В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Высоцкий: В экстренной ситуации проблем с энергообеспечением в Югре не будет Назад
Сергей Высоцкий: В экстренной ситуации проблем с энергообеспечением в Югре не будет
На подготовку системы жилищно-коммунального комплекса Югры к очередному отопительному сезону будет потрачено порядка 5 миллиардов рублей. На вопросы РИЦ отвечает директор Департамента строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса автономного округа Сергей Высоцкий.

Сергей Васильевич, лето для нашего региона - время самых объемных вложений в подготовку коммунального комплекса к сезону холодов. Что удалось сделать за это время и можно ли говорить, что ЖКК Югры к первым заморозкам подойдет, что называется, во всеоружии?

Подготовка к отопительному сезону прошла с особой тщательностью, все работы проведены в плановом режиме. На сегодня завершено порядка 98% всех мероприятий, которые были запланированы. Подготовлено почти 100% котельных и тепловых сетей, немного отстают сети водоснабжения. У нас ежедекадно происходит обновление оперативной информации, и это позволяет утверждать, что уже на этой неделе 100%-ная готовность будет достигнута.

Пуск тепла на объекты социальной сферы был произведен 1 сентября. Все остальные объекты и жилые дома были обеспечены отоплением в зависимости от погодных условий.

Сколько средств было израсходовано и хватило ли их на все плановые мероприятия?

На подготовку к зиме было запланировано потратить 4 млрд 461 млн рублей. Это средства бюджета округа, муниципальных образований и предприятий. Муниципалитетам выделялись дополнительные средства. Так, например, 401 млн рублей был направлен для увеличение объема капитального ремонта теплосетей и максимального снижения аварийности.

Также в ходе подготовки к зиме решением Правительства утверждена необходимость закупки резервных источников электроснабжения для предприятий, обеспечивающих теплом жителей Югры на общую сумму 160 млн рублей. Решение принято 1 сентября и после проведения конкурсных процедур все объекты будут обеспечены резервным электроснабжением.

Все это позволяет гарантировать на 100%, что в любой экстренной ситуации проблем с энергообеспечением и поступлением тепла в регионе не будет.

Есть ли какие-то проблемы по уровню готовности среди муниципалитетов автономного округа?

Немного отстают по подготовке Советский и Березовский районы. Очень низкие темпы по замене ветхих тепло- и водопроводных сетей. В Советском районе это во многом связано с проблемами коммунальной компании. Но, тем не менее, окружные и районные власти предпринимают меры для того, чтобы войти в зиму со 100%-но готовым жилищно-коммунальным хозяйством.

Что касается реальных объемов по ремонту тепло и водопроводных сетей, газопроводов и котельных. О каких цифрах сейчас идет речь?

На сегодня 476 котельных полностью подготовлены. Из запланированных 3588 км теплосетей подготовлены 97%. Заменено 84 км из 113 км ветхих сетей теплоснабжения. Подготовка водопроводов составляет 91% из запланированных 3880 км. Заменено 44 км ветхих водопроводных сетей из запланированных 76 км. Центральные тепловые пункты готовы на 100% (363 единицы). Подготовка газопроводов выполнена на 90% (1796 км из 1987 км).

С 12 сентября по поручению Губернатора в населенном пункте Хулимсунт Берёзовского района началась работа по пуску газа в жилые дома. В июле там прошло выездное совещание, в ходе которого было дано поручение обеспечить поселок газом. Оно выполнено, уже проведены испытания, подписан акт ввода в эксплуатацию, производится регистрация права собственности на газопровод. На текущей неделе будут заключаться договоры с потребителями, и газ поступит в их дома. Также по поручению Губернатора с 1 сентября переведен на круглосуточное электроснабжение посёлок Сартынья Берёзовского района, находящийся в децентрализованной зоне.

Насколько сегодня жилые дома в регионе готовы к наступлению сезона холодов?

Из 25 млн 928 тысяч квадратных метров муниципального жилого фонда уже 23 млн 359 тысяч к зиме готовы.

А каков характер ремонтных работ в жилом секторе?

Проводилось утепление наружных конструкций зданий, утеплялись швы. Дополнительно отремонтированы кровли. Там, где были выявлены проблемы, обеспечивалось утепление подвальных помещений. В подъездах некоторых домов массово менялись внутренние трубопроводы. Проводились ремонты и замены устаревших дверей и оконных конструкций. В принципе, это нормальный ритм проведения текущего ремонта, приуроченного к подготовке к очередному отопительному сезону. На эти работы в бюджете всегда закладываются средства.

Что касается котельных в городах, то с ними все понятно - их модернизировать и ремонтировать проще. А как обстоят дела в отдаленных поселках автономного округа?

Ситуация разная. Доступность населенных пунктов в округе очень сильно дифференцирована, есть труднодоступные районы, где дома возможно обеспечить теплом только с использованием твердых и жидких видов топлива. 100%-ный завоз такого топлива во все труднодоступные районы был обеспечен еще в июле. Что касается состояния поселковых котельных, то оборудование там устаревшее. Плюс к этому, изначально планы по развитию этих поселков были большие, предполагался рост численности населения, но в силу ряда обстоятельств (экономических в том числе) количество жителей не росло, а наоборот, уменьшалось. Во многих поселках скопился резерв мощности, который сегодня перекладывается на потребителей. Приходится принимать меры, рассматривать проекты комплексного переоборудования. Мы это делаем в постоянном режиме: меняем устаревшие котлы и системы теплоснабжения, инженерные сети.

Но это, скажем так, меры вынужденные. А как кардинально поменять ситуацию по общему состоянию котельных в поселках в лучшую сторону?

Есть серьезные перспективы внедрения когенерации (Когенерация - процесс совместной выработки электрической и тепловой энергии; название образовано от слов КОмбинированная ГЕНЕРАЦИЯ электроэнергии и тепла). К сожалению, это направление в округе не так развито. Но, тем не менее, мы все видим перспективы применения такого решения, потому что когенерация позволяет получать и тепло, и электроэнергию по более низкой стоимости. Идеальным вариантом была бы полная газификация округа. На последнем заседании правительства принято решение об обосновании инвестиций для строительства двух газопроводов-отводов. Это 74-километровый газопровод от компрессорной станции Южно-Балыкская до Нефтеюганска, который обеспечит газом город и еще 5 населенных пунктов: Пыть-Ях, Пойковский, Усть-Юган, Юганская Обь и Каркатеевский. Мощность его порядка 500 млн кубометров газа в год. Второй - 256-километровый газопровод от КС "Октябрьская" до Ханты-Мансийска. Для окружного центра это резерв, на сегодня столица Югры обеспечена газом, но за счет нового газопровода 19 населенных пунктов будут газифицированы. И там уже имеет смысл ставить котельные, которые могут работать в режиме когенерации, тем самым вырабатывать тепло и очень дешевую электроэнергию. В зависимости от типа оборудования либо тот, либо другой вид ресурсов будет для потребителя значительно дешевле, чем сейчас.

Не секрет, что проблема управления жилфондом не всегда связана с его ветхостью. Часто в несвоевременном ремонте или других работах по содержанию домов виноваты нерадивые управляющие компании. На Ваш взгляд, какая из предусмотренных законом форм управления жилфондом наиболее оптимальна?

Здесь вопрос к способности владельцев квартир к самоорганизации. Законом установлено три возможных способа: непосредственное самостоятельное управление объектом, создание товарищества собственников жилья или жилищного кооператива, а также выбор управляющей компании, которая может выполнять все функции по содержанию дома. Проблема не в том, что выбор формы управления жильем ограничен. Сами жители очень плохо идут на личный контакт между собой. Просто потому, что не каждый готов считаться с мнением соседа. В результате людям тяжело договориться о том, что они хотят сделать.

И каков же выход из этой ситуации?

Государство, уже поняв, что людей невозможно заставить самих организовать процесс управления собственным жильем, придумало механизм - тем, кто организует ТСЖ либо передает функции в УК, предоставляются дополнительные льготы. В том числе, по софинансированию проведения капремонтов зданий, благоустройства придомовых территорий. В округе действуют две программы: одна с участием федерального софинансирования (за счет средств Фонда реформирования ЖКК) и программа "Наш дом". Вторая программа - окружная, она нацелена на то, чтобы жители как можно быстрее объединялись в группы собственников и сами участвовали в капремонте, в принятии решений о том, какие меры сегодня наиболее приоритетны для их жилья. Для того, чтобы этот дом, этот конкретный двор стали лучше.

Такая поддержка власти, наверняка, - инструмент временный?

Нельзя все время надеяться на государство. Во-первых, постоянная помощь государства не пробуждает в человеке чувство собственника, потому что ему кажется, что кто-то за него принял решение. А когда люди начинают принимать участие и сами вкладывать средства в благоустройство, это изменяет их отношение и повышает качество проживания на той или иной территории. Улучшается и само отношение к своей собственности. Люди начинают более детально контролировать ход ремонтных работ.

Но все-таки, по Вашей оценке, какая форма управления наиболее эффективна?

Тут вопрос в заинтересованности самих людей, как они хотят распоряжаться своей собственностью. УК, как правило, являются профессиональными игроками, которые знают, что нужно сделать сегодня. А владельцы квартир принимают участие только в выборе УК и принятии результатов, не участвуя в том, когда и что конкретно по обслуживанию дома нужно делать. УК закрывает весь этот функционал. Это удобно для людей, которые не заинтересованы в постоянном хождении по инстанциям, участии в собраниях и т.п. УК - это способ для ленивых. Для тех, кто любит голосовать, быть в курсе событий, предпочтительным является ТСЖ. Это тот механизм, где они могут выразить свое мнение. Выбор за жителями. И плюсы, и минусы есть во всех способах.

Но так ли уж профессиональны существующие в нашем регионе управляющие компании, как хотелось бы?

Что касается УК, то я не сторонник драматизировать ситуацию, которая сложилась сегодня. Есть нерадивые УК, есть нерадивые жители, которые всегда чем-то недовольны. Населению нужно более активно участвовать в выборе и привлекать действительно профессиональных игроков. У жителей всегда есть возможность расторгнуть договор. Для этого надо лишь собраться и принять решение. К сожалению, многие люди готовы прийти голосовать только после того, как ситуация накалилась до предела.

URL на статью: http://www.informugra.ru/2011/09/65625/

Док. 642989
Перв. публик.: 16.09.11
Последн. ред.: 19.09.11
Число обращений: 0

  • Высоцкий Сергей Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``