В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Семен Кимельман: От ресурсного проклятия к ресурсному благоденствию Назад
Семен Кимельман: От ресурсного проклятия к ресурсному благоденствию
С 60-х годов прошлого столетия путеводной звездой развития экономики многих стран стала добыча нефти и газа, золота, меди, угля. Обнаруженные покоящиеся в недрах национальные минерально-сырьевые богатства правительства начали интенсивно эксплуатировать и получать огромные суммы ликвидных денежных активов, представляющих собой горную и ценовую ренту. Заложенные в трудах А.Смита, Д.Рикардо и К.Маркса основы учения о ренте на примере земельных ресурсов нашли реальное продолжение и воплощение в горной ренте и сопутствующей ей ценовой ренте. Богатством народов многих стран стали национальные минерально-сырьевые ресурсы, привносящие в экономику страны баснословные легко "зарабатываемые" рентные доходы.

Действующие в любой стране механизмы изъятия (в том числе налоговые), распределения, присвоения, и последующего использования горной и ценовой ренты предопределяют, с одной стороны, политическую ситуацию в стране, с другой - принимаемые властями политические решения, с третьей - развитие экономики, как собственно в минерально-сырьевом секторе, так и во многих других секторах экономики.

В современной России горная и ценовая рента накладывает существенный отпечаток на российскую политику. Равно и наоборот, политические решения накладывают не менее существенный отпечаток на развитие экономических механизмов изъятия, распределения, присвоения и использования ренты. Политика и рента - это взаимозависимые и взаимокорректирующие элементы современной экономики России.

В подавляющем большинстве стран (в том числе в России) недра отнесены к национальному достоянию гражданского общества, то есть к богатству народов этих стран. Однако одновременно с этим появляются многочисленные соблазны в присвоении ренты. Россия в этом отношении превзошла многие страны. Каждый из специфических, российских акторов, имеющих отношение к недропользованию, придумывает и пытается реализовать механизмы отщипывания наиболее лакомого куска горной и ценовой ренты. Среди них наиболее "деятельными" являются:
-    прежде всего, акционеры и топ-менеджеры добывающих компаний;
-    акционеры и топ-менеджеры обслуживающих транспортных (включая нефтегазопроводных), энергетических, сервисных и др. компаний;
-    чиновники, выдающие разрешения на недропользование;
-    чиновники, надзирающие и контролирующие недропользование;
-    чиновники, устанавливающие "правила игры" и взимающие налоги за недропользование.

А какова же при этом роль властей и народов, избравших их и доверивших им богатства недр? Здесь возникает развилка. Власти любой богатой ресурсами страны должны решить и сделать выбор, по какому направлению пойти от точки развилки. В мировой практике развилка предоставляет на выбор всего два направления:
1)    путь, ведущий к сырьевому благоденствию;
2)    путь, ведущий, напротив, к сырьевому проклятию.

Выбор одного из этих путей зависит от степени демократии и социализации, от развитости рынка, от государственного устройства, институциональных структур недропользования, личных качеств избранных руководителей государства, от менталитета населения, от становления и влияния на власть гражданского общества, от политических партий и многого другого.

Россия слишком великая держава, хотя по отношению к процессам становления рынка относится к развивающимся странам. В силу её великодержавности и особенностей перехода к рынку с обратной стороны (от социализма - к капитализму) зарубежные аналитики предпочитают, как правило, обходить Россию молчанием.
Безусловно, Россия относится к очень крупным добывающим государствам, в котором минерально-сырьевой сектор является очень заметным как в экономике России, так и в мировом недропользовании, в частности, по его влиянию на экономику многих стран Западной Европы и СНГ.

Вот и в монографии "Как избежать ресурсного проклятия" (изд-во Института Гайдара, М., 2011 г.), которую написали ведущие зарубежные экономисты, в том числе нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц, Россия упоминается крайне редко, зато часто упоминаются как Чад, Нигерия, Малайзия, Норвегия, Индонезия, Венесуэла и даже такие экзотические страны, как Восточный Тимор, Сан-Томе и Принсипи и т. д. Анализируются симптомы и негативные последствия сырьевого проклятия в одних странах. Приводится опыт успешного преодоления сырьевого проклятия в целом ряде других стран. А вот отрицательный опыт России игнорируется, не описывается. В то же время исследуется опыт стран СНГ - Казахстан, Азербайджан и др.

Ниже восполним этот пробел и покажем действие сырьевого проклятия сперва в СССР, когда началась эра нефтяного бума, потом в России.

И сырьевое проклятие и сырьевое благоденствие, либо какое-то промежуточное состояние - это результат политических и экономических решений, принимаемых властями государства по мере создания, освоения и развития минерально-сырьевого сектора (МСС) экономики страны.

МСС представляет собой регулируемую государством систему хозяйствования (социалистического или рыночного) по созданию, освоению, реализации и развитию минерально-сырьевых национальных активов длительного пользования. Если исходить из теории ренты, то МСС представляет собой сложную, многоаспектную и разветвленную политико-экономическую систему, во-первых, по созданию национального богатства страны, измеряемого рентным потенциалом, во-вторых, использованию этого минерально-сырьевого богатства, извлечения его на-гора и реализации на внутреннем и внешнем рынках, в итоге чего потенциальная рента становится реальными денежными активами, то есть горной и ценовой рентой.
Далее следуют политико-экономические, институциональные и правовые решения по изъятию и распределению горной и ценовой ренты между всеми акторами, включая гражданское общество, государство, компании недропользователей, обслуживающие компании, акционеров, чиновников и др. Собственно именно эти решения и предопределяют вектор развития страны в направлении сырьевого благоденствия либо сырьевого проклятия. Следует отметить, что в любой момент этот вектор можно изменить: сырьевое проклятие перевести в русло сырьевого благоденствия и наоборот. Но для этого нужна политическая воля властей и действенные институты гражданского общества. Здесь нельзя не отметить роль мирового сообщества (прежде всего экономически развитых стран), его влияния на властные структуры каждой конкретной страны, добывающей и экспортирующей минеральное сырье. В связи с этим отметим, что последние 40-50 лет нефть, газ, золото, алмазы, медь, никель и другие минеральные ресурсы "правят и руководят" многими бывшими колониальными, а ныне развивающимися странами. Именно эти ресурсы, борьба за обладание ими являются причиной войн, революций, мятежей, смены общественного строя, правительств, руководителей государства, диктаторов и т. д. Вот и в нашей стране это привело сперва к смене руководителей государства, а потом и к смене общественного строя.

Если вернуться в СССР, то в 60-е годы прошлого столетия там начала формироваться нефтегазовая сырьевая база, достигшая в 70-е годы своего апогея. Советский Союз выделился в одного из мировых лидеров по добыче нефти и газа. Одновременно быстрыми темпами развивалась добыча золота, угля, алмазов, железа, меди, никеля, минеральных удобрений, строительного сырья и других полезных ископаемых. Это, в свою очередь, вызвало такой же ускоренный рост индустрии по обработке и глубокой переработке минерального сырья, способствовало развитию оборонной промышленности, металлургии, нефтепереработки, нефтехимии, судостроения, предприятий по производству горношахтного оборудования, буровых установок и т. п.
Нельзя не сказать, что развитие МСС и смежных отраслей шло в условиях "железного занавеса". Действовала негласная политическая установка на самообеспечение промышленного развития минеральным сырьем. Благо, недра советских республик позволяли эту установку реализовать. Не будем останавливаться на плюсах и минусах такой политики. Скажем только одно: по нашему мнению, плюсы преобладали. В этот период (до 80-х годов прошлого столетия) вектор развития МСС был направлен преимущественно в сторону сырьевого благоденствия. В СССР текли огромные суммы горной ренты, почти вся сумма которой поступала в государственный бюджет и направлялась в основном на решение четырёх важнейших задач:
- укрепление обороноспособности,
- развитие промышленности,
- расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы (МСБ) и ускоренный рост объемов добычи минеральных ресурсов,
помощь странам как социалистического лагеря, так и странам, пожелавшим стать социалистическими.

Не будем усложнять эту статью статистическими цифрами. Однако отметим, что в 70-е годы начался явный перекос в сторону ускоренного развития добычи нефти и газа, куда направлялась почти вся горная рента и наибольшие суммы капитальных вложений. Была создана и полностью обустроена Западно-Сибирская нефтегазоносная промышленность, были построены нефтегазопроводы в Европу, в страны соцлагеря.

Это способствовало тому, что силы мирового влияния и транснациональные нефтегазовые компании нацелились на огромные минерально-сырьевые активы СССР.

Добавим к этому, что в начале 80-х годов в СССР трижды сменялись Генеральные секретари ЦК КПСС, потерялась приемственность генеральной линии КПСС.

Казавшееся почти реальным сырьевое благоденствие превратилось в 80-е годы прошлого столетия в сырьевое проклятие, начало и непосредственное развитие которого связано с М.С.Горбачёвым, предавшим свою советскую страну в угоду властителям мировых экономических сил, дождавшихся своего звездного часа.
И пошло и поехало: перестройка, аренда, создание ТОО, появление частной собственности, шальные (не наказуемые) доходы, оживление "демократов", свобода слова, бурные дискуссии о развитии СССР, а затем сепаратизм, выделение прибалтийских республик из состава СССР. И за всей этой чехардой внимательно следили мировые силы влияния. Коридоры власти заполнились зарубежными советниками.

Сырьевое проклятие вступило в свою зловещую фазу. Просуществовавший несколько дней (двадцать лет тому назад) ГКЧП окончательно привел к смене власти. М.С.Горбачев свою задачу по развалу СССР выполнил - и к власти пришёл новый ставленник сил мирового влияния - Б.Н.Ельцин, который в считанные дни изменил общественный строй в СССР, создал раздираемый противоречиями СНГ. Спустя год расстрелял здание Верховного Совета РСФСР. В стране воцарился криминальный рынок. Голубая мечта распорядителей мировых финансов сбылась: Россия экономически ослабла, а её минерально-сырьевые ресурсы были отданы в подконтрольные мировым силам влияния офшоры, в которые стала поступать основная масса горной и ценовой ренты.

Теперь рассмотрим состояние МСС и его влияние на политику и экономику России в постсоветский период.

В постоянно реформируемой экономике России в первое десятилетие перехода к рыночному хозяйствованию развитие МСС отошло на второй план. Добыча почти всех полезных ископаемых до 1999-2000 гг. упала на 30-40 и более процентов. Лицензии на разведку и разработку месторождений до 1995 г. выдавались бесплатно. Активы и основные фонды добывающих и перерабатывающих предприятий МСС были распроданы за бесценок во время ваучерной приватизации. Апофеозом приватизации стали залоговые аукционы, по которым основные национальные минерально-сырьевые активы стали собственностью олигополий, а контрольные пакеты акций перешли в собственность узкой группы олигархов.

В упомянутой монографии во второй главе, написанной Джозефом Стиглицем, этот период (до 1996 г.) характеризуется так: "Россия может послужить впечатляющим примером того, как правительство получило жалкие крохи за самый существенный актив страны - доставшиеся ей в наследство запасы природных ресурсов... Россия, имевшая ранее статус сверхдержавы, начала превращаться в страну, всё более зависимую от своих природных ресурсов... Президент принял... правила игры, которые были созданы при участии... олигархов. Проводились аукционы. Однако это было сплошное жульничество. В результате олигархи получили обширные запасы природных ресурсов страны за гроши... Если бы Россия не испытывала такого давления со стороны международных организаций, требовавших ускорить проведение приватизации, она могла бы отложить продажу ресурсов с аукциона. Приватизация в России запустила порочный круг... Как бы то ни было, легитимность передачи государственных ресурсов частному сектору была, мягко говоря, сомнительной."
С 2000 г. отношение властей к МСС в корне изменилось. Добыча по большинству основных видов полезных ископаемых стала расти. Этому способствовал устойчивый тренд роста мировых цен на минеральное сырье. Мировая конъюнктура цен (за исключением второго полугодия 2008 г.) способствовала развитию и всё повышающемуся финансовому интересу российских властей к МСС. Были приняты законодательные правила, определяющие место МСС в экономике России. Особенно серьёзные изменения правил игры в недропользовании произошли с 2002 г., когда в налоговый кодекс РФ вошла глава по взиманию НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых), привязанному (для нефти) к изменению мировых цен. Были внесены пролоббированные олигархами такие изменения в федеральный закон "О недрах", которые кардинально изменили характер недропользования и установили законодательно закрепленный режим сырьевого проклятия, который устраивал всех вороватых участников недропользования и, прежде всего, власть, правительство, олигархов и чиновников, оседлавших финансово растущую рентную кормушку. В проигрыше оказались только население, гражданское общество, а также геологическая наука и геологоразведочное производство.

В самых общих чертах современный минерально-сырьевой сектор можно представить следующим образом:
-    его первая часть - разведка и подготовка к освоению новых участков недр - стагнирует, минерально-сырьевая база (МСБ) истощается и практически не восполняется;
-    его вторая часть - добыча полезных ископаемых - небольшими темпами растет, но рост постоянно замедляется и через несколько лет рост может смениться падением объёмов добычи, так как в нераспределённом государственном фонде участков недр отсутствует необходимый задел;
-    его третья часть - обработка и переработка минерального сырья - не развивается; худо-бедно живет пока только металлургия; нефтепереработка осталась старой, советской, не соответствующей мировым стандартам; газопереработка (сжижение) находится в зачаточном состоянии; нефтехимия еле дышит со своими старыми технологиями; новые горно-обрабатывающие комбинаты (ГОК) строятся в небольшом количестве, но при этом выбывают ГОКи, на которых добыча руды (из-за снижения содержания полезных компонентов) становится нерентабельной;
-    его четвертая часть - инфраструктурная - развивается только лишь для усиления экспорта сырья (к примеру, строительство нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан").

Приведем еще несколько характерных особенностей экономики минерально-сырьевого сектора России и его влияния на экономику и политику страны. Это:
-    ресурсная база экономики;
-    источник половины доходов федерального бюджета;
-    основа поступления валюты в страну;
-    питательная среда российских транснациональных сырьевых компаний;
-    основа формирования потенциальной горной ренты;
-    основа получения реальной горной и ценовой ренты;
-    важнейшая часть государственной собственности, закрепленная Конституцией РФ, по которой недра являются общенародной государственной собственностью;
-    источник и оплот финансирования монополий и олигополий;
-    ресурсная база и основа долгосрочного социально-экономического развития сорока субъектов РФ;
-    финансовая основа офшорной экономики для сокрытия прибыли, ренты и для ухода от российской налоговой системы.

Самая большая ошибка экономики России последнего десятилетия - это привязка федерального бюджета к цене на нефть. То есть бюджет искусственно посажен на нефтяную иглу. Все известные пороки "сырьевого проклятия" пронизали экономику России от низовых до высших властных структур.

Погоду в МСС делают всего 25-30 офшорных сырьевых корпораций, среди которых монопольный "Газпром" (к которому прикрепился афоризм: государство в государстве), империя Дерипаски, 7-8 нефтяных монополий, "Транснефть", "Норникель", "Полюс-золото", "Уралкалий", "Северсталь", "Мечел", "Новолипецкий металлургический комбинат" и др. Каждая из этих компаний имеют свои "ручные" банки, через которые легализуются скрываемые от общественности офшорные финансы, оформляются сделки, берутся ссуды, создаются долги, в том числе искусственные. Хорошо известен мощнейший "Газпромбанк", который в 2011 г. вышел на третье место по размеру прибыли.

Не менее интересно и важно, что в пользовании этих 25-30 корпораций находятся 150-200 уникальных и крупных месторождений, обеспечивающих 60-70% добычи основных ликвидных на мировом рынке сырьевых ресурсов. Они получают в пользование любые мало-мальские рентабельные участки недр в пользование, не допуская в МСС малые и средние предприятия.

Относительно спокойное последнее десятилетие позволило властям и правительству, которые срослись с сырьевыми корпорациями, создать экономику России со всеми мировыми и чисто российскими симптомами сырьевого проклятия. Современную экономику России можно обозначить следующими эпитетами:
офшорная, ручная, коррупционная, тоталитарная, властно-олигархическая,
нефтегазотрубопроводная, стагнирующая, медленно загнивающая,
полукриминальная и полудемократическая,
нищенская для основной массы населения,
непомерно богатая для избранной узкой кучки российских (и зарубежных!) граждан.
Народные массы проклинают сырьевую экономику, так как им внушили, что все их беды и бедность проистекают из торговли сырьем. А сросшиеся с минерально-сырьевой кормушкой и между собой правители, власть, правительство, чиновники и олигархи благоденствуют.

Перечисленные эпитеты, по нашему мнению, как нельзя лучше отображают основные симптомы сырьевого проклятия. Добавим к ним ещё несколько симптомов:
-    утечка основных капиталов за рубеж, которая всё более и более возрастает;
-    экспорт за счет продажи минерального сырья превышает импорт;
-    решение (решение ли?) проблемы насыщения спроса при недостатке продовольственных и промышленных товаров за счет увеличения импорта;
-    поддержание курса рубля, способствующего импорту;
-    высокая инфляция и попытка её сдерживания путем ограничения роста денежной массы;
-    низкая средняя зарплата у 80% населения (она была бы ещё ниже, если бы не рассчитывалась как средняя с учётом многомиллионных зарплат олигархов);
-    слабая инновационная активность и технологическое отставание и, как следствие, стагнация индустриального сектора;
-    точечная ручная бессистемная "настройка" экономики;
-    законодательная система, создающая правовой нигилизм: при огромном количестве нестыкованных между собой законов создана система беззаконного недропользования; во всех законах есть лазейки, которые поощряют утечку рентных капиталов.

Не будем сейчас дискутировать, насколько правильными и необходимыми были те политические решения, которые завели экономику России в сырьевой тупик. Примем за исходную точку отсчёта современное состояние экономики России и попробуем ответить на вопрос: можно ли ослабить удавку "сырьевого проклятия"?

Если поставлен диагноз сырьевого проклятия в современной российской экономике, то известны и проверенные мировой практикой меры излечения от него.

Прежде всего, это общественное сознание, которое должно освободиться от мифа, что в России, якобы, виной всему является сырьевая экономика. Автор уже неоднократно писал и доказывал, что никакой сырьевой экономики в России нет, но есть развитый и огромный по активам минерально-сырьевой сектор. При принятых ныне политико-экономических решениях властных структур МСС порождает сырьевое проклятие, сопровождающееся обогащением узкой кучки власть имущих и обнищанием основной массы населения. Но этот же сектор может принести благоденствие для государства и гражданского общества. Не будут обижены и власть имущие: им тоже достанется часть горной и ценовой ренты, но не в том количестве, как сейчас, и не воровским, не коррупционным, а вполне законным способом.

И второе. Власть имущие сами или под воздействием общества и народных масс должны принять соответствующие решения, законы и правила игры, побуждающие к созданию социального справедливого государства народного благоденствия.
И для этого нужно всего-то:
-    запретить утечку капиталов в офшоры;
-    создать новую налоговую систему, предусмотрев в ней изъятие горной и ценовой ренты;
-    переприватизировать сырьевые компании, распродав принадлежащие олигархам контрольные пакеты акций всем желающим, то есть акционерами сырьевых компаний на 80-90% должны стать миноритарии;
-    постараться вернуть из офшоров украденные из России капиталы.

С.А. Кимельман,
докт. экон. наук,
академик Академии горных наук (АГН)*)

Viperson

Док. 642377
Опублик.: 06.09.11
Число обращений: 0

  • Ельцин Борис Николаевич
  • Горбачев Михаил Сергеевич
  • Кимельман Семен Аронович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``