говорил: "Малый человек и на горе мал; исполин велик и в яме".

Трудно не согласится с автором, что именно диалог (внутренний и внешний) - средство раскрытия новых ценностей и смыслов и придания микрокосмосу и макрокосмосу подлинного величия, которого достойно человечество. Диалог - это действительно ключ к решению многих вопросов. Он открывает дверь к пространству множественных ответов, к пространству возможностей.

Диалог достоин уважительного внимания, изучения и привнесения в практику. Именно поэтому диалогистика, на мой взгляд, одна из передовых и востребованных наук.

Е.Ф. Авдокушин. Глобальные проблемы через призму диалога (книга Эрнеста Кочетова о судьбах человека и мира в глобальном пространстве).

Новая книга известного российского экономиста, философа, общественного деятеля Э.Г. Кочетова вновь подтверждает его нацеленность на новации, прорывы в теории, стремления к выходу в "светлые лагуны" неизведанного, а потому манящему миру.

Проблема диалога в современном мире поднималась и изучалась в той или иной степени и зарубежными и российскими специалистами. Однако проф. Кочетов Э.Г. ставит ее на иной более высокий уровень, уровень осмысления, нахождения механизмов реализации.

В новой книге Кочетова Э.Г. продолжается начавшееся 15 лет похождение автора в Мироздании, с подключением к исследованию "спящих проблем 1000-летнего ранга", выявление полей мирового диалога. Характерно, что в этой книге автор выступает не только в привычной ипостаси экономиста, социолога, философа, но и в качестве своего рода сапера. Исследуя мировые проблемные поля, он вырабатывает методологию удаления с них межнациональных противоречий, разногласий, предубеждений и т.п.

Меня, как читателя, в наибольшей степени привлекает разработка проблем новой науки. "Диалогистика" в контексте судеб человека и человечества. Поскольку пока существует человек и человечество существует и наш мир и его различные измерения. Человек в рецензируемой книге предстает как одно из звеньев в неразрывной цепи человека и природы и Мироздания в целом. Как и в своих предшествующих трудах "Геоэкономика", "Глобалистика"", "Гуманитарная космология", Э.Г. Кочетов возвращает человека в центр Мироздания, но не как агрессивного завоевателя, покорителя, а как нового человека Ренессанса. Тем самым он закладывает свои авторские камни в фундамент "проекта нового Мироздания", где главным звеном являются "новые люди". Новый человек у автора предстает как человек глобальный, человек-космос.

Книга Э.Г. Кочетова - весьма многогранная, многомерная работа, базирующаяся на фундаменте его прошлых работ, но поднимающаяся на новую ступень изучения проблем Мироздания, схватывая мир как проблему. Э.Г. Кочетов раскрывает диалектику диалога, с оптимизмом вглядываясь в будущее, выявляя его возможные черты и во многом конструируя на объективной основе двухтысячалетней цивилизации. Весьма знаменательной чертой книги является любовь автора к читателю, возможным критикам. Сложные проблемы излагаются иногда с иронией, но всегда строго научно.
Думается, что новая работа Э.Г. Кочетова, как и его предыдущие работы, не планируемые к выпуску как учебные пособия, вновь могут обрести эту судьбу - судьбу учебников по мировому диалогу. А сама работа, инновационная по свои параметрам, займет ведущее место в сфере новой науки - Диалогистики.
__________________
[1] Кочетов Э.Г. Диалог: Диалогистика как наука о судьбах человека и мира в контексте глобальных перемен: Научная монография / Обществ. ак. наук геоэкономики и глобалистики. - Москва: Экономика, 2011. - 733 С.

28.09.2011,
 



viperson.ru

Док. 643344
Опублик.: 28.09.11
Число обращений: 0

  • Лунев Сергей Иванович
  • Кочетов Эрнест Георгиевич
  • Перская Виктория Вадимовна
  • Соколов Вячеслав Вячеславович
  • Орлова Наталья Леонидовна
  • Посадская Тамара Васильевна
  • Сапир Елена Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``