В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Илья Верховский: уроки истории, к сожалению, учат не все... Назад
Илья Верховский: уроки истории, к сожалению, учат не все...
Вопрос межнациональных и межконфессиональных отношений - один из наиболее актуальных, сложных и, скажем так, политически и идеологически спекулятивных в современной России. Многие недобросовестные политики на протяжении последних десятилетий так или иначе пытались разыгрывать эту карту - сеять семена обиды, раздора, вражды на пашне человеческих душ. "Разделяй и властвуй" - эта тактика стара как мир.

Именно национальные противоречия, проблемы миграции, идентификации "свой - чужой" сегодня наиболее остро встали перед Россией, Западной Европой, да и всем миром в целом. Манежная Площадь в Москве, беспорядки в Париже, погромы в Лондоне. Начало 21-го века...

"Кто я? Зачем я в этом мире? Где моя семья? Где моя Родина? Кто мне друг и кто враг? Кто - свои, а кто чужие?". Эти вопросы знакомы каждому. Людям для того, чтобы жить, нужен смысл - то, что придаёт жизни цель и устраняет из окружающего мира хаос. Вместе с тем, с этих вопросов в сознании целых народов может прорасти смертельно опасный сорняк - ксенофобия: страх и ненависть к "чужим". История 20-го века знает единственный политический режим, полностью основанный на идеологии агрессивной ксенофобии и национально-расового превосходства - Третий Рейх. Но, к сожалению, этот урок истории выучили не все.

А какова ситуация с ксенофобией в Югре?

Югра - традиционно многонациональный регион. По статистике, каждый третий ребёнок, появившийся на свет в автономном округе, рождён в межнациональном браке. Это связано со сложной структурой населения и исторически сложившимися волнами миграции. Это и старожильческое население, и спецпереселенцы сталинских времён, и те люди, которые приехали сюда добывать для страны большую нефть. Среди последних был достаточно большой процент высокообразованных специалистов чеченского, азербайджанского, татарского, башкирского происхождения. Последующие волны миграции в Югру привели к тому, что на территории автономного округа сложилась мультикультурная мозаика, по сути - этнокалейдоскоп, этнокультурная модель маленькой России - со всеми её традициями добрососедского существования различных этносов и конфессий, но и не без проблем и противоречий в этой сфере.

Социологи Департамента общественных связей окружного Правительства в текущем году проводили опрос общественного мнения по теме "Ксенофобия в Югре". И это логично: чем жонглировать терминами и слухами - лучше спросить о ксенофобии самих югорчан.

Ведь и власти, и органам правопорядка, и всему обществу в целом абсолютно необходимо знать объективную картину общественного мнения - каким образом сами люди, живущие на нашей земле, оценивают ситуацию в этой сфере.

Итак, прокомментируем основные итоги опроса.

Первый вывод, безусловно, оспаривает позицию тех, кто демонизирует ситуацию в сфере этноконфессиональных отношений, и говорит, что мы якобы стоим на пороге взрыва. На самом деле - нет.

Подавляющее большинство - 86% жителей Югры за последние год-два не испытывали ущемления своих прав или возможностей из-за своей национальной принадлежности. Около 11% ответили: "Да, приходилось испытывать". То есть, каждый десятый в Югре либо ощущал на себе некую неприязнь, либо неприязненно относится к людям другой национальности. Много это или мало? Нет, не слишком много. Но и не слишком мало, чтобы успокоиться и почивать на несуществующих лаврах.

Второй вывод: в межконфессиональной сфере ситуация более благополучна, чем в межнациональной: противоречий, недоверия и настороженности к представителям других конфессий испытывает всего лишь около 5% югорчан. Почему это так?

На самом деле, сфера межнациональных противоречий очень специфична и она допускает гораздо большее поле для провокаций, чем сфера межконфессиональная, в основе которой лежат тысячелетние интеллектуальные, эстетические, богословские традиции. И две основные конфессии, которые действуют на территории Ханты-Мансийского округа, - православие и ислам, - мирно сосуществуют, активно взаимодействуют со всеми общественными институтами, в частности с Общественной палатой Югры, и с органами власти - как с окружными, так и с муниципальными.

Следующий очень интересный момент - в анкету был включён достаточно лобовой с точки зрения социологии вопрос тем, кто хотя бы иногда испытывал раздражение к иноэтничным гражданам: "Что конкретно вызывает у Вас раздражение в отношении людей иной национальности в первую очередь?"

В итоге социологи получили удивительно точный ответ, даже не ответ, а рекомендацию населения власти: 49%, то есть, каждый второй из тех, кого раздражают лица других национальностей ответил: "Они не признают ценности, обычаи, правила поведения моего народа". То есть, опрошенные жители Югры очень чётко обозначили проблему культурной интеграции. Мы знаем, что есть трудности с тем, чтобы люди, которые приезжают из других регионов России и ближнего зарубежья на постоянное место жительства, знали русский язык, русскую культуру, традиции и обычаи; чтобы они были бесконфликтно интегрированы в общество. То есть, ценности, обычаи, правила поведения народа - это и есть сердцевина того, что называется ментальностью, менталитетом, невидимым духовным портретом того сообщества, которое сложилось в Югре, сложилось на основе русской, славянской культуры с огромным количеством элементов местной специфики: и финно-угорской, и тюркской, и кавказской. В некотором смысле речь идёт об особом сибирском характере, который здесь существует. Нужно продолжать делать так, чтобы люди, которые сюда приезжают, были как бы "засосаны" внутрь тяготением Севера, чтобы их, как два-три поколения до них, Север затянул, влюбил в себя и не отпустил. Как в песне - приехали на год, остались навсегда. Связали свою жизнь и судьбу с Югрой.

Так вот, если этот романтический, но достаточно реалистичный тезис попытаться транслировать на процесс социокультурной адапции мигрантов, у нас, как показывает опрос, часть проблем с бытовой ксенофобией будет снята.

Ещё один интересный вопрос: "Как, на Ваш взгляд, следует действовать руководству страны в отношении тех, кто проповедует национализм и национальную нетерпимость?" Иными словами, социологи попросили жителей Югры дать совет руководству России. Вот он: более 50% респондентов предложили применять против них "самые жёсткие меры, включая уголовное преследование". Вдвое меньше людей - 25% опрошенных - заняли более мягкую, но также достаточно непримиримую позицию: уголовных мер не предпринимать, но не допускать к СМИ и к участию в выборах.

И кто после этого будет говорить, что агрессивный национализм - это единственная идеология в России, которая осталась после крушения коммунизма и разочарования в западно-либеральных идеях?

Главный итог опроса - на сегодняшний день ситуация в Югре в сфере этноконфессиональных отношений достаточно благополучная, но с наличием некоторых точек напряжённости. И работать по этим точкам нужно всем вместе - и власти, и органам правопорядка, и религиозным организациям, и национальным общинам, и школе, и семье. И каждому из нас, живущих в Югре.

И в России.

URL на статью: http://www.informugra.ru/2011/08/64173/

Док. 642878
Перв. публик.: 25.08.11
Последн. ред.: 15.09.11
Число обращений: 0

  • Верховский Илья Аркадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``