В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Бекетов: Государственное стратегирование инновационного развития российской экономики Назад
Николай Бекетов: Государственное стратегирование инновационного развития российской экономики
В ХХ столетии в процессе развития мирового сообщества сформировались новые подходы построения мирового хозяйства. Рациональное управление формированием ряда условий и факторов с учетом территориальных социально-экономических особенностей позволяет избегать тяжелых последствий мировых экономических и финансовых кризисов и добиваться успешной стабилизации экономики и социальных процессов. Это показал исторический опыт стран и корпораций, лидирующих в мировом хозяйстве. Современные исследования тенденций развития мировой экономики позволили выделить ключевые факторы и условия (1)

К ним следует отнести развитие образовательного и научно-технологического потенциала, совершенствование качества человеческого потенциала, рациональное использование природных энергетических и сырьевых ресурсов, характер проведения экономической внутренней и внешней политики, увеличение эффективности управления экономическими системами на основе научных знаний. В промышленно развитых странах до 85% прироста ВВП формируется за счет новых знаний, реализуемых в наукоемких технологиях, информационных, коммуникационных системах, технике и оборудовании, научной организации производственных процессов, в создании социально развитого общества. Сегодня конкурентоспособность в условиях рынка невозможна без внедрения новых технологий, которые становятся главной основой эффективности производства, улучшения качества товаров и услуг, а значит и ключевым условием повышения качества жизни людей.

Неравномерность экономического развития различных стран создает условия для периодической замены доминирующих технологических укладов на новые, в процессе которой замещаются единые комплексы технологически сопряженных производств, что сопровождается структурными кризисами мировой экономики, серьезными сдвигами в международном разделении труда. Страны, успевшие первыми сформировать и развить новый технологический уклад, становятся активными центрами притяжения капитала, лидерами социально-экономического развития.

Формирование и развитие пятого технологического уклада привело к новым принципам организации производства, среди которых преобладают непрерывный инновационный процесс, гибкая автоматизация, учет индивидуализации спроса, оптимизация материально-технического снабжения. При этом в системе управления экономикой, так же как и в организации производства, начал осуществляться учет новых типов общественного потребления и образа жизни, который выразился в изменении ценностей и потребительских предпочтений в направлении образования по международным стандартам информационных услуг, преобладания сохранения и укрепления здоровья над лечением болезней, развития качественного питания, формирования здоровой окружающей среды и защиты природы. В жизни общества развитых стран очевидным стал переход от стереотипов общества потребления к ориентации на высокие стандарты качества жизни.

Мировой опыт показывает, что страны, осуществляющие своевременное инновационное развитие человеческого, научно-технологического, производственного потенциала в перспективных направлениях формирования нового технологического уклада, получают новые, принципиальные конкурентные преимущества. Реализация этих преимуществ может позволить таким странам, регионам, отраслям, предприятиям обеспечить опережающий экономический рост по своим направлениям, не догоняя известных лидеров. Только такая политика на государственном уровне приносит успех субъектам экономической деятельности.

В процессе становления и развития пятого технологического уклада формируются сравнительные преимущества стран, которые будут определять геополитическую конкуренцию в первой половине XXI в. Среди множества факторов, создающих национальные конкурентные преимущества, по мнению российских ученых, следует выделить ряд основных определяющих факторов: образование и науку; сохранение и укрепление здоровья населения; развитую информационную среду; способность государственного управления обеспечить условия для раскрытия созидательных творческих способностей каждой личности; высокое качество жизни и чистоту окружающей среды; способность хозяйственного механизма генерировать высокую инновационную активность; развитие ключевых производственно-технических систем нового технологического уклада; эффективную систему управления экономикой. Страны, неспособные обеспечить необходимый уровень качества жизни, развития науки и образования, профессиональной подготовки и здоровья населения, развития информационной среды, будут обречены на серьезную зависимость от внешних финансовых и коммуникационных центров. За ними останутся главным образом функции источников природного сырья и человеческих ресурсов для транснациональных корпораций и промышленно развитых стран, концентрирующих глобальный интеллектуальный потенциал.

Усложняет эту ситуацию как в России, так и в ее регионах постоянно усиливающееся в последние двадцать лет противоречие между имеющимися природно-сырьевыми, энергетическими ресурсами, экономическим потенциалом, с одной стороны, и качеством человеческого потенциала - с другой. Развитие этого противоречия быстро приближается к критическому порогу, за которым население в силу своей недостаточной численности, относительно низких показателей здоровья, интеллектуального и культурного развития, профессиональной подготовки, отсутствия стимулов к трудовой и предпринимательской активности может оказаться неспособным к эффективному освоению имеющихся ресурсов: территориальных, природно-сырьевых, топливно-энергетических и производственных.

Кроме того, нельзя не принимать во внимание складывающиеся закономерности долгосрочного экономического и технологического развития, которое по прогнозам экспертов к 2020 году приведет к максимальному уровню развития доминирующего сегодня пятого технологического уклада и создаст базис развития следующего шестого технологического уклада, который уже начал формироваться. На основе этих закономерностей и экспертных оценок можно предполагать, что среди ключевых элементов этого технологического уклада будут развиваться биотехнологии, технологии сохранения здоровья человека и системы обеспечения качества жизни, системы обеспечения экономической, промышленной и экологической безопасности, нанотехнологии, глобальные информационные сети, системы искусственного интеллекта, технологии альтернативных источников энергии и энергосбережения, интегрированные высокоскоростные транспортные системы, технологии на основе сверхпроводимости и др.

Cтратегия государственного развития, так же как и стратегии развития регионов - это сложные динамические системы, эффективность которых зависит как от внутренних механизмов формирования и реализации каждой стратегии, так и от способов взаимодействия со средой на всех стадиях жизненного цикла. При этом эффективное управление социально-экономическим развитием, исходя из системного характера стратегии, требует и системных методов управления. Одна из важнейших его составляющих в ходе формирования стратегии - определение стратегических приоритетов. В этом аспекте целесообразно использовать разделение стратегических приоритетов на базисные, ключевые и новаторские (2). Основными для развития региона становятся базисные стратегические приоритеты, которые предназначены для управления обеспечением существования и функционирования государства или региона. С помощью ключевых стратегических приоритетов регион выделяется среди других территорий, обеспечивая его конкурентоспособность. И, наконец, новаторские приоритеты определяют доминанты развития региона и факторы его конкурентного успеха в будущем. Такая дифференциация и подход имеют практическое значение, поскольку позволяют характеризовать уровень инновационности управления регионом, т. е. способности не только определять потребности в новых направлениях развития, но и точно их формулировать и реализовывать. Эффективное управление социально-экономическим развитием региона требует своевременности как дифференциации, так и учета всех групп стратегических приоритетов. Это особенно важно, поскольку многие бывшие ключевые приоритеты становятся базисными, а сегодняшние новаторские приоритеты в перспективе могут стать ключевыми.

Россия располагает наибольшими ресурсными возможностями для осуществления социально-экономического развития по сравнению со странами, лидирующими в мировой экономике, так как занимает первое место в мире по суммарному национальному богатству и по его величине, приходящейся на душу населения. По оценкам ведущих российских экономистов (3) к началу нового XXI столетия в структуре национального богатства России 50 % были представлены человеческим капиталом, 40% - природным и 10% - воспроизводимым. Однако эффективность использования всего национального богатства и самой крупной его составляющей была настолько низкой, что по показателю валового национального продукта на душу населения Россия отставала от США в 5 раз, от Японии - в 3,8 раза, от Германии и Франции - в 3,5 раза.
Сформировавшиеся за последние десятилетия деградационные изменения здоровья населения, а также "эпидемия смертности" стали представлять реальную угрозу национальной безопасности России. Официальная статистика и длительные, продолжительностью более тридцати лет, специальные исследования свидетельствуют, что здоровье населения ухудшается от поколения к поколению. Среди этих процессов особо следует отметить: превышение смертности над рождаемостью; уменьшение средней ожидаемой продолжительности жизни; беспрецедентный рост смертности в самом расцвете трудоспособного возраста с 25 до 45 лет; катастрофическое уменьшение численности населения на 9 млн. человек за последние 15 лет.

Необходимо понимание корневых причин этого катастрофического процесса, разработка стратегии развития, которая позволила бы развернуть экономику к человеку. Академик Д.С.Львов в своем докладе на заседании Президиума РАН в 2002 году (3) подчеркнул, что такое масштабное вымирание населения, безусловно, связано с тем, что "большое число людей живет на низком, проще говоря, нищенском уровне", так как за годы реформ реальная заработная плата снизилась почти в 2,5 раза, а среднедушевой доход - в 2 раза. В то же время доходы наиболее состоятельной части населения постоянно росли.

Нельзя не согласиться с мнением другого научного эксперта академика РАН Н.Н. Моисеева. Он еще в 2000 году обратил внимание научной общественности на то, что "в современных условиях для всей популяции Homo Sapiens становится жизненно важным наиболее полное раскрытие творческого потенциала личности. Поскольку назревающий экологический кризис, грозящий перерасти в глобальную катастрофу, вызван развитием производительных сил (экономики), достижениями науки и техники, то и выход из него немыслим без дальнейшего развития этих составляющих процесса цивилизации. Для того чтобы найти такой выход, потребуется предельное напряжение творческого гения человечества, бесчисленное количество изобретений и открытий. Поэтому необходимо как можно скорее максимально раскрепостить личность, создать возможности для раскрытия своего творческого потенциала любому способному к этому человеку.... Хочу подчеркнуть, что, по моему мнению, новая цивилизация должна начаться не с новой экономики, а с новых научных знаний и с новых образовательных программ. Человечество должно научиться жить в согласии с Природой, с ее законами. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью Природы" (4).

Следует также обратить особое внимание на мнение академика РАН В.Л Макарова, который, выступая в 2007 году на Всероссийской научной конференции "Национальная идентичность России и демографический кризис", показал сложную многослойную пирамиду факторов экономического роста (5) В основании пирамиды находится базисный слой, на котором все держится: менталитет нации, дух народа, культурные традиции, исторические традиции, общественные нормы. Он формируется веками и осознание важности этого слоя для экономического и политического развития страны приходит очень медленно. "До сих пор доминирует представление о том, что экономическое развитие определяется абстрактно сформулированными законами, не зависящими от конкретных условий жизни страны, ее народа, ее истории. Даже учебники по экономике внушают студентам эту мысль". Рост ВВП у нас в стране стал каким-то фетишем. Обществу навязывается ложное понятие качества жизни: больше ВВП - выше качество жизни. На самом деле "наращивание ВВП по современной модели развития, как убедительно показано сторонниками движения устойчивого развития, ведет к экологической катастрофе, как минимум, и к социальной катастрофе из-за расслоения мира на достойных и недостойных жить по-человечески, как максимум.
Исследования, проведенные в последние годы в двух регионах России группой ученых под руководством профессора А.И. Юрьева, показали, что одна из важнейших причин неэффективной реализации населением существующих возможностей кроется в психологических характеристиках человеческого капитала - его качествах. Под ними понимаются строго измеряемые психофизиологическими методами параметры жизнеспособности, работоспособности, способности к обучению и к инновациям.

Исследование доказывает, что главной обязанностью государства является производство человеческого капитала, имеющего что-то вроде его "ликвидности" в будущем. Для придания чрезвычайного значения качеству человека граждане России именуются в исследования человеческим капиталом. Под человеческим капиталом в исследовании понимается такое количество людей, обладающих достаточными качествами жизнеспособности, работоспособности, способности к обучению и инновациям, чтобы страна могла успешно участвовать в мировом разделении труда. Материалы настоящего исследования показывают, что человеческого капитала, адекватного глобализации, в России нет, и, что хуже всего, никто в России не знает параметров имеющегося человеческого капитала, и никто не занимается определением, а значит, и формированием необходимых параметров.

Обобщенные результаты по двум регионам России показывают, что интегральный показатель качества человеческого капитала в регионе равный 0,46 недостаточен для современных условий модернизирующейся России. Формируют этот, откровенно низкий для условий глобализации индекс, резкое снижение работоспособности населения (0,37), способности к обучению (0,39) и жизнеспособности в целом (0,48).

Единственным положительным параметром человеческого капитала в двух регионах России является способность к инновациям (0,6). Очевидно, что для выполнения даже скромных планов социально-экономического развития регионов нет достаточного человеческого капитала. Для воссоздания человеческого капитала требуется основательная коррекция всей стратегии социальной политики, лозунгом которой может являться идея "сначала люди - потом экономика".
Очевидным решением обнаруженной проблемы является разработка целенаправленной социальной стратегии формирования и накопления человеческого капитала регионов России. Также как и не вкладывание достаточных инвестиций в основные фонды субъектов экономики привело к их запредельному износу, так и инвестирование человеческого капитала по остаточному принципу привело его к "состоянию на грани с негодностью".

В основе процессов всего социально-экономического развития лежат потребности, исходя из которых общество формирует процессы производства и потребления. В обществе существует два спектра потребностей:
- демографически обусловленный биосферно допустимый спектр потребностей (ДОБДСП), который предсказуем на многие десятилетия вперед на основе этнографии, тенденций изменения численности возрастных групп и других условий;
- деградационно-паразитарный спектр потребностей (ДПСП), удовлетворение которых наносит вред тем, кто ему следует, их детям, внукам, наносит ущерб жизни, деятельности и развитию окружающих, антагонизирует общество, в массовой статистике активизирует деградационные процессы в живущих и последующих поколениях и разрушает биоценозы.

Очевидно, что в настоящее время ДПСП статистически устойчиво подавляет ДОБДСП в упорядоченности приоритетов вектора целей производства, на который объективно настроен механизм рыночной регуляции макроэкономической системы. Кроме того, ДПСП непредсказуем, что становится фактором подавления им ДОБДСП при ограниченных возможностях производства и потребления.

Отнесение потребностей к тому или иному спектру обусловлено истинной нравственностью человека и общества, культурой мышления и внешне видимого поведения, (сдерживающего проявление истинного, таимого человеком нрава). Поэтому в массовой статистике макро- и микроэкономика, как и вся остальная жизнедеятельность общества, обусловлены истинной нравственностью, проявляющейся в желаниях, мечтаниях, предубеждениях, мыслях, словах и внешней видимой деятельности людей.

Из этих логических построений вытекает нормативный принцип формирования качества жизни (условий жизни, деятельности и развития), основанный на разработке и применении стандартов качества жизни на основе спектра ДОБДСП. Отсюда становится понятным, что и экономика и человеческий капитал должны создаваться по этому принципу с приоритетным формированием и инвестированием человеческого капитала.
Проводимые в настоящее время отдельные государственные "национальные проекты" научно и системно не разработаны, не взаимосвязаны, что не позволяет получить значимый социально-экономический эффект, не ведет к повышению качества жизни и здоровья населения и негативно им воспринимаются. Поэтому в России продолжают действовать такие условия, когда количественные и качественные параметры человеческого капитала резко снижаются и уже не обеспечивают собственное воспроизводство. В результате в течение последних десяти лет постоянно усиливается дисбаланс между имеющимися природно-сырьевыми, энергетическими ресурсами, экономическим потенциалом, с одной стороны, и человеческим капиталом, с другой.

Сегодня наиболее важно использовать глубинный механизм целевого экономического развития, который заложен в формировании состояния нации через создание нового качества и количества человеческого капитала, величина которого пока преобладает в составе национального богатства России. Очевидными характеристиками его реального состояния и основополагающими приоритетами стратегического развития являются качество жизни и здоровье населения страны. Повышение этих характеристик и представляет собой главную стратегическую цель, как государственного управления, так и социально-экономического развития страны и ее регионов, является безальтернативным путем выхода России из демографической катастрофы. Современные новые знания и применение системного подхода позволяют сформулировать базисный инновационный приоритет "создание государственной системы обеспечения качества жизни и здоровья населения" (6)

как стратегическую основу формирования нового качества и количества человеческого капитала, которая, наконец, станет отвечать ожиданиям и потребностям населения страны. Таким образом, можно подойти к новой модели жизнеустройства населения и государственного управления принципиально иного, чем ранее вида, качества, функциональных проявлений и эффекта.
Вместе с тем, без реального повышения уровня здоровья населения регионов России, и основанного на этом повышении качества человеческого капитала практически невозможен экономический рост. Тем более что "Концепция национальной безопасности Российской Федерации" определяет здоровье населения как основу национальной безопасности страны.
Всемирная организация здравоохранения оценила, что в совокупном влиянии на здоровье населения образу жизни отводится 50%, среде обитания - 20%, наследственности - 20%, медико-санитарной помощи до 10%.
На основе анализа опыта социального развития нашего общества и новых знаний сформировалось представление об исторической возможности реализовать новый подход к охране здоровья населения. Суть его заключается в переходе от не оправдавшей и дискредитировавшей себя системы постоянного совершенствования медицинской помощи населению к реализации нового механизма, основанного на "концепции преимущественного расширенного воспроизводства физического и психического здоровья населения".
Сегодня на основе новых научных знаний и стратегии требуется сформировать не существовавшую до сих пор государственную систему управления здоровьем населения, обеспечить координацию ее развития и создать оптимальную инфраструктуру индустрии здоровья.

Признание на государственном уровне достойного качества жизни и здоровья народа главной ценностью, основополагающей целью и одним из основных критериев социально-экономической зрелости, национальной культуры и эффективности управления страной становится объективной необходимостью.

Преодоление кризисной демографической ситуации требует разработки и реализации идеологии и политики сбережения населения и роста человеческого капитала, как главной составляющей национального богатства России.

Базисной национальной инновацией, позволяющей повысить качество жизни и здоровье населения, добиться роста человеческого капитала и существенным образом позитивно изменить процесс социально-экономического развития страны, является создание государственной системы обеспечения качества жизни и здоровья населения Российской Федерации. Для этого необходимы разработка и выполнение долгосрочной Федеральной программы "Создание государственной системы обеспечения качества жизни и здоровья населения Российской Федерации". На основе федеральной программы целесообразно формирование региональных программ в субъектах Российской Федерации.

Цель программы: создание и развитие в Российской Федерации политических, научных, правовых, нормативных, институциональных, социальных и экономических основ высокого качества жизни и здоровья нации, как стратегических базисных факторов качественного и количественного роста человеческого капитала.

Особая и ведущая роль в решении проблемы национального здоровья должна принадлежать Министерству образования и науки, которому следует придать целый ряд новых функций по сохранению и укреплению здоровья населения в связи с тем, что система образования является единственной безальтернативной социальной системой, обеспечивающей человека знаниями и навыками на всех стадиях его жизненного цикла, через которую проходит все население.

Системный анализ происходящих и планируемых перспективных социальных реформ показывает, что российская система образования впервые за всю историю своего существования имеет исторический шанс включить свои неиспользованные возможности в расширенное воспроизводство физического и психического здоровья населения. Главными из этих возможностей являются создание служб здоровья в образовательных учреждениях, преподавание новых знаний о качестве жизни, культуре здоровья, культуре жизни и формирование на этой основе такого образа жизни, который позволит устранить большинство факторов риска. Выполнение этих функций системы образования в сочетании с созданием в стране новой современной оздоровительной индустрии, системы натурального здорового питания развитием массовой физической культуры, созданием здоровой среды жизнедеятельности позволят кардинально изменить настоящее и будущее здоровье населения. Создание новой функции и институциональных изменений системы образования имеет свойства базисной инновации в социальной сфере, так как позволяет в ближайшем будущем повысить уровень здоровья, а значит и качество человеческого капитала и коренным образом повлиять на процесс социально-экономического развития.

Научные основы современных знаний свидетельствуют о том, что конкурентоспособность государства заключается в конкурентоспособности населения страны. Оно и заключает в себе человеческий капитал, представляющий собой, по сути, главные ресурсы страны в виде количества и качества людей, пригодных по физиологическим, психологическим, мировоззренческим, нравственным, интеллектуальным, культурным, профессиональным параметрам для обеспечения конкурентоспособности государства. Формирование необходимого человеческого капитала может быть обеспечено как минимум тремя жесткими условиями: "наличием у государства концепции конкурентоспособного инновационного человека, технологии его воспроизводства и специалистов по воспроизводству человеческих ресурсов".
Путь преобладающего воспроизводства и роста количества и качества человеческого капитала над другими составляющими национального богатства предоставляет сегодня России единственный ключевой механизм для формирования стратегического развития новой конкурентоспособной нации и социально-экономической системы государства.
Представляя собой действия власти, направленные на устойчивое и сбалансированное социо-эколого-экономическое развитие регионов, государственное управление подразумевает сбалансированное воспроизводство и максимальное использование основных потенциалов региональной системы для создания в будущем единого территориально-экономического и социального пространства. При этом оно должно обеспечивать охрану ресурсной базы окружающей природной среды, экологическую безопасность в интересах нынешних и будущих поколений и, прежде всего, достойное качество жизни и здоровье населения на уровне международных нормативов и стандартов. Все это позволяет при условии нравственного государственного управления, и формирования этической экономики создавать устойчивое увеличение национального богатства на основе приоритетного роста человеческого капитала, ресурсосберегающего восстановительного оборота природного капитала, повышения уровня инновационно обеспеченного воспроизводимого капитала.

Министерство регионального развития РФ создало свою концепцию новой региональной политики "локомотивов" и "полюсов роста". Эта политика предусматривает такие новые механизмы как укрупнение регионов, формирование отраслевых кластеров, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, развитие частно-государственного партнерства и др. При этом была поставлена задача создания стратегий социально-экономического развития субъектов РФ. В случае соответствия стратегий требованиям, утвержденным министерством, и согласования их федеральными органами исполнительной власти, региональные органы власти получают право участвовать в борьбе за федеральные ресурсы: на представление заявок на федеральное финансирование собственных мероприятий из федеральных целевых программ, федеральных адресных инвестиционных программ, инвестиционных фондов и т.д. Таким образом, предусматривается, что стратегии должны становиться инструментами региональной политики и конкуренции регионов между собой.

В 2008 году лишь немного более десятка стратегий было признано соответствующими требованиям министерства. По данным нескольких десятков стратегий, представленных в министерство, можно констатировать следующее:
- большинство субъектов РФ в качестве стратегических выдвинуло отраслевые и не отраслевые приоритеты, связанные со своей традиционной сложившейся в регионе специализацией;
- лишь около 25% существующих субъектов РФ определило одним из стратегических приоритетов создание инновационной экономики;
- около 10 % субъектов РФ осознали один из перспективных стратегических приоритетов - системное межрегиональное и международное сотрудничество;
- ни один из субъектов РФ не осознал и не представил стратегическими приоритетами обеспечение качества жизни населения и формирование человеческого капитала как создание ценностно-целевой государственной системы, являющейся главным источником конкурентоспособности страны.

Таким образом, несмотря на заявления высших руководителей государства, региональными органами власти не осознана стратегическая приоритетная необходимость развития главного стратегического ресурса страны человеческого капитала и основного механизма его формирования - создания государственной системы обеспечения качества жизни и здоровья населения.

Инновационный путь социально экономического развития требует реализации новых принципов перспективной государственной политики:
- человек, реализация его конституционного права на здоровье и обеспечение достойного качества жизни - генеральная цель развития государства;
- создание государственной системы обеспечения качества жизни и здоровья населения - ключевой механизм формирования человеческого капитала;
- создание нового качества и количества человеческого капитала как главной составляющей национального богатства и ресурса общества - основное средство и условие государственного развития;
- целевое системное формирование качества молодежной популяции и всего подрастающего поколения - основной и единственный ресурс формирования, роста и воспроизводства человеческого капитала.

_________________________________________________________________________________
1. Проблемы модернизации экономики и экономической политики России. Экономическая доктрина Российской Федерации / Материалы Российского научного экономического собрания (Москва, 19-20 октября 2007 г.). - М., 2008; Доклад о мировом развитии 2005. Как сделать инвестиционный климат благоприятным для всех / Пер. с англ. - М., 2005; Батчаев А.Р., Климов С.М., Ходачек А.М. Государственное регулирование региональной экономики: Учеб.-метод. пособие. - СПб., 2003; Социальное рыночное хозяйство: Теория и этика экономического порядка в России и Германии. - СПб., 1999; Козловски П. Принципы этической экономии. - СПб., 1999; Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. - М., 1998; Научно-инновационная сфера в регионе: проблемы и перспективы развития / Под ред. А.А. Румянцева. - СПб., 1996; Глазьев С.Ю. За критической чертой: О концепции макроэкономической политики в свете обеспечения экономической безопасности страны. - М., 1996.

2. Самоcтроенко Г. М. Потенциал стратегии развития региона // Инновации. 2003. - N 9. - С. 27-29.

3. Валентей С.Д., Нестеров Л.И. Накопление национального богатства на фоне мировых тенденций. - М.: ИЭ РАН, 2000. - С.8; Львов Д.С. Концепция управления национальным имуществом./Научный доклад на заседании Президиума РАН, 12 февраля 2002 г.

4. Львов Д.С. Концепция управления национальным имуществом / Научный доклад на заседании Президиума РАН, 12 февраля 2002 г.

5. Обращение Н.Н. Моисеева к участниками круглого стола по его книге "Быть или не быть человечеству?".

6. Макаров В.Л. Нетрадиционные факторы экономического развития России // Национальная идентичность России и демографический кризис. Материалы Всероссийской научной конференции (20-21 октября 2006 г.) - М.: Научный эксперт, 2007. - С. 11-17.

7. Ложко В.В. Базисные инновации для перспективного социально-экономического развития России.// Инновации, 2007. - N 1. - С. 41; Ложко В.В. Факторы стратегического развития социально-экономической системы региона // Перспективы устойчивого и сбалансированного развития Северо-Запада России. Сборник докладов и тезисов межрегиональной научно-практической конференции. - СПб., 2007. - С. 96 - 102.

Бекетов Н.В.
д.э.н., профессор, директор Научно-исследовательского проектно-экономического института Якутского государственного университета

Viperson

Док. 642592
Опублик.: 09.09.11
Число обращений: 0

  • Бекетов Николай Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``