В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Алексей Подберезкин: Исторический оптимизм русской нации кроется в ее огромном культурном и духовном наследии.. Назад
Алексей Подберезкин: Исторический оптимизм русской нации кроется в ее огромном культурном и духовном наследии..
Здоровый пессимизм и исторический оптимизм

Что... действительно "накапливается",
но не как мертвая масса, а как нечто живое,
это - искусство рабочего, степень развития труда[1].

К. Маркс
    

В просвещенном консерватизме преимущество
отдается... мудрости и ответственности перед
идеологическим прожектерством...[2].

Н. Михалков



Исторический оптимизм русской нации кроется в ее огромном культурном и духовном наследии, которое, говоря словами К. Маркса, "накапливается" столетиями, давая народу и стране удивительно эффективный ресурс для своего развития. Сегодня, в эпоху капитализма, у этого ресурса появилась одна важная особенность: национальный человеческий потенциал, накапливаясь, остается собственностью личности. Он не может быть отчужден, продан или передан, капитализирован кем-то. С точки зрения нации и государства человеческий потенциал становится неотчуждаемым национальным богатством. В отличие от сырья и энергоресурсов его не только невозможно отнять, но он еще и накапливается, увеличивая общее национальное богатство.

В этом основа для важного принципа русского социализма - исторического оптимизма, который предполагает сознательную концентрацию усилий элиты и общества на опережающих темпах роста НЧП.

Принцип исторического оптимизма идеологии русского социализма можно, на мой взгляд, изобразить на следующем рисунке.



Никто не отнимет у нации ее историю, культуру и духовность. Их можно только разрушить или уничтожить, т.е. НЧП не передается и не продается, но уничтожается. Как на глобальном уровне, подразумевающем в этом случае уничтожение нации, так и по отдельным, "прагматическим" аспектам: переписывание истории, фальсификация традиций, разрушение духовности и культуры.

К сожалению, последние десятилетия мы нередко наблюдаем именно такие попытки. Причем массированные. С политической и экономической точек зрения они означают ослабление и ликвидацию нации за счет ослабления её НЧП.

Сегодня нередко слышишь, что нужна новая сверхзадача, сверхидея. Для России, ее истории характерен массовый исторический оптимизм, который является огромной движущей силой. Силой созидательной, а иногда и разрушительной.

В самые тяжелые периоды ее истории нация продолжала верить в свою историческую миссию, особое предназначение. И в этом нередко скрывалась та огромная сила, которая позволяла ей компенсировать иные слабости. Этот колоссальный заряд оптимизма - если он используется правильно - способен совершать чудеса созидательного строительства. Так было и в период Средневековья, и в Новое время. Так есть и в современную эпоху.

К сожалению, власть неумелым управлением нередко бездарно использует этот ресурс. И в периоды активного государственного строительства, и в периоды борьбы за независимость. Что привело к его девальвации, неверию в позитивные перспективы. Это стало характерной чертой последних десятилетий. Прекрасные лозунги коммунистического и демократического реформирования оказались абсолютно не подкреплены результатами, а общество не просто разуверилось в позитивном варианте развития, но заранее пессимистично относится к любым начинаниям. Именно этим во многом объясняются те повальные пессимистические настроения, которые охватили Россию в последние десятилетия, тот социальный пессимизм, который приобрел опасные медицинские формы - стремительный рост самоубийств и психических заболеваний.

Вот почему новая идеология должна сформулировать не только великую и долгосрочную цель - развитие НЧП, но и обосновать реальность ее достижения, более того, представить ее в перечне вполне прагматичных и конкретных задач.

Пессимизм новой идеологии должен компенсировать социальный и необоснованный оптимизм предыдущих лет. Идея немецкого философа о "недоверии к планам строительства рая на земле" сегодня выражается в обществе как "невозможность достижения абсолютной гармонии и справедливости" Точно так же невозможно и полное искоренение всякого зла. Как правило, из двух зол приходится выбирать меньшее"[3].

При В. Путине пессимизм, точнее иронический скептицизм стал не только нормой поведения, но и личностной характеристикой президента и его окружения. И здесь В. Путин, по сути, отражал доминирующие настроения в обществе: декларативность, пафосность, маниловщина стали крайне непопулярными в российском обществе в первом десятилетии ХХI века. Примечательно, что в соцопросе, проведенном в ноябре-декабре 2006 года среди представителей мелкого бизнеса, более половины респондентов оказались сдержаны, констатировав, что "все идет как обычно"[4].

В. Путин изначально, еще в начале десятилетия, понимал ограниченность своих возможностей и возможностей общества и экономики, поэтому скептицизм стал сначала его политикой, а затем и частью идеологии.

Таким образом, основные цели и политическая практика В. Путина полностью совпадают с классическим определением социального консерватизма. Конечно же, российская специфика (прежде всего, конкретная историческая ситуация) добавила свое. Но отнюдь не принципиальное и даже не слишком отличное.


_____________

[1] Маркс К. Капитал. Т. 1. // Маркс К., Энгельс Ф.: соч., 2-е изд. В 50 т. Т. 23. М., 1955-1981. С. 907.

[2] Михалков Н. Манифест просвещенного консерватизма. [Эл. ресурс]. URL:http://www.polit.ru/kino/2010/10/26/manifest

[3] Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанова. М., 1998. С. 327.

[4] Бизнес-журнал. 2006. Декабрь. С. 8.


Алексей Подберезкин - профессор МГИМО

22.09.2011

podberezkin.viperson.ru

 



Док. 643171
Перв. публик.: 22.09.11
Последн. ред.: 23.09.11
Число обращений: 0

  • Подберезкин Алексей Иванович
  • Михалков Никита Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``