В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Никитчук: Бытие определяет сознание? Назад
Иван Никитчук: Бытие определяет сознание?
Каждому обладателю советского вузовского диплома хорошо известно выражение из марксисткой теории: "Бытие определяет сознание". Эту истину многие коммунисты-марксисты и сегодня считают основополагающей и непреложной?

В данном случае речь не идет о какой-либо ревизии марксизма. Предпринимается лишь попытка разобраться в полноте высказанной истины.

В 2008 году в Москве была издана мизерным тиражом брошюра одного из наиболее глубоких современных марксистов Ричарда Косолапова "Неспокойные этюды", одна из главок которой так и названа: "Главная недоработка марксистов". Ряд идей, в них высказанных, создаёт базу для своего рода системного завершения марксизма как всеобъемлющей философской и социальной теории, верно объясняющей ход мировой истории в прошлом и верно указывающей на только два возможных варианта её будущего развития - деградационный в рамках реального мирового капитализма и творческий в рамках возможного мирового социализма.

В частности в этой брошюре автор пишет: "До сих пор не выполнена кардинальная задача, поставленная перед философией Энгельсом ещё в 70-х годах XIX века и подтверждённая Лениным в начале XX-го, по сути, их завещание. Эта задача - придание материализму новой формы - формы не пассивно-созерцательной, а активно-творческой, в точном соответствии с подвижками в естественно-исторической и социально-экономической областях. Ленин положил начало её решению, ... он дал понять, что первичность общественного бытия по отношению к общественному сознанию незыблема лишь в плане происхождения, однако диалектически подвижна в плане их взаимодействия...

Маркс и Энгельс не успели разработать проблему отношения духа к материи в динамике, Ленин подошёл к ней, но сумел решить её в прикладном, практически-политическом варианте..."

Необходимо заметить, к этой проблеме вплотную подошел Сталин в своей последней работе "Экономические проблемы социализма". Здесь он уже фактически исходил из того, что с определённого момента общественного развития формула "Бытие определяет сознание" не в полной мере ему соответствует. Эта формула верна только в том смысле, что материя является незыблемо первичным элементом мироздания, а сознание - свойство живой материи - является лишь продуктом развития материи из неживой в живую. С определённого этапа общественного развития и после появления в обществе неких новых факторов (например, появление марксизма) общественное сознание способно стать по от-ношению к бытию приоритетным и определять ход общественного бытия!

Иными словами, Сталин в каком-то смысле интуитивно осознавал, что в современном мире перспективное общественное бытие определяется прежде всего уровнем и характером того общественного сознания, которое реально главенствует в обществе.

Если главенствует, развивается и укрепляется социалистическое общественное сознание, развивается и укрепляется также материальная база социализма, развиваются производительные силы общества. Если главенствует потребительское сознание, то в обществе сохраняются капиталистические отношения, и по-прежнему существует живой мертвец капитализма.

Р. Косолапов верно замечает, что "определённая самостоятельность сознания по отношению к бытию ярче всего проявляется по мере накопления достоверных знаний о движущейся материи", и это верно в том числе и для такой высшей формы движущейся материи, как человеческое общество. В своей брошюре он пишет "До сих пор я не встречал марксиста, который бы заявил: "Почему сознание обречено быть во всех случаях вторичным, а первичным дано быть бытию? Сознание и может быть и является первичным, если его феномены рассматривать строго в конкретных параметрах места и времени!" Абсолютной истиной является вторичность происхождения или, лучше, возникновения сознания, а потом наблюдается другая картина".

Блестящая мысль. Сегодня накоплено достаточно достоверных знаний о движущейся материи для того, чтобы понять всю ее глубину.

Действительно, бытие самой Вселенной, бытие во Вселенной неживой материальной планеты Земля - первично. Уже после возникновения Земли на ней появилась - тем или иным образом, но тоже как объект материального мира - живая материя с рефлекторным сознанием. На определённом этапе развития возникает человек. Его развитие даёт высший тип сознания - активное человеческое сознание, способное инициировать всё более масштабные и усложняющиеся действия по сознательному, целенаправленному преобразованию материального мира.

Материальные преобразования обуславливают развитие общества и общественного сознания, но само это развитие до определённого этапа носит неосознанный: люди объясняют мир и своё бытие всякого рода религиозными воззрениями и учениями.

Затем начинается новый этап - люди пытаются выстраивать некие философские теории, основанные на размышлениях, логике и наблюдениях природы и общества. Но пока что философы лишь различным образом объясняют, вернее, пытаются объяснять мир.

Общество продолжает развиваться, накапливаются новые знания, возникают новые представления об окружающем мире, и в середине XIX века появляется действительно научная - материалистическая теория развития общества. С этого момента начинается борьба двух основных типов общественного сознания - традиционного, идеалистического, частнособственнического, капиталистического, и нового - марксистского, материалистического, коммунистического. В мир брошен лозунг не объяснения мира, а его преобразования с заменой права частной собственности для немногих на всеобщее право всех членов общества на общественные производительные силы общества и на производимый совокупный общественный продукт. Именно с этого момента общественное сознание - вторичное по отношению к материи в плане возникновения сознания, становится уже первичным по отношению к будущему общественному бытию, если рассматривать взаимоотношения этого будущего общественного бытия и общественного сознания в конкретных параметрах места и времени, то есть - в условиях воздействия на массы трудящихся как нового коммунистического сознания, так и старого капиталистического сознания при всё более обостряющейся борьбе этих двух сознаний.

К сожалению, люди, и, в первую очередь, в Советском Союзе, не сумели подняться до глобального социалистического сознания. В результате была ликвидирована система социализма. Ведь Советский Союз и мировой социализм рухнули не в результате материальной внешней агрессии, не в результате серии природных катаклизмов, а в результате умелого манипулирования общественным сознанием. Именно лучшая подготовленность мировой капиталистической частнособственнической элиты к формированию в массах нужного этой элите общественного сознания, а не системная и экономическая несостоятельность социализма стала причиной кризиса социализма.

Однако сознание, внедрённое в общество частнособственнической элитой, не может стать господствующим навсегда или даже продолжительное время. Дело в том, что это сознание фактически является антиобщественным, поскольку оно обеспечивает интересы не всего общества, а кучки собственников. Господство в обществе этого антиобщественного сознания программирует деградацию и гибель общества. А это означает, что ухудшающееся общественное бытие (а мы это уже наблюдаем!) приведёт к подвижкам в мировом общественном сознании в сторону подлинно общественного - социалистического сознания.

И в этом смысле можно говорить о том, что, в конечном счёт, общественное сознание всё же определяется общественным бытием. Здесь нет ни парадокса, ни противоречия. Мы имеем здесь всего лишь одно из проявлений диалектического характера общественного развития. В обществе, где возникли и борются два типа общественного сознания, подчинённость сознания бытию и бытия сознанию может диалектически сменяться. В одних конкретных параметрах места и времени общественное сознание идёт за общественным бытием и "весит" менее его, в других конкретных параметрах места и времени общественное сознание предвосхищает общественное бытие и становится более весомым, чем материальная реальность.

Интересно, что ещё в 1944 году советский академик Владимир Иванович Вернадский в журнале "Успехи современной биологии" в статье о ноосфере, которую он определял как новое геологическое явление на нашей планете в эпоху, когда человек сам стано-вится геологической силой, писал: "Здесь перед нами встала новая загадка.

Мысль не есть форма энергии. Как же она может изменять материальные процессы? Вопрос этот до сих пор научно не разрешён".

С точки зрения современной философии ответ прост и непрост одновременно. Мысль, конечно, не материальна, однако она является одним из неотъемлемых свойств и условий существования высшей формы живой материи - Человека общественного (Homo socialis). Причём именно общественного человека, а не просто человеческого существа. Особенностью человека как биологического вида как раз и является, прежде всего, умение мыслить, в то же время умение мыслить не является для человека врождённым, а формируется и развивается только и исключительно в процессе существования индивидуума в обществе.

По отношению к первичной материи человеческая мысль вторична, но по отношению к любому материальному акту человеческой деятельности мысль является первичной.

Маркс был гениально прав в своём утверждении, что самый плохой архитектор отличается от самой искусной пчелы тем, что до того, как построить дом из камня он построил его в своей голове.

Скорее всего, Вернадский не были знакомы с этой мыслью Маркса, иначе он мог бы и сам уловить диалектический характер взаимосвязи человеческой мысли и человеческой материальной деятельности. После того, как человечество стало геологической силой, характер главенствующих в мировом обществе мыслей определяет материальный характер настоящего и будущего человечества.

Нет никакого сомнения, что в соответствии с положительным вектором развития материального мира и общественного сознания, уже в обозримом будущем главенствующим в мире станет социалистическое общественное сознание, и это обусловит окончательный переход человечества к мировому социалистическому общественному бытию. Ведь у мира нет иного конструктивного выхода.

И.Никитчук,
д.т.н.

viperson.ru

Док. 643271
Опублик.: 26.09.11
Число обращений: 0

  • Никитчук Иван Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``