В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Экономическая безопасность: институциональная трансформация и новые угрозы Назад
Экономическая безопасность: институциональная трансформация и новые угрозы
Если исходить из принципов экономической безопасности, то институциональные преобразования в программе современных экономических реформ и национальных программ должны включать защиту прав собственности, обеспечение экономической устойчивости, преодоление угроз безопасности бизнеса, рациональное использование факторов производства, эффективное управление процессом преодоления кризисных явлений в экономике.

В широко распространенном мнении под институтами понимают разновидность структур в социальном пространстве, некую систему общепринятых правил (законы, правила поведения фирмы, морально-этические принципы и другие институты). Институты долговременны, поэтому создают определенную стабильность, оправдывая ожидания людей и делая их предсказуемыми.

В традиции первых институционалистов - Т. Веблена и Д. Коммонса - институты принято считать особым видом социальной структуры, неким ограничителем свободы, поскольку существование правил предполагает наличие ограничений. Трудно с этим согласиться: ведь наличие правил движения является основанием свободного и безопасного передвижения по дороге, т.е. регулирование не противоречит свободе, а является ее союзником. Люди подчиняются законам и правилам не только из-за наличия санкций, но и потому, что те дают им моральную поддержку, нравственный авторитет. Законы, которые не соблюдают, не являются правилами, и поэтому в обществе должен существовать принудительный механизм их осуществления. Дж. Ходсон считает, что "институты - это социальные структуры, которые формируют исторические причинно-следственные связи, в какой-то степени возвышаясь над индивидуальными привычками мысли и действия" (1). Д.Норт настаивает на том, что "институты - это "правила игры" в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Следовательно, они задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия - будь то в политике, социальной сфере или экономике" (2). Норт рассматривает и то, как меняются институты, и как институты влияют на результаты экономической деятельности, и анализирует широкое разнообразие образцов функционирования экономики и государств. Справедливо отметил В. Ефимов: "Можно только поблагодарить Дугласа Норта за такую четкую формулировку действительно центральных вопросов, на которые нужно искать ответы в институционально-экономических исследованиях" (3).

Говоря о современном обществе, следует отметить, что все виды деятельности регулируются формальными и неформальными правилами, причем важнейшими формальными правилами являются законодательные акты. "Институты уже благодаря самому факту их существования контролируют человеческое поведение, устанавливая предопределенные его образцы, которые придают поведению одно из многих, теоретически возможных направлений. Первичный социальный контроль задан существованием института как такового. Сказать, что часть человеческой деятельности была институционализирована, - уже значит сказать, что часть человеческой деятельности была подвергнута социальному контролю. Дополнительные механизмы контроля требуются лишь в том случае, если процессы институционализации не вполне успешны" (4).

В этой градации важно выявить какое же общественное явление формирует основное институциональное отношение в России? Представляется, что такое явление для России описывается категорией "общественное сознание", которое выражает отношение между новационными и традиционными ценностями, пронизывает всю социальную структуру общества, определяет его социальный тип. "Передача системы ценностных ориентаций, верность идеалам и чувство свободы, отношение к труду и собственности осуществляются через культуру, понимаемую в самом широком смысле, через систему общения и окружающую среду" (5).

В наших условиях институты значимо влияют на труд, доходы, финансы, товарные рынки, на потребление, инвестиции, сбережения, изменения отношений собственности и другие явления и процессы экономической жизни общества. Институты влияния на экономику - элемент общей системы нематериальных факторов, совокупность которых формирует особую подсистему общественно-политической формации, обособленную от системы производительных сил. Способ соединения факторов производства определяет характер не только производственных отношений, но и ряда господствующих институциональных отношений (специфических, формационных, традиционных и инновационных), которые в большей степени, чем что-либо другое, определяет конкретную специфику исторической формы существования способа производства в каждой стране и отражает организацию экономической сферы как составной части ее общественного устройства.

Автономное или комплексное действие институтов влияния на экономику аккумулирует особую нематериальную составляющую движущей силы общественного развития. Этот процесс осуществляется посредством ограничительного или побудительного воздействия различных институтов (государственного и хозяйственного управления, образования, идеологии, информации и др.) непосредственно на социальный объект этого воздействия, а чаще опосредованно через другие, специально созданные, институты. Результатом этого воздействия является достижение адекватного экономического поведения индивидов и различных социальных структур, приводящих, в конечном счете, к сдвигам в общественном сознании и к появлению в обществе одних социальных качеств и утрате других.

Все формирующиеся в обществе институты призваны, на наш взгляд, способствовать укреплению безопасности общества, предотвращать вред и ущерб текущим интересам и интересам развития будущих поколений. Таким образом, с точки зрения методологии, национальная безопасность, с одной стороны, является целью управления, а многообразие форм институтов общества в конкретных геополитических и исторических условиях выступают факторами ее достижения, с другой - национальная безопасность формирует основное условие собственного развития общества, следовательно, и развития всей системы производительных сил и общественных (включая институциональные) отношений. От степени оптимальности соотношения этих элементов зависит уровень экономической безопасности.

Институты представляют собой "узлы, в которые стягиваются нити социальных связей в сети производственных отношений" (6). А также "условия, оказывающие определяющее воздействие на трансформацию экономических отношений", но и сами "наличные экономические отношения обусловливают формирование и развитие институтов", т.е. выступают условиями их функционирования (7).

Экономическая безопасность выступает неотъемлемым элементом экономической системы и одновременно частью (моментом) более широкого явления - безопасности общественного воспроизводства как более богатого по содержанию процесса. Как элемент экономической системы экономическая безопасность развивается и меняется вместе с ней. В современных условиях существует настоятельная потребность и необходимость формирования новых институтов, обеспечивающих инновационное развитие общественно-экономической системы. К их числу должны быть отнесены и общественные структуры, привлекающие бизнес-сообщество, стимулирующие его на внедрение инноваций, поскольку институциональные отношения выходят за рамки экономических отношений, являются их внешними (экзогенными) факторами. Многие ученые отмечают, что "институциональные отношения являются формой экономических отношений, они существуют за пределами экономических отношений, ограничивают их, придают им определенную организованную форму" (8).

Главная роль институтов и смысл их существования не просто в ограничении действий людей, а скорее в создании новых видов отношений власти и влияния (9). В первую очередь институты создают новые возможности, поскольку учреждают особый тип полномочий, например права, обязанности, обязательства, санкции, разрешения, то есть структуры новых отношений. Функционируют эти отношения в общественной жизни объективно, так как институциональные структуры создают независимые от желания основания для действия. Кажется парадоксом эта "независимость от желания" - ведь желание иметь больше денег или политической власти чрезвычайно могущественно. Но суть именно в том, что учреждая институт собственности или фондового рынка, т.е. институциональную реальность, правительство дает человеку очень большую власть и расширяет его возможности действовать: разбогатеть, стать депутатом, получить должность и пр. То, что многие рыночные институты, созданные в России в кризисные 90-е годы, были неуспешными, работали плохо, говорит о том, что они не соответствовали устремлениям населения, их привычкам, интересам, а ведь только принуждением позитивных рыночных преобразований добиться невозможно.

Следует назвать основные институты, сформировавшиеся в ходе современной рыночной трансформации, которые необходимо активизировать для обеспечения экономической безопасности страны:

- проведение качественного анализа опасностей, угрожающих экономике с целью минимизации влияния угроз национальной безопасности;
- защита прав собственности и повышение уровня развития института частной собственности;
- уничтожение коррупции бюрократии, которая снижает возможности укрепления рыночных институтов и конкурентных механизмов;
- развитие финансовых рынков, которые влияют на расширение сферы инновационной активности и предпринимательства;
- расширение сферы использования квалифицированных специалистов, ведущих инновационную деятельность;
- усиление международного обмена производственным опытом и кадрами;
- повышение эффективности финансовых и инвестиционных рынков.
К сожалению, эти институты пока в полной мере не работают. В частности, приватизация основных фондов, например, привела к формированию легально функционирующего криминального сектора экономики, контроль за деятельностью в котором, осуществляется либо через отношения собственности, либо через отношения управления, т.е. коррупцию. В итоге 70% ВВП у нас находится в собственности 12 фамилий (10).

Обновление оборудования сократилось в 2,4 раза даже в самой приватизированной отрасли - нефтяной промышленности, что вызывает законный вопрос об эффективности частной собственности.

Все это сформировало целый комплекс небывалых угроз экономической безопасности России. Своевременное выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз для национальных интересов России - одна из основных задач системы обеспечения безопасности, залог успешной реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства. Проблема преодоления угроз в современных условиях становится все более актуальной, а социально устойчивая жизнь создает возможность активно противостоять им. Как справедливо отмечают известные ученые России: "Устойчивого экономического роста добиться удалось, а вот социальной устойчивости жизни граждан - нет" (11).

Острейшей экономической, социальной, нравственной, политической проблемой в стране является сегодня проблема бедных и богатых, поляризация общества. Статистика отмечает, что только у 20 процентов населения доходы повышаются, а 80% стали жить хуже 1990 года. Это несправедливо: даже при сегодняшней производительности труда, которая у нас в 5-6 раз ниже, чем в США, заработки в России должны быть в 10 раза выше, чем сейчас (12).

Опасность в том, что превышена грань, пороговое значение экономической безопасности, когда "резкое размежевание общества на богатых и бедных,...глубокое нарушение принципов и норм социальной справедливости - прямая угроза стабильности и безопасности страны, а избыточное неравенство является основным препятствием для...повышения темпов экономического роста" (13). По мнению руководителя Центра института экономики РАН Е. Гонтмахера, "официальная статистика говорит о том, что разрыв 10 процентов самых богатых и самых бедных 15,3 раза. Но если взять их неформальные доходы, то разрыв может достичь и 30 раз".

Способно ли государство сейчас уменьшить разрыв в социальном неравенстве? Можно ли найти возможности сближения экономических интересов различных социальных групп? Ведь это все необходимо сделать, если мы всерьез обеспокоены проблемой обеспечения экономической безопасности страны. Преодоление расслоения - этой крупнейшей угрозы экономической безопасности должны преодолеваться управленческим воздействием, в том числе формированием новых институтов влияния на экономику. Институциональный подход к обеспечению экономической безопасности актуален сегодня потому, что люди стремятся к уверенности в своей судьбе и хотят парировать угрозам их экономическим интересам.

Одна из новых угроз экономической безопасности - это развитие финансовой системы на "легких" нефтегазовых и спекулятивных деньгах, отсутствие в стране развитого реального сектора экономики, которое вызвало современный финансово-экономический кризис. Рентабельность нефтяной промышленности достигала 200-400 процентов, а средства, полученные от продажи нефти и газа, размещались в мировой финансовой системе, но не вкладывались в развитие промышленности и сельского хозяйства в той степени, которая соответствовала бы собственной экономической безопасности. Самого критического отношения заслуживают действия Минфина России, долгое время противившегося вложению нефтегазовых денег в национальную экономику, от чего многие предприятия вынуждены были кредитоваться за рубежом. Суммарный внешний долг наших фирм и корпораций уже равен примерно пятистам миллиардам долларов, т.е. втрое превышает долг СССР в период его распада.

Российская банковская система потеряла способность в прежних объемах обеспечивать отечественные предприятия деньгами. Без кредитования строительные, металлургические, машиностроительные предприятия вынуждены сворачивать свои инвестиционные программы. За этим следуют тяжелые социальные последствия: массовые увольнения и сокращения зарплат.

К сожалению, в данном финансовом кризисе страну не спасли золотовалютные резервы, поскольку в них доля самого золота невелика, - по данным академика Н. Петракова - 1-2 процента, а основную часть составляют ценные бумаги различных финансовых корпораций, сконцентрированных в большинстве своем в США. Выдача ипотечных кредитов много лет тоже осуществлялась американцам с невысокими доходами, и они были не в состоянии выплачивать даже процентов по кредитам. Такая политика подпитывала строительный комплекс США, повышая спрос на строительные материалы и рабочую силу. Все это в итоге рухнуло, создав реальные угрозы и нашей экономической безопасности. Деньги необходимо вкладывать в реальную национальную экономику, в создание новых современных товаров, обновляя их ассортимент и качество, интенсивно насыщая рынок и развивая подлинную конкуренцию.

Эффективности экономики способствует развитие ее наукоемкой сферы и создание в ней конкурентной среды. Для ее формирования необходимо создать такие современные институты, как систематизированная база данных, разрабатываемых в стране технологий, и государственный фонд анализа и поддержки наиболее перспективных из них.

Институционально целесообразно также подкрепить это мерами организационной поддержки отечественных инноваций с целью обеспечения заинтересованности производственных корпораций и бизнес-сообщества во внедрении научных исследований, ускорения процесса их коммерциализации. Определенную положительную роль с 2006 года начала играть Российская венчурная компания (РВК) и Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий (РИФИКТ), которые имеют главной задачей поддержку венчурного и инновационного бизнеса. Корпорация "Роснанотех" также призвана продвигать на рынок нанотехнологии и обеспечивать координацию отечественных разработок в данной области.

Одной из главных современных угроз безопасности сегодня названа коррупция. Коррупция наносит прямой ущерб национальным интересам России и прежде всего ее экономической безопасности.

Борьба с этим недугом в 2008 году стала национальной программой и по размаху, серьезности действий Правительства России не имеет аналогов в Российской истории. Необходимо избавить страну от коррупции, некомпетентности и безответственности, поразивших нашу экономику. Д. Медведев, назвав коррупцию "врагом номер один", обозначил ближайшие задачи по борьбе с этой гигантской угрозой экономической безопасности и направил соответствующий пакет законов на утверждение в органы Законодательной власти.

По данным Федеральной Антимонопольной службы за последний год выявлены почти две тысячи картельных соглашений, которые, по словам В.Путина "неправомерно ограничивают конкуренцию". По его мнению: "Если меры по поддержке реального сектора экономики не будут сопровождаться последовательной политикой, направленной на развитие конкуренции, на повышение эффективности экономики, мы рискуем добиться обратного эффекта - не используем кризис для укрепления и качественного развития российской экономики, а, наоборот, за счет мер господдержки законсервируем неэффективные, неконкурентоспособные производства" (16).

________________________________________________________________________________
1. Ходжсон Дж. Что такое институты? // Вопросы экономики. - М., 2007. - N 8. - С. 36.

2. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М., 1997. - С. 17.

3. Ефимов В. Предмет и метод интерпретативной институциональной экономики // Вопросы экономики. - М., 2007. - N8. - С. 60.

4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. - С. 92-93.

5. Абалкин Л.И. Эволюционная экономика в системе переосмысления базовых основ обществоведения // Эволюционная экономика и "мейнстрим". - М.: Наука, 2000.

6. Абалкин Л.И. Избранные труды. т. 1. - С. 308.

7. Фролов Д.П. Институциональные отношения в обществе и экономике // Теоретическая экономика. - М., 2007. - N1. - С. 114.

8. Михайлов А.М. Экономические и институциональные отношения // Экономические науки. - М., 2003. - N5. - С. 51.

9. Серл Дж. Что такое институты? // Вопросы экономики. - М., 2007. - .N 8. - С. 15.

10. Журавлева Г.П. Необходимость обновления современной экономической теории // Теоретическая экономика. - М., 2007. - N1. - С. 12.

11. Иванченко. К новым социальным императивам России // Вопросы экономики. - М., 2007. - N2. - С. 115.

12. Журавлева Г.П. Необходимость обновления современной экономической теории // Теоретическая экономика. - М., 2007. - N1. - С. 12.

13. Иванченко. К новым социальным императивам России // Вопросы экономики. - М., 2007. - N2. - С. 115.

14. Львов Д.С. Перспективы долгосрочного социально-экономического развития России // Вестник РАН. - М., 2003. - N8. - С. 675.

15. Социальное неравенство и публичная политика. Доклад Международного фонда социальных исследований. - М., 2007. - С. 15.

16. Комсомольская правда. 28.11.2008.

Антропова Т.Г.
к.э.н., доцент Академии государственного и муниципального управления при Президенте РТ

Viperson

Док. 643251
Перв. публик.: 26.09.11
Последн. ред.: 27.09.11
Число обращений: 0

  • Гонтмахер Евгений Шлемович
  • Антропова Татьяна Геннадьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``